Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:50, курсовая работа
В наше время, минуя мировой финансовый кризис в России и по всему миру, тема данной курсовой работы очень актуальна. Цель настоящей курсовой работы заключается в определении сущности финансово-кредитной системы РФ, её значения в современных условиях.
Соответственно данная работа ставит перед собой следующие задачи:
раскрыть сущность финансовой системы РФ. Дать общее представление о каждом звене системы.
раскрыть сущность деятельности звеньев финансово-кредитной системы ;
в отдельности раскрыть сущность и особенности кредитной системы ,так как она является неотъемлемой частью финансово-кредитной системы.
Введение…………………………………………………………….……3
1. Теоретические основы финансово-кредитной системы …………....5
Понятие финансовой системы и ее структура…………………5
Понятие кредитной системы и ее структура…………………...7
Финансово-кредитная система и ее звенья…………………….9
2. Характеристика основных звеньев финансовой системы и принципы их формирования ………………………………………………………………...11
2.1 Государственные и муниципальные финансы…………………….11
2.2 Финансы хозяйствующих субъектов……………………………….26
Заключение……………………………………………………………...28
Список используемой литературы………………………………
Бюджетная система
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [2, гл.3]. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
Функции бюджета:
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.
Бюджетная система- это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов [2,гл.3]. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.
Построение бюджетной системы РФ основано на конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
Функционирование бюджетной системы основано на следующих основополагающих принципах:
Рациональное функционирование бюджетного механизма возможно при выполнении условий: правильного построения отношений между бюджетами различных уровней и баланса его доходов и расходов. При выполнении этих условий можно говорить об эффективной бюджетной политике и проявления основных принципов бюджета: единстве, полноте, реальности, гласности и самостоятельности.
Внебюджетные фонды
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению [17, с.39].
Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.
БК РФ включает в число государственных внебюджетных фондов РФ:
Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:
формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
Денежные средства государственных внебюджетных фондов формируются за счет страховых взносов, появившихся взамен единого социального налога (ЕСН), который был отменен 1 января 2010 года. Страховые взносы на данный момент составляют 34%, из которых 26% направляются в Пенсионный фонд, 2,9% в Фонд социального страхования, 3,1% в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 2% в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Также существуют пониженные тарифы страховых взносов для определенных групп граждан, например, таких как сельскохозяйственные товаропроизводители; организации народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог – для них страховые взносы составляют 20,2% : 16% в ПФ; 1,9% в ФСС; 1,1% в Федеральный ФОМС; 1,2% в Территориальный ФОМС; организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны; хозяйственные общества, созданные после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями и образовательными учреждениями высшего профессионального – для них страховые взносы составляют 14% : 8% в ПФ; 2% в ФСС; 2% в Федеральный ФОМС; 2% в Территориальный ФОМС и др. [28].
Денежные средства государственных социальных внебюджетных фондов являются федеральной собственностью, однако при этом не включаются в бюджет и имеют строго целевое назначение, обусловленное задачами фондов и содержанием разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных программ. Концепция этих программ базируется на положениях Конституции РФ, устанавливающих каждому гражданину гарантии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на защиту от безработицы.
Таким образом, именно общегосударственная значимость названных социальных внебюджетных фондов позволяет законодателю отнести страховые взносы в них к числу особых обязательных платежей и запретить изъятие денежных средств государственных социальных внебюджетных фондов, в том числе и в целях погашения бюджетного дефицита.
Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников:
средства бюджета;
Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ) был создан 22 декабря 1990 года, постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан [28].
Информация о работе Характеристика основных звеньев финансовой системы и принципы их формирования