Функции финансов, как проявление их сущности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 10:46, контрольная работа

Краткое описание

Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражения финансовых отношений реальным движением денежных средств.
Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса – в распределении и обмене.

Оглавление

1. Функции финансов, как проявление их сущности 3
2. Дискуссионные вопросы по содержанию и функциям финансов 9
3. Распределительная и контрольная функция финансов, значение в условиях рыночных отношений 24
Список используемой литературы 41

Файлы: 1 файл

Функции финансов, как проявление их сущности.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

2) финансирование затрат, которые связаны с воспроизводством  рабочей силы

3) последовательная реализация программ, направленных на обеспечение сдвигов в отраслевой и территориальной структуре общественного производства

4) совершенствование  народнохозяйственных пропорций

Большое значение в экономическом  стимулировании придается системе формирования и использования специальных поощрительных фондов. Эти фонды создаются на предприятии и призваны побуждать рабочих к более эффективному и интенсивному труду, а также заинтересовывать коллективы в улучшении конечных результатов и росте производства.

Большую роль в развитии производства и увеличения его эффективности могут играть и бюджетные стимулы. Их отличие от других в том, что субъектом стимулирования является государство. В качестве экономических стимулов способны выступать с одной стороны системы платежей в бюджет, а с другой системы бюджетного финансирования.

Важная роль в системе  общественного стимулирования принадлежит  финансовым льготам и санкциям. К финансовым льготам относятся:

— разрешения на проведение ускоренной амортизации Основных Фондов предприятия (оборудования, машин)

— высвобождение от уплаты налогов части прибыли

Санкции усиливают материальную ответственность за конечные результаты деятельности, за нарушение финансовой дисциплины.

Финансовая политика охватывает два основных аспекта: макроэкономическую стабилизацию экономики, связанную с проблемой бюджетного дефицита, и распределение ресурсов, зависящее от политики в области налогообложения и правительственных расходов.

Основными инструментами  финансовой политики являются:

Разграничение прямого и косвенного налогообложения.  

Управление  государственными расходами.

Управление  дефицитом бюджета.

Разграничение прямого и косвенного налогообложения. Для выполнения государственных задач власти должны осуществлять определенные расходы. Для осуществления расходов им необходимы доходы. Основную часть бюджетных доходов составляют налоговые поступления.

Разграничение прямого и косвенного налогообложения  представляет собой введение и конкретизацию прямых и косвенных налогов и применяется для смещения налогового бремени в сторону определенной группы налогоплательщиков.

Основными группами налогоплательщиков являются физические и юридические лица. Считается, что в рыночной экономике налоговое бремя должно быть смещено в сторону физических лиц. Основную часть населения в развитых странах составляет средний класс, доходы которого позволяют выдержать дополнительную лотовую нагрузку.

Предприятия, напротив, должны освобождаться от чрезмерного налогового бремени, так как они являются основой экономики, играют главную роль в создании совокупного общественного продукта, создают рабочие места и, соответственно, выплачивают зарплату.

Для смещения налогового бремени в сторону  физических лиц, кроме прямых налогов на их доходы, вводятся также косвенные налоги — акцизы, представляющие собой надбавку к цене товара. Формально косвенными налогами облагаются предприятия. Фактические косвенные налоги уплачивают потребители подакцизных товаров.

Управление государственными расходами. Управление государственными расходами связано и зависит от роли государства в экономике. В плановой экономике государство является главным собственником средств производства и воздействует на экономические процессы путем прямого вмешательства. В условиях рынка государство использует косвенные (экономические) методы регулирования экономики. Изменение методов регулирования экономики требует изменения системы государственных расходов и перестройки бюджетного механизма. Изменение системы государственных расходов выражается в изменении их состава и объемов.

Государственные расходы имеют большое значение для экономики, так как направляются на структурную перестройку экономики, увеличение научно-технического потенциала, модернизацию и техническое переоснащение предприятий, на проведение природоохранных мероприятий, распространение экологически чистых технологий.

Важную экономическую  и социальную роль играют децентрализованные государственные расходы, осуществляемые непосредственно государственными предприятиями, объединениями, организациями.

Управление дефицитом бюджета. Дефицит бюджета — превышение бюджетных расходов над бюджетными доходами — достаточно распространенное явление. Практически каждая страна в своей истории сталкивалась с превышением расходов государственного бюджета над его доходами.

Дефицит бюджета может быть вызван разными причинами, например осуществлением крупных государственных инвестиций в экономику или чрезвычайными событиями (войнами, крупными стихийными бедствиями, катастрофами).

В первом случае превышение расходов над доходами государственного бюджета является обоснованным, а дефицит бюджета вызван государственным регулированием экономической конъюнктуры, стремлением властей обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

Во втором случае превышение расходов над доходами вызвано негативными причинами, при этом государственных резервов для покрытия вынужденных расходов может оказаться недостаточно.

Дефицит государственного бюджета может также отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае необходимо принимать срочные, действенные экономические меры и ответствующие политические решения.

Вообще в  условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми эффективными экономическими связями дефицит количественно допустимых пределах не страшен, но при этом количество не должно перейти в отрицательное качество, то есть сумма финансовых ресурсов, полученных государством в долг, должна ложиться непосильным грузом на экономику страны, налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных грамм. Положение может считаться контролируемым при государственном долге, не превышающем половины валового национального продукта, и бюджетном дефиците не более 2—3%.

Сокращение  разрыва между расходами и  доходами можно та достичь с помощью увеличения доходов и сокращения расходов.

Финансы любого государства  составляют целостную систему, включающую в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать: а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов; б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность1.

Совокупность финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку.

Так, в частности, финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:

1. Бюджетная система,  состоящая из федерального бюджета,  бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления.

2. Государственные внебюджетные  фонды (регулированию которых  посвящена непосредственно глава 17 БК РФ. Так, согласно ст. 144 БК, государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.)

3. Фонды, консолидированные  в бюджете.

4. Внебюджетные децентрализованные фонды.

5. Фонды страхования.

6. Государственный кредит.

7. Финансы хозяйствующих  субъектов (ресурсовые фонды).

8. Финансы населения.

Все перечисленные финансовые институты можно разбить на две  подсистемы. Это — общегосударственные финансы, за счет которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне, а также финансы населения.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено  различиями в задачах каждого  звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Важная роль, которую  выполняет государство в области  экономического и социального развития приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Главным звеном финансовой системы государства является государственный бюджет, который представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием Российской Федерации в качестве закона.

Через госбюджет государство  концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

В условиях перехода на рыночные отношения государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, использование которых позволяет перейти к финансовому регулированию экономики. Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы. Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, например ликвидировать нерентабельные предприятия или их перепрофилировать2.

Важная роль государственного бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются также в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.). Финансирование предприятий и учреждений социально-культурного направления осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, повышать уровень их социального обеспечения, осуществлять социальную защиту.

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.

Одним из звеньев общегосударственных  финансов являются внебюджетные фонды — средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.

Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют  определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.

Информация о работе Функции финансов, как проявление их сущности