Кредитная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

Современная кредитная система - совокупность самых разнообразных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию доходов.
Основную часть кредитной системы выступает банковская система, предполагающая совокупность банковских учреждений. Кредитно-банковская система Республике Беларусь начала создаваться гораздо позже, нежели в странах Запада, и в своем развитии прошла несколько этапов.

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. КРЕДИТНО-БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА: ЕЁ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ
1.1. Структура кредитно-банковской системы.
1.2. Функции кредитно-банковской системы.
2. ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
2.1. Общие инструменты регулирования.
2.2. Селективные инструменты регулирования.
3. РАЗВИТИЯ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1. Особенности организации кредитной системы в Республики Беларусь.
3.2. Основные направления реформирования кредитной системы в Республике Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА.docx

— 50.73 Кб (Скачать)

2. В последние годы  в республике достигнуты определенные  качественные сдвиги в уровне  стабильности национальной валюты  и инфляционной ситуации. После  перехода к единому курсу белорусского  рубля (14 сентября 2000 г.) темпы девальвации последовательно снижались: с 33,9% в 2001 г. до 9,5% в 2008 г.

     Таким образом, отмечу, что в Республике Беларусь продолжается дедолларизация экономики, что обусловлено стабильным обменным курсом национальной валюты, устойчивым снижением инфляции и действующей курсовой политики.

     Так, за январь-июнь 2008 г. доля рублевой денежной массы в общем объеме широкой денежной массы выросла на 4,7%, и на 1 июля текущего года достигла 69,6%. За I полугодие средства физических лиц в белорусских рублях, привлеченные банками, увеличились на 21,9%, в том числе депозиты - на 31,2%. За этот же период средства физических лиц в иностранной валюте возросли только на 5,5%, в том числе депозиты - на 5,4%. Абсолютный прирост средств населения в банках в национальной валюте превысил прирост средств в иностранной валюте в 9 раз, что свидетельствует о росте доверия к белорусскому рублю и привлекательности хранения сбережений в национальной валюте. В то же время курсовая политика Национального Банка Республики Беларусь вносила существенный вклад в подавление инфляционных процессов и одновременно содействовала повышению эффективности внешней торговли.

     Опережающие темпы кредитования в национальной валюте являются объективным подтверждением ее укрепления и расширения использования в хозяйственном процессе. За январь-июнь 2008 г. прирост валовых кредитов в иностранной валюте составил всего 2%, тогда как валовые кредиты в белорусских рублях за тот же период увеличились на 17,6%.

     И в заключение, хотелось бы отметить некоторые положения, из которых Национальный Банк Республики Беларусь должен исходить при разработке денежно-кредитной политики республики.

     Во-первых, важно иметь в виду, что стратегической целью белорусского государства является обеспечение социально-экономической стабильности в республике, проведение взвешенных реформ, направленных на повышение уровня жизни народа. Это означает, что денежно-кредитная политика должна разрабатываться и реализовываться таким образом, чтобы не допускать или, по крайней мере, обеспечивать максимальное смягчение возможных «шоков».

     Во-вторых, следует учитывать, что, несмотря на то, что основу производственного комплекса экономики республики составляют высококонцентрированные предприятия, относящиеся к сложным, довольно наукоемким отраслям обрабатывающей промышленности (машиностроение, металлообработка, химия и нефтехимия и др.), в целом технологическая структура сложилась в условиях «дешевизны» сырьевых, энергетических, трудовых, а также финансовых ресурсов. Модернизация такой структуры, которая является весьма инерционной, требует времени и значительных инвестиций. С другой стороны, функционирование такой технологической структуры сопряжено с рядом других фундаментальных отношений в экономике и социальной сфере. Речь идет о системе перекрестного субсидирования, поддержании низких цен, не покрывающих издержек, на сельскохозяйственную продукцию, услуги жилищно-коммунального хозяйства и ряда других отраслей. И с этой точки зрения «завышенный» уровень официального валютного курса является «составным элементом» сложившейся, искаженной по отношению к мировому уровню, структуры цен ресурсоемкого типа технологического базиса производства. Учитывая первую установку, все это означает, что денежно-кредитная политика должна осуществляться в комплексе с финансовой, фискальной и создавать условия для модернизации производства, достижения нормальных, по мировым меркам, ценовых соотношений на предметы конечного спроса, ресурсы и факторы производства.

     Третья установка - общего характера, которая, тем не менее, непосредственно определяет возможные параметры, направления денежно-кредитной политики, результаты реализации ее мероприятий и заключается в том, что экономика Беларуси в целом отвечает критериям «малой открытой экономики». Малая открытая экономика тесно связана с внешним миром, но сама не в состоянии оказать ощутимого влияния на конъюнктуру мирового финансового рынка.

 

3.2. Основные направления  реформирования кредитной системы  Республики Беларусь.

 

     В республике постепенно развиваются кредитная система, адекватная рыночным отношениям, и рынок ссудных капиталов. Вместе с тем в трансформационной экономике действуют факторы, тормозящие данные процессы, связанные с недостаточной разработанностью общей макроэкономической стратегии трансформации национальной экономики, незрелостью рыночных отношений, кризисом производства, инфляцией, отсутствием четких правовых основ рыночного механизма кредитования и низким уровнем развития кредитной системы. В таких условиях перераспределение кредитных ресурсов приводит к переливу ссудных капиталов из сферы производства в сферу обращения, способствуя нарушению макроэкономической сбалансированности. В определенной мере это объясняется тем, что в период трансформации экономики происходит ломка государственно административной кредитной системы, восстанавливаются принципы, функции, инструменты рыночной кредитной системы и формируется кредитная инфраструктура[6].

     В связи с этим возникает объективная потребность в разработке практических рекомендаций по реформированию кредитных отношений в Беларуси.

     В развитых государствах качество кредитных отношений предопределяется переходом к рыночно-ориентированной модели кредитной системы, в то время как в странах с трансформационной экономикой — становлением банкориентированной модели, что подтверждают закономерности и тенденции развития кредитных отношений в этих странах.

Кредитная система представляет собой упорядоченную совокупность кредитных отношений, которые реализуются  через систему кредитных институтов и кредитный механизм (взаимодействующих  с кредитным потенциалом), способную  к институциональному и функциональному  саморазвитию. Она представляет собой  исторически сложившийся сектор экономической национальной системы, в настоящее время приобретающий  глобальный характер. Ей присущ определенный кредитный механизм, с помощью  которого реализуются экономические  связи:

● между кредитными институтами  и различными секторами экономики  по аккумулированию денежного капитала и его инвестированию;

● между самими кредитными институтами по перераспределению  денежного капитала в рамках денежно-финансового  рынка.

Независимо от того, в  какой стране и в какой период формируется кредитная система, ее цель направлена на упорядочение кредитных  отношений. В связи с этим она  должна соответствовать действующей  экономической системе и ориентироваться  на мировые тенденции развития кредитных  систем.

Реализация перехода от банкориентированной к рыночно-ориентированной кредитной системе и реформирование кредитных отношений возможны при осуществлении ряда практических мер по следующим направлениям.

1. Расширение и качественное совершенствование кредитной системы посредством:

● создания и развития многообразия финансово-кредитных институтов (лизинговых, факторинговых и финансовых компаний; финансово-кредитных учреждений, обслуживающих оборот ценных бумаг; страховых организаций; пенсионных и благотворительных фондов; ломбардов, кредитных кооперативов, союзов, товариществ);

● вовлечения большего количества владельцев сбережений, кредиторов и  заемщиков (расширения круга заемщиков  за счет физических лиц, средних и  мелких предприятий) в кредитную  систему;

● развития форм кредита, кредитных  инструментов, отражающих предпочтения уровня риска и дохода (модернизации структуры кредитов через развитие синдицированного, ипотечного, потребительского, лизинга, факторинга, форфейтинга, проектного финансирования и в первую очередь  микрокредитования);

● роста объемов депозитов  и кредитов, увеличения размера финансовых посредников;

● введения международных  стандартов кредитного дела;

● активизации работы банков по привлечению финансовых ресурсов из-за рубежа путем создания новых  совместных банков, филиалов иностранных  банков, финансово-промышленных групп.

2. Усиление взаимосвязи кредитного и реального секторов, в том числе:

● постепенный отказ от государственной поддержки убыточных  предприятий, осуществляемый в рамках программы перехода к рыночной экономике, предполагающий ужесточение условий  получения кредитов по мере создания рыночной инфраструктуры и в целом  системы рыночных отношений;

● изменение направленности кредитных потоков в прибыльные, наукоемкие, высокотехнологичные и  растущие отрасли с длительным производственным циклом;

● участие банков в управлении предприятиями с использованием модели «управление при

непосредственном вмешательстве» и разнообразных методов

● превращение банков в  финансовых соисполнителей инвестиционных проектов предприятий;

● увеличение кредитования частного сектора. Переориентация кредитных  потоков: сокращение объемов кредитования государственного сектора и увеличение кредитов, предоставляемых частному сектору;

● активизация банковских кредитов в реальный сектор посредством  использования дифференцированных норм резервирования;

● создание системы налоговых  льгот, стимулирующих банки к  расширению процессов аккумулирования  денежных средств и финансированию ими инвестиционной деятельности, развитию долгосрочного кредитования, переориентации кредитной деятельности из сферы  обращения финансово-посреднических операций в сферу производства. Для оживления кредитной деятельности банков Правительство может использовать различные налоговые методы: осуществлять снижение ставки налога на прибыль банков в соответствии с долей его расходов, направляемых на долгосрочное кредитование, а также под кредиты, используемые на расширение предпринимательской и инвестиционной деятельности, обновление производства; освобождать от налогов проценты на банковские депозиты и государственные облигации в сочетании с низким

процентом по кредиту; вводить  налоговые премии; предоставлять  налоговые льготы под кредитные  операции по выкупу и акционированию государственных предприятий; предоставлять  банкам льготы по освобождению от налогообложения  процентных доходов банков, полученных ими от кредитов на инвестиции в  основной капитал по объектам, включенным в перечень государственных программ;

● оптимизация уровня кредитных  рисков (их диверсификация и страхование), формирование системы ответственности  и гарантий.

3. Создание информационной инфраструктуры банковского кредитования, включающей:

● создание в Беларуси рейтинговых  агентств, наделенных государственной  лицензией и имеющих квалифицированные  кадры, а также общепринятую методическую базу; проведение по результатам мониторинга  рейтинга предприятий республики и  предоставление банкам информации рекомендательного  характера о целесообразности инвестиций в наиболее эффективные и динамичные предприятия (в виде перечня или  рейтинга таких предприятий);

● создание архива кредитных  историй и системы кредитных  бюро, накапливающих информацию о  заемщиках, а также ускорение  работы по повышению информационной «прозрачности» предприятий путем  перевода их на международные стандарты  бухгалтерской отчетности. На начальном  этапе в условиях нашей страны оптимальной моделью кредитного бюро может стать двухуровневая  модель, состоящая из общебелорусского информационного центра и региональной сети кредитных бюро (разделенных по физическим и юридическим лицам), являющихся частными компаниями и строящих отношения на коммерческой основе.

При этом первоначально стоит  ограничиться мониторингом банковских кредитов (сложные задачи целесообразно  решать поэтапно), а по мере развития кредитной системы, форм кредита  охватить рынок кредитов.

Согласие заемщика на открытие в системе кредитных бюро файла  своей кредитной истории должно стать обязательным и типовым  условием при заключении любого кредитного договора.

4. Совершенствование правовых и нормативных документов.

Важно также отделить инвестиционную деятельность банка от его краткосрочных  кредитных операций. Целесообразно  усовершенствовать Закон Республики Беларусь «О залоге» и разработать  законопроект о кредитном бюро.[7]

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.  Банковское дело / Под ред. О.М. Лаврушина. – М., 1998.

2. Рид Э., Гилл Э. Коммерческие банки. - М., СП «Космополис», 1991

3. Банки и банковские операции: Учебник / Под  ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М., 1998.

4. Банковские операции: правовое регулирование и практика обслуживания клиентов / Д. А. Климов, Р. Р. Томкович. – Мн.: Амалфея, 2003. – 752 с.

5. Макроэкономика Л.С. Тарасевич, Москва, 2003.

6. Реформирование кредитных отношений в Беларуси. Журнал «Банковский Вестник», 2002г №34.

7. Макроэкономика Л.С. Тарасевич, Москва, 2003.


Информация о работе Кредитная система