Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 19:28, курсовая работа
Цель работы - на основе учебной и научной литературы рассмотреть инфляцию в современной России.
ВВЕДЕНИЕ . 3
1.ИНФЛЯЦИЯ
1.1. Понятие инфляции, её виды. 4
1.2.Факторы и причины инфляции 9
1.3. Инфляция спроса и предложения 13
1.4. Методы измерения и методы борьбы с инфляцией. 17
Во-вторых, инфляционный рост цен может
происходить, если финансирование инвестиций
осуществляется аналогичными методами.
Особенно инфляционно-опасными являются
инвестиции, связанные с милитаризацией
экономики. Так, непроизводительное потребление
национального дохода на военные
цели означает не только потерю общественного
богатства. Одновременно военные ассигнования
создают дополнительный платежеспособный
спрос, что ведет к росту денежной
массы без соответствующего товарного
покрытия, рост военных расходов является
одной из главных причин хронических
дефицитов государственного бюджета
и увеличения государственного долга
во многих странах, для покрытия которого
государство увеличивает
В третьих, общее повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической теории и с изменением структуры рынка в XX веке. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок - это в значительной степени олигополистический рынок. А олигополист (несовершенный конкурент) обладает известной степенью власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают "гонку цен", они заинтересованы в ее поддержании и усилении. Как известно, несовершенный конкурент, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Не желая "испортить" свой рынок снижением цен, монополии и олигополии препятствуют росту эластичности предложения товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополистов поддерживает длительное несоответствие совокупного спроса и предложения.
В четвертых, с ростом "открытости" экономики той или иной страны, все большим втягиванием ее в мирохозяйственные связи увеличивает опасность "импортируемой" инфляции. Упомянутый выше скачок цен на энергоносители в 1973 г. ("энергетический кризис") вызывал рост цен на импортируемую нефть и - по технологической цепочке - на другие товары. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие "внешнего" повышения цен на ввозимые товары. Возможность бороться с "импортируемой" инфляцией достаточно ограничены. Можно, конечно, ревальвировать собственную валюту и сделать импорт той же нефти более дешевым. Но ревальвация сделает одновременно и более дешевым. Но ревальвация сделает одновременно и более дорогим экспорт отечественных товаров, а это означает снижение конкурентоспособности на мировом рынке.
В пятых, инфляция приобретает
Рассмотрим механизм воздействия на экономику инфляционных ожиданий. Дело в том, что люди, сталкиваясь с повышением цен на товары и услуги в течение длительного периода времени и теряя надежду на их снижение, начинают приобретать товары сверх своих текущих потребностей. Одновременно они требуют повышения номинальной заработной платы и тем самым подталкивают текущий потребительский спрос к расширению. Производители устанавливают все более высокие цены на свою продукцию, ожидая, что в скором времени сырье, материалы и комплектующие изделия все больше подорожают. Начинается бегство от денег. Пример из российской экономики (январь-апрель 1992 г.): в условиях высоких темпов инфляции каждый производитель боялся, что его поставщик сильно поднимет цены на свою продукцию. Поэтому, заранее желая себя обезопасить, он многократно завышал цену на продукцию. В результате цены (после их либерализации) подскочили не только на уровень неудовлетворенного ранее платежеспособного спроса, но и на величину инфляционных ожиданий. Итак, очевидно, что расширение вследствие инфляционных ожиданий текущего спроса стимулирует дальнейший рост цен. Одновременно сокращаются сбережения и уменьшаются кредитные ресурсы, что сдерживает рост производственных инвестиций и, следовательно, предложение товаров и услуг. Экономическая ситуация в этом случае характеризуется медленным увеличением совокупного предложения и быстрым ростом совокупного предложения и быстрым ростом совокупного спроса. Результат - общее повышение цен. Множество причин инфляции отмечается практически во всех странах. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономических условий. Так, сразу после Второй мировой войны в Западной Европе инфляция была связана с острейшим дефицитом многих товаров. В последующие годы главную роль в раскручивании инфляционного процесса стали играть государственные расходы, соотношение "цены - заработная плата", перенос инфляции из других стран и некоторые другие факторы. Что касается бывшего СССР, то наряду с общими закономерностями, важнейшей причиной инфляции в последние годы можно считать уникальную диспропорциональность в экономике, возникшую как следствие командно-административной системы. Советской экономике присущи длительное развитие в режиме военного времени (норма накопления, по некоторым оценкам, достигла 1/2 национального дохода против 15-20% в странах Запада), чрезмерная доля военных расходов в ВНП, высокая степень монополизации производства, распределения и денежно-кредитной системы, низкий удельный вес заработной платы в национальном доходе, и другие особенности.
1.3. Инфляция спроса и предложения
Инфляция спроса возможна, если растет совокупный спрос при постоянном совокупном предложении или же рост совокупного спроса превышает расширение предложения. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «Слишком большое количество денег охотится за слишком малым количеством товаров».
Но соотношения между совокупным спросом, с одной стороны, и объемом производства, занятостью и уровнем цен, с другой стороны, гораздо сложнее.
Рис. 3. Уровни цен и занятость
На первом отрезке кривой общие расходы (C + I+ G + NX) до такой степени низки, что объем валового национального продукта отстает от своего максимального уровня. Уровень безработицы высок, большая доля производственных мощностей бездействует.
Рис. 4. Инфляция спроса
Предположим, что совокупный
спрос начал расти, это приведет к росту
производства, снижению безработицы, уровень
цен будет очень медленно повышаться (это
объясняется тем, что существует огромное
количество незадействованных трудовых
и материальных ресурсов: ведь вчерашние
безработные не будут сразу требовать
повышения заработной платы).
По мере роста спроса экономика вступает
во второй отрезок кривой: растет производство,
растут цены. По мере расширения производства
запасы исчерпываются, все труднее и труднее
находить необходимые экономические ресурсы.
Ведь привлечение квалифицированной рабочей
силы требует более высокой оплаты, что
приведет к росту издержек и, соответственно,
цен.
Третий отрезок
Условия инфляции спроса:
- рост спроса со стороны населения,
факторами которого выступают рост заработной
платы и рост занятости;
- увеличение инвестиций и рост спроса
на капитальные товары во время экономического
подъема;
- рост государственных расходов (рост
военных и социальных заказов).
Допустим, что экономика близка к полной занятости и загруженности производственных мощностей. Рост расходов населения, предприятий, государства на потребление смещает кривую совокупного спроса вверх, растут цены.
Инфляция предложения
Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют - «инфляцией издержек производства». В последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается в мировой практике.
Рис. 5. Инфляция предложения
Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, которые предприятия готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг и увеличиваются цены. Следовательно, по этой схеме не спрос, а издержки взвинчивают цены.
Основными источниками инфляции предложения являются рост заработной платы и цен за счет удорожания сырья и энергоносителей. Проиллюстрируем механизм инфляции предложения (рис. 4).
Как видно из графика, повышение цены предложения (рост издержек) приводит к смещению кривой предложения вертикально вверх. В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения вновь налаживается, но уже в точке, соответствующей более высокой цене.
1.4. Методы измерения инфляции и методы борьбы с инфляцией
Наиболее распространенным методом измерения инфляции является индекс потребительских цен (Consumer Price Index, CPI), который рассчитывается по отношению к базовому периоду.
В России Федеральная служба государственной статистики публикует официальные индексы потребительских цен, которые характеризуют уровень инфляции. Кроме того, эти индексы используются как поправочные коэффициенты, например, при расчёте размера компенсаций, ущерба и тому подобное. Если изменить методику расчёта, то при тех же изменениях цен на потребительском рынке результаты могут существенно отличаться от официальных. В то же время, эти неофициальные результаты не могут учитываться в реальной практике, например, на них нельзя сослаться в суде. Наиболее спорным моментом является состав потребительской корзины как по наполненности, так и по изменяемости. Корзина может ориентироваться на реальную структуру потребления. Тогда со временем она должна меняться. Но любое изменение в составе корзины делает несопоставимыми предыдущие данные с текущими. Индекс инфляции искажается. С другой стороны, если не менять корзину, через некоторое время она перестанет соответствовать реальной структуре потребления. Она будет давать сопоставимые результаты, но не будет соответствовать реальным затратам и не будет отражать их реальную динамику.
Помимо индекса
Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику.
Антиинфляционная политика бывает: активная и адаптивная.
Активная – направлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию.
Адаптивная – представляет собой приспособление к условиям инфляции, смягчение ее отрицательных последствий.
Активная политика предусматривает использование монетарных рычагов:
Рис.6.Антиинфляционная политика гос-ва
Меры, направленные против инфляции спроса, включают:
1) уменьшение государственных расходов;
2) увеличение налогов;
3) сокращение дефицита госбюджета;
4) переход к жесткой денежно-кредитной политике;
5) ограничение кредитной экспансии;
6) стабилизация валютного курса путем его фиксирования.
Все эти меры сводятся к
сдерживанию совокупного
Меры, направленные против инфляции издержек, включают:
а) сдерживание роста факторных доходов и цен;
б) борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных институтов;
в) стимулирование производства.
Политика, направленная против роста факторных доходов и цен называется политикой регулирования (или сдерживания) цен и доходов, ее цель – увязать рост зарплаты с ростом цен.
Регулирование цен и доходов формируется и реализуется в ходе сложного взаимодействия государственной политики и интересов фирм. Непосредственное воздействие может быть реализовано двумя методами:
1. Замораживание цен и зарплаты.
2. Косвенное ограничение
роста цен и зарплаты. Предусматривает
либо введение дополнительных
налогов на рост зарплаты и
цен, либо договорное
При договорном регулировании уровней цен и зарплаты правительство может обратиться к профсоюзам с просьбой ограничить в течение года рост зарплаты определенным уровнем (2%). Другой вариант – достижение компромисса между правительством и профсоюзами, при котором профсоюзы обязуются не требовать значительно роста зарплаты в обмен на обещание правительства сдерживать рост налогов.