Эмиссия денег и организация эмиссионных операций в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

Современная банковская система - это сфера многообразных услуг своим клиентам - от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами (лизинг, факторинг, траст и так далее). Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших (и чрезвычайно сложных) задач экономической реформы в России. Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные учреждения, инструменты и методы обслуживания клиентуры.

Оглавление

Введение
1. Место Центрального банка в банковской системе Российской Федерации
2. Сущность эмиссии денег и организация эмиссионных организаций
3. Механизм проведения денежной эмиссии
4. Механизм осуществления эмиссии через расчетно-кассовые центры
5. Денежно-кредитная политика государства
6. Влияние монетарной политики государства на экономику (на примере России)
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Эмиссия.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

 

5. Денежно-кредитная политика государства

 

В процессе осуществления своей денежно-кредитной (монетарной)
политики государство контролирует предложение денежных и кредитных
ресурсов, т.е. увеличивает или уменьшает количество платежных средств в
обороте. Цель этой политики заключается в обеспечении стабильности цен,
эффективной занятости и росте реального объема ВНП. Эта цель реализуется
через такие задачи, как фиксация количества денег в обращении, определение
оптимального уровня обязательных банковских резервов, изменение ставки
рефинансирования коммерческих банков и др. Проводником денежно-кредитной политики государства выступает Центральный банк, а ее объектами являются спрос и предложение на денежном рынке. Рассмотрим механизм регулирования денежной массы в обращении, т.е. предложения денег. Существуют следующие инструменты регулирования денежного обращения:

1)     операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами;

2)     политика учетной ставки ( дисконтная политика);

3)     изменение норматива обязательных банковских резервов. Операции на открытом рынке в настоящее время являются основным
инструментом регулирования денежного обращения в развитых странах.

Продавая или покупая государственные ценные бумаги, Центральный банк соответственно уменьшает или увеличивает количество денег в обороте. Обычно Центральный банк проводит эти операции совместно с группой крупных банков. Если наблюдается избыток денежной массы в обращении, Центральный банк, имея целью ограничить или ликвидировать этот излишек, начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам и иным хозяйственным субъектам. Вследствие увеличения предложения государственных ценных бумаг их цена падает, что делает их привлекательными для покупателей. Население и банки активно скупают правительственные ценные бумаги, т.е. переводят в них свои деньги, что приводит к сокращению денежной массы в обороте. Если же в обращении наблюдается недостаток денежных средств, Центральный банк обычно проводит политику, направленную на расширение денежного предложения. Он начинает скупать государственные ценные бумаги у банков и населения. В результате повышения спроса их рыночная стоимость возрастает, и владельцы начинают активно их продавать, получая деньги за них от Центрального банка. Это приводит к увеличению денежной массы в обращении. Ставка рефинансирования – это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Учетная ставка – процент, по которому Центральный банк покупает банковские векселя, что равнозначно кредитованию коммерческих банков. Уменьшение ставки рефинансирования делает для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся получить кредит, который запускает механизм банковского мультипликатора. Становятся более дешевыми и кредиты коммерческих банков предприятиям и населению, что вызывает более активный спрос на них. Это приводит к увеличению количества денег в обращении. Повышение же учетной ставки делает кредиты невыгодными. Некоторые коммерческие банки возвращают займы Центральному банку, т.к. они становятся слишком дорогими. Это приводит к мультипликативному снижению количества денег в обращении. Иногда политика учетной ставки применяется при проведении операций на открытом рынке для стимулирования покупки иди продажи государственных ценных бумаг. Изменение нормы обязательных резервов направлено на изменение величины банковского мультипликатора . Т.к. его значение обратно пропорционально норме обязательных резервов), то при ее увеличении величина банковского мультипликатора уменьшается. Это приводит к снижению темпов роста количества денег в обороте, т.к. первоначально эмитированные деньги увеличиваются в меньшее количество раз. И, наоборот, при уменьшении нормы обязательных резервов предложение денег увеличивается. Этот инструмент денежно-кредитной политики является наиболее
мощным. Но при этом он затрагивает основы всей банковской системы, поэтому применять его надо с большой осторожностью. В России основным инструментом денежно-кредитного регулирования является изменение учетной ставки (ставки рефинансирования). В последние годы Центральный банк пытается проводить политику ее снижения, что должно стимулировать проведение кредитных операций и ускорять экономический рост (ставка рефинансирования постепенно снизилась с 210% в 1994 году до 11% в настоящее время).
Следует также учитывать, что Центральным банком установлены довольно
высокие нормы обязательного резервирования – 10% по счетам в иностранной
валюте, 10 и 7% по счетам в рублях для юридических и физических лиц
соответственно( для сравнения, в странах зоны евро норматив обязательных
резервов установлен в размере 2%). Все это указывает на то, что хотя Центральный банк России пытается смягчить свою монетарную политику, она по-прежнему остается очень жесткой, направленной на сохранение низких темпов прироста денежной массы. Операции на открытом рынке в России еще не нашли широкого применения. Отчасти это связано с кризисом рынка государственных ценных бумаг в августе 1998 года. Сейчас введены в обращении новые государственные ценные бумаги - облигации Банка России ( ОБР) и Центральный банк начал проводить операции с ними.

 

6. Влияние монетарной политики государства на экономику (на примере России)

 

Денежно-кредитная политика государства оказывает очень большое
влияние на экономику страны. Однако было бы ошибочным считать эту политику единственной причиной всех процессов, протекающих в сфере денежного обращения. Рассмотрим в качестве примера ситуацию, сложившуюся в России в середине 90-х годов. В 1995-1998 гг. в российской экономике наблюдалась массовая демонетизация, т.е. замещение в хозяйственном обороте денег бартером, неплатежами и различными денежными суррогатами. После кризиса августа 1998 года показатели демонетизации экономики стали довольно быстро снижаться. Наиболее очевидным объяснением демонетизации экономики выглядит несоответствие количества денег в обороте реальной потребности в них. Сторонники этой точки зрения видят причину возникновения массовых неплатежей и бартера в чрезвычайно жесткой денежно-кредитной политике государства. Они полагают, что с целью снижения инфляции государство проводило политику ограничения темпов роста денежной массы. Это привело к недостатку денег в обращении и замене недостающих денег бартером, неплатежами и денежными суррогатами. Эта теория частично объясняет сложившуюся в середине 90-х гг.экономическую ситуацию. Государство действительно проводило жесткую монетарную политику, в результате которой инфляция значительно снизилось. Если предположить, что денежная масса в обращении оказалась недостаточной , то становится понятной причина массовых расчетов без использования денег. В 1998 году в результате кризиса произошел всплеск инфляции, что привело к увеличению денежной массы и возвращению денег в хозяйственный оборот. Однако денежная масса в 90-х годах в России явно не была недостаточной. Это ставит под сомнение всю логику данной теории. Кроме того, неясно, почему подобные явления не происходили при ужесточении денежной политики в развитых странах. Также эта теория не объясняет, почему различия в долях бартера в продажах разноотраслевых предприятий настолько существенны. Частично ситуацию проясняет анализ микроэкономических факторов. Он показывает, что предприятия часто сознательно выбирают неденежные средства платежа. Потоки неденежных средств с трудом поддаются контролю со стороны, поэтому с помощью использования в расчетах бартера, неплатежей и денежных суррогатов предприятия успешно скрывают от кредиторов, в том числе и от бюджета, часть своих доходов. Сложившаяся же ситуация с относительной нехваткой денег в обращении сыграла им на руку и дала возможность более широко использовать неденежные средства платежа. Другой микроэкономический фактор, влияющий на долю денежных расчетов в операциях предприятия – степень доступа к монетизированным рынкам (например, рынку потребительских товаров или международному рынку). Очевидно, что чем больше этот доступ, тем меньше предприятие использует в своих расчетах неденежные платежные средства. Этот фактор
позволяет объяснить сжатие бартера после кризиса в 1998 году : оно связано
с облегчением доступа на экспортные и потребительские рынки, а также с
перетоком средств в реальный фактор экономики в результате снижения
процентных ставок. Определенная роль в создании рассматриваемой ситуации принадлежит государству. В данном случае оно выступает не как проводник денежно-кредитной политики, а как субъект хозяйственных отношений. Статистика показывает, что именно неплатежи государству вызывают неплатежи предприятий друг другу, а не наоборот. Таким образом, не имея возможности в срок собирать налоги и платить по своим обязательствам, государство провоцирует возникновение массовых неплатежей. В ближайшее время эту ситуацию изменить невозможно. Итак, повсеместная демонетизация российской экономики в 1995- 1998 гг имеет целый ряд причин. Как ни странно главной из них является не денежно-кредитная политика государства, а совокупность различных микроэкономических и институциональных факторов. Монетарная политика является в данной ситуации катализатором экономических процессов.

Российская экономика в 90-х гг. была склонна к использованию неденежных платежных инструментов, а введение жесткой монетарной политики воплотило эту предрасположенность в действительность. Таким образом, применение государством определенной денежно- кредитной политики в каждой конкретной ситуации имеет свои особенности. Точно так же каждый раз при применении этой политики могут возникнуть непредвиденные проблемы. В настоящее время монетарная политика в России направлена на поддержание оптимального количества денег в обращении. Эта политика не допускает как усиления инфляции, так и распространения неденежных средств платежа. Однако при этом следует помнить, что денежно-кредитная политика по-прежнему является очень жесткой, что может вызвать новый подъем немонетарной экономики. Эти отношения имеют под собой реальные основания.


Заключение

 

Итак, в данной работе были рассмотрены теоретические
аспекты денежной эмиссии, механизм ее осуществления и способы влияния
государства на денежную массу, примером из российской экономики. На основании анализа этих данных в работе уже были сделаны некоторые выводы. Подведем теперь общий итог.

Денежная эмиссия по определению влечет за собой изменение
количества денег в обращении. В разумных пределах это изменение не
представляет опасности для экономики, но при чрезмерных или недостаточных темпах эмиссии возникает ряд проблем. Среди них – распространение в
расчетах между хозяйствующими субъектами бартера и денежных суррогатов, а также накопление неплатежей – вопросы, рассмотренные в данной работе.
Государство в этом случае может и должно повлиять на сложившуюся ситуацию, используя различные инструменты денежно-кредитного регулирования, учитывая, однако, при этом возможные побочные эффекты.

Проанализировав рассмотренные проблемы, можно сделать следующие
выводы.

Изменение количества денег в обращении находится в компетенции
не только государства в лице Центрального банка, но и системы коммерческих
банков. Но намечает тенденции в динамике денежной массы только государство.

Это позволяет ему контролировать денежный рынок и создавать на нем ту ситуацию, которая требуется в данный момент времени. В случае инфляции целесообразно применять жесткую денежно- кредитную политику, направленную на снижение количества денег в обращении.

Однако при чрезмерном ужесточении монетарной политики может появиться целый комплекс отрицательных результатов ( которые, впрочем, не влияют на основную цель этой политики). Особенно склонна к появлению различных
проблем в денежной сфере переходная экономика, поэтому проводить монетарную политику в таких условиях надо с особой осторожностью. Сейчас эта проблема актуальна и для России, что наглядно показано на примере. Монетарная политика государства в данный момент может развиваться в двух направлениях: либо она ужесточится, либо продолжит смягчаться. В первом случае повторится ситуация 1995-1998 гг с уходом денег из значительной части хозяйственного оборота и будет продолжаться торможение роста производства. Очевидно, что второй вариант гораздо более предпочтителен. Хотя в этом случае и возможно легкое усиление инфляции, в целом результат такой политики будет положительным: будет происходить расширение кредитных операций и ускорение темпов экономического роста. Несомненно, именно такую монетарную политику нужно проводить сейчас в России. При опасениях относительно возникновения инфляции следует начать увеличивать эмиссию денег низкими темпами, наблюдая за происходящими при этом процессами. Таким образом, можно будет определить необходимое сейчас в обращении количество денег эмпирическим путем.

 

 

 

 


Список литературы

 

1.      Бабичева Ю.А. Банковское дело.- М, "Экономика", 2008.-340 с.

2.      Белоглазова Г.В. Деньги, Кредит, Банки: Учебник.-М: Юрайт-Издат,2008-620 с.

3.      Бородин А.Ф. О роли банковского сектора в обеспечении устойчивого роста экономики.//Финансы и кредит.-2009.-№6.-С.15-22.

4.      Грядовая О.В. Некоторые проблемы деятельности Центрального банка.//Деньги и кредит.-2008.-№3.-С.48-52.

5.      Демичев А. Банковский сектор и экономика.//Экономист.-2009.-№11-С.55-62.

6.      Пригожин А.В. Банки и банковские операции. Издательство "Эхо",2008.-234 с.

7.      Санин В.В. Постановка финансовой цели Центрального банка: формирование новых подходов.//Финансы и кредит.-2009.-№6-С.31-36

8.      Слагода В.Г. Экономическая теория: Учебное пособие.-М.: Форум: ИНФРА-М.2008.-304 с.

9.      Саркисьянц А. О роли банков в экономике.//Вопросы экономики.-2009.- №3-С.91-103.

10. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции.-М.: ИПЦ Вазар-Ферро. 2008-278 с.

11. Фетисов Г.Г. Формирование устойчивой банковской системы.//Финансовый бизнес.-2009.-№6.-С.27-30.

12. Федеральный закон №86 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России).

13. www.cbr.ru (Официальный сайт Центрального Банка РФ)

 

 



Информация о работе Эмиссия денег и организация эмиссионных операций в России