Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:28, курсовая работа
Саратов первоначальный находился в нескольких километрах выше со-временного города, при впадении речки Гуселки в Волгу . “Крутые склоны берегов Волги и Гуселки, займище, поросшее лесом, перемежавшимся с за¬ливными лугами, протоками, старицами, озерцами были естественными пре¬пятствиями и защищали. город со стороны Заволжья” . И хотя Саратов распо¬ложен в другом месте, изначальная функция города - быть волжской крепо¬стью - во многом определила характер его застройки и основу пространст¬венной структуры.
Итоги реформы были противоречивыми. Произошло укрепление зажиточного крестьянства за счет бедноты. Последняя распродажа наделов про¬исходила по цене ниже рыночной. В несколько выросли цены на землю, вы¬росла арендная плата. Следствием реформы стало расширение посевных площадей, некоторый рост урожайности, увеличение покупок крестьянами современных сельскохозяйственных орудий и машин, развитие кооператив¬ного движения.
В начале века возникли благоприятные условия для развития кооперации.
С 1804 по
1917 годы количество кредитных и ссудно-
Потребительские общества первоначально в основном образовывались в городах. Они носили зависимый характер от поставщиков, кредиторов и управления. К такому типу относилась основное железнодорожное общество потребителей, служащих на Российском управлении железной дороги.
В 1914 г. это общество, ставшее уже независимым кооперативом, вы¬ступило’ инициатором создания губернского кооператива. В целом же к 1917 году в кооперативном потребительском движении преобладали сельские об¬щества, инициаторами которого были крестьяне.
Промышленность края по-прежнему была ориентирована на перера¬ботку сельскохозяйственного сырья. На доля перерабатывающей промыш¬ленности приходилось 85 % общей суммы производства, в ней было занято свыше 75 % рабочих. Саратов являлся признанным центром мукомольного производства всего Поволжья. Мукомольная фирма торговый день Э. И. Бо¬рель была известна далеко за пределами края. Немного уступали ей торговый дом «Кондратий Рейнеке и сыновья» и торговое промышленное товарищест¬во «Братья Шмидт». Крупными считались также мельницы саратовских куп¬цов В. В. Богословского, С. И. Степашина, Н. В. Скворцова. Так, на мельнице купца первой гильдии В. В. Богословского в 1901 году 150 тысяч пудов пше¬ницы и 60 тысяч пудов ржи. В 1902 году мельница была модернизирована и ее производительность выросла почти вдвое. В 1897 г. на окраине Вольска был построен завод для производства цемента, принадлежавший Глухоозер¬скому товариществу.
В 1901 году стал выпускать продукцию второй завод — купца М.Ф.Плинина. Однако он вскоре он продал его саратовскому мукомолу Д.Б.Зей¬ферту. В 1914 году в окрестностях города вступили в строй еще два цементных завода. Вольский цемент отличался высоким качеством и пользовался повышенным спросом во всех крупных городах европейской России, Сиби¬ри. В Саратовской губернии успешно развивались и деревообрабатывающая промышленность, благодаря дешевому и удобного сплаву леса с Камы и Верхней Волги. Царицын приобрел славу всероссийской «лесопилки». В Са¬ратовском крае, как и во всей России, шел процесс концентрации промыш¬ленности и транспорта. К ну Первой мировой войны крупный капитал полностью контролировал железные дороги и водный транспорт региона, имел
прочные позиции в торговле топливом. Синдикат «Продуголь», объединяв¬ший все лучшие шахты юга страны, поставлял 95 % всего угля, потребляемо¬го промышленностью края. Поставки нефти и нефтепродуктов шли в губер¬нию, в основном, через акционерное общество «Братья Нобель», построившие свои предприятия и нефтехранилища в крупных волжских городах. Между монополиями велась упорная борьба за рынки сбыта и контроль за про¬мышленными предприятиями. Наряду с крупной индустрией в губернии ус¬пешно развивалась мелкая кустарная промышленность, в которой были заня¬ты тысяча крестьян и горожан. Здесь и в некоторых других уездах крестьянё занимались выделкой кож, изготовлением ремней, рукавиц и прочих необхо¬димых в хозяйстве изделий.
Саратов вел торговлю разнообразными товарами и продуктами, кото¬рые воспроизводились в самом городе и уездах губернии. Своими изделиями он снабжал не только Поволжский, но и другие регионы, а также отправлял ‘ ‘ продукцию за границу. В Крае давно сформировались известные в стране центры хлебной торговли. В Саратовской губернии их насчитывалось около 50.
В 1907 году с Саратовских пристаней по Волге выдвинулось ежегодно по 7100 тыс. пудов пшеничной и по 790 тысяч пудов ржаной мухи По количеству
и качеству зерна он занимал второе место после Самары. Значитель¬ными центрами хлебной торговли были также Царицын, Камышин, По¬кровск, Николаевск, Кузнецк, Сердобск. Второе место из продовольственных. продуктов занимала в торговом обороте соль, поступавшая по Волге из Аст¬раханской губернии. Из Саратова соль развозилась по городам и селам евро¬пейской части России.
Солидную роль в торговле имело подсолнечное масло. В огромном количестве вывозился из Саратова спирт, который отправ¬лялся в Самарскую. Астраханскую, Бакинскую губернии.
Традиционно большая часть рыбы в Саратове доставлялась из Астра¬хани но к концу ХIХ века поставки ее значительно сократились из-за хищни¬ческого лова рыбы на Волге.
В начале ХХ века были выстроены Астраханская, Уральско-Илецкая и
другие железнодорожные линии, связавшие Поволжье со Средней Азией. К 1877 году РУжд имела 4377 верст путей. По окружности путей она занимала первое место среди
других
железнодорожных обществ и
Конкурентная борьба заставила компании укрепиться или договориться между собой. В 1909 году Саратовское «Купеческое пароходство по р. Волге» присоединилось к договору меж¬ду обществами «По Волге», «Самолет», «Кавказ и Меркурий» о единых це¬нах на перевозку грузов и пассажиров и других условиях, регулирующих их взаимоотношения.
С 1907 года на Волге появились первые теплоходы. В Саратове в Затоне действовали верфи А. В. Бари, на которых под руководством талантливого инженера В. Г. Шухова строились стальные наливные баржи. Саратовская губерния занимала второе место в грузообороте волжского бассейна, перера¬батывая свыше 27 % грузов.
Глава III. Саратовская губерния в годы первой русской революции
Российская империя конца ХIХ — начала ХХ века представляла собой средоточие экономических, социальных и политических противоречий, дос¬тигших последней стадии антагонизма и стянутых в своеобразный узел. В ХХ веке Россия выступила под знаком назревающей социально-политической революции. В стране возобновились политические убийства, забастовки рабочих приобрели хронический характер, повсеместно вспыхивали крестьянские бунты, антиправительственные настроения охватывали ‚ все более широкие слои общества. Экономический подъем 1893 1899 завер¬шился кризисом 1900-1903 гг. Русско-японская война (1904-1905) с ее траги¬ческим финалом для России послужила катализатором первой русской революции 1905-1907 гг. ‘
В феврале 1903 года высочайшим повелением на должность губернато¬ра в Саратов был назначен Петр Аркадьевич Столыпин, возглавивший губер¬нию до апреля 1906 года.
Здесь он смог расширить свои представления об общинном землевла¬дении, о земском самоуправлении, приобрел опыт разрешения силовыми методами различных социальных конфликтов. В частности, в отчете за 1905 г. он предложил противопоставить общинному землевладению единоличную собственность на землю: «Она служит залогом порядка так как мел¬кий собственник представляет устойчивый порядок в государстве». ,
Энергичные действия Столыпина по подавлению антиправительствен¬ных выступлений обратили на себя внимание в Петербурге и способствовали его дальнейшей политической карьере. 27 января 1904 г. внезапным нападе¬нием японской эскадры на русский тихоокеанский флот в Порт-Артуре и Че¬мульпо началась Русско-японская война. Чуждая национальным интересам,. она не вызвала единения народа и воспринималась русской общественностью как бессмысленный конфликт и результат некомпетентности власти. Вместе с тем, в губернии осуществились мобилизационные мероприятия, организо¬вывались поставки в армию продовольствия и фуража. К театру военных действий отправлены отряды Красного
Креста под руководством профессора Д.А.Ольсуфьева и Ф.Ф.Иорадана и санитарный поезд имел служащих РУжд. Воины саратовцы были среди защитников
Порт-Артура, принимали участие в морских и сухопутных сражениях. Война не способствовала повышению патриотических чувств и связанные с ней тяготы усилили антиправи¬тельственные настроения в населении.
9 января
в Санкт- Петербурге по
С 7 февраля в Саратове началась новая волна забастовочного движения. Общее количество бастующих превысило 6,5 тысяч человек. Она про¬должалась до 21 февраля. В забастовочном движении этого периода особой активностью отличались железнодорожники Аткарска и Кологривовки, их поддержали рабочие депо и мастерских Покровской слободы.
2 мая после массового митинга в Парусиновой роще в городе началась третья стачка. Всего бастовало почти три четверти рабочих города. Работа была остановлена на 27 предприятиях, однако на отдельных из них она во¬зобновилась уже к 10 мая.
В августе 1905 года вышел Манифест о созыве Государственной Думы с законосовещательными функциями, согласно которому «чисто русские го¬рода» с населением свыше 100 тысяч человек выделились в особые избира¬тельные округа. Среди этих 20 городов был и Саратов, получивший права выбора одного депутата. Большевики и эсеры объявили выборам бойкот. Меньшевики, напротив, признали необходимым принять участие в Думе и высказались за сотрудничество с буржуазией, как в избирательной компании, так и в парламенте.. Либералы вначале заняли выжидательную позицию, но в конце концов также выступили против бойкота Думы, рассчитывая использовать ее трибуну для расширения думских прерогатив.
Черносотенцы
же видели в такой Думе единственное
средство для спасения самодержавия.
От¬дельные выступления крестьян в Саратовской
губернии отмечались уже в январе-марте,
а в апреле - мае размах крестьянского
движения в губернии был шире, чем по стране.
.
В июне-июле движение распространилось на новые территории. Осо¬бенно мощными они были в западной и центральной частях губернии: Балаковском, Сердобском, Аткарском, Петровском и Саратовском уездах.
В октябре 1905 года произошла Всероссийская политическая стачка под лозунгами в адрес Учредительного собрания, объявление демократических свобод. 12 октября к забастовке присоединился весь Саратов. В тот же день в здании пассажирского вокзала открылся съезд представителей РУжд. В течение недели он был центром общественной жизни города. 14 октября губерния была объявлена на положении «усиленной охраны». 18 октября ох¬ранка арестовала делегатов съезда, к полудню в Саратове стал известен Ма¬нифест от 17 октября. Начались стихийные митинги, по требованию народа освободили всех политзаключенных. 19 октября произошло столкновение монархистов с митингующими на театральной площади, а с 19 на 20 октября в Саратове начался еврейский погром. С 24 октября стачка в Саратове пошла на убыль, однако крупные предприятия города приступили в работе только 28 октября. Забастовку поддержали железнодорожники Аткарска, Балашова, Вольска, Петровска, Покровской слободы, Ртищева.
Осенью 1905 года волнения крестьян наблюдались во всех уездах гу¬бернии. Во многих местах на сходках крестьяне составили приговоры, со- ‘ держащие не только экономические, но и политические требования. Наибо¬лее организованным и сильным было восстание крестьян Мариинской волос¬ти Саратовского уезда и соседних с ней селений Кологриво-Слепцовской волости Аткарского уезда. Центром его стало с. Николаевское. Ныне это Октябрьский городок Татищевского района. На подавление крестьянского дви¬жения были брошены значительные воинские силы, и постепенно оно пошло на убыль.