Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 07:03, реферат
К сфере материального производства относятся отрасли народного хозяйства, виды деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, в форме перемещения грузов, хранения, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением процесса производства в сфере обращения. Виды деятельности, в процессе которых материальные блага не создаются, образуют в своей совокупности непроизводственную сферу, здесь результат труда выступает в виде оказания различного рода услуг. Критериями разграничения отраслей народного хозяйства и предприятий входящих в них на две названные сферы является их отношение к процессу создания материальных благ и результаты труда.
Место и роль финансов предприятий материального производства в финансовой системе РФ, принципы их организации
Задача
Литература
Приложение
Под влиянием научно-технического прогресса и роста производительности труда происходит постоянный процесс изменения структуры затрат на предприятиях материального производства: повышается удельный вес овеществленного труда и снижается удельный вес затрат живого труда, что также является отличительной особенностью предприятий материального производства.
По характеру структуры затрат на производство все отрасли промышленности можно подразделить на следующие группы:
Совокупность производственных затрат показывает, во что обходится предприятию изготовление выпускаемой продукции, т.е. производственную себестоимость продукции.
Производственная себестоимость и внепроизводственные расходы составляют полную себестоимость продукции.
Таким образом, на практике под себестоимостью понимают денежное выражение текущих затрат предприятия материального производства на производство и сбыт продукции. Как экономическая категория себестоимость представляет обособившуюся часть стоимости продукции, состоящую из затрат овеществленного труда и заработной платы. Себестоимость отражает большую часть стоимости продукции и как показатель хозрасчетной деятельности предприятия быстро реагирует на эффективность использования производственных ресурсов, повышение фондоотдачи, экономию сырья, материалов, топлива и энергии, рост производительности труда. Она находится в тесной взаимосвязи с другим важным показателем эффективности — рентабельностью, влияя на ее величину.
Материальные
затраты предприятий
Величина затрат на реализуемую продукцию не совпадает с объемом затрат на производство продукции, что также является отличительной особенностью предприятий материального производства, за счет остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого года и внепроизводственных расходов, которые полностью относятся на реализованную продукцию.
Размер плановых затрат на реализуемую продукцию (Зр) можно определить по следующей формуле:
Зр = 31 + Т — 32 + С
где 31 — остатки нереализованной продукции на начало планируемого года по фактической (ожидаемой) производственной себестоимости;
Т — товарная продукция планируемого года по плановой производственной себестоимости;
32 — предполагаемые остатки нереализованной продукции на конец планируемого года по плановой производственной себестоимости;
С — внепроизводственные расходы по плану на год.
В практике финансового планирования размер остатков нереализованной продукции принято определять следующим образом:
Товары, не оплаченные в срок покупателями, и товары, находящиеся на ответственном хранении, на конец года не планируются, так как их наличие связано с нарушением нормального процесса хозяйственно-финансовой деятельности предприятий.
Реализация продукции предприятием материального производства также имеет ряд особенностей. Реализованной продукцией предприятия материального производства считается готовая продукция, отгруженная потребителю или вывезенная им со склада предприятия-изготовителя, в оплату которой полностью поступили средства на расчетный счет предприятия материального производства.
В объеме реализации продукции, кроме того, учитывается стоимость работ промышленного характера. К ним относятся: стоимость нестандартного оборудования, изготовленного для нужд собственного производства; стоимость инструментов, специальной оснастки своего производства, зачисленных в состав основных фондов.
В объем реализации не включается стоимость продукции, оплаченной, но не отгруженной покупателю в отчетном периоде или оставленной на ответственном хранении у предприятия-изготовителя. Стоимость реализуемой продукции определяется в оптовых ценах предприятия.
Применение объема реализованной продукции в качестве оценочного показателя хозяйственной деятельности предполагает его тесную увязку с натурально-вещественными показателями.
Основным показателем финансовой деятельности предприятия материального производства является объем поставок товаров в розничных ценах, основанных на заключенных договорах с торгующими организациями.
Объем нормативной чистой продукции предприятия материального производства определяется методом прямого счета:
При большом ассортименте выпускаемых изделий используется показатель нормативной стоимости обработки (норматив прибавленной стоимости), определяемый как разность между оптовой ценой, затратами на сырье, материалы и стоимостью комплектуемых изделий. В добывающих отраслях промышленности и в других с относительно малыми материальными затратами целесообразно применять показатель товарной продукции, по своей структуре близкий к нормативной стоимости обработки.
Наряду с показателем нормативной чистой продукции сохраняют свое значение такие показатели, как реализованная, валовая и товарная продукция. Они используются в качестве обобщающих показателей роста объемов производства, для определения соотношений в темпах роста средств производства и предметов потребления и для других целей.
Объем
реализованной продукции
Выручка от реализации представляет сумму денежных средств, поступивших на расчетный счет предприятия за отгруженную покупателям продукцию. По своему экономическому назначению она является источником денежных доходов. Поступление выручки - важная стадия кругооборота средств предприятия материального производства, имеющая большое значение для обеспечения нормальной хозяйственной деятельности, которая имеет ряд особенностей. Определяющим моментом в этом процессе является своевременность поступления средств. Кроме выручки от реализации основной продукции, предприятие может получать выручку от прочей реализации (поступления от реализации выбывшего имущества, излишних материалов и др.). Поскольку оплата отгруженной продукции производится как по оптовым ценам предприятия, так и по оптовым ценам промышленности, розничным или расчетным ценам, выручка от реализации может не совпадать с объемом реализованной продукции. На размер выручки от реализации влияют объем выпускаемой продукции, ее ассортимент, качество и уровень реализационных цен.
Объем выручки от реализации находится в прямой зависимости от количества реализуемой продукции, которое в свою очередь определяется объемом производства, размером переходящих остатков готовой продукции на складе предприятия и в отгрузке. Немаловажную роль здесь играют ритмичность отгрузки продукции и форма расчетов за нее. От своевременности отгрузки и применения более эффективных форм расчетов зависит выполнение финансового плана по выручке от реализации.
Ассортимент изготавливаемой предприятием продукции оказывает существенное влияние на размер выручки от реализации. Увеличение удельного веса более дорогостоящей продукции в общем объеме реализации приводит к росту выручки от реализации. Однако это увеличение не может быть самопроизвольным.
Объем выручки от реализации находится в прямой зависимости от качества выпускаемой предприятием продукции.
Работники финансовых служб предприятия обязаны принимать все необходимые меры для выполнения финансового плана по выручке от реализации продукции, строго контролировать выполнение плановых заданий по факторам, от которых зависит объем выручки от реализации.
Из
выручки от реализации продукции
предприятия материального
Финансы предприятий и отраслей экономики являются исходной основой финансовой системы страны, поскольку охватывают важнейшую часть всех денежных отношений в сфере общественного воспроизводства, где создается общественный продукт страны. От состояния финансов предприятий зависит возможность удовлетворения общественных потребностей общества, улучшение финансового положения страны. Финансы предприятий осуществляют процесс распределения и перераспределения стоимости общественного продукта на трех основных уровнях:
- на
общегосударственном (
- на уровне предприятия;
- на
уровне производственных
Распределяя и перераспределяя стоимость на общегосударственном уровне, финансы предприятий обеспечивают формирование финансовых ресурсов страны, используемых для образования бюджета и вне-бюджетных фондов.
На уровне предприятий - они обеспечивают сферу материального производства необходимыми финансовыми ресурсами и денежными средствами для непрерывного процесса расширенного воспроизводства.
На уровне производственных коллективов с помощью финансов формируются денежные фонды - оплаты труда, материального стимулирования, осуществляются программы социального развития коллективов предприятий.
Важную
роль играют финансы в обеспечении
сбалансированности в народном хозяйстве
между материальными и
Непосредственная связь финансов предприятий со всеми фазами воспроизводственного процесса обуславливает их высокую потенциальную активность и широкую возможность воздействия на все стороны хозяйствования. Они служат важным инструментом экономического стимулирования и контроля за экономикой страны и управления ею.