Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:21, реферат
Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО; IFRS англ. International Financial Reporting Standards) — набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчётности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия.
Международные стандарты финансовой отчетности применяют свыше 200 тыс. предприятий в 103 странах. Несопоставимость сведений о деятельности фирм приводит к ошибкам в управлении. И российские компании, планирующие работать на мировых фондовых рынках, обязаны представлять свои отчеты в соответствии с мировыми стандартами .
Введение
§1. Международные стандарты финансовой отчетности (понятие)
§2. Сравнительный анализ российских и международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности
§3. Применение международных стандартов финансовой отчетности в России
Заключение
Список используемой литературы
Преобладание содержания над формой. В докладе Рабочей группы по международным стандартам сказано, что при составлении отчетности операции и события можно рассматривать с точки зрения их юридической формы, поскольку они вытекают из договорных отношений, и с экономической точки зрения, выделяя в бухгалтерской отчетности экономическое содержание операций, даже если юридическая форма отличается от экономического содержания и предполагает иную оценку данного явления. В тех случаях, когда такой подход противоречит принятому законодательству, этот факт, его воздействие на финансовое положение и результаты коммерческой деятельности необходимо указывать в документации.
Понятность формы представления отчетности связана с ее стандартным содержанием и форматом, устанавливаемым Министерством финансов для всей бухгалтерской отчетности страны.
Нейтральность. Отчетная информация должна быть объективной по отношению к разным пользователям. Практическое применение этого принципа затруднено, поскольку при составлении отчетности доминируют интересы регулирующих органов.
Сопоставимость информации гарантируется нормами статьи 6 (п. п. 3, 4) Закона о бухгалтерском учете и Положением по бухгалтерскому учету от 28.07.94 г. “Учетная политика предприятия”, которыми обеспечивается стабильность учетной политики, последовательность методов обработки данных и устанавливается порядок изменения учетной политики в случаях, когда это имеет существенные последствия для понимания отчетной информации пользователями. Статья 14 Закона о бухгалтерском учете устанавливает календарные границы отчетного года и определяет, что квартальная (и месячная) отчетность является промежуточной и составляется недостающим итогом с начала отчетного года. Применение данного принципа также затруднено, так как российское законодательство очень часто изменяется, и соответственно меняются требования к составлению отчетности, а, следовательно, отчетность за разные периоды может отличаться.
Следует отметить, что опасения зарубежных специалистов по поводу “непрозрачности” нашей отчетности имеют под собой определенные основания, но они скорее относятся не к содержанию и форме отчетности, а к ее составлению и подтверждению. Закон “О бухгалтерском учете”, вступивший в действие в ноябре 1996 года, предполагает, что в составе бухгалтерской отчетности представляется аудиторское заключение, подтверждающее достоверность отчетности.
В условиях нестабильности экономики эта мера вполне оправдана и направлена на защиту пользователя отчетной информации от ее преднамеренного искажения.
Существенной проблемой для пользователей отчетности является установление факта стабильности деятельности организации. Эта проблема усугубляется еще и тем, что в стране действуют весьма упрощенные законодательные правила, позволяющие любому зарегистрировать организацию, а затем прекратить операции и начать регистрировать другую организацию без ликвидации предыдущей. [5]
Действующий План счетов перегружен и практически исчерпал себя. В учете не отражаются отложенные затраты, предстоящие процентные платежи, весьма запутана методика отражения арендных отношений, оценки имущества, имеются сложности в отражении операций финансовых институтов, инвестиционных фондов. Бухгалтерский учет, а, следовательно, и отчетность, составляемая на этой базе, еще во многом обслуживают фискальные интересы. Сотрудники налоговых служб рекомендуют организациям такой порядок учета, который удобен для налоговых служб, но не соответствующий международным правилам составления финансовой отчетности.
Крупным шагом в преодолении этих недостатков является Закон РФ “О налоговом кодексе”, в котором предусмотрено разделение бухгалтерской и налоговой отчетности, что позволяет обеспечить большее соответствие бухгалтерской отчетности международным нормам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного анализа можно заключить, что данные отчетности, составленной по российским правилам, по-прежнему существенно отличается от финансовой информации, подготовленной в соответствии с МСФО.
В основе таких отличий - разное понимание ряда основополагающих элементов постановки и ведения бухгалтерского учета. Это касается, в первую очередь, адресной направленности отчетности, объяснения достоверности, трактовки активов/имущества, применения метода начислений, требований осмотрительности, приоритета содержания перед формой и рациональности, а также возможности профессиональных суждений (оценок) при подготовке отчетности. Конкретным проявлением приведенных отличий становятся различия в порядке оценки, признания и отражения в отчетности отдельных видов активов, пассивов и операций: разный порядок формирования отчетных показателей об основных средствах, НИОКР, договорах аренды, условных обязательствах, событиях после отчетной даты, прекращенной деятельности и т.д.
Спорным является мнение, получившее достаточно широкое распространение, согласно которому переход к использованию международных стандартов рассматривается в качестве конечной и чуть ли не единственной цели реформирования системы, адекватной новому типу хозяйственных отношений в российской экономике. В результате реформы должны быть созданы условия для формирования хозяйствующими субъектами полезной информации об их финансовом положении и результатах деятельности, а также обеспечены достоверность и надежность бухгалтерской отчетности как важнейшего источника информации для принятия решений широким кругом заинтересованных пользователей.
Внедрение МСФО не подразумевает одномоментного изменения всей системы учета и отчетности в России. Переход к использованию международных стандартов, несомненно, должен быть постепенным и целенаправленным процессом. Смысл такого процесса заключается в том, чтобы недостатки и несоответствия отечественной системы бухгалтерского учета устранялись последовательно в соответствии с запросами рыночной экономики без нарушения целостности этой системы.
Приложение 1 – Перечень действующих МСФО и их аналогов в России
МСФО (IAS, IFRS) |
РПБУ |
МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» |
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» |
МСФО (IAS) 2 «Запасы» |
ПБУ 5/01 «Учет материально- |
МСФО (IAS) 7 «Отчеты о движении денежных средств» |
- |
МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в расчетных бухгалтерских оценках и ошибки» |
ПБУ 1/08 «Учетная политика организации» |
МСФО (IAS) 10 «События после отчетной даты» |
ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» |
МСФО (IAS) 11 «Договоры на строительство» |
ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» |
МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» |
ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» |
МСФО (IAS) 14 «Сегментная отчетность» |
ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» |
МСФО (IAS) 16 «Основные средства» |
ПБУ 6/01 «Основные средства» |
МСФО (IAS) 17 «Аренда» |
- |
МСФО (IAS) 18 «Выручка» |
ПБУ 9/99 «Доходы организации» |
МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» |
- |
МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» |
ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» |
МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений валютных курсов» |
ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» |
МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам» |
ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» |
МСФО (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах» |
ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах» |
МСФО (IAS) 30 «Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых организаций» |
Документы, разрабатываемые и издаваемые Центральным банком Российской Федерации |
МСФО (IAS) 31 «Участие в совместной деятельности» |
ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности» |
МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты –раскрытие и представление информации» |
ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» |
МСФО (IAS) 33 «Прибыль на акцию» |
Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию (утверждены Приказом Минфина России от 21.03.2000 № 29н) |
МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность» |
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» |
МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» |
- |
МСФО (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» |
ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности» |
МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» |
ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» |
МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты – признание и оценка» |
ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» |
МСФО (IAS) 40 «Инвестиционная недвижимость» |
- |
МСФО (IFRS) 3 «Объединение предприятий» |
ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности»; Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (утверждены Приказом Минфина России от 20.05.2003 № 44н) |
МСФО (IFRS) 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность» |
ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» |
Список используемой литературы