Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Задачи курсовой работы:
* рассмотреть определение доходов бюджета, как одной из главных составляющих бюджетной системы РФ;
* изучить структуру доходов бюджета;
* подробно исследовать основные виды доходов;
* выяснить особенности доходной части бюджета за рубежом;
* проследить динамику доходов государственного бюджета в РФ;
* рассмотреть проблемы и перспективы формирования доходной части бюджета РФ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 5
1.1. Сущность и виды доходов 5
1.2. Состав и структура государственного бюджета в мировом проявлении 11
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИИ 17
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 3

Файлы: 1 файл

доходы бюджета!!!курс..doc

— 342.00 Кб (Скачать)

    Таблица 2.

    Налоговые доходы бюджетной системы, % в ВВП

      2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
    Налоговые доходы всего 35.7 35.7 35.6 34.6 35.3 36.6 36.4 36.7
    Налог на прибыль 5.4 5.7 4.3 4.0 5.1 6.2 6.2 6.6
    НДФЛ 2.4 2.9 3.3 3.4 3.4 3.3 3.5 3.8
    НДС 6.2 7.2 7.0 6.7 6.3 6.8 5.6 6.9
    Акцизы 2.3 2.7 2.4 2.6 1.4 1.2 1.0 1.0
    Таможенные  пошлины 3.1 3.7 3.0 3.4 5.0 7.5 8.3 7.0
    НДПИ  и налоги на природные ресурсы 1.1 1.4 3.1 3.0 3.4 4.2 4.3 3.6
    ЕСН 7.3 7.2 6.9 6.6 6.3 5.4 5.4 5.6
    Прочие  налоги 8.0 4.8 5.6 4.9 4.4 2.0 2.0 2.2

    При сравнении налоговой нагрузки в  России и других странах необходимо учитывать, что среди наиболее развитых стран можно выделить две группы: «социально-ориентированные» западноевропейские государства, где типичная налоговая нагрузка составляет 35-45% ВВП (в Швеции и Дании она достигает 50% ВВП) и государства, в меньшей степени возлагающие на себя социальные обязательства по бесплатному социальному и медицинскому обеспечению (такие, как США и Япония), где нагрузка лежит в диапазоне 25-30% ВВП. Средняя по ОЭСР налоговая нагрузка составляет 36% ВВП.

    Среди стран категории «развивающиеся рынки» также четко выделяются две  группы: бывшие социалистические страны Восточной Европы, как правило, имеющие налоговую нагрузку 30-40% ВВП и остальные, для которых типична нагрузка 20-30% ВВП. Таким образом, по уровню налогов в не-нефтегазовом секторе наша страну можно отнести к категории стран с невысокой нагрузкой (хотя в этой группе есть страны, где нагрузка еще ниже).

    Межстрановой  анализ структуры налоговой нагрузки показывает, что для развитых стран  Западной Европы характерен высокий  уровень налогов на потребление и социальных платежей (в сумме они составляют от 18% до 28% ВВП), а также подоходного налога (8-10% ВВП). В переходных экономиках Центральной и Восточной Европы уровень налогов этой группы еще выше (23-28% ВВП), однако подоходный налог не столь велик (3-7% ВВП). Среди государств с относительно легким налоговым бременем США отличаются высоким налогообложением физических лиц (9% ВВП), тогда как другие страны с относительно низкой налоговой нагрузкой (Мексика, Ю.Корея, Япония) имеют умеренные налоги как на потребление и социальные нужды (до 15% ВВП), так и на доходы граждан (3-5% ВВП).

    В России налоги на потребление и социальные отчисления составляют в сумме 12,5% ВВП, а налог на доходы физических лиц  – менее 4% ВВП. Это позволяет отнести ее к группе стран с невысокой нагрузкой в части налогообложения потребления и социальных отчислений, хотя общий уровень налоговой нагрузки составляет 35-37% ВВП. Это видимое противоречие объясняется значительной ролью, которую играют в российском бюджете налоги на международную торговлю - прежде всего экспортные пошлины - и ресурсные налоги, тогда как в большинстве других странах они полностью отсутствуют либо занимают незначительный удельный вес. В России на эти налоги приходится почти треть всех налоговых поступлений. Более 10,5% ВВП составляют таможенные пошлины и ресурсные налоги, фактически служащие средством изъятия природной ренты, т.е. доходов от использования природных ресурсов, находящихся в государственной собственности.

    Наибольший  вес в налоговых доходах бюджетной  системы по итогам 2007 года занимали таможенные пошлины (19,2%), НДС (18,7%), налог на прибыль организаций (17,9%), ЕСН (15,3%).5

    По  данным Федерального казначейства, по итогам 2008 г. в федеральный бюджет поступили доходы в объеме 9274,1 млрд. руб., или 22,3% ВВП (в 2007 г. — 7781,1 млрд. руб., или 23,5% ВВП). По отношению к годовым бюджетным назначениям, утвержденным Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов”, доходы федерального бюджета по итогам 2008 г. составили 103,4% (в 2007 г. — 104,5%). В 2008 г. по сравнению с 2007 г. доля поступлений, администрируемых Федеральной налоговой службой России, в общем объеме доходов федерального бюджета уменьшилась с 48,2 до 44,0%, доля Федеральной таможенной службы России возросла с 41,8 до 50,6%.

    

    Рисунок 2. Динамика доходов, расходов и профицита федерального бюджета (нарастающим итогом, трлн. руб.)6

    По  данным Казначейства России, за январь—сентябрь 2009 г. в федеральный бюджет поступили доходы в размере 18,0% ВВП (за первые три квартала 2008 г. — 23,3% ВВП). По отношению к годовым бюджетным назначениям доходы составили 76,2%.

    

    Рисунок 3. Динамика основных показателей федерального бюджета (нарастающим итогом, трлн. руб.)

     Как видно из рисунка с мая месяца 2009 года наблюдается дефицит бюджета, что может негативно сказываться на экономике России. Дефицит бюджета вызван, прежде всего, финансовым кризисом.

     Необходимо  отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда  не существует, т. к. по мере поступления  доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

     Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.7  

 

Глава 3. Экономическая политика в области формирования доходов государственного бюджета: проблемы и перспективы

    За 2009 - 2011 годы прогнозируется увеличение общего объема доходов в реальном выражении на 2,0 %, или на 0,7 % в среднем за год (за 2006 - 2008 годы увеличение общего объема доходов в реальном выражении составило   18,5 %, или на 5,8 % в среднем за год).

    Динамика  поступления доходов в федеральный  бюджет в 2009 – 2011 годах представлена на следующей диаграмме.

    Рисунок 4. Поступления доходов в федеральный  бюджет в 2009-2011 годах

    Основную  долю доходов федерального бюджета  в 2011 году по-прежнему будут составлять  доходы  от уплаты  НДС – 35 % (оценка 2008 года - 23,6 %),  таможенных  пошлин - 33,4 % (39,4 %), НДПИ – 11,5 % (18 %), налога на прибыль организаций – 7,3 % (6,9 %), акцизов – 2,0 % (1,5 %).

    Нормативы распределения доходов между  федеральным бюджетом и бюджетами  субъектов Российской Федерации, установленные  частью первой статьи 2 законопроекта, соответствуют статьям 50, 51, 56 и 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации. 

      В 2010 – 2011 годах предусмотрено  снижение до 60 % доли  доходов от акцизов на алкогольную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, распределяемой между бюджетами субъектов Российской Федерации (частью второй статьи 2 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 и плановый период 2009 и 2010 годов» от  24 июля 2007 г. № 198-ФЗ указанная доля доходов на 2010 была установлена в размере 80 %).

    Структура и динамика  нефтегазовых доходов  федерального бюджета по видам доходов приведена в следующей таблице 3. 

    Таблица 3.

    Структура и динамика  нефтегазовых доходов  федерального бюджета по видам доходов

Наименование  налогов и платежей Оценка 2008 года, млрд. рублей Прогноз 2009 года, млрд. рублей Прогноз 2010 года, млрд. рублей Прогноз 2011 года, млрд. рублей Темп  роста к предыдущему году, % Темп  роста 2011 года к  оценке 2008 года, %
2009 год 2010 год 2011 год
НДПИ  при добыче нефти 1 674,9 1 330,6 1 314,3 1 350,9 79,4 98,8 102,8 80,7
НДПИ  при добыче природного газа 91,3 92,7 93,8 94,7 101,5 101,2 101,0 103,7
НДПИ  при добыче газового конденсата 8,7 10,1 11,8 13,5 116,1 116,8 114,4 155,2
Вывозные  таможенные пошлины на нефть сырую 2 102,9 2 089,6 1 997,9 2 039,3 99,4 95,6 102,1 97,0
Вывозные  таможенные пошлины на газ природный 481,0 596,4 560,5 580,6 124,0 94,0 103,6 120,7
Вывозные  таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти 585,8 573,1 547,9 558,4 97,8 95,6 101,9 95,3
ИТОГО доходов 4 944,6 4 692,5 4 526,2 4 637,5 94,9 96,5 102,5 93,8

    Наиболее  значимым источником нефтегазовых доходов бюджета являются доходы, связанные с  добычей и экспортом нефти, – их доля в 2008 году составила 76,4 % и сократится в  2011 году до 73,1 %. Доля доходов от добычи и экспорта газа  в структуре нефтегазовых доходов в 2011 году прогнозируется в размере 14,6 % и увеличится по сравнению с 2008 годом на 3 процентного пункта.

    Снижение  доли нефтегазовых доходов в ВВП  к 2011 году до 6,9 % свидетельствует о  том, что Правительством Российской Федерации в 2009 – 2011 годах прогнозируется снижение зависимости доходной части федерального бюджета от доходов от уплаты ряда налогов и сборов на нефть, газ и нефтепродукты.

    Использование нефтегазовых доходов в 2009 - 2011 годах  приведено в следующей  таблице 4.  

    Таблица 4.

    Использование нефтегазовых доходов в 2009 - 2011 годах

Показатели  проекта федерального бюджета 2009 год 2010 год 2011 год  
млрд. рублей % ВВП млрд. рублей % ВВП млрд. рублей % ВВП
Нефтегазовые  доходы 4 692,5 9,1 4 526,2 7,7 4 637,5 6,9
Нефтегазовый  трансферт 2 531,1 4,9 2 661,6 4,5 2 501,6 3,7
Пополнение  Резервного фонда 1 587,2 3,1 678,1 1,2 718,0 1,1
Пополнение  Фонда национального благосостояния 197,8 0,4 809,6 1,4 1 027,3 1,5
Остаток нефтегазовых доходов, поступивших  в декабре 376,4 0,7 376,9 0,6 390,6 0,6

Информация о работе Государственный бюджет