Инфляция: причины, последствия, борьба с инфляцией

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 23:49, курсовая работа

Краткое описание

Явление инфляции присуще в той или иной степени любой рыночной и переходной к ней экономикам, в том числе и экономикам промышленно развитых стран. Инфляция проникает во все сферы экономической жизни и начинает их разрушать. От нее страдают государство, производство, финансовый рынок и рыночная экономика, но больше всего страдают люди. Нарушаются установленные пропорции между ценами товаров. Продавцу и покупателю становится все сложнее принять оптимальное правильное экономическое решение. Еще труднее специалистам дать экономический прогноз и сделать долгосрочные расчеты. Происходит перераспределение доходов. Те, кто имеет фиксированную заработную плату, ничем не защищены от инфляционного роста цен. Возникают очереди. Появляется «черный рынок», где спекулируют дефицитным товаром

Оглавление

I Введение
1. Инфляция, как сложное социально-экономическое явление стр. 3
II Теоретическая часть
1. Понятие инфляции стр. 5
2. Причины инфляции стр. 6
3. Виды и типы инфляции стр. 12
4. Способы измерения инфляции стр. 14
5. Последствия инфляции стр. 15
6. Борьба с инфляцией стр. 18
III Заключение
1. Прогноз условий экономического развития России стр. 23
Список используемой литературы стр. 25

Файлы: 1 файл

Курсовая-инфляция.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

С точки зрения бюджетной политики важно максимально равномерно расходовать бюджетные средства и сохранить за Стабилизационным фондом функции самого мощного, практически автоматически работающего стерилизатора избыточного  денежного предложения.

 Россия стоит перед необходимостью решения нескольких взаимообусловленных сложных задач, основными из которых являются:

  1. политическая стабилизация, прежде всего на путях формирования российской государственности;
  2. социально-экономическая стабилизация и выход из жесточайшего и всеохватного кризиса;
  3. проведение собственно рыночной экономической реформы таким образом, чтобы она не вызывала нарастания в хозяйстве страны разрушительных процессов, в первую очередь — инфляционных.

Важно устранять негативные тенденции, сдерживающие наращивание производства ВВП. Сдерживать инфляцию можно главным образом на основе увеличения производства отечественной продукции. Длительное преобладание импорта усугубляет финансово-экономические трудности страны. Цены выше в тех регионах, где в товарообороте больше удельный вес импортных изделий.

Практика показала, что улучшить работу предприятий невозможно только  с помощью льгот. Требуется комплексная социально-экономическая политика, рассчитанная на профессиональное управление производством, совершенствование его структуры и повышение эффективности.

Немаловажно  усиление роли экономических рычагов в стимулировании производительности труда, снижение издержек производства и повышении качества продукции. Это касается не только автомобильной промышленности, которая стала улучшать качество изделий, но и отраслей переживающих кризис. Решению таких задач должно способствовать совершенствование порядка оплаты труда и распределение доходов предприятий.        

Для стабилизации цен и курса рубля решающее значение будет иметь рост ВВП, а также совершенствование его структуры с учетом изменения спроса на внутреннем и повышения эффективности экспорта. Этому могут способствовать ускоренная замена устаревшего оборудования и внедрение новейших технологий, улучшение работы предприятий. Важную роль играет наращивание инвестиций за счет всех источников (бюджет, прибыль и амортизация предприятий, продажа акций, привлечение зарубежных средств). Доходы от продажи акций (в том числе государственных) было бы целесообразно направлять на обеспечение роста производства товаров и повышение их качества. В развитых странах важнейшая функция банков - предоставление кредитов промышленным и коммерческим фирмам по доступным для них процентам (не выше 5-10 % по сравнению с темпами инфляции). Кредит служит надежным фактором увеличения инвестиций на развитие и техническое перевооружение производства. При этом банки входят в состав крупных корпораций и действуют в интересах их   развития на внутреннем и мировом рынках. У нас же обособленно действующие коммерческие банки мало содействуют росту производства ВВП и уровня жизни народа.

Необходимо, чтобы законодательство было направлено на совершенствование кредитно – банковской системы, повышение роли ЦБ России и его филиалов, а также улучшению работы коммерческих банков, более широкое применение краткосрочных кредитов. Это будет способствовать устойчивому росту товарного производства, повышению его экономической и социальной эффективности, укреплению курса рубля и преодолению инфляции.

Однако экономическая политика, направленная на обеспечение естественного уровня безработицы и снижение темпов инфляции до умеренных и стабильных не всегда достигает намеченных целей. При достижении естественного уровня безработицы инфляция какое-то время продолжает развиваться по инерции, темпы ее  не могут резко сократиться. Кроме того, следует отметить, что естественный уровень безработицы во многих западных странах в последние десятилетия возрастал.

Негативные последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную антиинфляционную политику.                      Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два подхода:

1. Первый подход предусматривает  активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.  При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы. В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижаются налоги. Налоги снижают в первую очередь для получателей средних и низких доходов. Однако стимулирование спроса  бюджетными средствами может усилить инфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходами и налогами.  

2. Второй подход это гибкое  денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия  на экономику. Иными словами, государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.                       С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к значительным потерям в народном хозяйстве. По некоторым подсчетам, для снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше своего естественного уровня, при этом реальный Валовой Национальный Продукт (ВНП) уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным. Для США, например, такое уменьшение ВНП в 1985 году оценивалось в 160 млрд. долларов. Начиная с 60-х гг. правительства многих стран проводят политику цен и доходов, которая по существу сводится к ограничению роста заработной платы. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигают намеченной цели. Параллельное применение различных мер для решения противоречивых проблем может сделать  экономическое регулирование в целом малоэффективным.  Таким образом, из изложенного выше видно, что инфляция - это сложный многопрофильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения или полного уничтожения                   (идеальный случай)  требует больших сил и материальных затрат.     

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III Заключение

  1. Прогноз условий экономического

развития России в 2008 – 2010 гг.

          Инфляцию не зря называют проблемой века. Многие страны мира в результате инфляционных кризисов испытали болезненную полосу развития, прежде чем удалось привести экономику к стабильности.

В соответствии со среднесрочной стратегией социально-экономического развития  страны  Правительство  Российской  Федерации  и  Банк    России устанавливают цель по уровню инфляции на трехлетний период. Главной целью денежно-кредитной политики в предстоящие три года является   постепенное снижение инфляции - до 5-6% в 2010 году, до 5,5-6,5% в 2009 году. При этом на 2008 год  ставится задача снизить инфляцию до 6-7%,   из расчета декабрь к декабрю.

В первом трехлетнем бюджете на 2008-2010 годы сказано, что инфляция в 2008 году должна составить около 7%. Минэкономразвития России уже изменило прогноз по инфляции на 2008 год. По новым данным, инфляция может составить до 9,5-10%.

За последние годы первоначальный прогноз по инфляции в России был выполнен только однажды - в 2006 году. Тогда цены выросли на 9%, как и рассчитывало правительство.

Снижение инфляции до верхней и особенно до нижней границы предполагает  значительное снижение базовой инфляции в результате ужесточения денежной политики и нейтрализации роста инфляционных ожиданий населения и экономических агентов рынка. Базовая инфляция снижается с 5,3-6,1% в 2008 г. до 4,7-5,5% в 2009 г. и 4,1-4,9% в 2010 г.

Для  поддержания  макроэкономической  стабильности   Банк     России продолжит  применять  и   развивать   элементы   режима     инфляционного таргетирования, наиболее важными из которых являются приоритет  цели   по снижению  инфляции  над  другими  целями  и  среднесрочный    характер ее установления. Для введения инфляционного таргетирования в полном   объеме Банку России потребуется перейти к режиму свободно плавающего   валютного курса, а также реализовать меры, направленные на использование процентной ставки в качестве главного инструмента денежной  политики,   выполняющего сигнальную функцию и влияющего на монетарные  условия   функционирования экономики.

     Центральный Банк способен влиять на инфляционные ожидания экономических агентов. Поэтому Банк  России   видит своей задачей увеличение открытости  и  прозрачности  своих    действий и повышение степени доверия общества  к  проводимой  политике.   Публикация аналитических материалов и информации о развитии ситуации  в   экономике, денежно-кредитной сфере и банковской системе направлена  на   разъяснение обществу целей и мер проводимой Банком России политики.

Увеличение разницы между ростом потребительских цен и уровнем базовой инфляции связано, прежде всего, со значительным ростом  цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и услуги ЖКХ. Так, среднегодовой прирост тарифов на электроэнергию для населения в 2008-2010 годах составит 15,7%, на газ природный – 26,8%, на услуги ЖКХ – 18,3%.

Достижению целевых параметров снижения инфляции соответствует (с учетом замедления скорости оборачиваемости денег) снижение темпов роста денежной массы (М2) с 48,8% в 2006 году до 32-34% в 2007 году и 17-19% в 2010 году. В этих условиях монетизация экономики может повыситься с 28,1% ВВП в 2006 году до 44-46% в 2010 году, что создает благоприятные финансовые условия для продолжения экономического роста.

Инфляция в России по итогам 2007 года составила 11,9%. За первые 4 месяца 2008 года инфляция в России составила 6,3%, в апреле 2008 года - 1,4%, за неделю с 29 апреля по 5 мая 2008 года - 0,3%, а за период с 1 по 5 мая 2008 года - 0,2%.   А в Подмосковье инфляция составила 6% за период январь — апрель текущего года.

Список использованной литературы

 

  1. Финансы, денежное обращение и кредит: учебное пособие/ Ю.А. Корчагин, И.П. Маличенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2008 – 363, [1]с. – (Среднее профессиональное образование)
  2. Деньги. Кредит. Финансы: учебное пособие/ С.В. Галицкая. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2008. – 736с.
  3. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для студентов вузов/Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 3-е изд. 2008
  4. Деньги. Кредит. Банки: учебник – 2-е изд., перераб. и доп./ Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. – М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2008
  5. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год (одобрено Советом директоров ЦБР 18 июня 2007 г.)
  6. Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2008-2010г.
  7. Сайт агентства экономической информации ПРАЙМ-ТАСС

http.//www.prime-tass.ru

  1. «Цифра недели» Московский Комсомолец от 07.05.08
  2. «Минфин и МЭРТ обновили прогноз инфляции»

Экономика и жизнь от 17.04.08

  1. «Инфляция в России с начала апреля составила 1,4%»

Московский Комсомолец от 07.05.08

 

 

 


 



Информация о работе Инфляция: причины, последствия, борьба с инфляцией