Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 13:16, курсовая работа
Целью данной работы является изучение государственного кредита и его роль в экономическом развитии страны, анализ влияния государственного кредита на развитие экономики нашего государства.
В работе поставлены следующие задачи:
• раскрыть понятие государственного кредита, его общих черт и различий с банковским кредитом,
• характеризовать государство как кредитора, заемщика и гаранта,
• определить функций государственного кредита,
определить формы государственного кредита
Введение. 3
1. Государственный кредит и его значение. 5
1.1. Сущность и функции государственного кредита. 5
1.2. Формы государственного кредита. 11
2. Анализ государственного кредита для экономики России. 13
2.1. Современное состояние государственного долга РФ. 13
2.2. Социально-экономические последствия государственного долга 20
3. Управление государственным долгом 26
Заключение. 31
Список литературы. 33
В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственного долга. Субъекты РФ и муниципальные образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведет Государственную долговую книгу РФ.
В определении размеров
Многие экономисты считают,
Общая сумма обязательств
1.2. Формы государственного кредита.
Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию он делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему.
Классификация государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ – это группировка долговых обязательств Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ. Классификация государственных внутренних долгов включает в себя 27 видов внутренних заимствований:
Внутренние долговые
Быстрый рост государственного внутреннего долга привел к тому, что расходы по обслуживанию долга стали превышать доходы от размещения государственных ценных бумаг. Поэтому были приняты меры, которые позволили снизить эти затраты, а именно:
Классификация видов
государственного внешнего долга РФ
– это группировка
2. Анализ государственного кредита для экономики России.
2.1. Современное состояние государственного долга РФ.
Россия сейчас имеет дело
с тремя группами кредиторов:
официальными кредиторами, в
Лондонский клуб кредиторов - крупная (около 1 тыс. членов) неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу.
Обязательства России перед этим клубом составляют межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, использующиеся во внешнеторговых расчетах. Россия в списке должников клуба занимает 4 место после Бразилии, Мексики, Аргентины.
Парижский клуб - объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств. Россия - член Парижского клуба с 1997 года.
К обязательствам России перед Парижским клубом относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованным правительственными страховыми организациями. Двойственное положение России в составе Парижского клуба заключается в том, что мы выступаем в качестве должника одних стран и, одновременно, кредитора других стран.
Структура государственного внешнего долга РФ (млрд. долл. США)
Статья внешнего долга |
01.01.2006 |
01.01.2007 |
01.01.2008 |
Государственный внешний долг РФ |
76,5 |
52,0 |
46,9 |
Задолженность странам-участницам Парижского клуба |
25,2 |
3,1 |
2,2 |
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб |
3,5 |
3,3 |
3,0 |
задолженность бывшим странам СЭВ |
2,1 |
1,9 |
1,9 |
Коммерческая задолженность |
1,1 |
0,8 |
0,8 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
5,7 |
5,5 |
5,0 |
ОВГВЗ |
7,1 |
4,9 |
4,9 |
Еврооблигационные займы |
31,5 |
31,9 |
28,6 |
Таким образом, Россия подошла к 2009 году с достаточно неплохими показателями. Общий объем внешних заимствований в их абсолютном исчислении сократился. Правда, с точки зрения экономической политики более важным является другой вопрос: на сколько сократится общая долговая нагрузка в процентах от внутреннего валового продукта (ВВП). Важно, чтобы сокращался именно этот показатель - в идеальной ситуации, за счет роста экономики, а уже потом за счет снижения абсолютной суммы долга.
Общий внешний долг РФ
год |
2006 |
2007 |
2008 |
млрд. долларов США на конец периода |
76,50 |
52,00 |
46,90 |
% ВВП |
10,00 |
5,30 |
3,50 |
% к предыдущему периоду |
67,00 |
68,00 |
86,30 |
Из данной таблицы видно, что долговая нагрузка в процентах от ВВП сокращается, но, несмотря на это общий внешний долг России остается очень велик.
Не стоит забывать
о всемирном экономическом
Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание взаимодействует с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы. Это выражается в том, что чрезмерный рост внешнего долга опасен для государственного бюджета, для денежно-кредитной системы и для международной кредитоспособности страны. Для государственного бюджета неблагоприятные последствия чрезмерного роста внешнего долга связаны, в основном, со стадией его погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые источники, позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного процесса. В то же время неблагоприятно может складываться и график платежей по внешнему долгу.
Итак, современному российскому государственному долгу присущи следующие черты:
В ближайшие 10-15 лет будущее России будет определяться тем, на каких условиях удастся добиться урегулирования внешнего долга. Причем уже сейчас переговоры должны начинаться с учетом долгосрочной перспективы: Россия только тогда сможет выполнять свои обязательства, когда ее экономика достигнет достаточно высоких темпов роста.
В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами.
Из заключения Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года» следует: «За период с начала 2008 года по конец 2010 года государственный долг в абсолютном размере увеличится на 56,2 %, в процентах к ВВП - с 8,5 до 9,1 %. Государственный внутренний долг увеличится на 102,7 %, в процентах к ВВП - с 4,6 до 6,4 %. Государственный внешний долг в рублевом эквиваленте увеличится на 2 %, в процентах к ВВП - снизится с 3,9 до 2,8 %.
Верхний предел государственного внутреннего долга на начало 2008 года (по ожидаемой оценке исполнения федерального бюджета в 2007 году) составит 1 409,2 млрд. рублей, что на 45,9 млрд. рублей, или 3,4 %, превышает верхний предел государственного внутреннего долга на 1 января 2008 года, определенный Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год».
Расходы на обслуживание
государственного долга в 2010 году по
сравнению с ожидаемым
Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга увеличатся более чем в 2 раза в 2010 году по сравнению с ожидаемым объемом в 2007 году и составят 170,9 млрд. рублей, что превышает сумму расходов, предусмотренных в 2010 году на ЖКХ, охрану окружающей среды, культуру, кинематографию и средства массовой информации.
По экспертной оценке Счетной палаты, процентные платежи по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, могут быть ниже проектных показателей на 60 млн. долларов США.
Счетная палата отмечает, что отличительной особенностью долговой политики на 2008 - 2010 годы является рост государственного долга относительно ВВП, увеличение абсолютных объемов государственного внешнего долга».
Динамика государственного долга в 2008 - 2010 годах (на конец года) представлена в следующей таблице.
Государственный долг РФ |
Гос. внутренний долг РФ |
Гос. внешний долг РФ | ||||
млрд. руб. |
% к ВВП |
млрд. руб. |
% к ВВП |
млрд. руб. |
% к ВВП | |
2007 |
2617,6 |
8,5 |
1409,2 |
4,6 |
1208,4 |
3,9 |
2008 |
2957,1 |
8,4 |
1824,7 |
5,2 |
1132,4 |
3,2 |
2009 |
3440,3 |
8,7 |
2275,8 |
5,7 |
1164,5 |
2,9 |
2010 |
4089,7 |
9,1 |
2856,8 |
6,4 |
1232,9 |
2,8 |
Прирост 2010 к 2007,% |
56,2 |
102,7 |
2,0 |