Характеристика основных звеньев финансовой системы и принципы их формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

В наше время, минуя мировой финансовый кризис в России и по всему миру, тема данной курсовой работы очень актуальна. Цель настоящей курсовой работы заключается в определении сущности финансово-кредитной системы РФ, её значения в современных условиях.
Соответственно данная работа ставит перед собой следующие задачи:
раскрыть сущность финансовой системы РФ. Дать общее представление о каждом звене системы.
раскрыть сущность деятельности звеньев финансово-кредитной системы ;
в отдельности раскрыть сущность и особенности кредитной системы ,так как она является неотъемлемой частью финансово-кредитной системы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….……3
1. Теоретические основы финансово-кредитной системы …………....5
Понятие финансовой системы и ее структура…………………5
Понятие кредитной системы и ее структура…………………...7
Финансово-кредитная система и ее звенья…………………….9
2. Характеристика основных звеньев финансовой системы и принципы их формирования ………………………………………………………………...11
2.1 Государственные и муниципальные финансы…………………….11
2.2 Финансы хозяйствующих субъектов……………………………….26
Заключение……………………………………………………………...28
Список используемой литературы………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая 2 по финансам.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

Бюджетная система

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [2, гл.3]. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Функции бюджета:

  • образование основного общегосударственного фонда денежных средств (в ходе реализации этой функции обеспечивается концентрация основной части централизованных финансовых ресурсов в бюджетной системе государства);
  • использование средств основного общегосударственного фонда (данная функция реализуется в процесс расходования бюджетных средств);
  • осуществление контроля за движением бюджетных ресурсов, и на этой основе — за динамикой экономического развития, за ходом социально-экономических процессов в целом [15, с.63].

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.

Бюджетная система- это  основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права  совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов [2,гл.3]. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Построение бюджетной  системы РФ основано на конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

  1. Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  2. Бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. Местных бюджетов, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

Функционирование бюджетной  системы основано на следующих основополагающих принципах:

  • Принцип единства бюджетной системы РФ [2, гл.5] — это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, единый порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
  • Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы [2, гл.5] означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
  • Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов [2, гл.5], который означает:
  1. право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  1. наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской федерации;
  2. законодательное закрепление регулирующих доходов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
  3. право органов государственной власти и органов государственного самоуправления самостоятельно определять направление расходов соответствующих бюджетов;
  4. право органов государственной власти и органов государственного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
  5. недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
  6. недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.
  • Принцип полноты отражения доходов и расходов [2,гл.5] предполагает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
  • Принцип сбалансированности бюджета [2, гл.5] означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджетов и поступлений из источников финансирования его дефицита.
  • Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств [2, гл.5] предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.
  • Принцип общего покрытия расходов [2, гл.5] означает, что все расходы бюджета должны показываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.
  • Принцип гласности [2, гл.5] предполагает:
  1. обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов государственной власти, органов местного самоуправления;
  1. обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решения по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органами государственной власти.
  • Принцип достоверности бюджета [2, гл.5]– это надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчетов расходов и доходов бюджета.
  • Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств [2. гл.5] означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Рациональное функционирование бюджетного механизма возможно при выполнении условий: правильного построения отношений между бюджетами различных уровней и баланса его доходов и расходов. При выполнении этих условий можно говорить об эффективной бюджетной политике и проявления основных принципов бюджета: единстве, полноте, реальности, гласности и самостоятельности.

Внебюджетные  фонды

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения  национального дохода государства  в пользу определенных социальных групп  населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению [17, с.39].

Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

БК РФ включает в число  государственных внебюджетных фондов РФ:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ);
  • Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС);
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС);
  • Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (ГФЗН).

Внебюджетные фонды, являясь  составной частью финансовой системы  РФ, обладают рядом особенностей:

  • запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
  • денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических  и физических лиц;

  • страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  • денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  • расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда) [8, с.79].

Денежные средства государственных  внебюджетных фондов формируются за счет страховых взносов, появившихся  взамен единого социального налога (ЕСН), который был отменен 1 января 2010 года. Страховые взносы на данный момент составляют 34%, из которых 26% направляются в Пенсионный фонд, 2,9% в Фонд социального страхования, 3,1% в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 2% в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Также существуют пониженные тарифы страховых взносов для  определенных групп граждан, например, таких как сельскохозяйственные товаропроизводители; организации народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог – для них страховые взносы составляют 20,2% : 16% в ПФ; 1,9% в ФСС; 1,1% в Федеральный ФОМС; 1,2% в Территориальный ФОМС; организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны;  хозяйственные общества, созданные после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями и образовательными учреждениями высшего профессионального – для них страховые взносы составляют 14% : 8% в ПФ; 2% в ФСС; 2% в Федеральный ФОМС; 2% в Территориальный ФОМС и др. [28].

Денежные средства государственных  социальных внебюджетных фондов являются федеральной собственностью, однако при этом не включаются в бюджет и имеют строго целевое назначение, обусловленное задачами фондов и содержанием разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных программ. Концепция этих программ базируется на положениях Конституции РФ, устанавливающих каждому гражданину гарантии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на защиту от безработицы.

Таким образом, именно общегосударственная  значимость названных социальных внебюджетных фондов позволяет законодателю отнести страховые взносы в них к числу особых обязательных платежей и запретить изъятие денежных средств государственных социальных внебюджетных фондов, в том числе и в целях погашения бюджетного дефицита.

Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников:

  • специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
  • отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;

средства бюджета;

  • прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
  • займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или у коммерческих банков [12,с.44].

Пенсионный  фонд РФ (ПФ РФ) был создан 22 декабря 1990 года, постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан [28].

Информация о работе Характеристика основных звеньев финансовой системы и принципы их формирования