Этапы становления и развития бюджетной системы в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель – комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной системы РФ.
Задачи:
 раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система»;
 дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней;
 показать взаимосвязь финансовой и бюджетной систем.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА, БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ………………………………………………………..6
1.1. Социально-экономическое назначение бюджета………………………….6
1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система…………………………….11

ГЛАВА 2. ЭТАПЫ ТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ…………………………………………………………………………………..13
2.1. Становление бюджетной системы в XV – начале XX вв……………….13
2.2. Возникновение советской бюджетной системы………………………….18
2.3. Бюджетная система в военные 1941-1945 годы…………………………22
2.4. Бюджетная система СССР в 1945-1980гг………………………………..25
2.5. Современная бюджетная система РФ………………………………….....30

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РФ………………………………………………………………………………..37
3.1. Основные проблемы и задачи бюджетной политики……………………37
3.2. Проблемы и направления совершенствования бюджетной системы в среднесрочной перспективе………………………………………………………39
3.3. Основные задачи развития бюджетной системы РФ на 2010 год……..48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...51

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Этапы становления и развития бюджетной системы.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

Одновременно требуется принять меры по мобилизации дополнительных бюджетных доходов, в том числе за счет внедрения современных технологий налогового администрирования.

8.      Обеспечение сбалансированности расходных полномочий и ресурсов для их обеспечения на каждом уровне публичной власти, установить ответственность за неэффективное расходование средств, создать стимулы для расширения собственного доходного потенциала.

Бюджетные субсидии должны ограничиваться целями исключения значительных дисбалансов в уровне предоставления отдельных публичных услуг или стимулирования внедрения наилучшей практики оказания таких услуг, в том числе в рамках реализации приоритетных национальных проектов.

9.      Завершение формирования надежной и сбалансированной пенсионной системы, основанной на страховых принципах ресурсного обеспечения и позволяющей обеспечить достойный уровень жизни гражданам старшего поколения.

Наряду с системой обязательных платежей, возрастающую роль должно играть добровольное пенсионное страхование, в том числе за счет использования механизмов государственного стимулирования.

10. Определение и реализация комплекса мер по созданию "безбарьерной" среды для инвалидов, а также иные мероприятия, связанные с ратификацией Конвенции о правах инвалидов.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Исторический опыт и практика формирования бюджетных систем в различных странах, в том числе в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствуют о том, что, несмотря на разнообразие бюджетных моделей, все они формировались под влиянием поиска оптимального взаимодействия между бюджетами разного уровня, которое обеспечивало бы финансовую самостоятельность каждого субъекта власти в едином государстве. В России этот процесс начался одновременно со становлением демократического государства и является одним из ключевых факторов экономического и политического развития страны.

Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В процессе своего развития бюджетная система Российской Федерации прошла несколько этапов, была и до сих пор связана со многими сферами жизни и деятельности государства и его населения: социальной, налоговой, политической, экономической и пр. Современная бюджетная система России имеет почти вековую историю и послужила прообразом современной бюджетной системы Российской Федерации. Этапы становления и история бюджетной системы страны были связаны с историческими этапами нашего государства. Можно выделить следующие этапы становления и развития бюджетной системы РФ:

1)     Становление бюджетной системы от Древней Руси до Революции 1917г.;

2)     Возникновение советской бюджетной системы

3)     Бюджетная система СССР в военные 1941-1945 годы

4)     Развитие бюджетной системы СССР в 1945-1980гг.

5)     Бюджетная система на современном этапе.

Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые ООН должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.

Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, жившего многие годы в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного лога. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.

Важные шаги в направлении совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации уже были сделаны как в законодательной, так и в институциональной и финансово-кредитной сферах. Была создана качественно новая система – Федеральное казначейство РФ – которая позволила на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков, обеспечить учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета. Необходимо завершить ее формирование с последующим переходом к казначейской системе исполнения консолидированного бюджета РФ. Подготовлен к принятию Налоговый кодекс, который станет всеобъемлющим документом, регулирующим взаимоотношения государства с налогоплательщиками, четко разграничит полномочия федеральных и региональных органов власти и приравненных к ним платежей и в целом станет серьезным шагом в направлении либерализации налоговой системы страны с обеспечением в то же время стабильных налоговых доходов по всем уровням бюджетной системы.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Конституция Российской Федерации: офиц. Текст. – М.: Проспект, 2009. – 39с.

2.      Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, - 2008. – 308с.

3.      Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.: Информцентр XXI века, 2009. – 560с.

4.      Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 07.06.1996. №115-ФЗ.

5.      Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 24.11.2008. № 204-ФЗ

6.      Бюджетное послание Президента РФ «О бюджетной политике в 2010 – 2012 годах» от 25.05.2009.

7.      Баранова, Л.Г. Бюджетный процесс РФ: Учебное пособие / Л.Г. Баранова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 222с.

8.      Бочаров, В.В. Финансы / В.В. Бочаров, В.Е. Леонтьев. – СПб.: Питер, 2009. – 400с.

9.      Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 703с.

10. Дадашев, А.З. Финансовая система России: Учебное пособие / А.З. Дадашев, Д.Г. Черник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 248с.

11. Ковалева, Т.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: Учебное пособие для студентов вузов / Т.В. Ковалева, С.В. Барулин. – М.: КНОРУС, 2005. – 208с.

12. Романовский, М.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский, О.В. Врублевская. – М.: ЮРАЙТ, 2008

13. Селезнев, А.З. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / А.З. Селезнев. – М.: Магистр, 2007. – 383с.

14. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 639с.

15. Финансы и кредит: учебник / Под ред. Т.М. Ковалевой. – М.: Кнорус, 2008. – 384с.

16. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 528с.

17. Черенцов, С.А. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебное пособие / С.А. Черенцов. – М.: Магистр, 2008. – 527с.

18. Боженок, С.Я. К вопросу о системе источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации / С.Я. Боженок // Российская юстиция. – 2008. - №7. – с. 40-43

19. Кудрин, А.Л. Бюджет – 2010: выполнение социальных обязательств, поддержка экономики/ А.Л. Кудрин // Финансы. – 2009. - №12.– с.3-8

20. Нестеренко, Т.Г. Этапы бюджетной реформы / Т.Г. Нестеренко // Финансы. – 2008. - №2. – с. 3-7.

21. www.minfin.ru

22. www.kremlin.ru

23. СПС КонсультантПлюс

24. СПС Гарант

 

 

 

 

 



[1] Бюджетное послание Президента РФ «о бюджетной политике в 2010-2012 годах» от 25.05.2009


Информация о работе Этапы становления и развития бюджетной системы в РФ