Место финансов в системе экономических наук

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:02, контрольная работа

Краткое описание

Финансы - это определенная совокупность отношений собственности по поводу формирования и использования фондов денежных ресурсов. С одной стороны, они выражают отношения присвоения части необходимого и прибавочного дохода, возникающие между государством, субъектами предпринимательской деятельности и гражданами. С другой - это денежные фонды и финансовые ресурсы, опосредующие движение материальных и человеческих ресурсов.

Оглавление

Место финансов в системе экономических наук 2
Точки зрения на финансовую систему 4
Финансовые рынки 9
Бюджетная система и ее уровни 15
Бюджетное устройство Российской Федерации 20
Налоговая система РФ. Основные принципы налогообложения
( экономические, юридические) 23
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

контрольная по финансам.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

Отдельное, не менее, а  может быть и более важное звено  бюджетной системы РФ составляют многочисленные местные бюджеты. С  началом рыночных преобразований в  ведение местных властей были переданы отрасли хозяйства, связанные с непосредственным обслуживанием населения, массовая сеть социально-культурных учреждений. За счет местных бюджетов в настоящее время обеспечивается финансирование более 80% бюджетных расходов на здравоохранение, более 60% расходов на просвещение, крупные бюджетные средства направляются на развитие производственной и социальной инфраструктуры.

При этом бюджеты нижестоящих  органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты  вышестоящих уровней.

Доходная часть  бюджетов состоит из закрепленных и  регулирующих доходов. Кроме того, в бюджеты могут поступать дотации и субвенции, а также заемные средства.

Закрепленные  доходы - это доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет.

Регулирующие  доходы - это доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год.

Под дотацией понимаются средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Субвенция - это средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов.

Субсидия - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В условиях бюджетного дефицита, когда для покрытия бюджетных  расходов недостаточно собственных  средств, исполнительные органы власти могут привлекать заемные средства, т. е. получать процентные или беспроцентные  ссуды из иных бюджетов, по решению представительных органов власти в установленном порядке выпускать займы на инвестиционные цели на соответствующих территориях, брать краткосрочные кредиты коммерческих банков.

Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся  на его территории муниципальных образований.

Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и  консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные  бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах  и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Консолидированный (сводный) бюджет области выполняет функцию  объединения бюджетных показателей  территории. В нем находят отражение  результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе, условия сбалансированности доходов и расходов в целом по субъекту Федерации.

Все бюджеты, входящие в  бюджетную систему страны, взаимодействуют  в рамках межбюджетных отношений.

 

Межбюджетные отношения  определяются, как отношения между  органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Межбюджетные отношения  основываются на следующих принципах:

- распределения и закрепления  расходов бюджетов по определенным  уровням бюджетной системы РФ;

- разграничения регулирующих  доходов по уровням бюджетной  системы Российской Федерации;

- равенства бюджетных  прав субъектов РФ, равенства  бюджетных прав муниципальных образований;

- выравнивания уровней  минимальной бюджетной обеспеченности  субъектов РФ, муниципальных образований;

- равенства всех бюджетов  РФ во взаимоотношениях с федеральным  бюджетом, равенства местных бюджетов  во взаимоотношениях с бюджетами субъектов федерации.

В соответствии с этими  принципами отдельные виды бюджетных  расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов  РФ и из бюджетов субъектов РФ в  местные бюджеты. Так же, можно  сказать, что в основе межбюджетных отношений в России лежит бюджетный федерализм, основу которого составляет разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, заложенные в Конституции РФ.

 

 

 

 

 

 

V. Бюджетное устройство Р.Ф.

Бюджетное устройство - организация бюджетной системы и взаимосвязей между ее отдельными звеньями. Бюджетное устройство включает: структуру бюджетной системы; принципы функционирования; бюджетную классификацию. Бюджетное устройство основано на юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственных и местных бюджетов, а в федеративных государствах и бюджетов членов федерации; распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, а также платежи в бюджетную систему и расходование средств из нее. Бюджетное устройство находится в непосредственной зависимости от государственного устройства (федеративное или унитарное государство), от социально-экономического строя общества. Основой бюджетного устройства Российской Федерации является бюджетный федерализм, реализуемый посредством единой бюджетно-налоговой политики государства.

Основными принципами бюджетного устройства Российской Федерации являются:

1) принцип единства  бюджетной системы - единство  правовой базы, денежной системы,  форм бюджетной документации, принципов  бюджетного процесса, санкций за  нарушения бюджетного законодательства, единый порядок финансирования  расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

2) принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы Российской  Федерации - закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации,  органами   государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

3) принцип самостоятельности  бюджетов - а) право законодательных  (представительных) органов   государственной    власти и органов местного  самоуправления на каждом уровне  бюджетной системы РФ самостоятельно  осуществлять бюджетный процесс;  б) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ; в) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов; г) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов; д) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; е) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджетах, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; ж) недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов о бюджетах, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства;

4) принцип полноты  отражения доходов и расходов  бюджетов -все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме;

5) принцип   сбалансированности  бюджета - объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

6) принцип эффективности  использования бюджетных средств  - при составлении и исполнении  бюджетов уполномоченные органы  и  получатели   бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного     бюджетом     объема средств;

7) принцип гласности  - обязательное опубликование в  открытой печати утвержденных  бюджетов и отчетов об их  исполнении, полнота представления  информации   о   ходе  исполнения  бюджетов; открытость для общества  и средств массовой информации  процедур   рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в  т. ч.   по   вопросам, вызывающим  разногласия  либо внутри законодательного органа государственной  власти,    либо между законодательным и исполнительным органами;

8) принцип         достоверности бюджета - надежность показателей   прогноза  социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

9) принцип адресности  и целевого     характера      бюджетных средств -  бюджетные   средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Налоговая система Р.Ф. Основные принципы налогообложения

( экономические  и юридические).

 

Структура и  особенности российской налоговой системы.

Действующая в настоящее  время в России налоговая система  имеет относительно короткую историю. Она начала складываться только в 1992 г., а основные законы, регулирующие вопросы налогообложения, были приняты  в декабре 1991 г. На протяжении прошедших с этого момента лет российская налоговая система подверглась множеству изменений, уточнений и модификаций, однако основные элементы и принципы построения этой системы в целом сохранились и поныне. Наиболее существенные изменения были внесены в налоговую систему России в ходе реформы, начало которой было положено в 1999-2001 гг.

Вообще, налоговая система  любого государства представляет собой:

во-первых, взаимосогласованную  совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей, используемых в той или иной стране для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов;

во-вторых, систему законов  и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и  уплаты в бюджет различных налогов, сборов и иных налоговых платежей;

в-третьих, систему государственных  институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов в  соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и  правильностью уплаты налогов.

С известной долей условности первый из названных аспектов может быть назван системой налогов, второй - системой налогового законодательства, а третий - институциональной системой налогообложения. Все указанные аспекты не существуют и не могут существовать сами по себе независимо друг от друга. Они взаимосвязаны, и невозможно рассмотреть систему налогов, не рассматривая законодательство и подзаконные нормативные акты, а последние - вне зависимости от институтов, которые их принимают и администрируют.

Структура налоговой системы может рассматриваться в следующих основных аспектах:

с точки зрения соотношения  прямых и косвенных налогов;

с точки зрения распределения  налоговой нагрузки на физических и  юридических лиц;

с точки зрения роли отдельных  налогов в формировании общей величины доходов бюджетной системы;

с точки зрения распределения  налоговых доходов между уровнями бюджетной системы (налоговые доходы федерального бюджета, налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации, налоговые  доходы местных бюджетов), а также в некоторых других аспектах.

С точки зрения проблем  макроэкономического регулирования  роль прямых и косвенных налогов  различается весьма существенно. Так, прямые налоги могут использоваться в качестве встроенных стабилизаторов, они достаточно чутко реагируют на смену фаз экономической конъюнктуры и с этой точки зрения представляют собой циклически нестабильный источник налоговых доходов. В отличие от них, косвенные налоги, в целом также следуя за фазами экономического цикла, тем не менее более устойчивы к колебаниям конъюнктуры. В фазах экономического спада объем прибыли снижается весьма существенно (вплоть до нуля), в то время как товарооборот, который также может снижаться, никогда не достигает нулевой отметки.

Кроме того, косвенные  налоги обладают свойством прямого индексирования по темпам инфляции. Темпы инфляции почти автоматически переносятся на объемы поступлений косвенных налогов в доходы бюджетной системы. Динамика же поступлений прямых налогов прямо не связана с темпами инфляции.

В рамках российской налоговой системы в целом косвенные налоги играют весьма значительную роль особенно при формировании доходов федерального бюджета.

По итогам 2008 г. структура  российской налоговой системы с  точки зрения соотношения в ней  прямых и косвенных налогов представлена в таблице 1.

Таблица 1. - Структура  налоговой системы РФ в 2008г

 

Налоги      Консолидированный бюджет    Федеральный бюджет  

в % к итогу       в % от ВВП                в % к итогу    в % от ВВП    

 

Прямы                      34,36                     8,67               9,09  1,39

 

Косвенные               51,70                  13,05                             78,27                11,94

 

Прочие                    13,94                    3,52                                12,64                1,93

  

Таким образом, можно  говорить о том, что в рамках российской налоговой системы в целом  доминируют косвенные налоги, объем  которых составляет 13,05% ВВП. Доля прямых налогов ощутимо ниже - всего 8,67% ВВП. При этом федеральный бюджет в значительно большей степени, чем бюджеты субъектов Федерации, базируется на косвенных налогах (последние формируют 78% его налоговых доходов). Бюджеты же субъектов Федерации в целом в значительно большей степени ориентированы на прямые налоги. Доля последних в их налоговых доходах составляет почти 73% .

Информация о работе Место финансов в системе экономических наук