Кредитная политика коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение основных аспектов организации эффективной кредитной политики и анализа проблем её развития в современных условиях, а также разработка мер и рекомендаций по совершенствованию кредитной политики ОАО Сбербанка РФ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2

Глава 1. Теоретические основы формирования кредитной политики коммерческого банка…………………………………………………………….4
1.1 Сущность и принципы кредитной политики коммерческого банка……...4
1.2 Роль и цели кредитной политики коммерческого банка…………………11
Глава 2. Анализ кредитной политики и финансового состояния
ОАО Сбербанка РФ в период с 2008 по 2010гг………………………………15
2.1 Анализ финансовых показателей ОАО Сбербанка РФ в период с 2008 по 2010гг……………………………………………………………………………15
2.2 Анализ кредитной политики и качества кредитного портфеля ОАО Сбербанка РФ в период с 2008 по 2010гг……………………………………...20
Глава 3. Совершенствование кредитной политики ОАО Сбербанка России..28
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

Кусовая КБ.doc

— 260.00 Кб (Скачать)

– структура кредитов. Устанавливаются абсолютные потолки или процентные доли определенных типов ссуд, например, ссуды на оборудование, под недвижимость;

– установление цены на кредит (процентные ставки). В документе определено, каким образом установление процентных ставок будет способствовать повышению прибыльности банка. Ценообразование по ссудам – неотъемлемая часть плана управления ресурсами. Поэтому кредитная политика должна учитывать такие аспекты, как уровень процентных ставок, риски, стоимость кредитного мониторинга и т.д.

В кредитной политике целесообразно выделить желательные и нежелательные кредиты. В документе о кредитной политике необходимо классифицировать кредиты, которые нежелательно выдавать, чем те, которые предпочтительны для банка.

В кредитной политике необходимо предусмотреть администрирование кредитов: процесс одобрения кредита: кредитное описание всей процедуры одобрения кредитов в банке; кредитное дело; обеспечение; мониторинг; ревизия кредитов; выявление проблемных кредитов и управление ими; списание проблемных кредитов; обращение взыскания на залог; пересмотр резервов на покрытие убытков по ссудам.

Таким образом, документ о кредитной политике должен быть реалистичным и построен на основе качественного и количественного исследования факторов внешней и внутренней среды. Документ о кредитной политике должен содержать информацию о целях кредитной политики, о правовой основе ее осуществления, порядок выдачи ссуды, основы кредитной политики, полномочия по выдаче кредитов, условия и виды ссуд, критерии и условия одобрения кредитов, сроки кредитования, кредитная информация, структура кредитов, желательные и нежелательные кредиты, процесс ободрения и т.п.

 

 

1.2 Роль и цели кредитной политики коммерческого банка

 

Роль кредитной политики банка заключается в определении приоритетных направлений развития и совершенствования банковской деятельности в процессе аккумуляции и инвестирования кредитных ресурсов, развитии кредитного процесса и повышении его эффективности. Вместе с тем на макроэкономическом уровне следует подчеркнуть значение кредитной политики в процессах формирования, распределения и перераспределения национального дохода, в организации планирования и регулирования денежного оборота, а на микроэкономическом уровне - уровне конкретного банка - в обеспечении стабильности и надежности банка, его рентабельности и ликвидности, адекватности его деятельности потребностям клиентов.

Политика банка обычно на практике предстает в виде проектов, планов развития банка – целей и задач банка. Основополагающим моментом при ее разработке является правильная постановка цели и выбор соответствующих инструментов для ее реализации каждым банком.

Общая цель коммерческого банка должна определять приоритеты его политики с позиции доходности, рентабельности, ликвидности, минимизации рисков, оптимизации портфеля (депозитного, кредитного и др.), направлений его деятельности (депозитная политика, политика на финансовом рынке, в области кредитования, ссудного процента и др.). Поскольку банк является социальной системой, а люди в своей деятельности руководствуются собственными целями, намерениями, интересами, то цели банка основываются на интересах его владельцев, руководителей, персонала, а также клиентов банка и органов банковского надзора. Очевидно, что для владельцев наиболее важная цель - рост банка (увеличение активов, собственного капитала, клиентов, доходов и цены акций). Для управляющих характерен наиболее широкий спектр самых разных по содержанию и срокам целей, так как они отвечают за эффективность работы банка в целом, а следовательно, определяющей целью их работы является рост прибыли. Для клиентов банка (кредиторов и заемщиков) цели различны с позиций получения дохода, так как их интересы противоположны, но в то же время они солидарны в своем желании иметь в качестве партнера надежный банк. Основная цель служащих банка - повышение уровня текущих доходов. А государство, анализируя деятельность банка, интересует, прежде всего, его надежность и стабильность.

Важно также выбрать необходимый аспект для определения целей банка. Например, с точки зрения маркетинга, конечные цели развития банка, принятые для исполнения его руководителями или владельцами, будут определять позиции банка по отношению к клиентам и партнерам. При этом предпочтения банка будут зависеть от: корпоративной культуры банка, связанной с основными ценностями его акционеров и с прошлым опытом развития; места, роли и значимости банка на рынке; характера и распределения ресурсов, которыми располагает банк; степени риска и т. д.

В результате согласование перечисленных частных целей и интересов представляет собой сложную многофакторную задачу координации, взаимосвязи целей (а не простого их объединения) путем достижения договоренности, компромисса между заинтересованными сторонами. Поэтому основной целью кредитной организации является ее развитие, понимаемое в самом широком смысле. Имеется в виду развитие банка как коммерческого предприятия с точки зрения его экстенсивного развития (количественные характеристики) и интенсивного развития - повышения эффективности функционирования (качественные характеристики), а также развитие банка как социального института с позиций обеспечения интересов: акционеров, клиентов, персонала банка; органов банковского надзора.

Рассматривая кредитную политику банка как элемент общебанковской политики, следует подчеркнуть, что цели кредитной политики находятся в органичной связи с общими стратегическими целями банка. Исходя из этого, целью кредитной политики является создание условий для эффективного размещения привлеченных средств, обеспечение стабильного роста прибыли банка (в процессе роста доходов от кредитных операций и снижения расходов по депозитным операциям, а также расходов на обслуживание кредитов низкого качества).

Итак, цели банка могут быть разные, но их следует отличать от общих стратегических направлений деятельности и общей конечной цели/задачи развития. Конкретные, частные цели развития банка могут включать, например, расширение спектра услуг, предоставляемых частным клиентам; улучшение работы с клиентами с высокими доходами; очистку картотеки и т. д. Для банка, обслуживающего население, цели развития взаимоотношений с частными клиентами могут быть следующие.

1.Производственные:
          - изменение доли рынка (увеличение доли на рынке депозитов, кредитов, банковских услуг). Задача может ставиться по отношению к данным официально публикуемым центральным банком, либо это может быть внутренняя задача банка (расширение проникновения банка на рынке - увеличение числа индивидуальных клиентов, или юридических лиц и т. п.);

- обеспеченность клиентов банковскими услугами;

- структурные показатели;

- рост или снижение среднего остатка средств на счетах;

- рост или снижение новых или закрытых счетов.

2. Цели сбыта банковских продуктов.

3. Коммуникации (расширение известности банка, его имидж).

4. Функционирование банка (виды деятельности и наличие соответствующего персонала).

На уровне конкретного банка его политика выражается в виде стратегии и тактики в области организации и осуществления банковских операций и услуг с целью обеспечения рентабельности, надежности и ликвидности банка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ кредитной политики и финансового состояния

ОАО Сбербанка РФ в период с 2008 по 2010гг

 

2.1 Анализ финансовых показателей ОАО Сбербанка РФ в период с 2008 по 2010гг

Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют четверть банковской системы страны, а доля в банковском капитале находится на уровне 30%. Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью и в настоящее время в нее входят 18 территориальных банков и более 19 050 подразделений по всей стране. Учредитель и основной акционер Банка - Центральный банк Российской Федерации (Банк России). По состоянию на 8 мая 2010 г., ему принадлежит 60,25% голосующих акций и 57,58% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 273 тысяч юридических и физических лиц. Высокая доля иностранных инвесторов в структуре капитала Сбербанка России (более 24%) свидетельствует о его инвестиционной привлекательности

Последствия мирового финансового кризиса отразились и на ОАО Сбербанке России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1

Показатели развития ОАО Сбербанка РФ

 

млн. руб

Показатель

На 01.01.2008

На 01.01.2009

На 01.01.2010

Изменение

(±)

Темп прироста, %

Активы

4 928 808

6 736 482

7 100 296

+363 814

105,4

Собственный капитал

637 197

671 472

771 601

+100 129

114,9

Чистая ссудная задолженность

3 921 546

5 077 882

5 161 303

+83 421

101,6

Прибыль до налогообложения

152 998

136 934

43 296

-93 638

31,6

Чистая прибыль

116 666

109 940

36 205

-73 735

32,9

Рентабельность капитала, %

21,4

15,3

4,63

-10,67

30,26

Рентабельность активов, %

1,9

1,97

0,54

-1,43

27,41


 

Финансовое положение банка имеет отрицательную динамику, по крайней мере таких показателей как прибыль до налогообложения (-93 638 млн. руб.), чистая прибыль (-73 735 млн. руб.), а также рентабельность активов и капитала. Но наблюдается прирост в активах на 5,4%, собственном капитале на 14,9%, обеспечил положительную динамику ключевых показателей финансовой деятельности.

Финансовое состояние Сбербанка во многом зависит от того, какие средства оно имеет в своем распоряжении и куда они вложены. Необходимость в собственном капитале обусловлена требованиями самофинансирования предприятий. Современные банки не могут развивать активные операции.

Пассив баланса отражает состав и состояние прав на имущество, возникающее в процессе финансовой деятельности Сбербанка. Структура пассива баланса, так же как и актива, анализируется при помощи относительных величин, которыми является удельный вес отдельных статей источников формирования имущества в их общей стоимости.

Анализ источников имущества Сбербанка (Приложение А) показывает, что в общей сумме баланса обязательства на период 2008-2010 гг. составляет большой удельный вес: в 2008г. - 87,072%, а 2010г. - 87,8485%, то есть удельный вес собственных средств сократился, соответственно с 12,928% до 12,1515%.

Данные по статье "Неиспользованная прибыль за отчетный период" и "Резервный фонд" в 2008 и 2009 гг. отсутствовали, а в 2010 г. составили 36 205 млн. руб. и 3 527 млн. руб. соответственно.

В активах Сбербанка России положительную динамику имеют:

"Денежные средства" +140 403 млн. руб.;

"Средства в кредитных организациях" +80 263 млн. руб.;

"Инвестиционные ценные бумаги для продажи" +1 065 310 млн. руб.;

"Чистая судная задолженность" +1 239 757 млн. руб.;

"Основные средства" +143 012 млн. руб.;

"Прочие активы" +37 259 млн. руб.

С точки зрения финансовой устойчивости и независимости Сбербанка доля краткосрочных обязательств не должна превышать 40%. В нашем случае, она не превышает норму, что доказывает финансовую устойчивость и ослабление финансовых рисков предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.2

Отчет о прибылях и убытках ОАО Сбербанка России за 2008-2010 гг.

 

млн. руб.

1

2

3

4

5

6

 

2008 г.

2009г.

2010 г.

Изменение

Изменение, %

Операционный доход до создания резервов

497

345,3

647,2

+150,2

+30,2

чистый процентный доход

334,9

298,1

456,8

+121,9

+36,4

процентный доход

575,6

600,7

768,4

+192,8

+33,5

процентный расход

240,6

276,3

311,6

+71

+29,5

чистый комиссионный доход

130,1

134,7

143,1

+13

+10,0

чистый доход от операций на финансовых рынках

25,3

34,9

42,2

+16,9

+66,9

операционные расходы

222,06

221,2

220,0

-2,06

-2,8

расходы по созданию резервов

132,37

234,6

383,9

+251,53

В 3 раза

прибыль до уплаты налогов

136,9

76,2

43,3

-93,6

-68,4

Чистая прибыль

109,9

54,9

36,2

-73,7

-67

Информация о работе Кредитная политика коммерческого банка