История государственного долга

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 09:29, реферат

Краткое описание

Кредитная история России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались шестипроцентные займы 1917-18гг.

Файлы: 1 файл

1часть.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

      Основной  объем долга приходится на рыночные заимствования, осуществляемые путем  выпуска государственных ценных бумаг.

      Эмитентом государственных ценных бумаг является Министерство финансов Российской Федерации. Долговые обязательства в виде облигаций  выпускаются в документарной  форме с обязательным централизованным хранением. Облигации федеральных займов одного выпуска равны между собой по объему предоставляемых их владельцам прав. Владельцами облигаций могут быть российские и иностранные юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты). Для каждого выпуска отдельно могут устанавливаться ограничения на потенциальных владельцев.

      Минфин  России определяет объем каждого  выпуска исходя из предельного объема выпуска государственных ценных бумаг, установленного Правительством Российской Федерации на соответствующий  финансовый год.

      Размещение облигаций осуществляется в форме аукциона (продажа с публичного торга) или по закрытой подписке (на основании договоров купли-продажи между Минфином России и инвестором без совершения этих сделок через торговую систему). Документом, фиксирующим условия отдельного выпуска облигаций и удостоверяющим права на все количество облигаций отдельного выпуска, является глобальный сертификат.

      В структуре государственного внутреннего  долга отражаются следующие государственные  ценные бумаги:1

      ОГНЗ  – облигации государственных нерыночных займов по срокам обращения краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные. Размещение ОГНЗ проводилось по узкому кругу заранее определенных инвесторов на договорной основе (закрытая подписка), владельцами ОГНЗ были только юридические лица. Особенностью облигаций государственных нерыночных займов является то, что они не обращаются на вторичном рынке.

      ОГСЗ –  облигации государственного сберегательного  займа. ОГСЗ создавались для мобилизации  средств населения. Исходя из этого, были выбраны документарная предъявительская форма выпуска этой ценной бумаги, позволяющая получать сертификаты при покупке ОГСЗ, а также низкий номинал облигации (100 и 500 руб.). Однако в условиях низкой активности населения, а также при выбранной схеме размещения ОГСЗ (продажа облигаций Минфином России финансовым компаниям и банкам – андеррайтерам) значительная часть ОГСЗ находилась у институциональных инвесторов.

      ГСО – государственные сберегательные облигации с индексированным  по уровню инфляции доходом.

      Минфин  России приказом от 10 января 2006 года № 1н утвердил Положение об обслуживании государственных сберегательных облигации. Владельцами облигаций могут быть юридические лица, являющиеся резидентами Российской Федерации (инвесторы): страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды, Пенсионный фонд Российской Федерации, иные государственные внебюджетные фонды Российской Федерации (в случае если инвестирование средств фондов в государственные ценные бумаги Российской Федерации предусмотрено законодательством Российской Федерации).

      Основным  отличием государственных сберегательных облигаций от облигаций федеральных  займов является то, что ГСО на вторичном  рынке не обращаются, залог облигаций  не допускается.

      Размещение  облигаций осуществляется на аукционе либо по закрытой подписке. Размещение облигаций по закрытой подписке осуществляется путем заключения договора купли-продажи облигаций между Минфином России (эмитент) и инвестором.

      Минфин  России может проводить аукцион  по размещению облигаций, как по различным ценам, так и по единой цене. Процентные ставки купонного дохода могут быть постоянными (для всех купонных периодов процентная ставка совпадает) или фиксированными (для всех купонных периодов процентная ставка определена, но не совпадает).

      Первое размещение ГСО-ФПС (фиксированная процентная ставка на каждый купонный период) было проведено Сберегательным банком Российской Федерации по закрытой подписке в  июле 2006 года. В декабре 2006 года был  проведен аукцион по размещению ГСО-ППС (постоянная процентная ставка по всем купонным периодам).

      ГКО – государственные краткосрочные  бескупонные облигации, как правило, размещаются для финансирования кассовых разрывов, срок обращения  – до 1 года, доходом по ГКО является дисконт, т. е. разница между ценой покупки и номиналом (ценой погашения). ГКО предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении.

      ОФЗ – представляют собой именные  купонные среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) государственные ценные бумаги. Владелец указанных облигаций имеет право на получение при их погашении суммы основного долга (номинальной стоимости), а также дохода в соответствии с условиями выпуска в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость облигаций. Рассмотрим 4 вида ОФЗ.

      ОФЗ-ПК – облигации федерального займа  с переменным купонным доходом. Купонный доход по ОФЗ-ПК определяется на основе доходности по ГКО и ОФЗ или  исходя из официальных показателей, характеризующих инфляцию.

      ОФЗ-ПД – облигации федерального займа с постоянным купонным доходом. Процентная ставка купонного дохода является постоянной для каждого отдельного выпуска ОФЗ-ПД и определяется исходя из процентной ставки купонного дохода, установленной решением об эмиссии отдельного выпуска ОФЗ-ПД.

      ОФЗ-ФК – облигации федерального займа  с фиксированным купонным доходом. Величина купонного дохода является фиксированной на каждый купонный период.

      ОФЗ-АД – облигации федерального займа  с амортизацией долга. Погашение  номинальной стоимости ОФЗ-АД осуществляется частями в даты, установленные решением об эмиссии отдельного выпуска ОФЗ-АД.

      Рассмотрим  динамику внутреннего государственного долга за последние 10 лет.2

      Структура государственного внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах, изменилась – наибольший вес занимают высоколиквидные долгосрочные ценные бумаги ОФЗ-АД, введенные с 2003 года. Прекращена эмиссия ГКО и ОФЗ-ПК. В 2006 году осуществлена эмиссия нового долгового инструмента ГСО.

      Рассмотрим состояние внутреннего долга по состоянию на 14 апреля 2008 года.3 Объем государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, на 14 апреля 2008 года составил 1 329 574,838 млн. рублей. Наибольший вес (более 60% от общей суммы долга) занимают облигации федерального займа с амортизацией долга, наименьший (менее 1%) – государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой.

      Рассмотрим  структуру государственного внутреннего  долга РФ по срокам погашения и  видам обязательств.4

      Объем государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, на начало 2008 года составил 1331,264 млрд. рублей. Конечный срок погашения – 2036 год.

      Наибольший  объем расходов на погашение приходится на 2008-2012 годы и на 2018, 2021, 2022 годы, при  этом наибольшая сумма к погашению (2010 год) составляет 131,124 млрд. рублей, и имеется тенденция к равномерности. С 2030 по 2033 года по заимствованиям, осуществленным до 2008 года, платежей в погашение долга не предполагается, что может быть учтено при заимствованиях последующих лет. 
 
 

      Внешний долг — это совокупный объем финансовых средств взятых в долг:

  • правительством страны и субъектами федерации (руководством областей и городов);
  • кредитно-финансовыми организациями (банками, фондами и т.п.);
  • напрямую крупными предприятиями страны

      у кредитно-финансовых организаций других стран.

      Инструментами внешнего заимствования выступают: прямые займы у мировых кредитно-финансовых организаций (Парижский клуб, Всемирный банк); выпуск облигаций. Обычно говоря о внешнем долге, приводят его сравнение с объемом ВВП.

      Внешний долг России – денежная задолженность  Российской Федерации перед иностранными государствами и международными валютными организациями.

      По абсолютным цифрам российский внешний госдолг – один из самых низких в Европе. А по относительным показателям – самый низкий, составляя лишь 8% от объема ВВП. Для сравнения – после кризиса 98-го года, внешний долг составлял почти 100% ВВП. Рост сырьевых цен значительно способствовал погашению внешнего долга.5

      Рассмотрим  структуру внешнего долга РФ6.

      В настоящее время внешний долг России складывается из:

  • кредитов Парижского клуба;
  • задолженности перед странам, не вошедшим в Парижский клуб;
  • задолженности России перед странами СЭВ7;
  • кредитов международных финансовых организаций;
  • коммерческой задолженности;
  • рыночных займов России (еврооблигаций);
  • предоставления гарантий Российской Федерации в иностранной валюте.

      На  мировом рынке также обращается часть внутреннего долга России, оформленного в валютных облигациях Минфина (ОВВЗ). Часто они включаются в объем внешнего долга России, особенно в исследованиях зарубежных экономистов. 

      В структуре валютного долга России, таким образом, можно выделить следующие  основные элементы:

      1. Советский долг. Сюда относятся  задолженности: Парижскому клубу,  по ОВВЗ Минфина, перед странам,  не вошедшим в Парижский клуб  и перед бывшими социалистическими  странами.

      2. Российский долг. 

     Нынешние  российские долги западным странам  включают в себя следующие категории:

  • долги перед коммерческими банками западных стран, которые предоставляют средства в займы под гарантии правительств или при условии страхования кредитов в государственных структурах. Такую задолженность регулирует Парижский клуб, который состоит из официальных представителей стран- кредиторов;
  • кредиты, предоставляемые коммерческими банками западных стран самостоятельно, без государственных гарантий. Эту задолженность регулирует Лондонский клуб, объединяющий банкиров-кредиторов на неофициальной основе;
  • задолженность различным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оплатой услуг;
  • долги международным валютным финансовым организациям.

      Внешний государственный долг РФ на 1 января 2009 г. года составил 40,5 млрд. долларов.

      Задолженность Парижскому клубу кредиторов по долгу  РФ, накопленная с 1992 году составила 1,8 млрд. долларов, странам, не вошедшим в клуб – 2,2 млрд. долларов. В 2006-2007 годах  Россия досрочно погасила долг бывшего  СССР перед клубом в размере 23,4 млрд. долларов.

      Задолженность России перед странами СЭВ составляет 1,5 млрд. долл., «коммерческий» долг – 0,7 млрд. долл., задолженность перед  Европейским банком реконструкции  и развития, Международным банком реконструкции и развития, Европейским инвестиционным банком и банком «Нордик» на 1 января 2008 года составила 5 млрд. долларов. Самой крупной задолженностью в структуре внешнего долга являются еврооблигации – 28,6 млрд. долл. (63,7%).

Способы сокращения внешней задолженности

  Выкуп долга - предоставление стране должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг. Выкуп осуществляется за наличные средства со скидкой с номинальной цены в пользу должника. Иностранная валюта, необходимая для таких операций, может быть одолжена или предоставлена "в дар" данной стране.

Информация о работе История государственного долга