Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 23:41, отчет по практике
ВТБ Банк (Украина) входит в десятку крупнейших финансовых учреждений страны. Создан в январе 2005 года в Киеве как универсальное банковское учреждение с иностранным капиталом и именовался ЗАО «Внешторгбанк (Украина). 100% акций принадлежало российской группе ВТБ*. В 2007 году произошло объединение банка с другим украинским активом группы — АКБ «Мрия», сделка по покупке которого состоялась в конце января 2006 года. Наименование банка в 2010 году было изменено на ПАО «ВТБ Банк». На сегодняшний день доля группы ВТБ возросла до 99,97%.
1. Экономическая характеристика ПАО «ВТБ Банк»……………...3
2. Оценка кассовых операций………………………………………..5
3. Анализ показателей эффективности расчётно-кассовых операций……………………………………………………………….11
Список используемой литературы ……………………………………...…29
Данные табл.3.6 свидетельствуют о том, что банк не открывает корсчета банкам и счета клиентам, которые содержатся из государственного бюджета; главными для банка являются текущие счета субъектов хозяйственной деятельности, которые не удерживаются из бюджетов, их количество растет, количество счетов физических лиц значительно сократилось.
В зависимости от держателя платежа, который осуществляет клиент банка, различают внутрисистемные платежи, получателем которых является клиент этого же банка, и внешние, получателем которых является клиент другого банка. Увеличение удельного веса внутрисистемных платежей позволяет банку снизить отток средств из корсчета банка в НБУ и сократить срок прохождения платежей для клиентов. Банки осуществляют внутренние платежи клиентов, как правило, бесплатно. С целью увеличения таких платежей банки изучают денежные потоки клиентов по назначению и получателями. Источником информации для анализа внутренних и внешних платежных оборотов даны расчетной палаты. Анализ проводится по показателям динамики количества документов и суммы платежа. Учитывая колебания количества документов и суммы платежей в днях, анализ осуществляют по среднедневным показателям.
В организации расчетов в банке важную роль играет состав клиентов по размеру оборотов средств на их текущих счетах [3,c.78]. Позиционирование клиентов по суммам поступлений на текущий счет клиента и по суммам списаний средств со счета позволяет выявить группу клиентов, по счетам которых движение средств влияет на состояние корреспондентского счета банка в НБУ. Анализ осуществляется на основании данных оборотно-сальдовой ведомости о дебетовых и кредитовых оборотах по счетам клиентов. Поступление на счет клиента и списания с него могут значительно колебаться в днях, поэтому анализ осуществляется на основании ежедневных данных в течение всего месяца. Чем больше в банке крупных клиентов, тем меньшая трудоемкость осуществления расчетных операций.
Взаимоотношения между коммерческими банками и их клиентами основываются на договорных началах и осуществляются на платной основе. Банки заключают с клиентами-юридическими лицами по расчетно-кассовых услуг два вида договоров: договор на осуществление расчетно-кассового обслуживания и договор на установку, и использование программного обеспечения системы «Клиент-Банк». В договоре на осуществление расчетно-кассового обслуживания, коммерческий банк заключает с клиентами, предусматриваются взаимные обязательства по пользование средствами и банковскими услугами, а именно: условия открытия, переоформления, закрытия счетов; пользование временно свободными средствами клиента, осуществление расчетных операций; кассовое обслуживание; транспортное обслуживание перевозок наличности. В договоре на установку и использование программного обеспечения системы «Клиент-Банк» предусматриваются организационно-техническое обеспечение расчетов с помощью документов в электронной форме, взаимные обязательства сторон по осуществлению электронных платежей, стоимость программного обеспечения при установке системы, цена за дальнейшее сопровождение задачи.
Коммерческие банки устанавливают плату за кассовое обслуживание бюджетных учреждений и организаций согласно правилам, установленным Национальным банком Украины.
Комиссионные вознаграждения за расчетно-кассовое обслуживание клиентов изложенные в тарифах, которые утверждаются руководителем учреждения банка и прилагаются к договорам на расчетно-кассовое обслуживание. Комиссионных вознаграждений за расчетно-кассовое обслуживание относятся:
• плата за открытие, закрытие текущих счетов, переоформление текущих счетов в связи с перерегистрацией;
• плата за выдачу справок клиентам;
• плата за обслуживание в системе «Клиент-Банк»;
• плата за расчетное обслуживание;
• плата за выдачу дубликатов выписок;
• плата за отправку спецсвязью платежных документов на инкассо
• плата за выдачу наличных;
• плата за оформление чековых книжек;
• плата за перечисление на счет торговой выручки клиентам других банков;
• продажа векселей;
• продажа различной бланочной продукции.
Анализ тарифов банка осуществляется с целью выяснения конкурентоспособности банка по их уровня и возможности повышения доходов банка за ценовую политику.
Анализ тарифов включает следующие этапы:
1) определение видов тарифов банка и банков-конкурентов;
2) сравнительный анализ уровня тарифов банка с уровнем тарифов банков-конкурентов;
3) выводы относительно уровня тарифов банка: находятся они на верхнем, среднем или низком уровне относительно конкурентов.
В банках действуют отдельные тарифы на банковские услуги, предоставляемые юридическим лицам, и отдельно за банковские услуги, предоставляемые физическим лицам. Поэтому анализ уровня тарифов осуществляется в разрезе двух групп клиентов.
Размер платы банка юридическим лицам за временное пользование средств устанавливается в зависимости от суммы среднедневных остатков средств на текущих счетах клиентов.
Тарифы на каждую услугу устанавливаются согласно разным признакам операций. Тарифы на расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц в национальной валюте учитывают такие признаки операции:
• открытие счетов - тип счета, вид валюты;
• закрытие счета - причина закрытия;
• переоформление текущих счетов - причина переоформления;
• кассовое обслуживание - направление движения денег (принятие, выдача наличных); заказе суммы наличности на выдачу (в пределах заказанной суммы, без предварительного заказа или за счет средств, поступивших в день выдачи) субъект сделки (клиент, не клиент банка);
• перечисление средств со счетов - от банка-контрагента (в пределах одной системы, за пределами системы), вид расчетных документов (на бумажных носителях, в электронном виде), момент предоставления расчетных документов в банк (в течение операционного времени, после операционного времени), характер средств на счете плательщика (остаток на начало операционного дня, текущее зачисление средств);
• аккредитивы в национальной валюте - вид услуги (открытие аккредитива, авизование аккредитива, за отказ от аккредитива, закрытие аккредитива, проверка документов по аккредитиву, внесение изменений в условия аккредитива), место депонирования аккредитива (в банке бенефициара, в банке заявителя аккредитива).
Анализ тарифов на оказание услуг юридическим лицам на перечисления средств в национальной валюте производится подробнее, поскольку они имеют главное значение для клиентов и банков.
Тарифы на перевод средств могут устанавливаться в виде абсолютной платы за один документ либо в виде процента от суммы платежа. Банками переводы в пределах одной системы осуществляются, как правило, бесплатно. Переводы, документы на которые предоставлены в банк за пределами операционного времени, так как платежи за счет текущих поступлений, осуществляются по повышенным тарифам. Тарифы на переводы могут быть одинаковыми для всех документов, а могут отличаться для документов на бумажных носителях и платежей через систему «Клиент-Банк». Предоставление услуг через систему «Клиент-Банк» осуществляется на основании отдельного договора.
Сравнение тарифов банка с тарифами банков-конкурентов проводится с одинаковыми условиями переводов. Пример сравнительного анализа тарифов на перевод средств юридических лиц в национальной валюте приведен в табл. 3.7
Таблица 3.7
Тарифы на переводы средств юридических лиц в национальной валюте
Название операции | Банки-конкуренты | Банк | ||
А | Б | В | ||
Абонентская плата за обслуживание по системе «Клиент-Банк» | 160 грн | 200 грн | 240 грн | 100 грн |
Плата за расчетное обслуживание в течение операционного времени: |
|
|
|
|
- По системе «Клиент-Банк» | 0,7 грн | 1 грн | 1 грн | 0,7 грн |
- На бумажных носителях | 0,7 грн | 2 грн | 1,50 грн | 0,7 грн |
Плата за расчетное обслуживание после операционного времени: | 0,1 от суммы | 4 грн за документ | 0,12 % | Не устанавливается |
Проведение операций при текущей зачисления средств | 0,1 % от суммы | Не устанавливается | Не устанавливается | 0,5 % от суммы |
На основании данных табл.3.7 можно сделать вывод о конкурентоспособности тарифов на перевод средств в пределах остатка на начало дня и необходимости пересмотра тарифа на платежи клиентов за счет поступлений текущего дня.
Цель анализа результатов расчетно-кассовых операций - выявление направлений увеличения доходов и снижения затрат на их осуществление.
Анализ финансовых показателей расчетно-кассовых операций осуществляется банками ежемесячно на основании данных баланса, ежеквартально - по данным отчета о прибылях и убытках банка. В случае детализированного анализа результатов по операциям используются данные аналитического учета доходов и расходов. Банки анализируют результаты расчетно-кассового обслуживания в составе анализа финансового результата.
Результаты осуществления расчетно-кассовых операций можно разделить на две группы:
1) прямые результаты от осуществления расчетно-кассовых операций;
2) косвенные результатам расчетно-кассовых операций.
Прямыми результаты расчетно-кассовых операций являются комиссионные доходы и расходы, связанные с этими операциями, которые учитываются по счетам доходов и расходов. На основании данных бухгалтерского учета доходов и расходов рассчитываются следующие показатели результатов:
— комиссионные доходы от расчетно-кассового обслуживания;
— комиссионные расходы на расчетно-кассовое обслуживание;
— процентная маржа комиссионных доходов и комиссионных расходов, связанных с расчетно-кассовым обслуживанием.
Пример анализа прямых показателей финансового результата расчетно-кассового обслуживания приведены в табл.3.8.
Таблица 3.8.
Прямые показатели результатов осуществления расчётно-кассового обслуживания банка
№ счета или алгоритм расчета | Показатели, тыс. грн | 2010 г. по сравнению с 2009 г. | 2011г. по сравнению с 2010г. | ||||
2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | абс., тыс.грн | отн.,% | абс., тыс.грн | отн.,% | |
Комиссионные доходы от расчетно-кассового обслуживания банков | 15,9 | 10,2 | 8,7 | -5,7 | 64,2 | -1,5 | 85,3 |
продолжение табл.3.8
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Комиссионные доходы от расчетно-кассового обслуживания клиентов | 830,1 | 823,1 | 815,9 | -7,0 | 99,2 | -7,2 | 99,1 |
Комиссионные расходы на расчетно-кассовое обслуживание | 73,8 | 64,1 | 60,2 | -9,7 | 86,9 | -3,9 | 93,9 |
Процентная маржа от расчетно-кассовых операций | 772,2 | 769,2 | 759,9 | -3,0 | 99,6 | -9,3 | 98,8 |
Информация о работе Экономическая характеристика ПАО «ВТБ Банк»