Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:30, контрольная работа
Платежные средства в Internet. Электронные платежи в Internet.
Процесс авторизации пластиковой карты.
1.Пластиковые карты,
классификация. Технология
Пластиковая карточка - это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся карточкой лицу возможность безналичной оплаты товаров и/или услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах). Принимающие карточку предприятия торговли/сервиса и отделения банков образуют сеть точек обслуживания карточки (или приемную сеть). Особенностью продаж и выдач наличных по карточкам является то, что эти операции осуществляются магазинами и, соответственно, банками "в долг" - товары и наличные предоставляются клиентам сразу, а средства в их возмещение поступают на счета обслуживающих предприятий чаще всего через некоторое время (не более нескольких дней). Гарантом выполнения платежных обязательств, возникающих в процессе обслуживания пластиковых карточек, является выпустивший их банк-эмитент. Поэтому карточки на протяжении всего срока действия остаются собственностью банка, а клиенты (держатели карточек) получают их лишь в пользование. Характер гарантий банка-эмитента зависит от платежных полномочий, предоставляемых клиенту и фиксируемых классом карточки. Стандартная пластиковая карточка представляет собой пластину стандартных размеров (85.6 мм, 53.9 мм, 0.76 мм), изготовленную из специальной, устойчивой к механическим и термическим воздействиям, пластмассы. Становление карточных платежных систем в Беларуси началось с 1992 г. В настоящее время помимо карт национальной платежной системы БелКарт в республике используются продукты международных платежных систем EvroPay и VISA[1]. В ходе развития пластиковых карт возникли разные виды.
В ходе развития карточных систем возникли разные виды пластиковых карточек, различающихся назначением, функциональными и техническими характеристиками. С точки зрения механизма расчетов выделяются двухсторонние и многосторонние системы:
-двухсторонние карточки: возникли на базе двухсторонних соглашений между участниками расчетов, владельцы карточек могут использовать их для покупки товаров в замкнутых сетях.
-многосторонние карточки: возглавляют национальные ассоциации банковских карточек, предоставляют владельцу карточки возможность покупать товары в кредит у различных торговцев и организаций сервиса, получать кассовые авансы, пользоваться автоматами для снятия наличных денег с банковского счета и т.д. [2].
По функциональному назначению выделяют следующие виды карт:
-кредитные карточки , используемые в кредитных платежных системах ;
-дебетовые карточки - используемые в дебитных платежных системах;
- с овердрафтом.
Кредитные карточки: оплата различных услуг и товаров за счет кредита, предоставленного банком либо специализированной сервисной компанией, не имея ни наличных денег, ни денег на банковском счете, необходимо иметь договор с банком, в котором клиент обязуется в течение определенного срока возвратить банку появившийся в результате платежа долг.
Дебетовые карточки: используются для оплаты товаров и услуг, получения наличных денег в банках путем прямого списания денег со счета плательщика, клиент распоряжается только суммой с его банковского счета, обработка карточки в режиме on-line.
Kарточки с овердрафтом: возможность производить платежи свыше суммы, которая зачисляется на счет владельца карточки, это сравнительно небольшая сумма трактуется как автоматическое предоставление кредита без специального кредитного договора.
По материалу из которого карточка изготовлена: бумажные(картонные), пластиковые, металлические.
В настоящее время практически повсеместное распространение получили пластиковые карточки. Однако для идентификации держателя карточки часто используются бумажные (картонные) карточки, запаянные или запрессованные в пластиковую пленку. Это ламинирование карточки. Если карточка используется для расчетов, то с целью повышения защищенности от подделки применяют более совершенную и сложную технологию изготовления карт из пластика. В то же время, в отличие от металлических карт пластик легко поддается термической обработке и давлению, что весьма важно для персонализации карты перед выдачей ее клиенту.
По способу записи информации на карту:
графическая запись;
эмбоссирование;
штрих-кодирование;
кодировка на магнитной полосе;
чип-карты (смарт-карты);
лазерная запись(оптические карты).
Графическая запись: cамая ранняя и простая форма записи информации, до сих пор используется во всех картах, наносится фамилия, имя, образец подписи и информация об эмитенте.
Эмбоссирование: позволяет значительно быстрее оформлять операцию оплаты карточкой, делая оттиск на ней слипа.
Штрих-код: применялся до изобретения магнитной полосы, низкая секретность, в платежных системах распространения не получил.
Mагнитная полоса: один из самых распространенных на сегодняшний день способов нанесения информации на карту, очень популярна в платежных системах.
Чип: очень дорогая техноология, наиболее надежное хранение информации.
Лазерная запись: еще более дорогие карты, чем чиповые, технология записи на них схожа с записью на лазерные диски, в банковских технологиях распространения не получили.
По эмитентам: банковские (универсальные) карточки-выпускаются банками и финансовыми компаниями, частные карточки -выпускаются коммерческими компаниями для расчетов в торговой и сервисной сети данной компании.[3]
Основные преимущества банковских карт (особенно международных платёжных систем) заключаются в их универсальности. Платёжные системы заинтересованы в максимально широком их распространении. Например, банковские карты могут использоваться в магазинах, кафе, ресторанах, музеях, кинотеатрах, казино, автозаправках, вокзалах, аэропортах – список можно продолжать достаточно долго.
Банковские и другие карточки, используемые для расчетов:
-автономный "электронный кошелек";
-"электронный кошелек" с
дублированием счета у
-"ключ к счету" - средство
идентификации владельца счета,
Необходимо отметить, что подаляющее большинство банковских карточек является идентификатором, а не кошельком. К ним относятся все карточки Visa, Eurocard/MasterCard, American Express. Обычно в качестве "электронных кошельков" применяются смарт-карты, а карточки с магнитной полосой очень редко используются как "кошелек", так как магнитная полоса не обеспечивает приемлемого для эмитента уровня защиты записанной на ней информации. [4]
Рассмотрим процесс авторизации. Допустим, держатель карточки пришел в магазин и решил оплатить покупку своей банковской карточкой. Продавец авторизует сделку, т.е. передает эквайреру информацию о номере карточки и сумме оплаты. В транзакцию, кроме этого еще входит дата и время операции, учетный код торгово-сервисной организации. Далее эквайрер отправляет эту информацию в систему. Процессинговая компания переправляет полученные данные эмитенту, и тот проверяет счет клиента. Если оплата возможна, то соответствующая сумма эмитентом резервируется, и разрешение на проведение операции направляется процессинговой компании, а оттуда эквайреру. Получив разрешение, эквайрер направляет его в торгово-сервисную организацию. Обычно это оформляется в виде кода авторизации - некоторого числа. Если код авторизации не получен, то это означает, что сделка не одобрена, и торгово-сервисная организация не может принять данную карточку к оплате.
Сделка может быть
запрещена по следующим причинам:
— карточка объявлена пропавшей или украденной; в этом случае
подключается отдел безопасности и, если
у него есть причины ожидать, что она будет
использована для обмана, устанавливается
связь с полицией; в подобных случаях торговцы
часто получают распоряжение реквизировать
карточку;
— владелец карточки исчерпал свой лимит
кредитования; в этом случае должностное
лица банка беседует с клиентом и может
снять запрет на совершение сделки;
— владелец карточки существенно просрочил
время платежей и его счет аннулирован.
Кроме того, выпускается бюллетень, называемый
“черным списком” (hot card list, warning list). Этот
бюллетень аннулированных , потерянных
или украденных карточек предназначен
для торговцев и с ним следует сверятся
в случаях, когда сумма сделки превышает
установленный потолок.
Что же возникло, когда продавец получил
код авторизации? По данной сделке между
участниками системы возникли отношения
"должник-кредитор". Кто должен торгово-сервисной
организации? Эквайрер. Кто должен эквайреру?
Система (точнее, расчетный банк). Кто должен
системе (расчетному банку)? Эмитент. Кто
должен эмитенту? Держатель карточки,
который приобрел покупку. Никаких движений
денежных средств не произошло; наш магазин
пока получил вместо денег код авторизации.
Вот почему некоторые торгово-сервисные
организации не желают принимать карточки.
Они не получают деньги сразу, т.е. при
оплате карточки они на некоторое время
изымаются из оборота. И такие отношения
устанавливаются по каждой сделке. Только
с расчетного часа система начинает разрешать
эти отношения. Эмитент списывает зарезервированную
сумму авторизованной сделки на счет расчетного
банка, расчетный банк переводит деньги
на счет эквайрера, эквайрер - на счет торгово-сервисной
организации. Кроме того, за обслуживание
эквайрер берет с торгово-сервисной организации
комиссию.
Процессинговый центр может быть уполномочен
на проведение авторизации по карточкам
банка-эмитента. В этом случае процессинговый
центр ведет базу данных по карточкам,
счетам и остаткам на них банка-эмитента.
Здесь был изложен только принцип. Вообще-то,
процесс авторизации гораздо более сложный,
данные могут обрабатывать множество
технологических агентов. Более того,
в системе так распределяются риски, что
одобрение сделки можно получить, не обращаясь
к эмитенту. На каждой стадии есть суммовые
пороги, ниже который одобрение сделки
происходит автоматически. Например, платежный
терминал может и не звонить эквайреру
(точнее, компьютеру, который стоит у эквайрера
или в процессинговой компании). Если сумма
платежа меньше введенного в него эквайрером
лимита, то терминал сам дает разрешение
на оформление сделки,
точнее - просто печатает торговый чек.[5]
2.Платежные средства в Internet. Электронные платежи в Internet.
Платежная система Интернет - система проведения расчетов между финансовыми, бизнес-организациями и Интернет-пользователями в процессе покупки/продажи товаров и услуг через Интернет. Именно платежная система позволяет превратить службу по обработке заказов или электронную витрину в полноценный магазин со всеми стандартными атрибутами: выбрав товар или услугу на сайте продавца, покупатель может осуществить платеж, не отходя от компьютера.
В настоящее время платежные системы Internet предлагают следующие способы оплаты: наличными, банковским переводом, наложенным платежом, почтовым переводом, в режиме on-line.
При оплате наличными покупатель расплачивается с курьером при получении товара. Этот способ, во-первых, не позволяет доставлять покупки по всем населенным пунктам, во-вторых, непригоден при приобретении товаров, представленных в электронном виде (информация, программные продукты и др.).
Оплата банковским переводом удобна для частных лиц и организаций, но требует заполнения квитанции, оплаты ее через банк и в большинстве случаев отправки квитанции об оплате по факсу.
Оплата наложенным платежом используется при доставке товаров в города, в которых нет курьерской службы, товар
оплачивается при получении в почтовом отделении и 20 — 30 % стоимости товара уходит на оплату почтовых услуг.
При оплате почтовым переводом перевод денег может занимать более месяца и при этом взимается 10 % суммы платежа.
On-line платежные системы обладают рядом достоинств: удобство использования, невысокая стоимость внедрения и высокая скорость проведения операций. Эти системы предлагают следующие механизмы платежа: с помощью кредитных карт и электронных денег. Покупатель или продавец выбирает тот механизм, который в наибольшей степени соответствует их требованиям и возможностям.
Электронные деньги представляют собой набор цифр, заменяющий банковские купюры и монеты и позволяющий приобретать товары и услуги в режиме прямого доступа. Они являются альтернативой наличности и чеков при оплате товаров повседневного спроса и со временем их заменят.
Существуют три варианта приема оn-line платежей в электронных магазинах, продающих товары через Internet:
1. Прием платежей через платежный шлюз (Internet payment gateway) который обеспечивает прием транзакции и ее доставку в процессинговый центр банка-эквайера, обслуживающего владельца магазина.