Мероприятия по антиифляционной политики государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в формулировке мероприятий антиинфляционной политики государств соответствующей инфляционным процессам в стране.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
определить сущность и виды инфляции;

Оглавление

Введение 4
1 Антиинфляционное регулирование 6
1.1 Сущность и виды инфляции 6
1.2 Антиинфляционное регулирование 7
1.2.1 Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики 7
1.2.2 Теоретические подходы разных экономических школ к проблеме инфляции 9
1.2.3 Виды антиинфляционной политики 11
1.3 Антиинфляционная политика на примере зарубежных стран 14
2 Инфляция и антиинфляционная политика России 16
2.1 Этапы формирования и модель антиинфляционной политики России 16
2.1 Анализ динамики инфляционных процессов за 2005-2008 гг. 21
3 Современный уровень инфляции и задачи антиинфляционной политики России 27
3.1 Инфляционные процессы в России на начало 2008 года 27
3.2 Перспективные направления антиинфляционной политики в России 29
Заключение 33
Библиографический список 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 37
Приложение 1 «Виды инфляции» 37
Приложение 2 «Виды антиинфляционной политики» 37
Приложение 3 «Методы фискальной политики» 38
Приложение 4 «Денежные индикаторы и темпы инфляции в России» 38
Приложение 6 «Динамика регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и услуги ЖКХ в среднем по России (в %, за годовой период)» 39
Приложение 7 «Структура инфляции» 39
Приложение 8 «Денежная база, денежная масса и валютные резервы» 40
Приложение 9 «Динамика на потребительские товары и услуги» 41
Приложение 10 «Динамика цен производителей по отдельным видам экономической деятельности» 42
Приложение 11 «Инфляция на потребительском рынке в целом (%)» 43
Приложение 13 «Темпы роста денежной базы в широком определении и денежной массы М2 и уровень снижения инфляции» 45
Приложение 14 «Основные экономические показатели в 2008 году (в % к соответствующему периоду предыдущего года)» 46

Файлы: 1 файл

Мероприятия антиинфляционной политики государств (PSV).doc

— 472.00 Кб (Скачать)

Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996 - 1998 гг. состоял в том, что в России впервые в мировой практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым государство переложило свои финансовые трудности на плечи населения. За рубежом дефляционная политика как правило проводится только в условиях “перегрева” экономической конъюнктуры, и ее крайняя мера - блокирование роста заработной платы. Дефляция в России способствовала обострению социально-экономических противоречий, которые в конечном итоге усугубили инфляционный процесс.

Валютно-финансовый кризис 1998 г., давший толчок новому витку инфляции, доказал неэффективность монетаристских методов подавления инфляции. Применяемые монетаристские рекомендации борьбы с инфляцией не учитывали ее многофакторность и подрывали основы национальной экономики России. Становится очевидным, что для сдерживания темпов роста инфляции требуется комплексный подход к антиинфляционной политике. После финансового кризиса в бюджете Российской Федерации на 1999 г. годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30%. Сохранялся значительный инфляционный потенциал, который при малейшем толчке мог вновь проявиться в росте потребительских цен.

Снижения уровня инфляции в 2000-2003 гг. (Приложение 5) удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики (государственные бюджеты в 2000-2003 гг. были исполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера.

2.1 Анализ динамики  инфляционных процессов за 2005-2008 гг.

 

Темп инфляции в России неуклонно, хотя и медленно снижается (с 84,4% в 1998 г. до 10,9% в 2005 г.)1.

В отличие от 2004 года, с середины 2005 года наметилась устойчивая тенденция снижения темпов роста  цен (Приложение 6). За июнь-октябрь 2005 года темпы роста потребительских цен были более чем вдвое ниже прошлогодних показателей. На снижение темпов инфляции во II полугодии 2005 года сказались замедление роста денежных агрегатов в I полугодии 2005 года против соответствующего периода предыдущего года, приостановление роста цен на горюче-смазочные материалы с 19 сентября до конца 2005 года по решению крупнейших производителей нефтепродуктов, значительное сезонное снижение цен на продукцию сельского хозяйства в летний период вследствие хорошего урожая 2005 года, рост импорта мясных и других продовольственных товаров.

По данным Российской статистики, потребительские цены в ноябре 2005 г. повысились на 0,7%. По итогам одиннадцати месяцев 2005 года инфляция составила 10,0% (за январь-ноябрь 2004 г. — 10,5%) (Приложение 7). За скользящий 12-месячный период потребительская корзина в ноябре подорожала на 11,3% (в октябре — на 11,7%). Базовая инфляция в ноябре 2005 г. составила 0,6%, а с начала года 7,7% (за январь-ноябрь 2004 г. — 9,3%)2.

В январе-ноябре 2005 года высокий рост потребительских цен определялся преимущественно факторами, лежащими вне сферы влияния денежно-кредитной политики. Наиболее значимым среди них был рост цен на платные услуги населению и отдельные виды товаров. Заметное ускорение по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года роста цен на услуги связано, прежде всего, с существенным ростом (по оценкам, почти на 23%) регулируемых цен. Продолжилось повышение цен на мясо и птицу, значительно ускорился рост цен на рыбу и морепродукты. Достижению целевых ориентиров по инфляции в условиях высоких мировых цен на энергоносители препятствовала динамика цен на автомобильный бензин, темпы роста которых заметно превышали общее удорожание товаров и услуг.

В ноябре 2005 г. потребительские  цены на продовольственные товары без  плодоовощной продукции повысились на 0,6%, а с начала года на 8,4% (за январь-ноябрь 2004 г. — на 11,5%).

В ноябре 2005 г. потребительские  цены на непродовольственные товары выросли на 0,6% (в октябре — на 0,7%). По итогам января-ноября удорожание непродовольственных товаров составило 5,9% (за такой же период 2004 г. — 7,0%).

Основным источником формирования (эмиссии) как денежной базы, так и денежной массы в 2006, являлись накапливаемые Банком России валютные резервы (активы у нерезидентов в иностранной валюте). Если на 1 января 2001 г. национальная денежная база была в 1,4 раза больше валютных резервов, то на 1 января 2006 г. они практически сравнялись (Приложение 8).

По данным Российской статистики, в октябре 2006 г. потребительские  цены повысились на 0,3% (в октябре 2005 г. — на 0,6%), а по отношению к  декабрю предыдущего года — на 7,5% (в сопоставимый период 2005 г. — на 9,2%). В октябре за скользящий 12-месячный период инфляция составила 9,2%. Базовая инфляция в октябре 2006 г. была равна 0,5% (в октябре 2005 г.— 0,7%), а за период с начала года — 6,5% (в 2005 г. аналогичный показатель был равен 7,1%). За скользящий 12-месячный период она составила в октябре оценочно 7,8%3.

Инфляция за десять месяцев 2006 года более чем на четверть (на 1,9 процентного пункта) была обусловлена  повышением тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства и ростом цен на сахар-песок и плодоовощную продукцию.

Цены на продовольственные  товары без плодоовощной продукции  в октябре 2006 г. повысились на 0,4% (в  октябре 2005 г.— на 0,6%), а за десять месяцев — на 7,0% (за январь-октябрь  предыдущего года — на 7,8%). Более всего в октябре возроли цены на хлеб и хлебобулочные изделия (на 1,3%), молоко и молочную продукцию (на 1,2%). Мясо и птица, рыба и морепродукты, а также масло сливочное подорожали на 0,6%. На уровне сентября сохранились цены на крупу и бобовые и масло подсолнечное. Сахар-песок подешевел на 9,3%. Цены на алкогольные напитки повысились на 0,9%.

Другие основные группы продовольственных товаров подорожали за январь-октябрь текущего года на 3,9_8,3%. В 2005 г. диапазон изменения темпов прироста цен на те же товарные группы составил 2,0_6,6%.

Инфляция в 2007 году превысила  как целевой уровень, так и  показатель предыдущего года. Динамика цен формировалась под влиянием высокого роста внутреннего спроса, а также значительного повышения  цен на продовольствие в мире (Приложение 9).

Экономический рост в  России в 2007 г. ускорился. По оценкам, фактический выпуск в 2007 г. был выше потенциального, что усиливало инфляционный фон в экономике.

Более высокими, чем в 2006 г., темпами росла заработная плата. Это нашло отражение в увеличении затрат на оплату труда в составе добавленной стоимости. Ускорился рост цен в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых (Приложение 10). Повысились темпы увеличения цен производителей в видах деятельности, выпускающих продукцию на потребительский рынок (в производстве пищевых продуктов, текстильном и швейном производстве, производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви) (Приложение 11).

Инфляция в группе стран основных экспортеров товаров в Россию с учетом их относительной значимости для российского импорта в 2007 г. (в среднем за год к 2006 г.) возросла на 2,3 процентного пункта по сравнению с аналогичным показателем 2006 г., что формировало условия для ускорения роста цен в российской экономике4.

Во второй половине 2007 г. ускорился рост цен на отдельные виды продуктов питания, во многом следуя росту цен на продовольствие в мире (Приложение 12). Возможности денежно-кредитной политики по снижению негативного влияния этих процессов на динамику цен были ограниченными.

Усиление экономической  активности явилось основным фактором ускорения динамики денежных и кредитных агрегатов. Значимым фактором увеличения денежной массы в 2007 году был приток капитала. Несмотря на замедление темпов роста денежной массы М2 в IV квартале 2007 г., ее рост оставался высоким. Сложившиеся в 2007 г. положительные монетарные разрывы свидетельствуют о сохранении инфляционных рисков со стороны денежного предложения в средне и долгосрочном периоде.

В IV квартале Банк России осуществлял меры, направленные на смягчение последствий воздействия внешних факторов, вызвавших ужесточение кредитных условий функционирования экономики в III квартале 2007 года. На фоне удорожания внешних заимствований и неустойчивости уровня ликвидности банковского сектора Банк России способствовал увеличению внутреннего рефинансирования, расширив как набор инструментов предоставления ликвидности, так и доступ кредитных организаций к ним. Временное снижение нормативов обязательных резервов в IV квартале 2007 г. также было направлено на высвобождение части банковских резервов и уменьшение стоимости заимствований. Возросшая потребность банков во внутреннем рефинансировании восполнялась посредством операций на открытом рынке и инструментов постоянного действия. В силу неравномерности образования банковской ликвидности были востребованы и операции Банка России по изъятию ликвидности.

Рост кредитно-депозитных ставок был незначительным и пока не оказал заметного воздействия на динамику кредитных показателей.

Главная проблема российской экономики состоит в том, что с немонетарными причинами инфляции денежные власти борются исключительно монетарными методами, снижая ликвидность и конкурентоспособность несырьевых отраслей экономики.

Между тем необходимо эффективно использовать накопленный инвестиционный потенциал в интересах значительного повышения конкурентоспособности российской экономики и благосостояния ее граждан.

 

3 Современный уровень  инфляции и задачи антиинфляционной  политики России

3.1 Инфляционные процессы в России на начало 2008 года

 

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики базовый индекс потребительских цен в феврале увеличился на 1,0% (Приложение 13). С начала года показатель вырос на 2,1%5.

Он не включает в расчет сезонную и административную компоненту. Обычно изменение базового индекса оказывалось заметно ниже общего прироста потребительских цен. Это позволяло Банку России утверждать, что монетарная компонента инфляции находится под контролем, и влияние этого фактора на рост потребительских цен год от года снижается.

Но в последние месяцы динамика базовой инфляции заметно  превосходит аналогичные показатели 2006 г. Различие особенно ярко: темпы различаются почти в два раза. Так, в феврале 2007 г. базовый индекс потребительских цен увеличился на 0,5%, за январь-февраль - на 1,1%. Одна из основных причин столь резкого различия в динамике по сравнению с началом прошлого года – в том, что продукты дорожают высокими темпами.

Подобная инфляция гораздо опаснее, чем те индексации тарифов, которые традиционно "двигали" потребительские цены в начале года. Инфляция продуктов питания, в отличие от тарифов, почти не контролируется властями и может оказаться гораздо более устойчивой.

В этой связи недавние заявления представителей Центрального банка о том, что в феврале инфляция почти сравнялась с прошлогодней, не выглядят успокаивающими. Ведь если в феврале 2007 г. инфляционный уровень в 1,1% во многом был обеспечен повышением регулируемых тарифов на услуги связи, то в феврале 2008 г. в 1,2% прироста основной вклад внесли продукты питания. При этом соглашение о так называемой "заморозке", низкую эффективность которого мы не раз отмечали, пока еще действует.

Центральный банк ожидает, что рост денежной массы в 2008 году составит 30-35% по сравнению с 47% в 2007 году, главным образом из-за сокращения чистого притока иностранного капитала. Но, как отметил, выступая на конференции "Рынки капитала", первый заместитель председателя Центрального банка Алексей Улюкаев, "на сегодняшний день" рост денежной массы в годовом выражении составляет 42% — цифра, которая говорит о том, что объем денег в экономике, несмотря на отток капитала, сокращается очень медленно. "Раньше было снижение инфляции в годовом выражении, и это формировало позитивные инфляционные ожидания... Сейчас мы увидели, что формируются негативные инфляционные ожидания",— отмечает Алексей Улюкаев6.

Инфляция в России за период с 8 по 14 апреля 2008 г составила 0,3%, с начала месяца - 0,8%, с начала года - 5,6%.

Инфляция в Российской Федерации в 2008 году может достигнуть 10,0 % по сравнению с фактическими 11,9 % в прошлом году, считает вице-премьер - глава Минфина Российской Федерации Алексей Кудрин.

Важно, что возможности  ЦБ по реализации антиинфляционной политики заметно ограничены сложностями в банковском секторе Российской Федерации из-за проблем на мировых финансовых рынках. В этой связи велика вероятность, что и в 2008 году власти продолжат уделять значительное внимание административным мерам борьбы с ценами. В частности, опять возобновляются разговоры об установлении предельных наценок на социально значимые продукты питания в розничной торговле

 

3.2 Перспективные направления  антиинфляционной политики в  России

 

В настоящее время  проблема инфляции в России становится особенно актуальной в связи со сменой модели экономического развития (2007 – 2009 гг.) в сторону усиления факторов инновационного развития, значительного увеличения инвестиционной активности7.

В отличие от предыдущей модели развития, основанной на природных  ресурсах, сделан акцент на развитие социальной сферы, технологическую модернизацию, инновационную структуру, повышение конкурентоспособности, улучшение инвестиционного климата, повышение энергетической безопасности и модернизацию энергетики, обновление региональной политики.

Одним из условий реализации этих важнейших задач является стабилизация рубля. С этой целью Правительство Российской Федерации впервые утвердило комплекс антиинфляционных мер, которые выгодно отличаются от ранее применявшихся разрозненных методов воздействия на инфляционный процесс.

В утвержденном Правительством комплексе антиинфляционных мер  сделан акцент на первоочередных направлениях регулирования инфляции. Из пяти направлений  три предусматривают воздействие  на ценообразование8.

Во-первых, предусмотрено  ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов (Приложение 14).

Во-вторых, намечены меры по снижению темпа роста цен на горюче-смазочные материалы с 16% в 2005 г. до 6 – 8% в 2007 г. В их числе: стимулирование конкуренции, в частности, путем организации биржевой торговли, снижение налоговой нагрузки и стимулирование технологического обновления нефтяной отрасли.

В-третьих, прогнозируется замедление роста цен на продовольственные товары (8,6 – 8,8% в 2006 г.; 7,4 – 7,6% в 2007 г.; 4,8% в 2008 г.), и чтобы он не превышал общий темп инфляции, предусмотрено стимулирование роста предложения этих товаров и доступа крестьянских и фермерских хозяйств на рынки, совершенствование регулирования импорта сельскохозяйственной продукции.

Информация о работе Мероприятия по антиифляционной политики государств