Этапы становления и развития бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 17:19, реферат

Краткое описание

Бюджет — центральное звено финансовой системы, в любом государстве он включает одно и то же: налоги, займы, расходы и т.д. Сущность этих категорий не меняется при переходе от одной общественно-экономической формации к другой. Сегодня бюджет необходим каждому государству для удовлетворения общественных потребностей в денежном фонде. Но история финансов свидетельствует, что бюджет не был присущ государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство вообще не имело бюджета.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ 6
1.1 Становление бюджетной системы в XV - начале XX вв. 6
1.2 Возникновение советской бюджетной системы 11
1.3 Современная бюджетная система РФ 17
Глава 2. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ 20
2.1 Основные задачи бюджетной политики РФ 20
2.2 Проблемы и направления совершенствования бюджетной системы РФ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Файлы: 1 файл

реферат финансы и кредит.docx

— 69.24 Кб (Скачать)

Бюджетная система СССР просуществовала более семидесяти лет. За это время она прошла несколько этапов развития. После установления Советской власти в России первые полугодовые и годовые бюджеты составлялись как единые. Такая централизация бюджетной системы была вызвана крайне тяжелой экономической и политической ситуацией в стране. Порядок составления единого бюджета сохранился и после объединения советских республик.          Финансы СССР представляют собой систему экономических отношений, посредством которых осуществляется планомерное образование, распределение и использование фондов денежных средств для обеспечения расширенного воспроизводства, повышения уровня жизни народа и удовлетворения других потребностей социалистического общества. Их сущность определяется действием экономических законов социализма, социалистической системой хозяйства, базирующейся на общественной собственности на средства производства; природой и функциями Советского государства и закономерностями его развития.     Финансы дореволюционной России отражали антагонистические противоречия её хозяйственной системы: они служили средством дополнительной эксплуатации трудящихся в интересах помещиков и крупной буржуазии. Финансовая политика царского самодержавия, а затем Временного буржуазного правительства сдерживала развитие производительных сил России, усиливала её технико-экономическую отсталость и зависимость от иностранного капитала, оказывала разрушительное воздействие на экономику страны, 1-я мировая война 1914—18 резко обострила внешние и внутренние противоречия России и показала непрочность её финансовой системы: в 1916 бюджетный дефицит составил свыше 75% объёма бюджета и покрывался главным образом выпуском бумажных денег; стремительно рос государственный долг (с 8,8 млрд. руб. на 1 января 1914 до 60 млрд. руб. к концу 1917);  денежное обращение пришло в расстройство, покупательная сила рубля упала к концу 1917 до 7 коп.   С победой Октябрьской революции 1917 началось становление советской финансовой системы. Финансовые мероприятия диктатуры пролетариата были направлены на подрыв экономической силы свергнутых эксплуататорских классов, слом старой государственной машины и создание советского государственного аппарата, освобождение страны от иностранной финансово-экономической зависимости. Советская власть национализировала банки (дек. 1917), аннулировала дореволюционные займы, ввела государственное социальное обеспечение трудящихся, государственную монополию страхового дела. Финансовая программа, разработанная Коммунистической партией, предусматривала централизацию в области финансов, введение подоходно-поимущественного и других регулярных налогов с высокопрогрессивными ставками, проведение денежной реформы (замена прежних денег новыми), ликвидацию бюджетного дефицита, организацию учёта и контроля над производством и распределением продуктов. Был создан новый  финансово-кредитный аппарат — Народный комиссариат финансов, Народный банк РСФСР, финансовые отделы местных советов. Осуществление многих мероприятий намеченной программы было прервано Гражданской войной и иностранной интервенцией 1918—20. В эти годы сократились государственные доходы, резко возросло значение денежной эмиссии, введена продразвёрстка. Условия войны и разрухи потребовали концентрации ресурсов в руках государства и их распределения в натуральной форме, что резко сузило сферу функционирования финансов.        С переходом к новой экономической политике (нэпу) задачи в области укрепления финансов выдвинулись на первый план.      Великая Отечественная война 1941—45 потребовала всемерной мобилизации материальных, людских и денежных ресурсов. Коренным образом изменилась структура расходов бюджета: ассигнования на оборону за годы войны составили 58,2 млрд. руб. (51% расходов). Для финансирования затрат, связанных с военными расходами и возмещением причинённых народному хозяйству потерь, были использованы, наряду с текущими доходами бюджета, накопленные в мирные годы бюджетные резервы и свободные ресурсы государственных предприятий и хозяйственных организаций. За эти годы в бюджет поступило 107 млрд. руб., из них от социалистического хозяйства — 83 млрд. руб. Поступления военного налога (введён в 1942) составили 7,2 млрд. руб. Значительные средства были получены путём реализации государственных займов и взносов населения в созданные по инициативе трудящихся Фонд обороны и Фонд Красной Армии.           После окончания войны перед финансовой системой встали задачи, связанные с переводом народного хозяйства на мирные рельсы, его восстановлением и дальнейшим развитием. В декабре 1947 была проведена денежная реформа и отменена карточная система. Повысилась покупательная способность рубля и укрепилось денежное обращение, возросла роль стоимостных рычагов в народном хозяйстве — хозрасчёта, рентабельности, себестоимости. В 1948—50 проведена реформа отпускных цен и ликвидирована система государственных дотаций. С марта 1950 исчисление советского рубля переведено на золотую основу и установлено его золотое содержание в 0,222168 г чистого золота. Укрепление финансов позволило с 1958 отказаться от выпуска массовых займов, реализуемых по подписке. Для дальнейшего повышения роли советского рубля в 1961 был изменен масштаб цен, старые денежные знаки заменены новыми по соотношению 1:10. Одновременно было повышено золотое содержание советского рубля до 0,987412 гр. чистого золота и изменен его паритет к иностранным валютам.  В условиях развитого социализма усилилась роль финансовой системы в формировании рациональной структуры общественного производства, повышении эффективности использования трудовых, материальных и денежных ресурсов и природных богатств в интересах ускорения темпов коммунистического строительства, роста народного благосостояния и укрепления обороноспособности страны.       Финансы СССР включают финансы социалистических предприятий (объединений) и отраслей хозяйства и общегосударственные финансы. Финансы социалистических предприятий (объединений) и отраслей хозяйства образуют исходное звено системы финансов, т. к. они непосредственно связаны с материальным производством, где создаются совокупный общественный продукт и национальный доход — источники финансовых ресурсов социалистического общества.      С созданием в 1974 г. производственных объединений и всесоюзных республиканских промышленных объединений, в них образуются централизованные фонды и резервы (централизованные фонды экономического стимулирования, фонды научных исследований и освоения новой техники, резервы для оказания финансовой помощи предприятиям и хозяйственным организациям, резервы амортизационные отчислений, предназначенных на капитальный ремонт, и др.), что способствует концентрации денежных ресурсов на главных направлениях, усилению связи науки и производства.           Из полученной прибыли предприятия и организации вносят в бюджет плату за производственные фонды, фиксированные (рентные) платежи, уплачивают проценты банку по ссудам, покрывают недостаток собственных оборотных средств, производят отчисления в фонды экономического стимулирования, финансируют капитальные вложения, прирост собственных оборотных средств и другие плановые затраты. Остающийся после этого свободный остаток прибыли поступает в доход государственного бюджета. Прибыль народного хозяйства СССР (без учёта чистого дохода колхозов) за 1960—75 возросла в 4 раза, сумма прибыли, оставляемой в распоряжении хозяйства, — почти в 5 раз, что способствовало укреплению финансовой базы предприятий. Увеличение амортизационных отчислений связано с быстрым ростом и переоценкой основных производственных фондов, а также с введением новых норм амортизационных отчислений.    Значительно увеличились финансовые ресурсы предприятий и организаций, используемые на расширение производства и экономическое стимулирование.            Государственный бюджет выполняет координирующую роль в единой системе советских финансов. По мере развития социалистической экономики, усиления её планомерности и расширения хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной деятельности государства возрастает роль государственного бюджета в расширенном социалистическом воспроизводстве.         Государственные бюджеты союзных республик обеспечивают необходимыми денежными средствами финансирование хозяйственного и культурного строительства, осуществляемого органами государственной власти и органами государственного управления союзных республик. В доходы государственных бюджетов союзных республик входят: платежи из прибыли и другие поступления от предприятий и хозяйственных организации, подведомственных министерствам и ведомствам союзных и автономных республик, исполнительным комитетам местных Советов, лесной доход, подоходный налог с колхозов и кооперативных организации, сельскохозяйственный налог, отчисления от подоходного налога с населения, государственная пошлина, местные налоги и некоторые другие доходы. Кроме того, в государственный бюджет союзных республик поступают средства государственного социального страхования на выплату пенсий, отчисления от налога с оборота и других общесоюзных государственных доходов в размерах, предусматриваемых в Государственном бюджете СССР.       

1.3 Современная бюджетная система РФ

Бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 28) бюджетная система России основана на принципах:

- единства бюджетной системы  Российской Федерации;

- разграничения доходов  и расходов между уровнями  бюджетной системы Российской  Федерации;

- самостоятельности бюджетов;

- полноты отражения доходов  и расходов бюджетов;

- сбалансированности бюджетов;

- эффективности и экономности  использования бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия  расходов бюджетов;

- гласности;

- достоверности бюджетов;

- адресности и целевого  назначения бюджетных средств.

Несмотря на самостоятельность каждого из бюджетов, законодательство подчеркивает единство бюджетной системы РФ. Говоря о современном состоянии бюджетной системы, необходимо иметь ввиду двоякость ее строения. Одно - внешнее - проявляется в уровнях бюджетной системы и финансовых взаимоотношениях между ними, основанных на федеральном законодательстве (вертикальные финансовые потоки). Другое - внутреннее - представляет собой многочисленные, друг с другом не координируемые, зачастую встречные финансовые потоки, выражающие межрегиональные, всероссийские и даже международные интересы органов власти субъектов федерации и муниципалитетов (горизонтальные финансовые потоки).

В бюджетной системе России в настоящее время существуют четыре уровня. Это - федеральный, региональный, муниципальный и межгосударственный. Последний возник в 1997 г. после образования Союза Беларуси и России. Денежный фонд Союзного государства имеет все необходимые атрибуты бюджета и занимается в основном финансированием бюджетных организаций, оборонных предприятий и силовых структур обоих стран. Правда размеры бюджета Союза невелики и его влияние на перераспределение по России Национального дохода незначительно.

В бюджетную систему России как федеративного государства входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельными частями. К ним относятся государственные бюджеты двух уровней: федеральный (республиканский) бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. К третьему уровню относятся местные бюджеты.

Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов.

Все бюджеты в РФ существуют как самостоятельные денежные фонды. Для управления каждым регионом необходимо знать, какие средства сосредоточены в бюджете всех уровней, функционирующих на данной территории, поэтому законодательно предусмотрено составление консолидированных бюджетов в масштабах РФ в целом, а также субъектов Федерации и административно-территориальных единиц (кроме низового звена последних).

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов составляют консолидированный бюджет РФ. Совокупность бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов представляют собой консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Кроме федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов существуют внебюджетные фонды и, соответственно, их бюджеты - финансовые планы.         Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование и обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. Правовой статус и порядок деятельности государственных внебюджетных фондов определяются федеральными законами. Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов утверждаются федеральными законами одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, добровольных взносов физических и юридических лиц и других доходов. Расходование средств государственных внебюджетных фондов носит исключительно целевой характер. Исполнение бюджетов этих фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации. Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления соответствующего фонда и также представляет собой федеральный закон. Исполнение бюджетов контролируется органами государственного финансового контроля.

Глава 2. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ

 

2.1 Основные задачи бюджетной политики РФ

Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению. Данная система состоит из финансовых институтов (организации, учреждения, осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность, министерство финансов, казначейство, центральный банк, налоговая инспекция, фондовые и валютные биржи, финансово-кредитные учреждения) и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процессов.       Основу финансовой деятельности государства составляет бюджет, состояние которого может отражать как успехи, так и провалы государственной политики. Переход к рыночным методам управления экономикой обусловил коренное реформирование финансовой системы, в том числе бюджетной системы России.        Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны совокупность бюджетов всех ее государственных и административно-территориальных образований, объединенных на основе определенных принципов и имеющих между собой установленные законом взаимоотношения. Различия в государственном устройстве стран, в бюджетных правах разных уровней власти обуславливают наличие разных видов бюджетных систем.      В демократических государствах, характеризующихся рыночными методами хозяйствования, бюджетные системы могут различаться степенью самостоятельности каждого бюджета, входящего в бюджетную систему страны. В зависимости от этого различают бюджетные системы американского и западно-европейского типа. В первых самостоятельность каждого бюджета доведена до логического завершения, так как бюджеты внутри системы американского типа являются не только самостоятельными, но и автономными. В них полностью реализуется принцип «один налог – один бюджет». В бюджетных системах западно-европейского типа самостоятельность каждого бюджета органично сочетается с возможностью получения органами власти 2-го и 3-го уровней стабильной финансовой помощи из других бюджетов при наличии резких колебаний в социальной обеспеченности граждан на территории страны. В таких бюджетных системах используют методы бюджетного выравнивания социальной обеспеченности граждан разных территорий, что обусловлено социально-ориентированной моделью экономики.       Современная бюджетная система России относится к западно-европейскому типу и находится в стадии совершенствования, при реализации которой отрабатывается законодательный механизм перераспределения компетенций между федеральным и территориальными уровнями власти, органами местного самоуправления.        Проблемы современного бюджетного механизма логично разделить на две основные группы. К первой следует отнести те из них, которые определяются федеративным устройством нашей страны: вопросы совершенствования межбюджетных отношений и необходимости формирования системы бюджетного федерализма, что, руководствуясь вековым опытом ведущих западных стран, позволит стабилизировать и укрепить российскую государственность, повысит управляемость существующей рыночной системы и в конечном итоге оптимизирует структуру доходов и расходов как федерального бюджета, так и местных бюджетов. А отсюда вытекает и вторая группа проблем действующего бюджетного устройства - собственно финансовая. Повышение доходности бюджета и оптимизация его расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета и необходимость управления государственным долгом - именно эти финансовые аспекты бюджетного устройства определяют уровень социально-экономического развития страны, качество жизни населения. В конечном итоге, именно эти показатели и определяют эффективность всей проводимой государством экономической политики.  Недопустимо превышение прогнозных темпов инфляции, учтенных при формировании федерального бюджета. Это требует как повышения качества государственных прогнозов социально-экономического развития, так и взвешенных решений по формированию расходной части бюджета. Темпы роста непроцентных расходов не должны превышать темпы роста экономики. Необходим комплексный учет бюджетных последствий проводимых структурных преобразований в экономике и социальной сфере. В противном случае бюджет становится фактором макроэкономической нестабильности.                     

2.2 Проблемы и направления совершенствования бюджетной системы РФ

В своем современном виде бюджетная система РФ представляет собой федеративное государство. Ресурсы для ее совершенствования практически исчерпаны. Необходима реформа налогово-бюджетных взаимоотношений между федеральными, региональными и местными органами власти, предполагающая поэтапное решение конкретных задач.    Основным исходным моментом в системе межбюджетных отношений должно быть оптимальное разграничение доходных и расходных полномочий, предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, а также создание комплексной нормативной основы для финансовой оценки расходных полномочий и доходной базы территорий.     В настоящее время судьба бюджетного федерализма в России зависит от способности государства как единого целого преодолеть разрушительный экономический кризис, спад производства, осуществить переход в масштабах страны к единой рыночной стратегии финансовой стабилизации. Нельзя допустить ситуации, когда развитие бюджетного федерализма само превратится в фактор усиления экономического и политического кризиса: еще более ослабит федеральный бюджет, вместо борьбы за оздоровление реального сектора экономики активизирует борьбу за дележ федеральных налогов, политики сокращения бюджетного дефицита. Бюджетный федерализм необходимо все более осознанно сближать с общей макроэкономической политикой рыночных реформ. Решение проблем бюджетного федерализма в конечном итоге позволит стабилизировать российскую государственность, повысить управляемость и объективность нашей рыночной экономической системы.      Для повышения заинтересованности регионов в наполнении федерального бюджета доходами должна быть установлена прямая зависимость получения из федерального центра финансовой помощи от степени выполнения задания по мобилизации доходов в федеральный бюджет.            Проблема незаинтересованности субъектов Федерации к зарабатыванию собственных средств приобрела актуальность в кризисные годы. Президент РФ в своем послании отметил, что регионы надо ориентировать на снижение дотационности.      Федеральный центр должен разработать и довести до регионов рекомендации по программам бюджетного оздоровления, следование которым будет важнейшим условием выделения финансовой помощи.  
 Оздоровлению региональных бюджетов должно способствовать упорядочение бюджетного процесса в регионах: обеспечение «прозрачности» статей бюджета, их соответствие федеральному классификатору, консолидация в бюджет региональных внебюджетных фондов, казначейское исполнение бюджетов.           Важным условием нормального функционирования межбюджетных отношений является финансовый контроль со стороны федерального центра за правильным и целесообразным расходованием средств региональных бюджетов. Необходимо восстановить практику проведения ревизий исполнения бюджетов субъектов Федерации, получающих средства из федерального бюджета по каналам межбюджетных отношений. Обязательна также оценка потенциала и степени использования доходной базы региона, в том числе находящихся в его собственности и распоряжении природных ресурсов, недвижимости и т.д. Аналогично должны декларироваться и расходы, потому что вполне возможны ситуации, когда регион, претендующий на финансовую помощь, расточительно использует свои средства.           Логическим развитием вышесказанного может стать требование обязательного подтверждения соответствующими органами власти фактической результативности использования ранее выделенных средств. Такие официальные подтверждения могли бы быть дополнительными основаниями для получения очередной порции средств поддержки. При этом важно не полное расходование полученных средств, а именно результативность их использования для улучшения или стабилизации в регионе по конкретным параметрам (снижение уровня бедности, рост числа рабочих мест и т.д.).             Инициатива по решению таких задач, равно как и готовность взять на себя всю ответственность за целевое использование бюджетных средств и за достижение заявленных результатов, должна исходить от потенциальных получателей поддержки - руководства субъектов Федерации и муниципальных образований.        Таким образом, необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы жившего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя контроль за уровнем возможного бюджетного дефицита. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Исторический опыт и практика формирования бюджетных систем в различных странах, в том числе в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствуют о том, что, несмотря на разнообразие бюджетных моделей, все они формировались под влиянием поиска оптимального взаимодействия между бюджетами разного уровня, которое обеспечивало бы финансовую самостоятельность каждого субъекта власти в едином государстве. В России этот процесс начался одновременно со становлением демократического государства и является одним из ключевых факторов экономического и политического развития страны.

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В процессе своего развития бюджетная система Российской Федерации прошла несколько этапов, была и до сих пор связана со многими сферами жизни и деятельности государства и его населения: социальной, налоговой, политической, экономической и пр. Современная бюджетная система России имеет почти вековую историю и послужила прообразом современной бюджетной системы Российской Федерации. Этапы становления и история бюджетной системы страны были связаны с историческими этапами нашего государства.

Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы , которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.

Информация о работе Этапы становления и развития бюджетной системы РФ