Инфляция

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:21, творческая работа

Краткое описание

Целью творческой работы является изучение теоретических аспектов инфляции и мер практической реализации антиинфляционной политики на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Определить понятие инфляции, охарактеризовать ее виды и методику измерения;
• Рассмотреть причины и формы проявления инфляции;
• Описать последствия инфляции;
• Дать характеристику антиинфляционной политике в Российской Федерации.

Оглавление

Введение 3
1.Инфляция как социально - экономическое явление 5
1.1 Понятие инфляции, ее виды и измерение...........….…………………….......5
1.2 Причины и формы проявления инфляции……………………..............…..11
2. Социальные и экономические последствия инфляции в Российской Федерации 12
2.1 Влияние на инфляции на уровень жизни……………………………….…12
2.2 Влияние инфляции на объем производства……………………………….16
2.3 Анализ динамики инфляции в Российской Федерации…………………..17
3. Антиинфляционная политика в Российской Федерации на современном этапе 18
Заключение 23
Список использованных источников 24

Файлы: 1 файл

Творческая.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

оборачивается прямым снижением жизненного уровня, то для богатых оно ведет

лишь к сокращению сбережений, текущее  же потребление этой части населения

может остаться неизменным, даже возрасти. Причем явно несправедливое.

Попытки государства уменьшить неравенство с помощью противоинфляционных

компенсаций чреваты появлением новой несправедливости. Действительно,

поскольку такие выплаты носят  обычно избирательный характер и

предназначаются большей частью самым бедным, наибольшие относительные

потери реальных доходов приходятся на долю средних слоев общества. Но ведь

они столь же неповинны, как и  бедные. К тому же надо считаться  с тем, что

средний класс — самая массовая и экономически активная часть современного

общества, ущемление его интересов отнюдь не безопасно.

Ухудшению качества жизни немало способствует эффект инфляционного

налогообложения (bracket creep effect). Если

происходит открытая инфляция, налогоплательщик, регулярно получая

денежные компенсации, становится обладателем все более высокого

номинального дохода. Но это перемещает его из одной группы

налогоплательщиков в другую. Когда  человек зарабатывал, к примеру, 300 руб. в

месяц, он относился к группе с  доходами, скажем, до 350 руб. Но, получив

сторублевую противоинфляционную надбавку к заработной плате, он

оказывается уже в другой группе налогоплательщиков — той, что определяется

доходами 350 — 450 руб. в месяц. Следовательно, налогоплательщик,

передвигаясь от одной группы к  другой, отдает государству все большую  часть

своего заработка.

Подчеркнем, что такое передвижение идет помимо воли человека и никак 

им не контролируется. Вверх по шкале налогообложения его несет волна инфляции.

Что можно противопоставить такому эффекту? Помимо комплекса мер 

антиинфляционно­го регулирования, требуется еще и совершенное налоговое

законодательство.

2.2 Влияние инфляции на объем производства

 

 

Инфляция негативно сказывается  не только на благосостоянии людей.

Немало страдает и производство. Так, по мере нарастания подавленной  инфляции

неминуемо происходит эрозия стимулов к труду. Такая инфляция, будучи одной 

из главных причин товарного  дефицита, вынуждает к нормированному

натуральному распределению предметов  потребления. Увязать же такие нормы  с 

эффективностью труда практически  невозможно, а это приводит к различным

вариантам уравнительного распределения, которое и губит экономический 

интерес, вслед за ним — эффективность  экономики.

Открытая инфляция тоже не сулит  производству ничего хорошего. Когда 

она выходит из-под контроля государства и принимает острые формы,

начинаются глубокие деформации рыночного  механизма. Все дело в том, что 

инфляция поражает его центральное  звено — систему цен. Чем она  сильнее, чем 

больше она влияет на спрос и  цены, тем меньше последние отражают реальные

потребности, их динамику. Это значит, что в инфляционной экономике  цены

перестают давать верные сигналы для  капиталовложений, дезориентируют их.

             Уже указывалось, что в периоды открытой инфляции цены обычно растут

быстрее номи­нальных доходов. Если посмотреть на ситуацию глазами

предпринимателя, покупающего рабочую силу и материальные ресурсы,

окажется, что издержки, связанные  с заработной платой, увеличиваются 

медленнее затрат на приобретение средств  производства. Выходит, что зачастую

выгоднее сохранять устаревшее, но сравнительно дешевое оборудование, нежели

заменять его новым, но все более  дорогим. Иначе говоря, из-за опережающего

роста цен старая трудоемкая технология порой приносит больше прибыли, чем 

новая. Тормозящее влияние этого обстоятельства на научно-технологический

прогресс очевидно.

Учтем еще и то, что в обстановке открытой инфляции повышению 

эффективности производства препятствует инфляционное налогообложение,

отнимающее часть прибыли, которую  можно было бы вложить в развитие

бизнеса. Наконец, в периоды активной инфляции наблюдается общее замедление

экономического развития: поскольку  предугадать движение цен и издержек

практически невозможно, предприниматели  предпочитают воздерживаться от

крупных капитальных затрат с длительными сроками окупаемости.

             Некоторые экономисты считают, что достичь полной занятости можно

только при довольно скромном уровне инфляции. Однако, известно, что уровни

объема национального производства и занятости зависят от совокупных расходов.

При низких расходах экономика существует устойчивый уровень цен, но

реальный объем национального  производства гораздо ниже потенциального, а 

уровень безработицы высок.

2.3 Анализ динамики инфляции в Российской Федерации

 

 

К числу негативных факторов, оказывающих влияние на финансовое положение субъектов хозяйствования, следует отнести инфляцию.

Исторически инфляция в экономике  Российской Федерации возникла еще  в 50-х 

начале 60-х годов и связана  с резким падением эффективности  общественного

производства. Однако она носила скрытый  характер и проявлялась в товарном

дефиците и значительном разрыве  в ценах: низких на конечную продукцию  и 

высоких на все виды сырья.

Внешне благополучное, сбалансированное и стабильное социалистическое

хозяйство (низкие цены, отсутствие безработных, гарантированные заработки)

скрывали подавленную инфляцию и безработицу. 1990 год оказался рубежным: в 

Российской Федерации, как и  в большинстве бывших союзных  республик 

годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5%.

С 1991 года темпы инфляции стали  измеряться десятками, сотнями и  тысячами процентов в год.

3 Антиинфляционная политика в  Российской Федерации на современном  этапе

 

Негативные социальные и экономические  последствия инфляции

вынуждают правительства разных стран проводить определенную

экономическую политику. В первую очередь экономисты пытаются определить,

что лучше  — адаптироваться к инфляции или ликвидировать ее путем

радикальных мер. В разных странах этот вопрос решается по разному, с учетом

целого комплекса специфических  обстоятельств. Например, в США и Англии на

государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией, тогда как

некоторые другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий

(индексация и т.п.).

Если оценить характер антиинфляционной политики, то можно выделить в

ней два подхода, один из которых  разрабатывают современные кейнсианцы, а 

другой является детищем экономистов  неоклассической школы.

В рамках первого (кейнсианского) подхода предусматривается активная

бюджетная политика — маневрирование государственными расходами и 

налогами в целях воздействия  на платежеспособный спрос.

В условиях инфляции, при избыточном спросе государство ограничивает

свои расходы и повышает налоги. В результате, за счет  сокращения спроса,

снижаются темпы инфляции. Но одновременно сокращается и рост производства,

что может привести к застою и  даже кризисным явлениям в экономике, к 

расширению безработицы.

Для расширения спроса, в условиях спада, тоже проводится  бюджетная

политика. Для стимуляции спроса понижаются налоги, проводятся программы

государственных капиталовложений и  других расходов. Прежде всего, низкие

налоги устанавливаются в отношении получателей средних и невысоких доходов,

которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом

расширяется спрос на потребительские  товары и услуги. Однако стимулирование

спроса бюджетными средствами, как  показал опыт многих стран в 60-е  и 70-е гг.,

может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты

ограничивают правительственные  возможности маневрировать налогами и 

расходами.

Неоклассицисты, которым принадлежит авторство второго подхода,

выдвигают на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко

воздействующее на экономическую ситуацию. Считается, что государство

должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения 

платежеспособного спроса, поскольку  стимулирование экономического роста  и 

искусственное поддержание занятости  путем снижения естественного уровня

безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Такое регулирование проводит Центральный банк, который формально не

находится под контролем правительства. Банк воздействует на экономику путем

изменения количества денег в обращении и ставок ссудного процента.

В современной рыночной экономике невозможно устранить все факторы

инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном

хозяйстве, инфляционные ожидания населения  и предпринимателей, переброс

инфляции по внешнеэкономическим  каналам и др.), поэтому ее считают

инфляционной. Следовательно, очевидно, что полностью ликвидировать

инфляцию, нереально. Именно поэтому многие государства стремятся не

допустить разрушительных ее масштабов, сделать умеренной, контролируемой,

вместо того, чтобы пытаться устранить ее совсем.

В наше время считается, что целесообразнее всего сочетать

долговременную и краткосрочную политики. Вот примерный комплекс мер

антиинфляционной политики.

Долговременная политика включает в себя несколько задач. В том числе

погашение инфляционных ожиданий населения, которые нагнетают текущий

спрос. Для этого правительство  должно проводить четкую последовательную

антиинфляционную политику и завоевать, таким образом, доверие населения.

Оно должно содействовать своими мероприятиями (стимулирование

производства, антимонопольные меры, либерализация цен и т.п.) эффективному

функционированию рынка, что повлияет на изменение потребительской 

психологии. Другая задача – принятие мер по сокращению бюджетного дефицита

(так как его финансирование  посредством займов у Центрального  банка ведет к 

инфляции) за счет повышения налогов  и снижения расходов государства.

Краткосрочная же политика направлена на временное снижение темпов

инфляции. Здесь необходимое расширение совокупного предложения без

увеличения совокупного спроса достигается предоставлением государством льгот

предприятиям, выпускающим дополнительно  к основному производству

побочные товары и услуги. Государство может приватизировать часть своей

собственности и таким образом увеличить поступления в государственный

бюджет и облегчить решение  проблемы его дефицита, а также  понизить

инфляционный спрос за счет продажи  большого количества акций новых  частных 

предприятий. Содействует росту  предложения массированный импорт

потребительских товаров.

Определенное воздействие на темпы  инфляции оказывает уменьшение

текущего спроса при неизменном предложении. Это может быть достигнуто за

счет повышения процентных ставок по вкладам, стимулирующим более  высокую 

норму сбережения.

Антиинфляционная политика является важнейшей составляющей

экономической стратегии в большинстве  стран мира.

Современная рыночная экономика инфляционно  по своему характеру,

поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный

дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйств), инфляционные

ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по

внешнеэкономическим каналам.

В связи с этим, очевидно, что  задача полностью ликвидировать инфляцию

нереально. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать

ее умеренной, контролируемой, не допустить  разрушительных ее масштабов.

  Одним из основных механизмов, стимулирующих потребительский и

инвестиционный спрос, в рыночной экономике является функциональная

экономическая система (ФЭС), регулирующая размеры денежной массы в

обращении и уровень инфляции. 

Структурообразующими элементами ФЭС по регулированию количество

денежной массы в обращении  и уровня инфляции является денежно-кредитная

политика центральных банков или аналогичных им учреждений, которые

наиболее активно используют такие  инструменты регулирования, как:

 

 

-     политика обязательных резервов;

-     уровень процентной ставки Центрального банка;

-     регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков;

-     операции на открытом рынке.

Можно выделить следующие направления  антиинфляционной политики в Российской Федерации: 

1. Выдавать кредиты исключительно  после возврата старых. Однако  это

осуществимо только в том случае, если при невозможности возврата кредита

неотвратимо и эффективно начинает действовать процедура банкротства.

2. Восстановление доверия к государственным  облигациям. Исследования

показывают, что замещение кредитов Центрального банка на покрытие дефицита

бюджета государственными краткосрочными облигациями – существенный

фактор снижения инфляции.

3. Повышение эффективности банковского  сектора путем снижения затрат,

ранняя санация и банкротство  неэффективных банков и консолидация

Информация о работе Инфляция