Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:53, курсовая работа
Современное состояние мирового хозяйства в последние десятилетия определяется расширением и углублением процессов интернационализации экономик различных стран. Одним из основных направлении интернационализации хозяйственной жизни является экспорт капитала, в частности, иностранные инвестиции.
Для развития международного экономического сотрудничества необходимо выбрать оптимальные формы привлечения и использования дополнительных средств из-за рубежа, законодательного обеспечения функционирования иностранных инвестиций на территории Республики Казахстан.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ.
1.1. ПОНЯТИЕ КРЕДИТА.
1.2. . Формы и виды международного кредита.
ГЛАВА 2. КАЗАХСТАН В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
2.1 Казахстан в системе международных кредитных отношений.
2.2 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КРЕДИТОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
С точки зрения техники предоставления различаются: финансовые (наличные) кредиты, зачисляемые на счет должника в его распоряжение; акцептные кредиты в форме акцепта тратты импортером или банком;
депозитные сертификаты; облигационные займы; консорциальные кредиты и т.д.
В зависимости от кредитора кредиты делятся на:
-частные (предоставляемые фирмами, банками, посредниками-брокерами);
-правительственные;
-смешанные
(участвуют частные
-межгосударственные
(предоставляемые
Банковское кредитование экспортера и импортера выступает в форме ссуд под залог товаров, товарных документов, векселей, а также учета тратт. Иногда банки предоставляют крупным фирмам-экспортерам, с которыми они тесно связаны, бланковый кредит.
Банковские кредиты в международной торговле имеют преимущества перед коммерческими. Они дают возможность получателю свободнее использовать средства на покупку товаров, освобождают его от необходимости обращаться за кредитом к фирмам-поставщикам, производить с последними расчеты за товары за счет банковского кредита. Благодаря привлечению государственных средств и применению гарантий частные банки нередко предоставляют экспортные кредиты на 10- 15 лет по ставкам ниже рыночных. Но банки ограничивают использование кредита пределами своей страны и нередко ставят условия о расходовании его на определенные цели, например на покупку товаров у фирм, в которых они заинтересованы. При этом банковский кредит приобретает свойства коммерческого кредита.
Банки предоставляют экспортные и финансовые кредиты. Экспортный кредит - кредит, выдаваемый банком страны-экспортера банку страны-импортера для кредитования поставок машин, оборудования и т. д., такие кредиты выдаются в денежной форме и носят «связанный» характер: заемщик обязан использовать ссуду исключительно для закупок товаров в стране экспортера, финансовый кредит банка позволяет закупать товары на любом рынке и на максимально выгодных условиях. Часто финансовый кредит не связан с товарными поставками и предназначен, например, для погашения внешней задолженности, поддержки валютного курса, пополнения авуаров (счетов) в иностранной валюте.
Крупные банки предоставляет акцептный кредит в форме акцепта переводного векселя. Векселя, акцептованные банком, служат инструментом предоставления межбанковских кредитов, что расширяет возможность кредитования внешней торговли. Существует мировой рынок банковских акцептов, акцептованные первоклассными банками тратты легко реализуются на рынке ссудных капиталов. Путем возобновления акцептов кредиты часто превращаются из краткосрочных в долгосрочные.
Одной из форм кредитования экспорта является акцептно-рамбурсный кредит, основанный на сочетании акцепта векселей экспортера банком третьей страны и переводе (рамбурсировании) суммы векселей импортером банку-акцептанту. Акцептно-рамбурсный кредит наиболее обеспечен, когда он связан с внешнеторговыми операциями и применяется при расчетах между экспортером и импортером. Технически при этом используется аккредитив и переводной вексель. Условия данного кредита - лимит, срок кредита, процентная ставка, порядок оформления, использования, погашения - определяются на основе предварительной межбанковской договоренности. Обеспеченность его обусловлена реализацией товара. Если кредит не связан с товарными поставками, он приобретает чисто финансовый характер.
Расширение внешнеторгового оборота, потребности мобилизации крупных сумм на длительные сроки со значительным риском привели к развитию средне- и долгосрочного международного кредита. Система кредитования экспорта посредством векселей не могла удовлетворить возросшие потребности международной торговли. В ряде стран (Англия, Франция, Япония) создана специальная система средне- и долгосрочного кредитования, в принципе аналогичная формам краткосрочного кредитования (коммерческим, банковским, межгосударственным кредитам и т. д.), но имеет свои особенности.
Одной из форм кредитования экспорта банками стал кредит покупателю (на 5-9 и более лет). Особенность этого кредита заключается в том, что банк экспортера кредитует не национального экспортера, а иностранного покупателя, т. е. фирмы страны-импортера и банки.
Обычно такие кредиты связываются с приобретением товаров и услуг у определенной фирмы. При этом экспортер не участвует в кредитовании сделки, что исключает возможность завышения цены кредита. Стоимость банковских кредитов покупателю фиксируется на ряд лет на уровне ниже стоимости заемных средств на рынке ссудных капиталов, что повышает их конкурентоспособность. Срок кредита покупателя превышает срок кредита поставщика.
Банки
при этом могут открывать кредитные
линии для иностранных
Банки предоставляют долгосрочные кредиты по компенсационным сделкам, основанным на взаимных поставках товаров на равную стоимость. Получая в кредит (на 8-15 лет) машины, оборудование для создания и реконструкции предприятий, освоение природных ресурсов, заемщик в погашение кредита осуществляет встречные поставки продукции построенных предприятий. Отличительная черта этих сделок - крупномасштабный, долгосрочный и целевой характер, взаимная обусловленность экспортных и импортных сделок. При реализации таких сделок применение коммерческих кредитов ограничено и преобладают долгосрочные консорциальные кредиты.
Частью долгосрочных кредитов являются займы - привлечение государственными или частными корпорациями заемных средств на национальном и мировом рынках ссудных капиталов путем выпуска своих долговых обязательств. Долгосрочные кредиты обслуживают расширенное воспроизводство основного капитала, экспорт машин, оборудования, реализацию промышленных проектов. Различают следующие формы долгосрочных (10-15 лет и более) межгосударственных кредитов за счет ассигнований из госбюджета:
- кредиты международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций;
- займы на льготных условиях (форма помощи);
- совместное
финансирование несколькими
Инициатором
выступают международные
Синдикаты частных банков дают кредиты при условии получения страной-заемщиком кредитов МВФ или МБРР. Главная цель подобного «разделения труда» - регулирование доступа заемщиков на мировой рынок ссудных капиталов.
Одной из форм долгосрочного частного международного кредита является эмиссия денных бумаг.
Новой формой долгосрочного международного кредитования является проектное финансирование - это кредитование проектов на определенный срок. Его специфика - это увязка основных этапов инвестиционного цикла между собой, осуществляемая банковским синдикатом.
Международные кредитные операции являются объектом не только рыночного, но и государственного регулирования. При этом государство может выступать в роли кредитора, заемщика, донора (субсидии) и гаранта.
Одной из форм государственного регулирования кредита является регламентация основных показателей международной деятельности банков по линии:
- ограничение круга их операций за рубежом;
- нейтрализация последствий взаимного влияния и заграничных операций;
- регулирование
участия национальных банков
в международных банковских
Своеобразной
формой регулирования являются «джентльменские
соглашения» между
Межгосударственное регулирование международного кредита осуществляется в различных формах:
- координация условий экспортных кредитов;
- согласование размера помощи развивающимся странам;
- регламентация деятельности международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций.
Межгосударственное регулирование кредитов испытывает влияние противоречивых тенденций - партнерства и разногласий - во взаимоотношениях основных мировых финансовых центров.
В рамках
официальной помощи развитию в соответствии
с Соглашениями с МВФ «О программе системных
преобразований» (STF) Республикой Казахстан
получены $173,2 млн, действуют кредитные
линии Австрии, Великобритании, Германии,
Израиля, Испании, Италии, Канады, Китая,
США, Турции, Франции и других стран. А
также Европейского Союза. В рамках открытых
кредитных линий в 2000 г. подписано 115 индивидуальных
кредитных соглашений на общую сумму $17,21
млн. Налицо результаты реализации проектов.
Турецкой кредитной линией финансируется
строительство крупной макаронной фабрики
в Петропавловске, предприятий по переработке
кожевенного сырья, заводов по производству
средств связи в Павлодаре и Уральске,
отеля «Анкара» и реконструкции гостиниц
«Медеу» и «Алатау» в Алматы, обустройство
г. Акмолы. За счет австрийского кредита
построена пятизвездочная гостиница «Рахат-Палас».
За счет германского кредита произведена
модернизация прессового производства
на ТАО «Павлодартрактор», приобретено
оборудование для ПО «Карагандауголь».
Наиболее предпочтительным видом использования
внешних ресурсов в экономике являются
прямые инвестиции, т. е. создание предприятий
с полным или частичным участием иностранного
капитала. Большое внимание со стороны
Нацбанка РК уделяется вопросам управления
внешними ресурсами, осуществляются мероприятия
по отслеживанию процессов получения
внешних займов и инвестиций. Влиятельнейшее
в Европе агентство по оценке кредитоспособности
«ФИУ АЙ-БИ-СИ-ЭЙ» повысило на 2002 г. кредитный
рейтинг Казахстана с «ВВ-» до «ВВ» (представляется
негарантированным долговым обязательством
заемщиков высокого уровня) и присвоило
тенге долговременный рейтинг на уровне
«ВВВ-».
Глава 2. Казахстан в системе международных кредитных отношений.
2.1. Казахстан в системе международных
кредитных отношений
Казахстан, как почти все развивающиеся страны, вынужден привлекать не только прямые иностранные инвестиции, но и внешние кредиты. В индустриально развитых странах заемные средства используются в основном для создания новых рабочих мест, в развивающихся же эти средства ускоряют процесс развития экономики, дополняя внутренние ресурсы, предназначенные для инвестирования, Позитивными аспектами воздействия внешних кредитов в Казахстане являются возможность инвестирования назревших первоочередных общегосударственных потребностей, не имеющих других источников финансирования; - покрытие на здоровой основе (без очередной эмиссии) бюджетного дефицита; - поддержание эластичности денежного обращения; - углубление интеграции республики в мировое сообщество, в том числе интеграции рынков капитала, коммуникации. Однако, зарубежные заемные средства не могут считаться доходами государства, так как характеризуются возвратностью, срочностью и платностью предоставляемых средств. Отсутствие разграничения доходов и займов на практике может привести к усилению негативных последствий: - нарушается реальная оценка правительством его финансовых возможностей, что ведет к расстройству финансовой и денежно-кредитной системы; - углубляется непроизводительный реакционный характер применения кредитных ресурсов; - увеличивается размер той части национального дохода, которая выводится за границу в виде платежей за внешний кредит; -возможна чрезвычайная зависимость состояния государственных финансов от иностранных кредиторов вплоть до того, что использование ссудного иностранного капитала может стать материальной базой потери экономической независимости государства. Если заимствование становится непропорциональным по отношению к другим источникам финансирования инвестиций, может возникнуть кризис задолженности.
Поэтому во многих странах принимается специальное законодательство для установления лимита государственного долга. Банковские кредиты суверенные заемщики могут получать для покрытия дефицита платежного баланса страны, поддержания курса национальной валюты, а также для финансирования проектов экономического развития в соответствии с целями государства. При этом государственные расходы, финансируемые за счет займов, не обязательно должны приносить непосредственные доходы. Они могут способствовать общему экономическому развитию, росту частных инвестиций, обеспечению занятости, расширению базы налогообложения в стране, что в конечном итоге приводит к росту доходов государства и увеличению его кредитоспособности по обслуживанию внешнего долга. Коммерческие кредиты предоставляются коммерческими зарубежными банками в основном для финансирования импорта, и, как правило, являются краткосрочными - от 3 до 6 месяцев. Получение коммерческих кредитов зависит от кредитоспособности страны-заемщика и от жизнеспособности финансируемого проекта. Наиболее выгодным источником финансирования для развивающихся стран являются субсидии, предоставляемые из бюдже-тов других стран. Они расходуются так же, как и любой другой вид невозместимых доходов, но в большинстве случаев привязаны к конкретным проектам. Другим распространенным источником являются займы на основе официальной помощи в целях развития, которые представляют многосторонние (МБРР, MAP), региональные и национальные учреждения. Эти займы обусловлены не финансовыми соображениями, а целями содействия экономическому и социальному развитию страны-получателя. Условия их предоставления могут быть различными в каждом конкретном случае, но в целом они являются льготными, включая процентные ставки, периоды возмещения и возможность отсрочки выплат. Специфическими особенностями займов официальной помощи являются: особая система выплат; участие страны-заемщика в финансировании проекта. В зависимости от донора требуемая доля участия Казахстана составляет от нескольких до 50% стоимости проекта, либо финансирование части расходов в национальной валюте2. Как член международных финансово-экономических организаций, Казахстан получает официальные льготные кредиты и техническую помощь. Так, в соответствии с соглашением с МВФ о системных преобразованиях экономики СТВ будет получено 123 млн. СДР со сроком погашения 10 лет, начиная с 1998 г. при 5%-ной ставке. Аналогичны условия соглашения о выделении 123 млн. СДР резервного кредита по программе Stand By. Заключены соглашения с МБРР о двух займах - Реабилитационном и Займе технической помощи, которые представляются также на льготных условиях: на 17 лет при отсрочке выплат на 5 лет и 7,5%-ной ставке, с Всемирным Банком о займе для городского пассажирского транспорта. Наибольшая часть внешних заемных средств была направлена на развитие электроэнергетики, металлургии, легкой промышленности, транспорта и связи. Экспортные кредиты предоставляются государственными или коммерческими банками, или на основе ассоциативного (смешанного) финансирования для развития экспортного потенциала. Экспортные кредиты довольно легко интегрируются в систему финансовой помощи, так как имеют ряд преимуществ: - являются льготными, что облегчает обслуживание долга; - предлагаются на основе фиксированной процентной ставки, что защищает заемщиков от колебаний рыночных цен и облегчает оценку проекта с точки зрения его жизнеспособности; - имеют более длительные сроки погашения, чем коммерческие - от 2-х до 5-ти лет и более. Однако, использование экспортных кредитов не только способствует развитию экспортного потенциала страны-заемщика, но и может привести к дальнейшему ухудшению структуры производства и, как следствие, нерациональной структуре внешней торговли. Особенно негативно отражается на экономике принимающей страны увеличение объемов "связанного" кредита даже в том случае, если он представляется на льготных условиях. Предлагая финансирование такого рода, экспортеры капитала нередко продают устаревшую технику, технологию, продукцию и в то же время закрывают доступы к рынкам для более эффективных производителей.