На основе теории
инфляции и безработицы монетаристы
рекомендуют государству целый
комплекс регулятивных мероприятий:
снижение государственных расходов
за счет сокращения социальных программ,
расходов на выплаты различного рода пособий;
поддержание минимальных ставок
заработной платы;
ослабление влияния профсоюзов;
приспособление налоговой системы
к антиинфляционной политике (снижение
налогов).
Теория инфляции, вызванной
чрезмерными издержками производства.
Её представителями являются У. Торн, Р.
Куэн. Эта теория объясняет рост цен увеличением
издержек производства. Она тесно связана
с концепцией Кейнса, который считал, что
если первая стадия инфляции (полуинфляция)
представляет собой инфляцию спроса, то
вторая стадия (подлинная инфляция) —
результат инфляции издержек производства.
Причем, по мнению представителей данной
теории, инфляцию вызывают лишь издержки,
связанные с заработной платой, на чем
основана теория инфляционной спирали
«заработная плата — цены», которой придерживаются
большинство западных экономистов, в том
числе П. Самуэльсон, Дж. Гэлбрейт и др.
Рассматриваемая теория является
основой антиинфляционных мер по «замораживанию»
заработной платы, политики ограничения
доходов населения. Вместе с тем следует
заметить, что современный период НТР
характеризуется ростом заработной платы.
Поэтому западные экономисты выдвигают
правильный тезис о том, что ее увеличение
не должно превышать роста производительности
труда, иначе произойдет раскручивание
«инфляционной спирали» [9, с. 459].
Рассмотрев эти теории инфляции
можно сказать, что в них есть как сходства,
так и абсолютные различия. Если кейнсианская
теория переплетается с теорией чрезвычайных
издержек, то монетаристская теория заметно
от них отличается. Но, исходя из каждой
теории можно сказать, что инфляция неизбежна,
так как растёт спрос, растут цены, растёт
денежная масса.
3. Антиинфляционная политика
С целью предотвращения инфляции
или смягчения ее последствий государство
проводит на разных стадиях инфляционного
процесса антиинфляционную политику.
Антиинфляционная
политика — выбор государством
курса и проведение совокупности мер,
направленных на урегулирование денежного
обращения, сжатие массы денег, прекращение
неумеренного роста цен.
В экономической
литературе широко распространена точка
зрения, что цель антиинфляционной политики
– это подавление инфляции.
Похожая трактовка
гласит, что «антиинфляционная политика
– это комплекс мер по регулированию экономики,
направленных на борьбу с инфляцией».
Иными словами,
из приведенных трактовок следует вывод
о том, что инфляция сама является злом
и с ней непременно нужно бороться, желательно
до полной победы. Вместе с тем, есть и
более взвешенные подходы к антиинфляционной
политике.
В частности,
существует мнение, что главная цель антиинфляционной
политики – сделать инфляцию управляемой
и ослабить её негативные социально-экономические
последствия.
Другие авторы
считают, что антиинфляционная политика
представляет собой совокупность инструментов
государственного регулирования, направленных
на снижение инфляции. Эти экономисты
пытаются найти ответ на вопрос: нужно
ли ликвидировать инфляцию путём радикальных
мер вообще или более предпочтительно
адаптироваться к её относительно невысоким
темпам? Они считают, что цель антиинфляционной
политики заключается в том, чтобы сделать
инфляцию управляемой, а её уровень –
достаточно умеренным.
Рассмотрим основные направления
антиинфляционной политики:
– деятельность государства
в области налогообложения и государственных
расходов
– сдерживание роста государственных
расходов – дефицит бюджета перекрывается
не за счёт эмиссии, а за счёт внутреннего
государственного долга;
– постоянное сокращение государственного
финансирования тех видов деятельности,
которые можно передать частному сектору;
– ограничение роста денежной
массы и его увязка с темпами прироста
реального ВНП;
– регулирование доходов –
ограничение роста заработной платы, других
личных доходов с одновременным замораживанием
цен, блокирования сверхдоходов в торговле,
использование индексаций заработной
платы и доходов;
– снижение тарифов на импорт
и увеличение его на экспорт – создаётся
конкуренция и понижается цена (в области
внешней торговли);
– повышение курса национальной
валюты – цены импорта ниже и ниже общий
уровень цен;
– разгосударствление, развитие
рыночных отношений, структурная перестройка,
конверсия;
– гашение инфляционных ожиданий
– укрепление рыночных механизмов, устойчивая
и прогнозируемая политика, полная и достоверная
информация о действиях правительства;
– краткосрочные инфляционные
меры – платная приватизация мелких государственных
предприятий, массовый импорт потребительских
товаров, реализация части государственных
стратегических запасов, продажа предприятиями
ненужных им ресурсов; существенное повышение
процентной ставки [10, с. 35].
Бесспорно, регулирование темпов
инфляции необходимо, но оно необходимо
в тех рамках, которые обеспечивают стабильное
экономическое развитие страны. При этом
целесообразно согласиться с авторами,
считающими, что «…следует примириться
с некоторой умеренной инфляцией, если
мы хотим добиться высокого уровня производства
и занятости» [11, с. 681].
4. Особенности инфляционного
процесса в Республике Беларусь
Борьба с инфляцией и разработка
специальной антиинфляционной программы
является необходимым элементом стабилизации
экономики. В основе такой программы должен
лежать анализ причин и факторов, определяющих
инфляцию, набор мер экономической политики,
способствующей устранению или снижению
уровня инфляции до разумных пределов.
Инфляция в независимой Беларуси всегда
была высокой по сравнению не только со
странами Европы, но и со странами СНГ.
1992-1995 годы - годы гиперинфляции. Инфляция
с 1996 по 2012 год, по классификации макроэкономистов,
относится к галопирующей – в среднем
превышающей 55% в год. Минимальным был
этот показатель в годы расцвета "нефтяного
бизнеса" - в 2005 и 2006 годах (8% и 6% соответственно)
[14].
Если сравнить динамику белорусских
цен за последние годы, то создается двоякое
ощущение. С одной стороны, по сравнению
с прошлым годом инфляция в Беларуси заметно
снизилась. После стабилизации курса белорусского
рубля месячная инфляция сократилась
с 1,8% до 1 - 1,25%.
С другой стороны, если сравнить нынешний
уровень инфляции в Беларуси, который
в январе-сентябре был равен 10% , с 2010 годом
или более ранним периодом, или с соседними
странами, мы увидим, что в нашей стране
сохраняются чрезмерно высокие темпы
роста цен.
Показатель по инфляции в 2012
году правительство выполнило по верхней
границе - 21,8% (согласно целевому прогнозу
на 2012 год, планировалось удержать инфляцию
в пределах 19-22%).
Следует отметить, что в 2012 году
цены росли неравномерно. В частности,
продовольственные товары, стоимость
которых регулирует государство, дорожали
быстрее, чем росла инфляция.
Подорожание социально значимых
товаров было обусловлено тем фактом,
что в 2011-м году после двух девальваций
государство административно сдерживало
рост цен на такие товары. В прошлом году,
на фоне увеличения доходов населения,
власти стали постепенно отпускать цены
на регулируемую продукцию.
Между тем, стоимость многих
импортируемых продовольственных товаров
выросла в 2012 году несущественно, а в ряде
случаев - снизилась. Стабильность цен
на импортируемые продовольственные товары
объяснима - в 2012-м году курсовые значения
на валютном рынке слабо изменились.
Именно стабильность на валютном рынке
была одним из ключевых факторов, которая
позволила властям в минувшем году замедлить
инфляционные процессы по сравнению с
2011 годом. Напомним, что в 2011 году в Беларуси
была зафиксирована гиперинфляция на
уровне 108,7% [14].
Влияние на стабилизацию
цен внес Национальный банк.
Стабильность цен была обеспечена за счет
жесткой денежно-кредитной политики. На
протяжении практически всего 2012 года
Национальный банк сохранял процентные
ставки на высоком уровне, поддерживая
тем самым склонность населения к рублевым
сбережениям [13].
К этому стоит добавить, что
благоприятствовало замедлению инфляционных
процессов и положительное сальдо в торговом
балансе. Увеличение до рекордного уровня
валютной выручки позволило снизить давление
на обменный курс и тем самым способствовало
ценовой стабильности в стране [12].
За первую неделю января 2013
рост цен составил 1,5%, что было обусловлено,
главным образом, тремя факторами. Подорожал
железнодорожный транспорт почти на 17%,
Значительное увеличение акцизов привело
к повышению цен на табачные изделия на
13,6%. Наконец, отмена льготы по налогу на
добавленную стоимость на услуги связи
для физических лиц привела к тому, что
услуги, оказываемые операторами связи
(проводная и мобильная связь, интернет,
цифровое ТВ), подорожали с нового года
на 20% [13].
Экономические власти Беларуси
заложили на 2013 год план по снижению инфляции
до 12%. Одновременно с этим, как известно,
правительство запланировало на 2013 год
экономический рост на уровне 8,5%. Но эти
задачи противоречат друг другу.
Если говорить об экономическом
росте в 8,5%, то не видно, за счет каких ресурсов,
кроме эмиссионных, его можно достичь.
Использование эмиссионного инструментария
быстро спровоцирует инфляционные процессы
в стране. Поэтому в 2013 году властям придется
чем-то пожертвовать — либо планами по
росту ВВП, либо задачей по снижению инфляции
[15].
Вероятные сценарии
экономической ситуации в 2013 году:
- «Прыжки в огонь и холод».
Представители органов государственной
власти, что страна должна неуклонно следовать
путем, который закреплен в пятилетней
программе социально-экономического развития.
В этом состоит первый возможный сценарий.
Его реализация предполагает,
что страна должна добиться в ближайшие
годы беспрецедентных темпов экономического
роста. Напомним, что, согласно программе
социально-экономического развития на
2011-2015 годы, рост ВВП за пятилетку должен
составить не менее 62%.
Чтобы достичь программных
задач, ВВП Беларуси в 2013-2015 гг. должен
расти на 13-14% ежегодно. Однако до последнего
времени темпы экономического роста в
Беларуси были гораздо скромнее: в 2011-м
ВВП вырос на 5,3%, в 2012-м экономический рост
составит 5,5%.
- «Жесткая» жизнь.
Еще один вероятный путь развития
экономики в 2013 году — продолжение жесткой
денежно-кредитной и бюджетно-налоговой
политики. Этот вариант подразумевает
отказ от массового (эмиссионного) кредитования
госпрограмм. Темпы роста зарплат при
такой политике не должны быть выше темпов
роста производительности труда, а ставка
рефинансирования должна находиться на
положительном уровне, то есть, быть выше
уровня инфляции.
3. Программа «300 тысяч рабочих
мест».
Третий вариант макроэкономической
политики, который родился в госорганах,
предусматривает структурные реформы
в 2013-2015 гг., а именно создание новых секторов
экономики.
Речь идет о создании производств,
имеющих производительность труда не
ниже, чем в странах ЕС. По мнению апологетов
сценария структурных реформ, в случае
его реализации в новом высокопроизводительном
секторе в 2015 году будет трудиться 300 тысяч
человек.
Достижение этой цели подразумевает,
что новые производства будут создаваться
за счет прямых иностранных инвестиций,
которые, как известно, могут являться
инструментов привлечения в страну современных
технологий. Проблема состоит в том, что
иностранные инвестиции в Беларуси в последние
годы шли тяжело, и не совсем понятно, каким
образом, всякий раз отказываясь от приватизации,
мы сможем эти инвестиции привлечь [2].
На современном этапе инфляция измеряется
с помощью индекса цен. На основе индекса
можно определить темпы инфляции, то есть
узнать, насколько выросли цены за год.
ИПЦ и дефлятор ВВП
являются инструментами для расчёта уровня
инфляции в стране. Эти два индекса
существенно различаются. Во-первых, дефлятор
ВВП, в отличие от ИПЦ, основывается на
размере текущей потребительской корзины,
то есть является индексом Пааше. Также, индекс потребительских
цен включает в себя только конечные потребительские
товары, в то время как дефлятор — все конечные
товары и услуги, учитываемые в ВВП. Необходимо отметить,
что ИПЦ переоценивает уровень инфляции,
в то время как дефлятор ВВП наоборот,
недооценивает. При подсчёте ИПЦ учитываются
импортные товары, а дефлятор учитывает
лишь товары и услуги, произведённые на
территории данной страны. К тому же, дефлятор
ВВП не имеет того недостатка, что ИПЦ,
а именно включает в себя изменения цен
на новые товары и услуги [5].
Ниже представлена сравнительная
характеристика ИПЦ на отдельные виды
товаров в различных странах (см. таб. 1).
Таблица 1. Индекс
потребительских цен на отдельные виды
товаров
в сентябре 2013 г.
(в процентах к предыдущему
месяцу)
|
Республика
Беларусь |
Российская
Федерация |
Украина |
Казахстан |
Продукты питания (без алкогольных
напитков) |
100,4 |
99,8 |
99,9 |
99,7 |
мясо и мясопродукты |
100,2 |
100,31) |
100,1 |
100,5 |
молоко |
99,96 |
103,2 |
101,4 |
100,4 |
сыры |
100,8 |
103,4 |
101,1 |
100,9 |
масло животное |
100,3 |
102,9 |
101,6 |
100,1 |
масло растительное |
99,1 |
99,8 |
98,3 |
99,7 |
яйца |
107,1 |
106,5 |
113,1 |
103,7 |
сахар |
100,0 |
101,1 |
97,7 |
99,6 |
макаронные изделия |
103,3 |
100,1 |
99,5 |
100,2 |
картофель |
83,2 |
77,8 |
- |
89,3 |
овощи |
103,6 |
90,7 |
97,1 |
91,7 |
фрукты |
96,7 |
98,3 |
96,8 |
98,0 |
Алкогольные напитки |
101,6 |
100,5 |
}100,4 |
100,1 |
Табачные изделия |
100,2 |
103,0 |
102,5 |