Государственный кредит: сущность, функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 15:07, контрольная работа

Краткое описание

Государственный кредит - совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т. е. когда государство представляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими лицами, оно является гарантом.

Файлы: 1 файл

контрольная по финансам.doc

— 63.50 Кб (Скачать)
  1.  Государственный кредит: сущность, функции

  Государственный кредит - совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т. е. когда государство представляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими лицами, оно является гарантом.

Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступает какие-то конкретные ценности- товары на складе, незавершенное производство (хотя возможно и предоставление банковского кредита), то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход. Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный срок. Так, Закон РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» предусматривает, что любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет функции финансов: регулирующую, контрольную, распределительную.

1. Регулирующая функция

  Регулирующая функция государственного кредита: вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

До определенных пределов этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста. Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

2. Контрольная функция

  Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности:

- тесно связана с деятельностью  государства и состоянием централизованного  фонда денежных средств;

- охватывает движение стоимости  в двустороннем порядке, поскольку  предполагает возвратность и  возмездность получения средств;

- осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

3. Распределительная функция

  Через распределительную функцию государственного кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В современных условиях поступление от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета, что объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

Положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с её помощью налоговое бремя более равномерно распределяется по времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются. Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

При непроизвольном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например финансировании за их счет военных или социальных расходов, единственным источником погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного займа. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.

Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Обеспечение устойчивости государственных финансов

  Государственные финансы отражают операции институциональных единиц с финансовыми активами государственного сектора. К ним, в частности, относятся: привлечение, распределение и использование ресурсов со стороны центральных органов государственного управления (такие операции фиксируются в государственном бюджете), местных органов государственного управления (местные бюджеты), фондов социального страхования, государственных финансовых и государственных нефинансовых корпораций.

С финансовой точки зрения устойчивое состояние объекта (хозяйственного комплекса в целом, государственного сектора, отдельных отраслей, хозяйственных организаций и др.) характеризуется определенными признаками:

- финансирование поступательного развития объекта обеспечивается как в кратком, так и в долгосрочном периодах путем использования собственных и привлеченных ресурсов;

- обязательства, возникающие в связи с привлечением активов на условиях займов, не оказывают разрушающего влияния (не создают нагрузку, которая становится фактором значительного ограничения финансирования текущих расходов) на систему финансирования объекта в будущие периоды;

- существуют достаточные резервные фонды для финансирования мер, направленных на ограничение возможных влияний (внутренних и внешних), приводящих к обострению рисков финансирования развития объекта.

С учетом указанного, состояние государственных финансов можно считать устойчивым, когда в достаточной степени осуществляется финансирование функций государства (направленных на обеспечение экономического роста и подъем благосостояния граждан) при условии, что использование источников их финансирования не приводит к резкому усилению фискальной нагрузки и накоплению общего объема государственных долговых обязательств, а также ухудшению их структуры (рост доли краткосрочных займов, повышение их доходности, увеличение займов, номинированных в иностранной валюте, и др.). Таким образом, состояние государственных финансов является устойчивым, когда выполняются следующие условия:

- решаются вопросы обеспечения текущих платежей (путем их погашения, реструктуризации, рефинансирования, отсрочки и т.д.);

- финансируются расходы на решение задач развития страны в будущие периоды;

- фискальная нагрузка не ограничивает развитие социально и государственно ориентированного бизнеса;

- объемы задолженности по долговым платежам не оказывают разрушающего влияния на платежеспособность государства;

- общий дефицит государственных финансов используется не для решения текущих проблем, а для достижения стратегических целей (проведение реформ, которые станут основой наращивания экономического потенциала и повышения благосостояния граждан, прежде всего, финансирование инвестиционной и инновационной деятельности).

Оценка состояния (устойчивое или неустойчивое) государственных финансов и определение мер по его обеспечению, на наш взгляд, проходят несколько этапов:

а) оценка устойчивости каждой составляющей государственных финансов, а именно секторов:

центрального государственного управления;

общего государственного управления;

государственных финансовых корпораций;

государственных нефинансовых корпораций

б) установление перечня интегральных показателей, которые в наибольшей степени отражают состояние государственных финансов в целом (с учетом состояния и влияния каждого сектора);

в) осуществление мониторинга динамики индикаторов устойчивости государственных финансов в течение определенных периодов;

г) оценка динамики таких индикаторов в текущем, средне- и долгосрочном периодах и определение общего состояния государственных финансов;

д) обоснование мер по обеспечению устойчивости государственных финансов как в текущем, так и в будущих периодах.

Однако в зарубежных странах, как правило, прежде всего проводится анализ устойчивости государственного бюджета. Для определения его состояния ученые предлагают использовать следующие показатели: минимальные расходы бюджета (Рм); собственные доходы бюджета (Дс); регулирующие доходы бюджета (Др); бюджетная задолженность (3). С их помощью устойчивость бюджета отражается так:

абсолютная устойчивость:

 

Рм < (Дс + Др);

 

нормальное состояние устойчивости:

 

Рм = (Дс + Др);

 

неустойчивое состояние:

 

Рм > (Дс + Др - 3);

 

абсолютно неустойчивое состояние:

 

Рм > (Дс + Др).

 

Состояние бюджета является неустойчивым, когда расходы превышают объемы доходов и заимствований.

  Исследование финансовой устойчивости составляющих государственных финансов направлено на определение интегральных индикаторов устойчивости государственных финансов в целом. Они должны охватывать наиболее важные показатели, отражающие как развитие отдельных секторов государственных финансов (государственного управления, государственных финансовых и нефинансовых корпораций), так и их взаимосвязи и взаимодействие. К задачам анализа устойчивости государственных финансов в целом (как составляющей в рамках государственного сектора) относится определение системы индикаторов, которые наиболее адекватно будут отображать развитие сектора.

С учетом политических и экономических соображений, введение антикризисных мер на уровне государств осуществлялось с соблюдением определенных подходов, а именно: недопущение резкого ухудшения социальных стандартов (в результате чего оставались низменными высокие социальные обязательства со стороны государства); создание надлежащих условий для развития предпринимательской деятельности; предоставление государственной помощи предприятиям и учреждениям (как государственного, так и частного секторов), имеющих стратегическое значение; поддержка (с помощью бюджетной и денежно-кредитной политики) банковской системы.

Для обеспечения устойчивого развития осуществляется финансирование мер, направленных на решение как текущих, так и стратегических задач. При этом создаются условия для развития в будущих периодах, а дополнительная долговая нагрузка (возникающая в связи с решением долгосрочных проблем) перекрывается достигнутыми результатами по улучшению условий их дальнейшей деятельности. Таким образом, устойчивое (с финансовой точки зрения) состояние объекта предполагает, что финансирование расходов на обеспечение его деятельности (с учетом как решения текущих проблем, так и реализации долгосрочных программ его развития) осуществляется способами, не оказывающими разрушительного влияния на финансирование его деятельности в будущие периоды.

 

 

                                                                Задача №7  
Организация в отчетном периоде реализовала 100 тыс. штук изделий на сумму 10 млн. руб. при этом затраты на производство и реализация продукции составляет 6 млн. руб., в том числе переменные 2 млн. руб. В плановом периоде при прочих равных условиях организация планировала произвести и реализовать 120 тыс. штук изделий.  
Определить:  
1)какова будет прибыль организации в плановом периоде  
2)как уменьшится рентабельность продукции в плановом периоде по сравнению с отчетным

 Решение.  
1) Прибыль = Выручка - Валовые издержки = Объём*Цена - (Пост. изд. + Перем. изд.) =120тыс.шт.*Цена-(4млн.руб.+Перем.изд.).  
 Цена1шт.изделия:  
10млн.руб./100тыс.штук=100руб./шт.  
  Т. к. переменные издержки растут пропорционально росту объёма выпуска продукции, то, следовательно, в плановом периоде они вырастут в 1,2 раза (120т. шт./100 т. шт.), т. е. составят: 2 млн. руб.*1,2 = 2,4 млн. руб.    
 Итак, прибыль в плановом периоде составит:  
Прибыль=120тыс.шт.*100руб.-(4млн.+2,4млн.)=12 млн. руб. - 6,4 млн. руб.= 5,6 млн. (руб.).  
2) В отчётном периоде рентабельность продукции составляет:  
((10-6)млн./6млн.)*100%=66,67%.  
  В плановом периоде рентабельность продукции составит:  
 (5,6млн./6,4млн.)*100%=87,5%.  
     Следовательно, в плановом периоде рентабельность продукции по сравнению с отчётным периодом не уменьшится, а наоборот, увеличится на:  
87,5%-66,67%=20,83%.

Информация о работе Государственный кредит: сущность, функции