Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:35, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение основных аспектов организации эффективной кредитной политики и анализа проблем её развития в современных условиях, а также разработка мер и рекомендаций по совершенствованию кредитной политики ОАО Сбербанка РФ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы формирования кредитной политики коммерческого банка…………………………………………………………….4
1.1 Сущность и принципы кредитной политики коммерческого банка……...4
1.2 Роль и цели кредитной политики коммерческого банка…………………11
Глава 2. Анализ кредитной политики и финансового состояния
ОАО Сбербанка РФ в период с 2008 по 2010гг………………………………15
2.1 Анализ финансовых показателей ОАО Сбербанка РФ в период с 2008 по 2010гг……………………………………………………………………………15
2.2 Анализ кредитной политики и качества кредитного портфеля ОАО Сбербанка РФ в период с 2008 по 2010гг……………………………………...20
Глава 3. Совершенствование кредитной политики ОАО Сбербанка России..28
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………36
– структура кредитов. Устанавливаются абсолютные потолки или процентные доли определенных типов ссуд, например, ссуды на оборудование, под недвижимость;
– установление цены на кредит (процентные ставки). В документе определено, каким образом установление процентных ставок будет способствовать повышению прибыльности банка. Ценообразование по ссудам – неотъемлемая часть плана управления ресурсами. Поэтому кредитная политика должна учитывать такие аспекты, как уровень процентных ставок, риски, стоимость кредитного мониторинга и т.д.
В кредитной политике целесообразно выделить желательные и нежелательные кредиты. В документе о кредитной политике необходимо классифицировать кредиты, которые нежелательно выдавать, чем те, которые предпочтительны для банка.
В кредитной политике необходимо предусмотреть администрирование кредитов: процесс одобрения кредита: кредитное описание всей процедуры одобрения кредитов в банке; кредитное дело; обеспечение; мониторинг; ревизия кредитов; выявление проблемных кредитов и управление ими; списание проблемных кредитов; обращение взыскания на залог; пересмотр резервов на покрытие убытков по ссудам.
Таким образом, документ о кредитной политике должен быть реалистичным и построен на основе качественного и количественного исследования факторов внешней и внутренней среды. Документ о кредитной политике должен содержать информацию о целях кредитной политики, о правовой основе ее осуществления, порядок выдачи ссуды, основы кредитной политики, полномочия по выдаче кредитов, условия и виды ссуд, критерии и условия одобрения кредитов, сроки кредитования, кредитная информация, структура кредитов, желательные и нежелательные кредиты, процесс ободрения и т.п.
1.2 Роль и цели кредитной политики коммерческого банка
Роль кредитной политики банка заключается в определении приоритетных направлений развития и совершенствования банковской деятельности в процессе аккумуляции и инвестирования кредитных ресурсов, развитии кредитного процесса и повышении его эффективности. Вместе с тем на макроэкономическом уровне следует подчеркнуть значение кредитной политики в процессах формирования, распределения и перераспределения национального дохода, в организации планирования и регулирования денежного оборота, а на микроэкономическом уровне - уровне конкретного банка - в обеспечении стабильности и надежности банка, его рентабельности и ликвидности, адекватности его деятельности потребностям клиентов.
Политика банка обычно на практике предстает в виде проектов, планов развития банка – целей и задач банка. Основополагающим моментом при ее разработке является правильная постановка цели и выбор соответствующих инструментов для ее реализации каждым банком.
Общая цель коммерческого банка должна определять приоритеты его политики с позиции доходности, рентабельности, ликвидности, минимизации рисков, оптимизации портфеля (депозитного, кредитного и др.), направлений его деятельности (депозитная политика, политика на финансовом рынке, в области кредитования, ссудного процента и др.). Поскольку банк является социальной системой, а люди в своей деятельности руководствуются собственными целями, намерениями, интересами, то цели банка основываются на интересах его владельцев, руководителей, персонала, а также клиентов банка и органов банковского надзора. Очевидно, что для владельцев наиболее важная цель - рост банка (увеличение активов, собственного капитала, клиентов, доходов и цены акций). Для управляющих характерен наиболее широкий спектр самых разных по содержанию и срокам целей, так как они отвечают за эффективность работы банка в целом, а следовательно, определяющей целью их работы является рост прибыли. Для клиентов банка (кредиторов и заемщиков) цели различны с позиций получения дохода, так как их интересы противоположны, но в то же время они солидарны в своем желании иметь в качестве партнера надежный банк. Основная цель служащих банка - повышение уровня текущих доходов. А государство, анализируя деятельность банка, интересует, прежде всего, его надежность и стабильность.
Важно также выбрать необходимый аспект для определения целей банка. Например, с точки зрения маркетинга, конечные цели развития банка, принятые для исполнения его руководителями или владельцами, будут определять позиции банка по отношению к клиентам и партнерам. При этом предпочтения банка будут зависеть от: корпоративной культуры банка, связанной с основными ценностями его акционеров и с прошлым опытом развития; места, роли и значимости банка на рынке; характера и распределения ресурсов, которыми располагает банк; степени риска и т. д.
В результате согласование перечисленных частных целей и интересов представляет собой сложную многофакторную задачу координации, взаимосвязи целей (а не простого их объединения) путем достижения договоренности, компромисса между заинтересованными сторонами. Поэтому основной целью кредитной организации является ее развитие, понимаемое в самом широком смысле. Имеется в виду развитие банка как коммерческого предприятия с точки зрения его экстенсивного развития (количественные характеристики) и интенсивного развития - повышения эффективности функционирования (качественные характеристики), а также развитие банка как социального института с позиций обеспечения интересов: акционеров, клиентов, персонала банка; органов банковского надзора.
Рассматривая кредитную политику банка как элемент общебанковской политики, следует подчеркнуть, что цели кредитной политики находятся в органичной связи с общими стратегическими целями банка. Исходя из этого, целью кредитной политики является создание условий для эффективного размещения привлеченных средств, обеспечение стабильного роста прибыли банка (в процессе роста доходов от кредитных операций и снижения расходов по депозитным операциям, а также расходов на обслуживание кредитов низкого качества).
Итак, цели банка могут быть разные, но их следует отличать от общих стратегических направлений деятельности и общей конечной цели/задачи развития. Конкретные, частные цели развития банка могут включать, например, расширение спектра услуг, предоставляемых частным клиентам; улучшение работы с клиентами с высокими доходами; очистку картотеки и т. д. Для банка, обслуживающего население, цели развития взаимоотношений с частными клиентами могут быть следующие.
1.Производственные:
- изменение доли рынка (увеличение доли на рынке депозитов, кредитов, банковских услуг). Задача может ставиться по отношению к данным официально публикуемым центральным банком, либо это может быть внутренняя задача банка (расширение проникновения банка на рынке - увеличение числа индивидуальных клиентов, или юридических лиц и т. п.);
- обеспеченность клиентов банковскими услугами;
- структурные показатели;
- рост или снижение среднего остатка средств на счетах;
- рост или снижение новых или закрытых счетов.
2. Цели сбыта банковских продуктов.
3. Коммуникации (расширение известности банка, его имидж).
4. Функционирование банка (виды деятельности и наличие соответствующего персонала).
На уровне конкретного банка его политика выражается в виде стратегии и тактики в области организации и осуществления банковских операций и услуг с целью обеспечения рентабельности, надежности и ликвидности банка.
Глава 2. Анализ кредитной политики и финансового состояния
ОАО Сбербанка РФ в период с 2008 по 2010гг
2.1 Анализ финансовых показателей ОАО Сбербанка РФ в период с 2008 по 2010гг
Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют четверть банковской системы страны, а доля в банковском капитале находится на уровне 30%. Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью и в настоящее время в нее входят 18 территориальных банков и более 19 050 подразделений по всей стране. Учредитель и основной акционер Банка - Центральный банк Российской Федерации (Банк России). По состоянию на 8 мая 2010 г., ему принадлежит 60,25% голосующих акций и 57,58% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 273 тысяч юридических и физических лиц. Высокая доля иностранных инвесторов в структуре капитала Сбербанка России (более 24%) свидетельствует о его инвестиционной привлекательности
Последствия мирового финансового кризиса отразились и на ОАО Сбербанке России.
Таблица 2.1
Показатели развития ОАО Сбербанка РФ
млн. руб
Показатель | На 01.01.2008 | На 01.01.2009 | На 01.01.2010 | Изменение (±) | Темп прироста, % |
Активы | 4 928 808 | 6 736 482 | 7 100 296 | +363 814 | 105,4 |
Собственный капитал | 637 197 | 671 472 | 771 601 | +100 129 | 114,9 |
Чистая ссудная задолженность | 3 921 546 | 5 077 882 | 5 161 303 | +83 421 | 101,6 |
Прибыль до налогообложения | 152 998 | 136 934 | 43 296 | -93 638 | 31,6 |
Чистая прибыль | 116 666 | 109 940 | 36 205 | -73 735 | 32,9 |
Рентабельность капитала, % | 21,4 | 15,3 | 4,63 | -10,67 | 30,26 |
Рентабельность активов, % | 1,9 | 1,97 | 0,54 | -1,43 | 27,41 |
Финансовое положение банка имеет отрицательную динамику, по крайней мере таких показателей как прибыль до налогообложения (-93 638 млн. руб.), чистая прибыль (-73 735 млн. руб.), а также рентабельность активов и капитала. Но наблюдается прирост в активах на 5,4%, собственном капитале на 14,9%, обеспечил положительную динамику ключевых показателей финансовой деятельности.
Финансовое состояние Сбербанка во многом зависит от того, какие средства оно имеет в своем распоряжении и куда они вложены. Необходимость в собственном капитале обусловлена требованиями самофинансирования предприятий. Современные банки не могут развивать активные операции.
Пассив баланса отражает состав и состояние прав на имущество, возникающее в процессе финансовой деятельности Сбербанка. Структура пассива баланса, так же как и актива, анализируется при помощи относительных величин, которыми является удельный вес отдельных статей источников формирования имущества в их общей стоимости.
Анализ источников имущества Сбербанка (Приложение А) показывает, что в общей сумме баланса обязательства на период 2008-2010 гг. составляет большой удельный вес: в 2008г. - 87,072%, а 2010г. - 87,8485%, то есть удельный вес собственных средств сократился, соответственно с 12,928% до 12,1515%.
Данные по статье "Неиспользованная прибыль за отчетный период" и "Резервный фонд" в 2008 и 2009 гг. отсутствовали, а в 2010 г. составили 36 205 млн. руб. и 3 527 млн. руб. соответственно.
В активах Сбербанка России положительную динамику имеют:
"Денежные средства" +140 403 млн. руб.;
"Средства в кредитных организациях" +80 263 млн. руб.;
"Инвестиционные ценные бумаги для продажи" +1 065 310 млн. руб.;
"Чистая судная задолженность" +1 239 757 млн. руб.;
"Основные средства" +143 012 млн. руб.;
"Прочие активы" +37 259 млн. руб.
С точки зрения финансовой устойчивости и независимости Сбербанка доля краткосрочных обязательств не должна превышать 40%. В нашем случае, она не превышает норму, что доказывает финансовую устойчивость и ослабление финансовых рисков предприятия.
Таблица 2.2
Отчет о прибылях и убытках ОАО Сбербанка России за 2008-2010 гг.
млн. руб.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 2008 г. | 2009г. | 2010 г. | Изменение | Изменение, % |
Операционный доход до создания резервов | 497 | 345,3 | 647,2 | +150,2 | +30,2 |
чистый процентный доход | 334,9 | 298,1 | 456,8 | +121,9 | +36,4 |
процентный доход | 575,6 | 600,7 | 768,4 | +192,8 | +33,5 |
процентный расход | 240,6 | 276,3 | 311,6 | +71 | +29,5 |
чистый комиссионный доход | 130,1 | 134,7 | 143,1 | +13 | +10,0 |
чистый доход от операций на финансовых рынках | 25,3 | 34,9 | 42,2 | +16,9 | +66,9 |
операционные расходы | 222,06 | 221,2 | 220,0 | -2,06 | -2,8 |
расходы по созданию резервов | 132,37 | 234,6 | 383,9 | +251,53 | В 3 раза |
прибыль до уплаты налогов | 136,9 | 76,2 | 43,3 | -93,6 | -68,4 |
Чистая прибыль | 109,9 | 54,9 | 36,2 | -73,7 | -67 |