Информационные технологии в финансовой системе РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 23:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование сущности и функции финансовой системы России, а также изучить информационные технологии, используемые в ней.

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:

Дать определение понятия финансов и финансовой системы, их сущности и функций.
Составить представление о финансовой политике страны и ее составляющих.
Изучить информационные технологии, используемые в финансовой сфере, в частности АИС «Налог»

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Финансовая система РФ 4
1.1 Сущность финансовой системы РФ 4
1.2 Государственный бюджет и внебюджетные фонды 8
Глава 2. Информационные технологии в финансовой системе РФ 12
2.1 Информационное обеспечение налоговой службы 12
2.2 Автоматизированная информационная система «Налог» 18
Глава 3. Выводы и рекомендации 26
Заключение 27
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

Курсовая по АИС.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В последнее время в связи с переходом к рыночным отношениям, происходят изменения в экономике РФ. В этих условиях роль и значение денежных и финансово-кредитных рычагов резко возрастают. Развитие экономики в немалой степени зависит от рационального построения финансовой системы, принимаемой в широком смысле и не сводящейся лишь к финансам государства.

     Каждый  сектор народного хозяйства любой  страны пронизан сетью финансовых отношений, и финансы каждого из них являются лишь элементом взаимосвязанной финансовой системы в целом. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции. Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. При их участии создается ВВП, распределяемый внутри предприятий и отраслей хозяйства. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит перераспределение средств между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. Внебюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение.  

     В наше время – век высоких технологий – в каждой сфере экономики, или  любой другой сфере используются автоматизированные технологии, например АИС «Налог».

     Целью данной курсовой работы является исследование сущности и функции финансовой системы России, а также изучить информационные технологии, используемые в ней.

     Исходя  из поставленной цели, определены следующие  задачи:

  1. Дать определение понятия финансов и финансовой системы, их сущности и функций.
  2. Составить представление о финансовой политике страны и ее составляющих.
  3. Изучить информационные технологии, используемые в финансовой сфере, в частности АИС «Налог»

     Объектом  исследования является финансовая система Российской Федерации и АИС «Налог».

     Предметом исследования являются специфические экономические отношения, возникающие на федеральном уровне в связи с развитием и функционированием финансовой системы государства, а именно внебюджетных фондов РФ, и проведением налоговой политики РФ. Также рассматриваются цели создания автоматизированной информационной системы «Налог» и принцип ее работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Финансовая система РФ

      1. Сущность финансовой системы РФ

     Источниками финансовых ресурсов выступают:

     1) на уровне хозяйствующих субъектов:  прибыль, амортизация, продажа  ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным  бумагам;

     2) на уровне населения: заработная  плата, премии, надбавки к заработной  плате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы; доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит;

     3) на уровне государства, органов  местного самоуправления: доходы  от государственных и муниципальных  предприятий, доходы от приватизации  государственного и муниципального  имущества, доходы от внешнеэкономической  деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

     Социально-экономическая  сущность финансов заключается в  исследовании и ответе на следующие  вопросы: за счет кого или чего тот  или иной хозяйствующий субъект, гражданин, государство, орган местного самоуправления формирует свои финансовые ресурсы и каким образом и в чьих интересах используются эти фонды денежных средств.

     Финансовая система - это сумма всех финансовых отраслей, которые очень тесно переплетаются между собой. Финансы - один из важнейших факторов, показывающий на уровень экономических отношений и расход валютных средств.

     Основная  задача создания финансовой системы - контроль над расходами и доходами. Позволяет определить главные зоны, в которых должно создаваться и увеличиваться прибыль. Финансовая система РФ делиться на государственную, местную и на финансы юридических и физических лиц. Финансы юридических лиц делятся на финансы коммерческих и некоммерческих организаций. Государственные финансы в свою очередь включает в себя государственный бюджет (главный фонд денежных средства) и всевозможные другие, более не значительные фонды такие, как пенсионный фонд, медицинский фонд, фонд занятости населения, фонд социального страхования - предоставляет страховую защиту и другие. Сам бюджет тесно связан со всеми отраслями и от него исходит помощь все финансовой системе. Что касается местной финансовой системы, то роль ещё так же высока. Все вышеперечисленное делиться на подгруппы и звенья по руде деятельности. Обычно финансовый план делиться на один год. Финансовая система разрабатывается, согласована со всеми законами. Через государственный бюджет проходит больше половины всех государственных доходов. Федеральный бюджет включает в себя бюджеты областей и больших мегаполисов, таких как Москва или Санкт- Петербург.

     Попытаемся  разобраться, что представляет собой финансовая система России.

     Анализ  закономерностей развития финансов в разных условиях общественного  воспроизводства свидетельствует  о наличии общих признаков в их содержании.

          Это обусловлено сочинением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяет два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от таких стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны функционированием государства.

     Однако  общие признаки всех финансовых отношений  не включают определенные различия между  ними.

     В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

     Финансовая  система РФ включает следующие звенья финансовых отношении: государственный  бюджет, внебюджетные фонды, государственный  кредит, фонды страхования, фондовый рынок и финансы предприятии  различных форм собственности.

     Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

     Разграничение финансовой системы на отдельные  звенья обусловлено различиями в  задачах каждого звена, а также  в методах формирования и использования  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные  централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

     Важная  роль, которую выполняет государство  в области экономического и социального  развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. 
Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

     Несмотря  на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система — единая система, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев.

     Основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. 
Источником централизованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.

     Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и  регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

     Общегосударственные финансы органически связаны  с финансами предприятий. 
          С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств, предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами — заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринима- тельских рисков.

     Взаимосвязь и взаимозависимость составных  звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

     Через финансовую систему государство  воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя  для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит. 

     1.2 Государственный бюджет и внебюджетные фонды 

     Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму  образования и использования  централизованного фонда денежных средств, для обеспечения функций  органов государственной власти.

     Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным  Собранием РФ как закон. Его основное назначение - создание условий для  эффективного развития экономики и  решения общегосударственных и социальных задач.

     ГБ  характеризуется следующими чертами:

    • носит ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета,
    • формирование и использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов.

     Основные  функции бюджета:

    • перераспределение национального дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения;
    • государственное регулирование и стимулирование экономики;
    • финансовое обеспечение финансовой политики;
    • контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

     В условиях перехода на рыночные отношения  государственный бюджет сохраняет  свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, позволяющих перейти к финансовому регулированию экономики.

     В управлении бюджетным процессом  принимают участие все органы государственной власти и управления РФ, однако центральное место в  этом процессе занимает Министерство финансов РФ.

     Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы ее построения, совокупность бюджетов государства.

     Организационная структура - включает республиканский  бюджет, 21 бюджет республик в составе  РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области и около 29 тыс. местных бюджетов.

     Единой  правовой базой бюджетной системы  является Конституция РФ и Закон “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ”

     Внебюджетные  фонды - это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет:

Информация о работе Информационные технологии в финансовой системе РФ