Конституция – основной закон государства, регулирующий предпринимательскую деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 13:39, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является, исследование конституции Российской Федерации как основного закона государства, регулирующего предпринимательскую деятельность.
Для достижения данной цели решим следующие задачи:
1.Рассмотрим понятие конституции как основного закона государства;
2.Конституционное регулирование предпринимательской деятельности;
3.Исследовать принципы предпринимательской деятельности , закрепленные в конституции;
4.Рассмотреть конституционные гарантии предпринимательской деятельности;
5. Право на экономическую деятельность

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ КАК ОСНОВНОГО ЗАКОНА ГОСУДАРСТВА………………………………………………..…………...3стр.
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………..10стр.
2.1Принципы предпринимательской деятельности, закрепленные в Конституции РФ……………………………………………………………..10стр.
2.2Конституционные гарантии предпринимательства……………..14стр.
ГЛАВА3. ПРАВО НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ….16стр
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..22стр
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...23стр

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ И БИЗНЕС.docx

— 50.58 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИМ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 

«Северо-Западный Государственный Заочный Технический  Университет»

 

Институт управления производственными  и инновационными программами

Кафедра управления финансами

Дисциплина: Финансы и  бизнес

 

КОНТРОЛЬНАЯ работа

на  тему:

«конституция – основной закон государства, регулирующий предпринимательскую деятельность»

 

                                                                                                  ВЫПОЛНИЛ:

 студентка  6 курса ЭГФ      

Группа 634

Шифр 671030033

Михайлова Н.В.

ПРОВЕРИЛ:

 Веселова Ю.А.

 

 

Санкт-Петербург

2011

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ КАК ОСНОВНОГО ЗАКОНА ГОСУДАРСТВА………………………………………………..…………...3стр.

ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………..10стр.

2.1Принципы предпринимательской деятельности, закрепленные в Конституции РФ……………………………………………………………..10стр.

2.2Конституционные гарантии предпринимательства……………..14стр.

ГЛАВА3. ПРАВО НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ….16стр

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..22стр

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...23стр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальностью данной темы является, что Конституция как свод важнейших юридических норм, регулирующих отношения между государством и личностью, не может не регламентировать отношения в сфере экономики. Конституционные гарантии предпринимательства настолько многочисленны, что в научном обиходе появилось условное понятие "экономическая конституция", обозначающее проникнутую внутренним единством совокупность конституционных норм, устанавливающих основные гарантии предпринимательства.

Предпринимательская деятельность Российского  государства осуществляется в соответствии с принципами закрепленными Конституцией РФ.

Целью работы является, исследование конституции Российской Федерации как основного закона государства, регулирующего предпринимательскую деятельность.

Для достижения данной цели решим следующие задачи:

1.Рассмотрим понятие конституции  как основного закона государства;

2.Конституционное регулирование  предпринимательской деятельности;

3.Исследовать принципы  предпринимательской деятельности , закрепленные в конституции;

4.Рассмотреть конституционные гарантии предпринимательской деятельности;

5. Право на экономическую деятельность

Предметом контрольной работы является исследование конституционных  прав предпринимательской деятельности, а объектом Конституция РФ.

 

 

ГЛАВА1. КОНСТИТУЦИЯ – ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА

Слово “Конституция” латинского происхождения, от constitutio, - установление, устроение. Традиционно этим термином определяется Основной закон государства, определяющий его общественное и  государственное устройство, избирательную  систему, принципы организации и  деятельности органов власти и управления, основные права и обязанности  граждан.

Основной Закон - это фундамент  законодательства, регулирующего взаимоотношения  граждан между собой и с  государством. Конституция нужна  для того, чтобы законы не противоречили  друг другу и не нарушали права  и свободы граждан.

Развитие Российского государства  подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция  важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что  в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и  основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает  пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения  государства с человеком и  гражданином. Самое главное конституция  придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и  достоинство. Исключений сегодня практически  не существует[11].

Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного  и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция - это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции  происходит становление различных  отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., - не первая в истории страны. До ее принятия действовала российская Конституция1978 года, которая имела  своих предшественниц. Но нынешняя конституция отличается от всех российских конституций советского времени  в первую очередь тем, что является основным законом самостоятельного, действительно суверенного государства. Как отмечается в преамбуле Конституции, ее принятие связано с возрождением суверенной государственности России и утверждением незыблемости ее демократической  основы.

Крах в России тоталитарного  государства, контролировавшего и  слова, и дела, и мысли граждан, означал начало создания правового  государства. Это потребовало изменения  Основного Закона. Новая Конституция  в нашей стране зафиксировала  “десоветизацию” государственной  власти. Были разделены законодательная, исполнительная и судебная ветви  власти, что является важнейшим признаком  подлинной демократии.

Новая Конституция занимает верховенствующие положение в правовой системе  страны. Ее положение являются первичными. Все остальные правовые акты, принимаемые  в рамках Российской Федерации, в  том числе федеральные законы, конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, должны соответствовать Конституции  Российской Федерации. Это же относится  к договорам о разграничении  предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной  власти и органами государственной  власти субъектов Федерации, ибо  речь идет о конституционном, т.е. внутригосударственном, а не о международном праве [5].

В следующей главе рассмотрим конституционное  регулирование предпринимательской  деятельности в Российской Федерации.

ГЛАВА 2.КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1Принципы предпринимательской деятельности, закрепленные в Конституции РФ

Конституционное закрепление  основ предпринимательской деятельности в Российской Федерации непосредственно  связано с наделением граждан  России неотчуждаемыми, признаваемыми  от рождения правами, связанными со свободой, равенством и независимостью. Закрепленные в Основном законе конституционные  принципы образуют основу правовой инфраструктуры современной экономики и способствуют эффективной защите участниками  предпринимательской деятельности своих прав и свобод.

Рассмотрим в данной главе  статьи Конституции, в которых закреплены основные принципы предпринимательской  деятельности :

В ст. 34 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на свободное  использование своих способностей и имущества для предпринимательской  и иной экономической деятельности. Следовательно, основной закон страны гарантирует право всем дееспособным гражданам заниматься предпринимательской  деятельностью в соответствии с  гражданским законодательством.

Большое значение для развития в  нашей стране предпринимательства  имело применение на практике положения  ст.36 Конституции РФ, в соответствии с которой граждане и их объединения  вправе иметь в частной собственности  землю. Владение, пользование, распоряжение землей и другими природными ресурсами  осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Право собственности как основа предпринимательской деятельности.

Безусловным  стимулом  для  развития предпринимательства являются положения  ст.  53  Конституции  РФ  о  возмещении государством вреда, причиненного   незаконными   действиями   (или  бездействием)  органов государственной власти или их должностных лиц. Это  конституционное  положение способно снижать степень риска, в том  числе  и  политического.

Широкое развитие разнообразных форм предпринимательской деятельности вызвало к жизни фигуру предпринимателя  как нового и специфического участника  правоотношений. Именно поэтому для  правовой теории и практики представляется важным определить сущность и правовую природу данного субъекта, установить специфику его статуса.

Следует отметить, что в настоящее  время оказались востребованными  те принципы и нормы Конституции  РФ, которые имеют непосредственную связь с развитием экономических  отношений. Такие конституционные  принципы и нормы:

- принцип правового государства  Ст. 1;

- Ст.8 Конституции РФ о том, что в Российской Федерации гарантируется  единство экономического пространства, свободное перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, муниципальная, государственная и  иные формы собственности;

-   Ст. 27 Конституции РФ:

Каждый, кто законно находится  на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.  
       Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

- Ст.34 Конституции РФ – каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Не допускается экономическая  деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию;

-Ст. 35 о неприкосновенности и  права частной собственности  – право частной собственности  охраняется законом.

Каждый в праве иметь имущество  в собственности, владеть, пользоваться, распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими  лицами.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению  суда. Принудительное отчуждение имущества  для государственных нужд может  быть произведен только при условии  предварительного и равноценного возмещения.

Право наследования гарантируется;

- Ст. 37 о свободе труда -  Труд  свободен. Каждый имеет право  свободно распоряжаться своими  способностями к труду, выбирать  род деятельности и профессию.

 Принудительный труд запрещен.

Каждый имеет право на труд в  условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации  и не ниже установленного федеральным  законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с  использованием установленных федеральным  законом способов их разрешения, включая  право на забастовку.

Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору  гарантируются установленные федеральным  законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск;

- ч.1 Ст. 44 Конституции РФ – Каждому  гарантируется свобода литературного,  художественного, научного, технического  и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность  охраняется законом ;

- Ст.74 Конституции РФ - На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств [1].

 Ограничения перемещения товаров  и услуг могут вводиться в  соответствии с федеральным законом,  если это необходимо для обеспечения  безопасности, защиты жизни и  здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей;

- Ст.75 Конституции РФ - Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

  Защита и обеспечение устойчивости  рубля - основная функция Центрального  банка Российской Федерации, которую  он осуществляет независимо от  других органов государственной  власти.

  Система налогов, взимаемых в  федеральный бюджет, и общие принципы  налогообложения и сборов в  Российской Федерации устанавливаются федеральным законом;

- недопустимости несоразмерного  ограничения экономических прав  и произвольного вмешательства  в частную сферу (ст. ст. 55, 23), составляют  своего рода конституционно-правовую  систему координат, в которой  и должны находиться все нормативно-правовые  акты, регулирующие экономические  отношения.

Закрепленные в Основном законе конституционные нормы и принципы образуют ядро правовой инфраструктуры современной экономики, причем осознание  всеми предпринимателями своего высокого конституционного статуса, умение использовать конституционные положения  в спорах с субъектами публичной  власти для защиты своих прав и  свобод - это действительно одна из возможностей существования рыночной экономики.

Одна из особенностей российской Конституции  состоит также в том, что она  формирует концепцию развития социальной рыночной экономики, закрепляя такие  основные права и свободы гражданина, как право на свободное использование  своих способностей и имущества  для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической  деятельности, частной собственности, свободно распоряжаться своими способностями  к труду, на свободное передвижение и выбор места жительства, на свободное  перемещение товаров, услуг и  финансовых средств, на интеллектуальную собственность, на возмещение государством вреда[6].

 

2.2Конституционные гарантии предпринимательства

Конституционные гарантии предпринимательской  деятельности можно разделить на две группы: относящиеся к основам  конституционного строя и относящиеся  к правам и свободам человека и  гражданина.

Особенность основ конституционного строя, сформулированных в главе 1 Конституции  РФ, состоит в том, что они составляют первичную нормативную базу для  остальных положений Конституции, всей системы законодательства и  иных нормативных правовых актов  Российской Федерации. Это означает, что другие главы Конституции  РФ содержат нормы, направленные на дальнейшее развитие, конкретизацию основ конституционного строя. В то же время ни одна действующая  норма права, независимо от того, где  она установлена, - в Конституции  РФ, федеральных законах, указах Президента РФ или постановлениях Правительства РФ - не может противоречить основам конституционного строя. В случаях возникновения таких противоречий соответствующие нормы признаются неконституционными и утрачивают силу[4]. Основам конституционного строя не могут противоречить также действия и решения должностных лиц, государственных и муниципальных органов, граждан и их объединений.

Среди конституционных гарантий предпринимательства  в России, относящихся к основам  конституционного строя, можно выделить следующие нормы Конституции  РФ:

- гарантируются единство экономического  пространства, свободное перемещение  товаров, услуг и финансовых  средств, поддержка конкуренции,  свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8);

- признаются и защищаются равным  образом частная, государственная,  муниципальная и иные формы  собственности (ч. 2 ст. 8);

- земля и другие природные  ресурсы могут находиться в  частной, государственной, муниципальной  и иных формах собственности  (ч. 2 ст. 9).

Конституция РФ исходит из принципа независимости прав и свобод человека, сформулированных в ее главе 2, от произвола государства[6]. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, делает человека самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Российское государство, зафиксировав права человека и гражданина в Конституции РФ, обязуется через деятельность органов законодательной и исполнительной власти, судов, прокуратуры, охраны правопорядка осуществлять их реализацию и защиту[4].

Конституционные гарантии предпринимательства, относящиеся к правам и свободам человека и гражданина, в зависимости  от их целевой направленности, можно, в свою очередь, условно разделить  на три подгруппы - основные, вспомогательные  и обеспечительные (или защитные).

К первой подгруппе можно отнести  следующие положения:

- каждый вправе свободно использовать  свои способности и имущество  для предпринимательской и иной  не запрещенной законом экономической  деятельности (ч. 1 ст. 34);

- право частной собственности  охраняется законом (ч. 1 ст. 35);

- каждый вправе иметь имущество  в собственности, владеть, пользоваться  и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими  лицами (ч. 2 ст. 35);

- граждане и их объединения  вправе иметь в частной собственности  землю. Владение, пользование и  распоряжение землей и другими  природными ресурсами осуществляется  их собственниками свободно, если  это не наносит ущерба окружающей  среде и не нарушает прав  и законных интересов других  лиц (ч. 1, 2 ст. 36);

- никто не может быть лишен  своего имущества иначе как  по решению суда. Принудительное  отчуждение имущества для государственных  нужд может быть произведено  только при условии предварительного  и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35);

- законы, устанавливающие новые  налоги или ухудшающие положение  налогоплательщиков, обратной силы  не имеют. При этом каждый  обязан платить законно установленные  налоги и сборы (ст. 57);

- право наследования гарантируется  (ч. 4 ст. 35).

Вторую подгруппу образуют права  и свободы, способствующие надлежащей и полной реализации конституционных  гарантий первой группы. Среди них  можно выделить например, такие как:

- свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29);

- право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять  информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29);

- право свободно передвигаться  на территории Российской Федерации,  свободно выезжать за ее пределы;  право гражданина России свободно  возвращаться в Российскую Федерацию;

- право граждан России обращаться  лично, а также направлять индивидуальные  и коллективные обращения в  государственные органы и органы  местного самоуправления (ст. 33).

Третья подгруппа объединяет те конституционные гарантии, которые  специально ориентированы на обеспечение  эффективной реализации всех прав и  свобод человека и гражданина, составляющих основы правового статуса личности в Российской Федерации, в том  числе тех из них, которые нами условно отнесены к первым двум подгруппам. Обеспечительные (или защитные) гарантии выражены главным образом в следующих  конституционных нормах:

- государственная защита прав  и свобод человека и гражданина  гарантируется (ч. 1 ст. 45);

- каждый вправе защищать свои  права и свободы всеми способами,  не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45);

- каждому гарантируется судебная  защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46);

- решения и действия (или бездействие)  органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных  лиц могут быть обжалованы  в суд (ч. 2 ст. 46);

- каждый вправе в соответствии  с международными договорами  Российской Федерации обращаться  в межгосударственные органы  по защите прав и свобод  человека, если исчерпаны все  имеющиеся внутригосударственные  средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46);

- каждый имеет право на возмещение  государством вреда, причиненного  незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти  или их должностных лиц (ст. 53).

Совокупность указанных конституционных  гарантий предпринимательской деятельности юридически обеспечивает стабильность основ предпринимательства в нашей стране. Устойчивость этих гарантий, невозможность их внезапной отмены или изменения обеспечены самой Конституцией РФ. Это проявляется, в частности, в том, что положения глав 1 (Основы конституционного строя) и 2 (Права и свободы человека и гражданина) не могут быть пересмотрены ни Федеральным Собранием, ни тем более другим органом государства. Напомним, что, согласно ст. 135 Конституции РФ, если предложение о пересмотре положений указанных глав будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон пока не принят) созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой федеральной конституции, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Целям защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции  РФ на всей территории Российской Федерации  служит деятельность Конституционного Суда РФ - судебного органа конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющего судебную власть посредством  конституционного судопроизводства. Компетенция  Конституционного Суда РФ установлена  ФКЗ от 21.07.1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Из сказанного следует вывод, практически  важный для всех, кто занимается бизнесом в России или имеет такое  намерение: в рамках существующего  конституционного строя нет оснований  опасаться умаления значения перечисленных выше конституционных гарантий предпринимательской деятельности и тем более запрета предпринимательства, возврата к правовой ситуации, подобной той, которая имела место в годы советской власти. Юридическими гарантиями, направленными на предотвращение противоправных, антиконституционных методов изменения основ конституционного строя, являются, в частности, соответствующие статьи главы 29 УК РФ, которые предусматривают уголовную ответственность за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. Что же касается возможности изменения Конституции РФ правовыми, законными, демократическими методами, то в целях обеспечения стабильности конституционно-правового порядка в нашей стране изменение основ конституционного строя максимально затруднено механизмами, заложенными в самой Конституции РФ. В то же время целесообразно учитывать, что соотношение политических сил, представленных в Государственной Думе после парламентских выборов 07.12.2003 г., создает реальные правовые возможности для внесения изменений в Конституцию РФ.

На рассмотренных выше конституционных  положениях базируется система нормативных  правовых актов, регулирующих предпринимательскую  деятельность и правовое положение  ее участников (в т.ч. индивидуальных предпринимателей) в Российской Федерации. Основу этой системы составляет новый  ГК РФ.

Современная экономическая и политико-правовая ситуация в нашей стране и соответствующие  ей настроения в предпринимательской  среде и обществе в целом вряд ли способствуют развитию отечественного бизнеса. Предприниматели, "поднимающие" в таких условиях российскую экономику, вносящие свой ежедневный вклад в  увеличение валового внутреннего продукта, - безусловно, смелые и решительные  люди. Однако им необходимы реальные гарантии неприкосновенности собственности, экономической и личной свободы, надежности и прибыльности инвестиций в России.

Чрезвычайно важным в связи с  этим представляется восстановление в  полном объеме гласности, обеспечение  реальной свободы слова и плюрализма мнений на телевидении и в других средствах массовой информации: граждане вправе получать всестороннюю и объективную  информацию о событиях политической, экономической и социальной жизни. В правовом государстве в равной степени недопустимы как замалчивание общезначимых объективных фактов, так  и тенденциозное освещение определенных событий только с одной - "официальной" позиции. Лишение населения права  на объективную информацию не способствует формированию гражданского общества. Кстати, отвечая на вопрос "какие  права человека наиболее важны?", заданный социологами Аналитического центра Юрия Левады, 26% респондентов назвали  именно свободу слова, а 17% - право на получение информации[8].

Поэтому актуален партнерский диалог государства и предпринимателей, который имел бы целью обеспечить политические, законодательные и  экономические условия стабильного  развития экономики, формирование у  граждан уверенности в завтрашнем дне. Однако равноправным и результативным такой диалог может быть только в  условиях реальной гласности, идеологического  многообразия, свободы средств массовой информации, неангажированности судов  и правоохранительных органов. Одновременно в среде государственных и  муниципальных служащих необходимо воспитывать уважение к российским предпринимателям, обеспечивать осознание  социальной полезности их деятельности, ее основополагающей значимости для  экономики и социальной сферы. Безусловная  защита законно нажитой собственности, прав и законных интересов ее владельца  должна быть приоритетом в работе правоохранительных и иных правоприменительных органов[10]. Истинная независимость и высокая квалификация судей, эффективность судебной системы в условиях широкой гласности могли бы реально повысить действенность конституционных и иных юридических гарантий предпринимательской деятельности в нашей стране.

Не случайно многие авторитетные юристы в последнее время все чаще говорят о необходимости не только судебной реформы, но и о более  масштабной задаче - правовой реформе  в России, которая еще никогда  не проводилась в отечественной  истории. Так, Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин целью правовой реформы считает создание системных  предпосылок для того, чтобы Россия наконец "взяла правовой барьер", т.е. полностью состоялась как правовое и одновременно справедливое государство. В качестве трех главных задач  и одновременно направлений правовой реформы он видит: а) правовую трансформацию  российского общества; б) трансформацию  и стабилизацию системы права; в) реализацию жесткой и устойчивой системы правоприменения, гарантирующей  доступ граждан к правосудию и  обеспечению своих прав и свобод. При этом правовая реформа включает в себя судебную реформу, вопросы  системы и содержания законодательства, юридического образования, правосознания  населения и корпоративного самосознания юридического сообщества[8].

В следующей главе рассмотрим право на экономическую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРАВО НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Право на экономическую деятельность предусматривает свободное использование  человеком своих способностей и  имущества для предпринимательской  и иной, не запрещенной законом  экономической деятельности. Конституционные  положения в силу их повышенной стабильности и жесткости не подходят для регулирования  рыночных отношений. Их роль - гарантировать  устойчивость и предсказуемость  законодательства о предпринимательстве.

Самое важное изменение концептуального  подхода к предпринимательству - это наличие ст.34 в главе 2 Конституции, посвященной правам и свободам человека и гражданина. Трактовка предпринимательства  через призму прав человека позволяет  утверждать, что отношения государства  и предпринимателей являются отношениями  равных партнеров и у них имеются  взаимные права и обязанности. В свою очередь, получаемая предпринимателями прибыль — это не только источник удовлетворения материальных и иных потребностей бизнесменов, но и вклад в общее благо в виде части их прибыли. И эта часть должна быть соразмерной. В этом смысле принцип «налоги должны иметь экономическое основание» является проявлением или частным случаем конституционного принципа соразмерности (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ)[12].

Признание права на экономическую  деятельность порождает для государства  определенные обязанности, выступающие  как гарантии этого права. Государственные  органы, например, не могут отказывать предприятию в регистрации, ссылаясь на нецелесообразность. Они должны бороться с рэкетом и вымогательством, защищать имущество частного предпринимателя  наравне с государственной собственностью. Всей своей экономической политикой  правительство правового государства  содействует и помогает частному бизнесу, поощряет его развитие и  защищает от незаконных посягательств. Любой ущерб, нанесенный предприятию  по вине должностных лиц государственных  органов, подлежит возмещению.

В то же время это право  подлежит определенным ограничениям. Государство запрещает определенные виды экономической деятельности (производство оружия, изготовление орденов и др.) или обусловливает такую деятельность специальными разрешениями (лицензиями). Государство регулирует экспорт  и импорт, что накладывает на многие предприятия определенные ограничения. Наконец, государственные органы вправе требовать от предпринимателя финансовой отчетности, не затрагивая при этом коммерческой тайны. Эти и ряд  других ограничений необходимы в  интересах всей национальной экономики, но должны опираться на законодательную  базу[7].

Роль государства как  субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости  от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и  тех целей, какие ставит перед  собой государство. В зависимости  от конкретной ситуации государство  может быть:

  • тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;
  • посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;
  • ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает “взрыв” предпринимательской активности и приводит к “буму” предпринимательства)[9].

Если раньше в сфере  экономики существовала монополия  государства, то теперь предпринимательство  рассматривается в Конституции  как сфера, в которой приоритетом  обладает частный интерес. Конституция  РФ специально выделяет еще одну форму экономической деятельности, подлежащую запрету, - ту, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Под недобросовестной конкуренцией понимается ведение конкурентной борьбы (которая сама по себе в рыночных условиях правомерна) нечестными и  незаконными методами. Конституционный  уровень запрета монополизации  и недобросовестной конкуренции  объясняется тем, что ограничения  злоупотреблений свободой предпринимательства  тесно связаны с самой этой свободой, а также стремлением  законодателя подчеркнуть особую опасность  этих злоупотреблений для национальной экономики. Злоупотребления, связанные  с доминирующим положением на рынке  и нарушением этических правил конкуренции, губительны для граждан и всего  общества. Отсутствие конкуренции задерживает  экономический и технологический  прогресс, подавляет активность мелкого  и среднего бизнеса, снижает качество товаров, ведет к поддержанию  высоких цен, ущемляет право многих людей на свободную экономическую  деятельность. По интересам граждан  и экономики бьет недобросовестная конкуренция, которая проявляется  в заключении соглашений о ценах (для поддержания высоких цен), разделе рынков, устранении с рынка  других предпринимателей. Интересы потребителей ущемляются, когда их вводят в заблуждение  относительно изготовителя, назначения, способа и места изготовления, качества и иных свойств товара другого  предпринимателя, путем некорректного  сравнения товаров в рекламной  и иной информации, копирования внешнего оформления или использования товарного  знака чужого товара и иными способами.

Закон устанавливает, что  признание положения доминирующим (т. е. монополии) возможно, если доля товаров  на рынке превышает 35 % и существует возможность ограничивать конкуренцию. Ограничивать конкуренцию запрещено  не только отдельным предпринимателям, но и органам исполнительной власти. Средством борьбы с монополизацией и недобросовестной конкуренцией может быть обращение в антимонопольные органы, которые вправе давать предписания о прекращении недозволенных действий, а при невыполнении предписаний - налагать штраф. В случае причинения убытков от таких действий можно обращаться в суд (как общей юрисдикции, так и арбитражный)[10].

Для реализации положений  указанного Закона создан Государственный  антимонопольный комитет Российской Федерации, имеющий территориальные  управления. Деятельность этих органов  носит квазисудебный характер, поскольку  они принимают решения о мерах  воздействия в процессуальных формах, т. е. с предоставлением определенных гарантий сторонам, соблюдением их прав и законных интересов. Однако любые  решения этих органов могут быть обжалованы в суд.

Имущественная независимость  граждан закреплена в ст. 35 и 36 Конституции  РФ. Она, как важнейшее условие  создания рыночной Среды, означает также  равенство, свободу договора, возмещение ущерба участников торгового оборота.

Трактовка прав предпринимателей как разновидности прав граждан  означают, что конституционный статус предпринимателей, независимо от того, государственное это предпринимательство  или частное, а также на какой  территории осуществляется предпринимательская  деятельность, должен быть единым. Единству статуса предпринимателей служат нормы  ст. 71 Конституции, относящие к ведению  Российской Федерации установление правовых основ единого рынка  и нормы ст.19 Конституции, закрепляющей важнейший принцип равенства  всех перед законом и судом.

В соответствии со ст.18 Конституции  РФ конституционное право на предпринимательство  является непосредственно действующим  и, прежде всего проявляется в  том, что оно определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти. Конституционные гарантии предпринимательства содержатся во всех главах Конституции, хотя нередко они формулируются в нормах, определяющих полномочия органов власти.

Содержащиеся в ст.8 Конституции  РФ положения о единстве экономического пространства, свободном перемещении  товаров, услуг и финансовых средств, о поддержке конкуренции, свободе  экономической деятельности, о равенстве  разных форм собственности позволяют  уяснить сущность конституционного права на предпринимательскую деятельность.

Информация о работе Конституция – основной закон государства, регулирующий предпринимательскую деятельность