Квалификационные требования к специалистам рынка ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 02:09, реферат

Краткое описание

Новый регулятор российского рынка ценных бумаг - Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) (далее - Федеральная служба), реализуя предоставленную ей возможность самостоятельно принимать нормативно-правовые акты, в конце 2004 г. приступила к основательному обновлению нормативно-правового блока, регулирующего деятельность субъектов рынка ценных бумаг. Одним из наиболее важных и заметных явлений в этой сфере стал принципиально новый подход ФСФР к регулированию квалификационных требований к специалистам рынка ценных бумаг.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА………………5
ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИНАНСОВОГО РЫНКА………………….6
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТАМ…………..10
ПОРЯДОК СДАЧИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ЭКЗАМЕНОВ…………...…12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

Файлы: 1 файл

квалификационные требования для субъектов рынкп ценных бумаг.docx

— 30.18 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Российский  государственный университет нефти  и газа им. И.М.Губкина

Кафедра финансового менеджмента 
 
 
 

Реферат на тему «Квалификационные требования к специалистам рынка ценных бумаг» 
 
 
 
 

Выполнила: студ. Яковишина Д. В.

ЭУ-07-2

   Проверил: доц. Максимова Е. В. 
 
 
 
 
 

Москва 2011 
 
 

Содержание 

ВВЕДЕНИЕ 3

СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА………………5

ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИНАНСОВОГО РЫНКА………………….6

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ  ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТАМ…………..10

ПОРЯДОК СДАЧИ  КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ЭКЗАМЕНОВ…………...…12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение 

       Новый регулятор российского рынка  ценных бумаг - Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) (далее - Федеральная  служба), реализуя предоставленную  ей возможность самостоятельно принимать  нормативно-правовые акты, в конце 2004 г. приступила к основательному обновлению нормативно-правового блока, регулирующего  деятельность субъектов рынка ценных бумаг. Одним из наиболее важных и  заметных явлений в этой сфере  стал принципиально новый подход ФСФР к регулированию квалификационных требований к специалистам рынка  ценных бумаг.    

       Приказ  ФСФР от 20 апреля 2005 г. № 05-17/пз-н  «Об  утверждении Положения о специалистах финансового рынка»  (далее - Положение  о специалистах) отменил Постановление  ФКЦБ России от 24 декабря 2003 г. № 03-47/пс  «О специалистах рынка ценных бумаг»  (далее - Постановление № 03-47/пс) .  
    Само название нового Положения о специалистах отражает тенденции государственной административной реформы в сфере регулирования рынка ценных бумаг, заключающиеся в стремлении передать не только рынок ценных бумаг, но и другие финансовые рынки в ведение регулятора нового типа - мегарегулятора финансовых рынков. В тексте Положения о специалистах также используются понятия «финансовый рынок», «организации, осуществляющие деятельность на финансовом рынке», к которым данное положение относит профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющие компании и специализированные депозитарии
инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов.  
    В отличие от ранее действовавшего регулирования, Положение о специалистах распространяется также на кредитные организации, осуществляющие деятельность на рынке ценных бумаг (за исключением квалификационных требований к руководителям высшего звена), и на организации, лишь намеревающиеся осуществлять деятельность на финансовом рынке и направившие соответствующее заявление в ФСФР. [3] 
Одним из важных достоинств нового Положения о специалистах является то, что, несмотря на введение аттестатов нового образца, квалификационные аттестаты, выданные Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг и Федеральной службой по
финансовым рынкам до вступления в силу положения и имеющие бессрочный характер, сохраняют свое действие. Положение о специалистах не накладывает на лиц, уже имеющих квалификационные аттестаты, обязанности по сдаче дополнительного экзамена или прохождению переподготовки. Именно такие требования были установлены Постановлением № 03-47/пс, отменившим действовавшее до него Постановление ФКЦБ от 5 июля 2002 г. № 27/пс  «О системе квалификационных требований к руководителям, контролерам и специалистам организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, к руководителям и специалистам организаций, осуществляющих деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, а также к руководителям и специалистам организаций, осуществляющих деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов»[4]. Одиозность требований регулятора смягчалась лишь тем, что на протяжении всего срока действия Постановления № 03-47/пс ФКЦБ России, а впоследствии ФСФР так и не создали организационно-технических условий для реализации указанных требований (не были утверждены ни учебные центры по приему дополнительных квалификационных экзаменов и проведению курсов повышения квалификации, ни программы таких экзаменов и курсов). 
    Положение о специалистах по-новому изложило такие важные вопросы, как виды специализаций в области финансового рынка, указываемые в квалификационном аттестате; перечень специалистов финансового рынка; квалификационные требования к специалистам финансового рынка; порядок сдачи квалификационных экзаменов и получения аттестатов и др.
 
 

       СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВОГО  РЫНКА     

       Согласно  п. 2 Положения о специалистах квалификация в области финансового рынка  теперь осуществляется по 6 специализациям: 
    1) брокерская, дилерская деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами; 
    2) деятельность организатора торговли на рынке ценных бумаг (
деятельность фондовой биржи) и клиринговая деятельность; 
    3) деятельность по ведению Реестра владельцев ценных бумаг; 
    4) депозитарная деятельность; 
    5) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами; 
    6) деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов. 
    Как мы видим, выделяемая ранее специализация корпоративные финансы» в перечне не указана. Соответственно, исчез из перечня квалификационных экзаменов и специализированный квалификационный экзамен седьмой серии - для специалистов по корпоративным финансам. При этом владельцам квалификационных аттестатов специалиста по корпоративным финансам согласно п. 2.4 Положения о специалистах дано право в течение одного года с даты вступления в силу Приказа № 05-17/пз-н обменять указанный аттестат на квалификационный аттестат специалиста финансового рынка по одной из специализаций в области финансового рынка в порядке, определенном в п. 33 и 34 Положения. 
    Такие кардинальные изменения квалификационных требований к специалистам в области корпоративных финансов, очевидно, являются закономерным продолжением общей государственной политической стратегии, направленной на изменение правового статуса финансового консультанта. В свете последних изменений в Федеральном законе от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» деятельность финансового консультанта теперь не играет столь серьезного значения при подготовке проспекта ценных бумаг эмитента, как это было ранее [5], [6].
 

       ПЕРЕЧЕНЬ  СПЕЦИАЛИСТОВ ФИНАНСОВОГО  РЫНКА     

       Общий перечень специалистов финансового  рынка установлен в Приложении № 1 к Положению (далее - Приложение № 1) и включает три категории специалистов: первая - лица, осуществляющие руководство  текущей деятельностью организации, работающей на финансовом рынке; вторая - контролер; третья - специалист.  
    К первой категории специалистов относятся следующие лица (руководители): 1) лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа организации, осуществляющей деятельность на финансовом рынке; 2) заместитель единоличного исполнительного органа организации, который в соответствии со своими должностными обязанностями осуществляет руководство сектором, отделом, управлением, департаментом или иным самостоятельным структурным подразделением, исключительной функцией которого является осуществление одного или нескольких видов деятельности на финансовом рынке (далее - структурное подразделение); 3) руководитель (заместитель руководителя) структурного подразделения, в должностные обязанности которого входит непосредственное осуществление деятельности на финансовом рынке, включая структурное подразделение организации, осуществляющее функции внутреннего учета в данной организации.  
    Таким образом, в отличие от прежнего регулирования, теперь квалификационные требования не распространяются на членов коллегиального исполнительного органа организации (правление, дирекция и т. п.), разумеется, за исключением случаев, если они одновременно занимают должность руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения организации, непосредственно осуществляющего деятельность на финансовом рынке. Кроме того, в Положении о специалистах однозначно решен вопрос, остававшийся длительное время без ответа, а именно вопрос о квалификационных требованиях к руководителям подразделений, осуществляющих внутренний учет в организации (Back office). Согласно новому Положению о специалистах они обязаны иметь квалификационные аттестаты, соответствующие тому виду деятельности, который осуществляет организация на финансовом рынке. Следует отметить, что Положение о специалистах не установило срок, до истечения которого руководителям Back office
необходимо сдать соответствующий квалификационный экзамен. Это свидетельствует о непродуманности отдельных вопросов Положения и потенциально создает определенные трудности для организаций, осуществляющих деятельность на финансовом рынке, в случае назначения проверки их деятельности. 
    Согласно п. 2.1 Приложения № 1 контролером является работник организации, отвечающий за осуществление внутреннего контроля. 
    Помимо руководителей и контролеров, Положением о специалистах установлена третья категория специалистов финансового рынка, к которой относятся «специалисты». Положительным нововведением является то, что в разд. III Приложения № 1 четко описаны функции специалистов применительно ко всем видам деятельности, осуществляемым на финансовом рынке. Специалист - это работник структурного подразделения организации, осуществляющей деятельность на финансовом рынке, который выполняет в соответствии со своими должностными обязанностями функции, определенные в п. 3.1.1-3.1.7 Приложения № 1. К примеру, специалист организации, осуществляющей брокерскую деятельность, - это лицо, в чьи функции входит осуществление сделок с ценными бумагами, а также подписание отчетов клиентам. Таким образом, Положением о специалистах устранена имевшаяся неопределенность в толковании понятия «специалист», что раньше на практике приводило к тому, что сотрудники регулирующих органов могли распространять квалификационные требования, предъявляемые к специалистам, практически на любого работника профессионального участника рынка ценных бумаг (к примеру, на специалистов аналитического отдела брокерской компании). 
    Вместе с тем в новом урегулировании понятия «специалист финансового рынка» уже выявлены существенные недостатки, вызвавшие негативную реакцию в профессиональном сообществе. Прежде всего это касается неожиданного ужесточения требований к количественному составу аттестованных специалистов профессиональных участников рынка ценных бумаг, что следует из формулировок Положения о специалистах и Приказа ФСФР от 16 марта 2005 г. № 05-3/пз-н «Об утверждении Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг»7 (далее - Приказ № 05-3/пз-н).[7] 
    Пункт 1.1 Положения о специалистах устанавливает квалификационные требования к специалистам финансового рынка - работникам, перечень должностей которых приведен в Приложении № 1, работающим в организации, осуществляющей деятельность на финансовом рынке. Из этого следует, что все работники, должностные обязанности которых перечислены в Приложении № 1, должны соответствовать квалификационным требованиям. Первое квалификационное требование к специалисту финансового рынка - наличие квалификационного аттестата по специализации, соответствующей виду деятельности организации, в которой он работает (п. 5.1 Положения). Согласно п. 3.1.4. Приказа № 05-3/пз-н одним из лицензионных требований к профессиональному участнику рынка ценных бумаг является соответствие его работников квалификационным требованиям, установленным законодательством РФ о рынке ценных бумаг, в том числе нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.  
    Как указывалось ранее, специалистом брокерской компании является лицо, в чьи обязанности входит осуществление сделок с ценными бумагами, а также подписание отчетов клиентов. Таким образом, исходя из указанных выше формулировок, все трейдеры брокерской компании (лица, осуществляющие сделки с ценными бумагами) обязаны иметь квалификационные аттестаты, в то время как согласно ранее действовавшему положению не менее половины специалистов профессионального участника рынка ценных бумаг должны были соответствовать квалификационным требованиям8. При этом положение не установило срока, в течение которого уровень квалификации специалистов - сотрудников профессиональных участников рынка ценных бумаг - должен быть приведен в соответствие с новыми запросами, что теоретически создает угрозу привлечения к ответственности профессионального участника рынка ценных бумаг за нарушение лицензионных требований.  
    Согласно п. 3.1.6 Приложения № 1 специалистами управляющей компании инвестиционными фондами, ПИФами и НПФ являются лица, в чьи функции входит <подписание исходящих документов организации, касающихся осуществления операций, связанных с управлением имуществом акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда, пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда или имущества, в которое инвестированы средства пенсионных накоплений>. Указанная формулировка позволяет говорить о том, что главный бухгалтер (бухгалтер) управляющей компании - специалист финансового рынка и, следовательно, должен иметь квалификационный аттестат. Ведь в его должностные обязанности входит подписание таких исходящих документов управляющей компании, как платежные поручения на перевод денежных средств для совершения компанией операций по управлению имуществом фонда. И хотя требование по аттестации бухгалтеров прямо не установлено, непродуманные формулировки Положения о специалистах позволяют существовать указанной трактовке и, очевидно, создают условия для злоупотреблений со стороны сотрудников регулятора при проведении проверок.
 

       КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ  ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТАМ     

       Возвращаясь к положительным нововведениям  Положения, отметим изменения, происшедшие  в перечне квалификационных требований, предъявляемых к специалистам финансового  рынка, и в первую очередь отмену требования о регистрации (перерегистрации) квалификационного аттестата в  Реестре аттестованных лиц (далее - Реестр). По ранее действовавшему порядку  лицо, владеющее квалификационным аттестатом свыше одного года, было обязано  не позднее одного года с даты присвоения квалификации зарегистрировать свой квалификационный аттестат в Реестре и впоследствии 1 раз каждые 3 года проходить процедуру  перерегистрации аттестата в  Реестре. Для прохождения процедуры  регистрации (перерегистрации) аттестата  требовалось предоставление в уполномоченные организации определенного пакета документов. При этом в случае просрочки  регистрации (перерегистрации) аттестата  указанный пакет документов расширялся за счет дополнительно требуемых  документов. Особенно одиозным было ни на чем не основанное требование регулятора предоставлять в комплекте документов для регистрации (перерегистрации) квалификационного аттестата справку об отсутствии судимости лица за преступления в сфере экономики. Кроме того, при прохождении процедуры регистрации (перерегистрации) аттестата за пределами установленных сроков требовалось подтвердить уровень своей квалификации путем либо сдачи дополнительного квалификационного экзамена, либо прохождения обучения в течение определенного количества часов в уполномоченных учебных центрах [9]. Указанная система приводила к тому, что при проверке профессионального участника рынка ценных бумаг его руководители и работники, имеющие бессрочные квалификационные аттестаты, в случае отсутствия регистрации (перерегистрации) аттестатов в Реестре рассматривались как лица, не соответствующие квалификационным требованиям. В итоге если работник предоставлял неполный комплект документов в уполномоченную организацию, то его действия трактовались как нарушение профессиональным участником рынка ценных бумаг лицензионных требований и приводили к негативным последствиям для последнего, которые, очевидно, носили необъективный характер. 
    Теперь в соответствии с п. 38 Положения о специалистах сведения об аттестованных лицах и выданных квалификационных аттестатах (дубликатах квалификационных аттестатов) вносятся в Реестр Федеральной службой самостоятельно в момент выдачи квалификационного аттестата (дубликата квалификационного аттестата). При этом никаких требований относительно подтверждения квалификации впоследствии не установлено. При изменении фамилии, имени, отчества и иных данных аттестованное лицо должно предоставить указанную информацию в течение 1 мес. в любой территориальный орган Федеральной службы.  
    Недостатком Положения о специалистах является отсутствие в нем норм, регламентирующих порядок внесения в Реестр информации о квалификационных аттестатах лиц, которые до вступления в силу нового положения уже имели эти аттестаты, однако по какой-либо причине не зарегистрировали их в Реестре. По всей видимости, этот пробел будет заполняться путем принятия Федеральной службой соответствующих разъяснений. 
    В перечне квалификационных требований появились новые пункты:

        1) отсутствие факта аннулирования  квалификационного аттестата, если  с даты аннулирования прошло  менее 3 лет; 

       2) дополнительные требования к  руководителям и контролерам  организаций. Дополнительным требованием  для лица, выполняющего функции  единоличного исполнительного органа  организации, стало наличие опыта  работы не менее 1 года на  руководящей должности в организациях, осуществляющих деятельность на  финансовом рынке, либо в таких  государственных структурах, как  ФСФР, ФКЦБ, Минфин РФ, ЦБ РФ и  т. п. Указанное требование  вступает в силу по истечении  1 года после вступления в силу  Положения о специалистах.

       Второе  дополнительное требование к руководителям  и контролерам заключается в  отсутствии у них факта работы в организации, у которой была аннулирована лицензия и в которой  эти лица занимали должности руководителей  либо контролеров в период совершения нарушения, повлекшего аннулирование  лицензии, если с даты аннулирования  лицензии прошло менее 3 лет. 

       ПОРЯДОК СДАЧИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ЭКЗАМЕНОВ     

       Все квалификационные экзамены теперь сдаются  в один этап в форме тестирования (п. 17-19 Положения о специалистах). Положительным изменением стала  отмена такого основания для отказа в допуске к специализированному квалификационному экзамену, как истечение свыше 2 лет с даты базового квалификационного экзамена для лиц, не имеющих квалификационных аттестатов по другим специализациям. Кроме того, Положением не предусмотрена возможность получения квалификационного аттестата по рекомендации Экспертного совета без прохождения экзаменов, как это было в прежнем Положении. Представляется, что указанное изменение носит положительный характер, поскольку теперь все соискатели находятся в равных условиях и обязаны сдавать экзамены, чтобы получить нужную им квалификацию. 
    Согласно п. 21. Положения техническое обеспечение приема квалификационных экзаменов осуществляется экзаменационными центрами, перечень которых должен быть определен приказом Федеральной службы.  
    И, наконец, получение квалификационного аттестата (дубликата квалификационного аттестата), внесение изменений в квалификационный аттестат, а также получение выписки из Реестра теперь происходят при условии оплаты заинтересованным лицом государственной пошлины (п. 35, 44 Положения). Согласно п. 58 ст. 333.33 Ч. II НК РФ10 размер государственной пошлины за выдачу квалификационного аттестата (его дубликата) составляет 400 руб., за внесение изменений в квалификационный аттестат в связи с изменением фамилии, имени, отчества - 100 руб. Согласно п. 43 ст. 333.33 НК РФ за получение выписки из Реестра, содержащей информацию об аттестованном лице (истребование документов), уплачивается государственная пошлина в размере 100 руб.
 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ      

       Таким образом, вновь принятое Положение  о специалистах отражает принципиально  новый подход Федеральной службы к ряду вопросов регулирования квалификационных требований к специалистам финансового  рынка. Положение следует общим  тенденциям реформирования в сфере  государственного и правового регулирования  финансовых рынков Российской Федерации  и во многом соответствует замечаниям и предложениям, высказывавшимся  профессиональным сообществом в  период действия прежнего Положения  о специалистах. Вместе с тем новое  правовое регулирование квалификационных требований к специалистам финансового  рынка имеет ряд серьезных  недостатков. К их числу, в частности, относятся: ужесточение требований к количественному составу аттестованных  специалистов профессионального участника  рынка ценных бумаг и отсутствие переходного периода, позволяющего привести в соответствие с новыми требованиями уровень квалификации сотрудников; наличие неоднозначных  формулировок в Положении о специалистах; отсутствие порядка внесения в Реестр сведений об аттестатах, не зарегистрированных до вступления в силу Положения. Указанные  вопросы должны, на наш взгляд, решаться путем официальных разъяснений  Федеральной службы по финансовым рынкам.     
 
 
 
 

       Список  использованной литературы:

    1. Российская газета. 2005. № 125. 14 июня.
    2. Там же. 2004. № 26. 12 февраля.
    3. Приказ ФСФР от 20 апреля 2005 г. № 05-17/пз-н (п. 4 Приказа)
    4. Российская газета. 2002. № 151. 14 августа.
    5. Собрание законодательства РФ. 1 марта 1999 г. № 9. Ст. 1096.
    6. ФЗ от 7 марта 2005 г. № 16-ФЗ «О внесении изменений в ст. 9 и 22.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (СЗ РФ. 14 марта 2005. № 11. Ст. 900)   
    7. Российская газета. 2005. № 9. 24 мая.
    8. Постановление ФКЦБ России от 15 августа 2000 г. № 10 <Об утверждении Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации> // Российская газета. 2000. № 205. 24 октября.
    9. Собрание законодательства РФ. 07.08.2000 г. № 32. Ст. 3340.

Информация о работе Квалификационные требования к специалистам рынка ценных бумаг