Государственный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение государственного кредита и его роль в экономическом развитии страны, анализ влияния государственного кредита на развитие экономики нашего государства.
В работе поставлены следующие задачи:
• раскрыть понятие государственного кредита, его общих черт и различий с банковским кредитом,
• характеризовать государство как кредитора, заемщика и гаранта,
• определить функций государственного кредита,
определить формы государственного кредита

Оглавление

Введение. 3
1. Государственный кредит и его значение. 5
1.1. Сущность и функции государственного кредита. 5
1.2. Формы государственного кредита. 11
2. Анализ государственного кредита для экономики России. 13
2.1. Современное состояние государственного долга РФ. 13
2.2. Социально-экономические последствия государственного долга 20
3. Управление государственным долгом 26
Заключение. 31
Список литературы. 33

Файлы: 1 файл

n1.doc

— 207.00 Кб (Скачать)
  • ревизия бюджета субъекта РФ;
  • передача исполнения бюджета субъекта РФ под контроль Министерства финансов РФ или местного бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта РФ;
  • иные меры.

В Российской Федерации  действует единая система учета  и регистрации государственного долга. Субъекты РФ и муниципальные  образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведет Государственную долговую книгу РФ.

          В определении размеров государственного  долга существуют различные подходы.  Наиболее реалистичным считается  определение доли государственного  долга к ВНП или к экспорту. Голая констатация абсолютных  размеров долга игнорирует объем ВНП.

          Многие экономисты считают, что  основная тяжесть долга состоит  в необходимости ежегодно отчислять  процентные платежи, возникающие  как результат государственного  долга. При достижении определенного  уровня платежей по обслуживанию  государственного долга по отношению к ВНП государство теряет возможность дальнейшего экономического роста. Особенно важно соотношение между иностранными и внутренними кредиторами правительства.

          Общая сумма обязательств государства  по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам и процентам по ним, выданным государством гарантиям представляет собой государственный долг.

 

1.2. Формы государственного кредита.

 

Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию он делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему.

Классификация государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ  – это группировка долговых обязательств Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ. Классификация государственных внутренних долгов включает в себя 27 видов внутренних заимствований:

  • целевые займы и вклады;
  • государственные внутренние займы 1991 и 1992 гг.;
  • государственный внутренний долг РФ, принятый от бывшего СССР;
  • казначейские обязательства;
  • государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом;
  • ГКО;
  • ОФЗ-ПК и т.д.

         Внутренние долговые обязательства  можно разбить на две группы:

  • рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ и др.);
  • нерыночные, выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность перед ЦБ РФ и др.).

Быстрый рост государственного внутреннего долга привел к тому, что расходы по обслуживанию долга стали превышать доходы от размещения государственных ценных бумаг. Поэтому были приняты меры, которые позволили снизить эти затраты, а именно:

  • на российский рынок ценных бумаг были допущены нерезиденты (для покупки государственных ценных бумаг);
  • начался выпуск нерыночных займов и золотых сертификатов;
  • начался выпуск еврооблигаций, который позволил перевести внутренний долг во внешний. Расходы по обслуживанию внешнего долга меньше, чем внутреннего, заимствования за рубежом в худшем случае обходятся в 25% годовых.

Классификация видов  государственного внешнего долга РФ – это группировка государственных  внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ в соответствии с  законодательством РФ. Классификация состоит из группы «Государственный внешний долг РФ», включающая следующие подгруппы:

  • кредиты, полученные от правительств иностранных государств;
  • кредиты, полученные от иностранных коммерческих банков и фирм;
  • кредиты, полученные от международных финансовых организаций.

 

 

 

2. Анализ государственного кредита для экономики России.

 

2.1. Современное состояние государственного долга РФ.

 

 Россия сейчас имеет дело  с тремя группами кредиторов: официальными кредиторами, в основном  входящими в Парижский клуб, коммерческими  банками, или Лондонским клубом, и, наконец, коммерческими фирмами  и банками.

Лондонский  клуб кредиторов - крупная (около 1 тыс. членов) неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу.

Обязательства России перед этим клубом составляют межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, использующиеся во внешнеторговых расчетах. Россия в списке должников клуба занимает 4 место после Бразилии, Мексики, Аргентины.

Парижский клуб - объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств. Россия - член Парижского клуба с 1997 года.

К обязательствам России перед Парижским клубом относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованным правительственными страховыми организациями. Двойственное положение России в составе Парижского клуба заключается в том, что мы выступаем в качестве должника одних стран и, одновременно, кредитора других стран.

Структура государственного внешнего долга РФ  (млрд. долл. США)

Статья внешнего долга

01.01.2006

01.01.2007

01.01.2008

Государственный внешний долг РФ

76,5

52,0

46,9

Задолженность странам-участницам Парижского клуба

25,2

3,1

2,2

Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб

3,5

3,3

3,0

задолженность бывшим странам  СЭВ

2,1

1,9

1,9

Коммерческая задолженность

1,1

0,8

0,8

Задолженность перед международными финансовыми организациями

5,7

5,5

5,0

ОВГВЗ

7,1

4,9

4,9

Еврооблигационные займы

31,5

31,9

28,6


 

Таким образом, Россия подошла к 2009 году с достаточно неплохими показателями. Общий объем внешних заимствований в их абсолютном исчислении сократился. Правда, с точки зрения экономической политики более важным является другой вопрос: на сколько сократится общая долговая нагрузка в процентах от внутреннего валового продукта (ВВП). Важно, чтобы сокращался именно этот показатель - в идеальной ситуации, за счет роста экономики, а уже потом за счет снижения абсолютной суммы долга. 

Общий внешний долг РФ

год

2006

2007

2008

млрд. долларов США на конец периода

76,50

52,00

46,90

% ВВП

10,00

5,30

3,50

% к предыдущему периоду

67,00

68,00

86,30


 

Из данной таблицы видно, что долговая нагрузка в процентах от ВВП сокращается, но,  несмотря на это общий внешний долг России остается очень велик.

Не стоит забывать о всемирном экономическом кризисе, который оказывает замедляющее  влияние на российскую экономику - «если  в конце 2007 года темпы роста ВВП  приближались к 9 процентам в год, то уже по итогам 2008-го ожидается  снижение до 6,5-7 процентов».

Чем обременительнее  для страны накопленный внешний  долг, тем в большей мере его  обслуживание взаимодействует с  функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы. Это выражается в том, что чрезмерный рост внешнего долга опасен для государственного бюджета, для денежно-кредитной системы и для международной кредитоспособности страны. Для государственного бюджета неблагоприятные последствия чрезмерного роста внешнего долга связаны, в основном, со стадией его погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые источники, позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного процесса. В то же время неблагоприятно может складываться и график платежей по внешнему долгу.

Итак, современному российскому государственному долгу присущи следующие черты:

  • Понятия внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте;
  • Большую часть российского долга составляют краткосрочные заимствования, из-за чего на протяжении последних десяти лет постоянно возникает вопрос о реструктуризации задолженности;
  • Отсутствует система долгового управления, т.е. не существует единого органа, который бы занимался исключительно проблемами долга. Сегодня долгами в России занимаются Министерство финансов, Внешэкономбанк, частично Центральный банк;
  • Выдаваемые России кредиты принесли ей мало пользы, но привели к увеличению долгового бремени;
  • Усиливается связь государственных обязательств и обязательств самостоятельных хозяйственных структур, имеющих системообразующее значение для экономики (крупные российские банки). Конечно, государство не должно отвечать по обязательствам частных финансовых структур. Однако банкротство крупных структурообразующих банковскую систему кредитных учреждений может вызвать катастрофические последствия для платежной системы страны;
  • Еще одним новым моментом в оценке величины внешнего долга являются долги регионов, которые с 1997 года получили право самостоятельного размещения внешних займов. Формально правительство не несет ответственности по долгу местных и муниципальных органов власти, однако эти заимствования несут потенциальную угрозу бюджету в случае применения к должникам принятых в таких случаях санкций;
  • Правительство стало осознавать проблему предстоящих значительных выплат по внешнему долгу в ближайшие годы. Об этом свидетельствует прописанный в бюджете механизм создания финансового резерва и заявления руководства страны о досрочном погашении обязательств перед кредиторами;
  • Существует просроченная задолженность предприятий по кредитам, которые брались предприятиями в банках, в том числе и зарубежных, под гарантии государства. По ранее гарантированным кредитам эта задолженность составляет примерно 800 млн. долл.

В ближайшие 10-15 лет будущее  России будет определяться тем, на каких  условиях удастся добиться урегулирования внешнего долга. Причем уже сейчас переговоры должны начинаться с учетом долгосрочной перспективы: Россия только тогда сможет выполнять свои обязательства, когда ее экономика достигнет достаточно высоких темпов роста.

В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности  в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами.

Из заключения Счетной  палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном  бюджете на 2008 год и на период до 2010 года»  следует: «За период   с начала 2008 года по  конец 2010 года  государственный долг в абсолютном размере увеличится на 56,2 %, в процентах к ВВП - с 8,5  до 9,1 %.   Государственный внутренний долг  увеличится  на 102,7 %, в процентах к ВВП - с 4,6  до 6,4 %. Государственный внешний долг в рублевом эквиваленте увеличится  на 2 %,  в процентах к ВВП - снизится с 3,9 до 2,8 %.

Верхний предел государственного внутреннего долга  на начало 2008 года (по ожидаемой оценке исполнения федерального бюджета в  2007 году) составит 1 409,2 млрд. рублей, что на 45,9 млрд. рублей, или 3,4 %, превышает верхний  предел государственного внутреннего долга на 1 января 2008 года, определенный Федеральным  законом «О федеральном бюджете на   2007 год».

Расходы на обслуживание государственного долга в 2010 году по сравнению с ожидаемым исполнением  федерального бюджета в 2007 году увеличатся на 57,5 %.

Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга  увеличатся более чем в 2 раза в 2010 году по сравнению с ожидаемым  объемом в 2007 году и составят  170,9 млрд. рублей, что превышает сумму  расходов, предусмотренных в 2010 году на ЖКХ, охрану окружающей среды, культуру, кинематографию и средства массовой информации.

  По экспертной оценке Счетной палаты, процентные платежи по кредитам, полученным от правительств иностранных государств,  могут быть ниже проектных показателей на 60 млн. долларов США.

Счетная палата отмечает, что отличительной особенностью долговой политики на 2008 - 2010 годы является  рост государственного долга  относительно ВВП, увеличение абсолютных объемов  государственного внешнего долга».

Динамика  государственного долга в 2008 - 2010 годах (на конец года) представлена в следующей таблице.

 

Государственный долг РФ

Гос. внутренний долг РФ

Гос. внешний  долг РФ

млрд. руб.

% к ВВП

млрд. руб.

% к ВВП

млрд. руб.

% к ВВП

2007

2617,6

8,5

1409,2

4,6

1208,4

3,9

2008

2957,1

8,4

1824,7

5,2

1132,4

3,2

2009

3440,3

8,7

2275,8

5,7

1164,5

2,9

2010

4089,7

9,1

2856,8

6,4

1232,9

2,8

Прирост 2010 к 2007,%

56,2

 

102,7

 

2,0

 

Информация о работе Государственный кредит