Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 16:33, реферат
Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.
Через кредитную систему реализуются сущность и функции кредита.
Кредит - есть движение ссудного капитала, который отдается в ссуду на условиях возвратности за определенный процент.
Введение................................................................
.............………3
Глава 1. Экономическое содержание и функции государственного кредита.........................................................……………………….4
1.1 Государственный кредит как экономическая категория...................................................................
................…4
2. Отличия государственного кредита от банковского…8
Глава 2. Формы государственного кредита.....................………..11
2.1 Формы внутреэкономического государственного кредита.....................................................................
.................….11
2. Международный государственный кредит.............…..18
Глава 3. Основные тенденции развития государственного кредита в
РФ..........................................................................
.………………..25
Заключение..............................................................
......…………...31
Список литературы………..........................................…………......32
*В неденоминированных рублях, без задолженности по ОВВЗ.
В начале 1998 года
общий уровень долговой нагрузки
составлял 49,4% к
ВВП. В результате девальвации рубля 17
августа прошлого года произошел рост
государственного долга с 52% до 120% к ВВП.
( Финансы 1999, №7 )
Опыт других стран, переживавших менее чем десятилетие назад подобное же состояние своих внешних финансов ( например, Мексика и др. ) свидетельствует, что без решения проблемы упорядочения кредитно-денежной системы страны погашения внешнего государственного долга даже растянутое на многие годы становится весьма проблематичным.
Можно выделить
следующие особенности, связанные
с нынешним состоянием государственного
внутреннего долга.
1. Дефицитный бюджет приводит к ускоренному
росту государственного внутреннего долга:
в течение 1996 г. - в два раза (с 190 трлн. до
380 трлн. руб.), в течение 1997 г. - в 1,8 раза
( до 690 трлн. руб.). При сохранении таких
темпов роста к 2000 г. объем государственного
внутреннего долга будет сопоставим с
величиной ВВП.
2. На государственный долг списывается
все текущее бюджетное недофинансирование
за последние шесть лет, приобретающее
суррогатные формы. Это задолженность
предприятиям АПК, организациям, осуществляющим
северный завоз, переоформленная в казначейские
векселя, облигационный заем для погашения
товарных обязательств и задолженности
перед
Центральным банком РФ, Пенсионным фондом
и пр.
3. Центральный банк и Минфин РФ сконцентрировали
свои усилия на узком
"облигационном" сегменте финансового
рынка.
4. Отсутствует средне- и долгосрочное
планирование, в том числе при подготовке
проекта федерального бюджета, состава
и объема государственного долга, а также
графиков его погашения. Без подобного
прогноза, хотя бы на двух - трехгодичный
период, невозможно проводить перспективный
анализ ситуации.
5. Рынок российских государственных ценных
бумаг станет цивилизованным только при
увеличении числа инструментов и доли
долгосрочных бумаг (со сроками обращения
5-30 лет), что произойдет не ранее, чем через
два-три года. Управление государственными
пассивами на первом этапе требует обеспечения
единообразного подхода к отражению в
бюджете операций с долговыми обязательствами
государства.
6. Понятия внутреннего и внешнего долга
постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется
при использовании такой формы заимствования,
как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных
в валюте. С одной стороны, наблюдается
массовый приток средств нерезидентов
на рынок ГКО-
ОФЗ (инструмента внутренних заимствований),
с другой - происходит смешение понятий
- "внутренний валютный долг", существующий
в форме
"вэбовок". С допуском нерезидентов
на рынок ГКО-ОФЗ изменились основные
агрегаты платежного баланса РФ, в частности,
по оценкам Центрального банка РФ, сальдо
по счету текущих операций уменьшилось
в 1996 г. на 7 млрд. долл. по сравнению с предыдущим
годом. Сегодня Центральный банк фактически
вынужден брать на себя не свойственные
ему функции гаранта по сделкам нерезидентов
с ГКО. Такие дополнительные риски не способствуют
решению главной задачи, возложенной на
ЦБР, - поддержания устойчивости российской
денежно-кредитной системы. Присоединение
Российской Федерации к статье 8 Устава
МВФ и переход к конвертируемости рубля
по текущим операциям ускорят процесс
"срастания" двух видов государственного
долга.
С выпуском еврооблигаций и их размещением
среди как нерезидентов, так и резидентов
совершенно иной характер приобретает
задача маневрирования рублевыми и валютными
пассивами.
Основными проблемами,
связанными с нынешним состоянием государственного
внешнего долга являются.
1. Принципиально разные правовые и экономические
подходы практикуются в отношении внешнего
долга бывшего СССР, принятого на себя
Российской
Федерацией, и вновь возникающего долга
Российской Федерации. Если правовой режим
первого задан спецификой заключенных
международных договоров, то использование
особых экономических подходов и порядка
отражения второго в бюджетной отчетности
вряд ли оправданно.
2. Серьезная проблема, связанная с долгом
бывшего СССР, обусловлена той ролью, которую
исторически играл Внешэкономбанк в расчетах
с иностранными кредиторами. Как показали
проверки, проведенные Счетной палатой
РФ, Внешэкономбанк - агент правительства
Российской Федерации по обслуживанию
внешнего долга и управлению долговыми
активами бывшего СССР и агент правительства
по обслуживанию внутреннего валютного
займа РФ в течение 1992-1996 гг. до сих пор
функционирует вне пределов правового
поля и крайне посредственно справляется
с возложенными на него функциями. Статус
Внешэкономбанка можно привести в соответствие
со сложностью и значимостью решаемых
им задач только путем внесения изменений
в федеральное законодательство.
3. Операции правительства по размещению
еврооблигаций, а также реализуемые Центральным
банком РФ механизмы допуска нерезидентов
на рынок внешних заимствований (ГКО-ОФЗ)
еще не получили должной экономической
и правовой оценки. Влияние данных кредитных
потоков на платежный баланс России остается
не изученным.
Необходимо отметить, что информация о мероприятиях, проводимых правительством и его агентами по урегулированию вопросов, связанных с российскими внешними долгами и активами, необоснованно закрывается и практически недоступна даже для аудиторов Счетной палаты РФ. Это крайне затрудняет финансовый мониторинг, усложняет контроль за подобными операциями, стимулирует злоупотребления.
Заключение.
Назначение государственного
кредита проявляется в первую
очередь в том, что он является
средством мобилизации в руках
государства дополнительных финансовых
ресурсов. В случае дефицитности государственного
бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые
ресурсы направляются на покрытие разницы
между бюджетными расходами и доходами.
При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые
с помощью государственного кредита средства
прямо используются для финансирования
экономических и социальных программ.
Это означает, что государственный кредит,
являясь средством увеличения финансовых
возможностей государства, может выступать
важным фактором ускорения социально-
экономического развития страны.
Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.
Главных задач системы управления внешним долгом, являются: обеспечение национальной экономики республики внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг.
Список литературы.
Вавилов Ю.А. Государственный
кредит: прошлое и настоящее. М.: Финансы
и статистика, 1992.
Дадашев В. Финансовая система России.
М.: Инфра-М, 1997.
Кредиты. Инвестиции. - М.: “Приор”, 1995.
Финансы / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И.
Гончаренко и др.; Под ред.
В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика,
1993
5. Калашникова Н. Проблема госдолга - чисто
финансовая / Деловой мир.
20-23.06.97
Борисов С.М. Внешние долги России. / Деньги и кредит, № 2 / 1997.
Вавилов Ю.Я. Вопросы
государственного долга в бюджетном
кодексе РФ /
Финансы, № 7 / 1999.
8. Семенкова
Е.В., Алексанян В.М.