Инфляция: причины, виды и типы инфляции, инфляция в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 11:11, курсовая работа

Краткое описание

В случае с инфляцией дело обстоит совсем не так. Инфляция – это не рост стоимости жизни. Суть инфляции – падение ценности или покупательской способности денег. С другой стороны, можно сказать, что инфляция – это повышение денежных цен на блага. Можно даже говорить об инфляции как о повышении денежной стоимости жизни. Но ключевым словом являются деньги.

Оглавление

Введение

1.
Сущность механизма инфляции


1.1.
Понятие инфляции


1.2.
Причины возникновения инфляции


1.3.
Виды и типы инфляции

2.
Некоторые методологические особенности расчетов индексов цен


2.1. Индекс потребительских цен

3.

Инфляция в системе макрорегулирования и финансовой стабилизации экономической системы

4. Основные направления российской антиинфляционной политики

4.1.Согласованный Министерствами РФ план борьбы с инфляцией на 2006г.
5. Показатели инфляции в 2005 году и прогноз на 2006 год
Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по ФДК инфляция 24.12.05г.doc

— 604.50 Кб (Скачать)

       Причины возникновения перечисленных видов  инфляции в разных странах зависят  в первую очередь от фазы экономического развития, места, занимаемого страной на мировом рынке, и условий производства в конкретной стране. В странах с высоким уровнем конкурентоспособности гиперинфляция, как правило, не проявляется, так как естественным ограничением для роста цен служит конкуренция, и чем она выше, тем меньше вероятность ее возникновения. 

       Инфляция  спроса – проявляется в экономической ситуации, когда совокупные денежные доходы населения и предприятий увеличиваются быстрее, чем рост реального объема всех товаров и услуг. Как правило, это тип инфляции чаще  всего наблюдается при полной занятости. При этом не имеет значения, за счет чего увеличивается спрос – за счет увеличения расходов государства (например, на военные и социальные заказы) или за счет повышения спроса на товары и услуги со стороны предпринимателей.

        Рис.1 Возникновение  инфляции спроса 
 

       Инфляция  предложения – означает рост цен, который был  спровоцирован значительным увеличением издержек производства в условиях, когда производственные ресурсы были недоиспользованы, например, в ситуации, когда предприятия осуществляют крупную модернизацию своих фондов.

       Основные  фонды, или средства, - это длительно  используемые средства производства, участвующие в течение многих производственных циклов и имеющие  длительные сроки амортизации, под  которыми понимается процесс постепенного перенесения стоимости изношенных средств труда на произведенный с их помощью продукт.

       Такой вид инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного  спроса, достаточно часто встречается  в мировой практике, хотя на этот вид инфляции могут влиять и другие факторы. Согласно теории инфляции такой рост цен объясняется в основном факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. При этом повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, который предприятие готово предложить при существующем уровне цен. В этом случает предприятия пытаются переложить повышение издержек на потребителя конечных товаров, что в итоге будет зависеть от степени эластичности данного товара. Если степень эластичности позволяет переложить повышенные издержки на потребителя, то одновременно может уменьшиться предложение товаров и услуг и увеличатся цены. В этом случае не спрос, а издержки поднимают цены. Следовательно, при таком виде инфляции основными ее источниками являются рост издержек вследствие заработной платы, а также рост цен на сырье и энергию. На практике зачастую возникают ситуации, когда одновременно имеют место как инфляция спроса, так и инфляция предложения. Причинами увеличения как доходов, так и издержек являются, как правило, монополии- государство, профсоюзы и фирмы. Например, государство оплатит фирме выполнение государственного заказа не по существующим в настоящий момент, а по более высоким ценам. Получив больший доход, фирмы заработают больше денег и смогут покупать более дорогие сырье и материалы и одновременно смогут платить более высокую заработную плату, что также поднимет платежеспособный спрос и вновь влияет на рост цен. Но государство, помимо оплаты более дорогих госзаказов, одновременно может усилить инфляцию путем эмиссии бумажных денег для финансирования свои повышенных бюджетных расходов. Кроме этого, оно также может увеличить инфляцию через финансово-кредитный механизм своей финансовой системы, для чего, например, может повысить ставку процента и сыграть тем самым на удорожание банковского кредита.

       Как было показано выше, на рост инфляции влияет и увеличение дефицита государственного бюджета, хотя государство иногда использует и так называемый безэмиссионный источник финансирования дефицита (например, за счет выпуска государственных ценных бумаг). Однако практика показывает, что в данном случае просто имеет место отложенная эмиссия, поскольку накопленный государственный долг все равно придется погашать. Оценивая влияние на инфляцию еще одного монополиста- профсоюзов, можно увидеть, что они действуют на инфляцию через механизм необоснованного требования повышения заработной платы. Справедливости  ради необходимо отметить, что почти такой же эффект вызывает и возможность монопольного повышения фирмами цен на свою продукцию. Очевидно, что заработная плата в издержках составляет довольно существенную долю, поэтому требования профсоюзов о повышении заработной платы часто являются источником как инфляции спроса, так и инфляции предложения. В этом случае и появляется спираль «цены-заработная плата», при которой рост одного фактора провоцирует рост другого.  

    Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее, с достаточной степенью надежности; неожидаемая — возникает стихийно, спорадически, прогноз невозможен.

    Фактор  ожидаемости, предсказуемости по-новому освещает нам вопрос влияния инфляции на стратегию бизнеса, а именно: если все фирмы и все население  знает наверняка, что в следующем  году цены возрастут, скажем в 100 раз, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Все предприятия и население также повысят в 100 раз цену на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая сила и т. д.). Никто, таким образом, не пострадает существенно даже от гиперинфляции, а в случае непредсказуемости, неожидаемости роста цен даже на 10% (умеренная инфляция, по нашему определению) может произойти существенное снижение доходности соответствующих предприятий.

    Несбалансированность и непредсказуемость инфляции в СНГ разрушает психологическую устойчивость людей, которые все менее надеются на торможение роста цен. Большинство развитых стран тяготеет к умеренной инфляции, нарастание инфляции от умеренной через галопирующую к гиперинфляции не является неизбежным. Настойчивая государственная политика в силах если не остановить рост цен, то, по крайней мере, сделать его более ожидаемым или сбалансированным. К сожалению, от отдельных предприятий здесь мало что зависит. Влияние на правительство могут иметь только ассоциации промышленников, мощное промышленное лобби в парламентах.

2. Некоторые методологические  особенности 

расчетов  индекса цен

      Основная  сложность расчета уровня инфляции заключается в том, что сводный  индекс цен должен рассчитываться на основе максимально большого количества цен и по всей территории страны. В настоящее время индекс цен рассчитывается по определенному кругу регионов и выборочной группе товаров, что делает расчеты не вполне точными. Однако есть еще один аспект этой проблемы, который вполне упоминается в современной литературе.

      В настоящее время принято рассчитывать уровни инфляции по различным секторам реального сектора: индекс потребительских  цен, индекс цен на промышленную продукция, индекс цен  строительные материалы, индекс цен на сельскохозяйственную продукцию и т.д. В информативном плане это, безусловно, имеет смысл, так как дает картину динамики цен в разных секторах, однако логика показывает, что все эти индексы являются звеньями одной цепи.

      Обусловлен  данный подход тем, что оценивается  индекс цен традиционной потребительской  корзины, в которую входит только набор продовольственных и  промышленных (бытовых) товаров и услуг, а продукции  машиностроения, строительных материалов и прочей аналогичной продукции учитывается отдельно.

      Необходимо  отметить, что такой подход оправдан лишь отчасти, поскольку в цену любого товара или услуги автоматически  включается стоимость оборудования, на котором данный товар произведен, а также всей промежуточной продукции. То есть в цену конечной потребительской продукции (например, холодильника) автоматически входит стоимость руды, из которой выплавлен металл, стоимость станка, на котором изготовлен компрессор холодильника, стоимость пластмассы и всего  остального, чем рядовой потребитель обычно не пользуется.

      Разделение  индексов на несколько категорий  – индекс потребительских цен, индекс цен на промышленную, сельскохозяйственную продукцию – при определении  темпов инфляции утрачивает свою специфику, носит чисто условный характер, так как цена конечного товара вбирает в себя цены на промежуточную продукцию. Поэтому при расчетах и прогнозах имеет смысл в основном учитывать динамику индекса потребительских цен. Разумеется, рост индекса цен на промышленную продукцию тоже является своеобразным сигналом для прогнозов, но его нужно учитывать как фактор, влияющий в конечном итоге на индекс потребительских цен. Очевидно, что если производители машиностроительного сектора поднимут цену на свою продукцию, допустим, на 10%, то это через достаточно короткий период времени скажется на ценах потребительского сектора, поскольку станки, купленные на 10% дороже по отношению к предыдущему периоду, автоматически удорожат и производимые на них потребительские товары.

      Еще одной особенностью инфляции в ее чисто российском варианте является то, что в нынешних условиях инфляцию достаточно сложно считать. В ведущих промышленно развитых странах, где давно существует высококонкурентная среда, цены не имеют такой динамики, как в России, ни по темпам роста, ни по уровню колебаний в краткосрочном периоде. Российский производитель может сначала поднять в 2-4 раза цену по отношению к уровню себестоимости, что резко нарушит состояние товарно-денежного баланса в данном секторе, а затем начет снижать ее через систему скидок. Данный фактор весьма затрудняем точность подсчета стоимостных характеристик валового внутреннего продукта в конкретном периоде, а это в свою очередь не позволяет рассчитать необходимый объем денежной массы для обращения.

      На  практике получается, что сначала стоимость валового внутреннего продукта предельно завышена, и платежеспособный спрос по отношению к товарной массе крайне недостаточен. В этих условиях Центральный банк вынужден добавлять в обращение деньги, а производитель- резко сбрасывать цены. В итоге в какой-то момент денежная масса может превысить стоимость товарной массы, вследствие чего раскручивается инфляционная спираль.

      Поскольку эти процессы (рост и снижение цен  и динамика денежной массы) по времени  практически никогда не совпадают, это и приводит то к спаду производства, то к «неожиданной» инфляции.

      Очевидно, что этому способствует и разная ценовая эластичность на различные  товарные группы, поскольку рост цен  на некоторые товары практически  не влияет на объемы реализации. Поэтому можно утверждать: до тех пор пока государство не начнет эффективно регулировать некоторые сектора экономической системы, что должно привести к относительно устойчивому товарно-денежному балансу, высокая инфляция в России побеждена на будет.

      2.1. Индекс потребительских цен 

      Индекс  потребительских цен характеризует  изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые  населением для непроизводственного  потребления. Он измеряет отношение  стоимости фактического фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в предыдущем (базисном) периоде.

      Индекс  потребительских цен является одним  из важнейших показателей, характеризующих  уровень инфляции, и используется в целях осуществления государственной  финансовой политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, регулирования реального курса национальной валюты, пересмотра минимальных социальных гарантий, решения правовых споров.

      Индекс  потребительских цен используется при пересчете показателей системы  национальных счетов из текущих в  постоянные цены. В частности, он исчисляется  с целью характеристики изменения  общей суммы потребительских  расходов населения по отдельным  регионам и Российской Федерации в целом на товары и платные услуги в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным) периодом под влиянием изменения цен на эти товары и услуги.

      Основные положения о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен утверждены постановлением Госкомстата России от 25.03.2002 N 23.

      В настоящее время индекс потребительских  цен рассчитывается в двух вариантах (с учетом товаров и услуг необязательного  пользования и без учета товаров  и услуг необязательного пользования).

      В период 1992 - 2004 годов индекс потребительских  цен на продовольственные и непродовольственные  товары, а также платные услуги (без учета товаров и услуг  необязательного пользования) использовался  для индексации денежных доходов и сбережений граждан в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 24.10.91 N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (Закон Российской Федерации от 24.10.91 N 1799-1 утратил силу с 1 января 2005 года на основании.

      Динамику  индекса потребительских цен см. в таблицах 4, 5, 6, 7. 

    1. Динамика  индекса потребительских  цен 
      (с учетом товаров и услуг необязательного пользования)
 
                                                                   Таблица 4
Период  ИПЦ *1) Основание
2005 год
июль  100,5 Сообщение Росстата от 11.10.2005
август  99,9 Сообщение Росстата от 11.10.2005
сентябрь  100,3 Сообщение Росстата от 11.10.2005
Итого за III квартал 100,6 Сообщение Росстата от 11.10.2005
апрель  101,1 Сообщение Росстата от 12.07.2005
май 100,8 Сообщение Росстата от 12.07.2005
июнь  100,6 Сообщение Росстата от 12.07.2005
Итого за II квартал  102,6 Сообщение Росстата от 12.07.2005
январь 102,6 Сообщение Росстата от 21.04.2005
февраль 101,2 Сообщение Росстата от 21.04.2005
март 101,3 Сообщение Росстата от 21.04.2005
Итого за I квартал  105,3 Сообщение Росстата от 21.04.2005
2004 год
январь 101,8 Сообщение Росстата от 17.04.2004
февраль 101,0 Сообщение Росстата от 17.04.2004
март 100,8 Сообщение Росстата от 17.04.2004
Итого за I квартал 103,5 Сообщение Росстата от 17.04.2004
апрель  101,0 Сообщение Росстата от 10.07.2004
май 100,7 Сообщение Росстата от 10.07.2004
июнь  100,8 Сообщение Росстата от 10.07.2004
Итого за II квартал  102,5 Сообщение Росстата от 10.07.2004
Итого за 6 месяцев  106,1 Сообщение Росстата от 10.07.2004
июль  100,9 Сообщение Росстата от 09.10.2004
август  100,4 Сообщение Росстата от 09.10.2004
сентябрь  100,4 Сообщение Росстата от 09.10.2004
Итого за III квартал 101,8 Сообщение Росстата от 09.10.2004
Итого за 9 месяцев 108,0 Сообщение Росстата от 09.10.2004
октябрь 101,1 Сообщение Росстата от 19.01.2005
ноябрь 101,1 Сообщение Росстата от 19.01.2005
декабрь 101,1 Сообщение Росстата от 19.01.2005
Итого за IV квартал 103,4 Сообщение Росстата от 19.01.2005
В целом за год 111,7 Сообщение Росстата от 19.01.2005

Информация о работе Инфляция: причины, виды и типы инфляции, инфляция в РФ