Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 19:54, контрольная работа
Актуальность темы связана с тем, что в настоящее время существует острая потребность в изучении и внедрении всеми участниками рыночных отношений механизмов функционирования новых форм безналичных расчетов. Безналичные расчеты приобретают особую актуальность в условиях перехода к рыночной экономике, поскольку позволяют заметно увеличить эффективность банковской деятельности и снизить до минимума затраты на банковские операции.
Введение 3
1.Безналичные расчеты как средство обеспечения денежных обязательств
1.1. Сущность, правовая природа и принципы организаций безналичных расчетов. 4
1.2. Структура расчетных правоотношений. 6
1.3. Основы организации безналичных расчетов. 9
2. Развитие и совершенствование системы безналичных расчетов в современных условиях.
2.1. Пластиковые карты, как одна из основ системы электронных расчетов. 14
2.2.Управление банковскими счетами через Интернет (Интернет-банкинг). 17
2.3. Электронные платежные системы в банковском бизнасе. 19
3. Проблемы совершенствования безналичных платежей. 23
Заключение 27
Список литературы 29
2.3 Электронные платежные системы в банковском бизнесе
Существует четыре вида традиционных платежных систем, которые уже давно успешно используются в банковской практике: наличные, безналичные, системы с использованием чеков, банковских пластиковых карточек.
Основные требования к платежным системам:
Традиционные
платежные системы для
Как показали исследования Национального Совета Потребителей (Великобритания), большинство англичан не решаются покупать товары через Интернет из боязни стать жертвой мошенничества (~ 40% взрослых англичан и половина Интернет-пользователей). Из 26% англичан, которые имеют доступ к сети, только 3% активно занимаются электронной коммерцией. Таким образом, повышение безопасности платежных систем является ключевым моментом для привлечения клиентов и повышения доверия покупателей к электронной торговле.
Система электронных платежей – в широком смысле – это система расчетов, заключения контрактов и перевода денег с помощью средств электронной коммуникации. Система электронных платежей – в узком смысле – это комплекс аппаратных и программных средств, предназначенных для осуществления безналичных расчетов и других кредитно-финансовых операций.
Существует 3 типа электронных платежных средств:
В зависимости от условий расчета владельца карт-счета с банком-эмитентом различают: кредитные, дебитные и предоплаченные платежные карточки.
Кредитные карточки функционируют по принципу «покупать сегодня – оплачивать потом» («buy now – pay later»). Кредитная карточка предполагает нулевой исходный остаток на карточном счете клиента. Все операции с карточкой оплачивает банк, а держатель карточки обязан впоследствии погасить свой долг банку.
Дебитные функционируют по принципу «покупать сегодня – оплачивать сегодня» («buy now – pay now»). Они отличаются от кредитных тем, что на счете клиента обязательно должна находиться сумма, достаточная для совершения покупки, получения наличных денег и т.д.
Предоплаченные
карточки функционируют по принципу «покупать сегодня – оплачивать
заранее» («buy now – pay before»). Это так называемые
«электронные кошельки». Для расчета по
карточке требуется наличие необходимых
средств на самой карточке (чип-карты).
3. Проблемы совершенствования
Проблемы
совершенствования можно
Психологические
проблемы: Рядовому потребителю чисто
психологически приятнее иметь туго
набитый бумажник, а не пластиковую
карточку. Собственно, в среде банкиров
встречаются две крайние точки
зрения. Те, кому свойственна первая
из них, считают: "Интернет – это
опасно, и нам он не нужен". Позиция
вторых противоположна: "Интернет –
это чрезвычайно перспективно, и
необходимо развивать Интернет-бизнес
чего бы нам это ни стоило". Оба
радикальных суждения лишь отражают
разные стадии, которые обычно проходят
люди, начиная знакомиться с
Сложнее обстоит дело с обществом в целом. Активная аудитория Сети пока невелика: порядка 800 тыс. – 1 млн. человек (по данным агентства Monitoring.Ru), и почти все представляют несколько крупных городов. Большинство либо пребывает пока в стадии первого заблуждения, либо вообще не думает об Интернете. Конечно, ситуация постепенно меняется (тут и освещение в СМИ, и опыт друзей и знакомых), но все-таки слишком медленно, на что есть множество причин, в том числе и экономических. Тем не менее тот факт, что пользуются банковской системой и работают в Интернете люди наиболее социально активные, вселяет надежду, что их количества будет достаточно хотя бы поначалу, на первых этапах развертывания систем Интернет-банкинга. Что касается психологических трудностей, то к ним следует причислить страх потерять в Сети свои деньги. Интернет-банкингу совсем не идут на пользу многочисленные публикации о массовых взломах и кражах из компьютерных систем.
Кадровые проблемы: Качество и оперативность решения любой задачи напрямую зависят от квалификации специалистов, которые за нее берутся. Для разработки и сопровождения систем Интернет-банкинга сегодня жизненно необходимы программисты (причем работающие не только в области Интернет-технологий), системные администраторы, Веб-дизайнеры, Веб-программисты, эксперты по компьютерной и коммуникационной защите, экономисты, маркетологи, юристы. Все они должны хорошо представлять себе мир Интернета, что сейчас далеко не всегда достижимо. Очень трудно, например, найти юриста, который является к тому же знатоком электронных коммуникаций, да и стоить он будет недешево. То же самое относится к профессионалам сетевой безопасности. По мере проникновения Сети в повседневную жизнь постепенно появятся смежные профессии, необходимые для деятельности в сфере Интернет-банкинга.
Юридические
проблемы: К числу проблем, сдерживающих
развитие Интернет-банкинга, относится
также отсутствие четко сформулированного
и систематизированного законодательства
как по вопросам защиты и безопасности,
так и в области электронной
коммерции вообще. Это, разумеется,
не останавливает тех, кто всерьез
занялся Интернет-бизнесом. Необходимое
им юридическое обоснование
Финансовые проблемы: О том, что новые технологии являют собой активных потребителей финансовых ресурсов, знают все, но вот масштабы потребления представляет себе не каждый. По признаниям пионеров Интернет-банкинга – достаточно раскрученные платежные комплексы станут окупаемыми только через 2-3 года при сохранении динамики роста количества клиентов и увеличения оборота средств.
Если рубеж рентабельности платежных систем пока не пройден, то с продуктами класса "Интернет-Клиент" дело обстоит иначе – они изначально не задумывались как средства прямого повышения прибыли. Их задача – обеспечить качественное обслуживание клиентов. Оценить интегральную отдачу от "Интернет-Клиента" довольно сложно, так как основная ее часть – косвенная выгода. В любом случае тот, кто внедряет систему Интернет-обслуживания, должен быть готов к серьезным затратам, а кроме того, ему следует по возможности точно оценить конечный выигрыш. Чрезвычайно важно здесь избежать ошибочной попытки достичь рентабельности проекта в короткие сроки – за счет увеличения стоимости обслуживания клиентов.
Интернет не выносит дорогих решений – он рассчитан на массовость и дешевизну сервиса. А вот стоимость самой системы Интернет-банкинга может быть весьма высокой.
Есть еще один важный финансовый аспект Интернет-банкинга – от участника системы электронных расчетов, как правило, требуется резервировать некоторую денежную сумму. Так, в случае межбанковских расчетов зарезервированные средства – это остатки на корреспондентских счетах (размеры остатков могут регламентироваться), для клиентов банка – это лимиты остатков на счетах и т. д. Другими словами, ради удобства онлайновых расчетов часть средств приходится исключать из активного обращения.
К
финансовым относится и проблема
рентабельности и стоимости микроплатежей.
Известно, что через Интернет удобно
делать небольшие покупки. Сумма
микроплатежей по сложившейся ныне
традиции не превышают 1 долл. Умение осуществлять
подобные транзакции при невысокой
процентной (а не высокой фиксированной)
ставке представляется важным достоинством
системы с позиции клиентов, но
для ее владельцев это означает головную
боль с точки зрения рентабельности.
Заключение
Основной
проблемой безналичных расчетов является
большой объем
Значительно
упрощает управление безналичными расчетами
применение электронных средств. С этой
целью на сегодняшний день клиентам предлагаются
банковские автоматы, магнитные карточки
и карточки с микропроцессорами, терминалы электронных
Сложность
внедрения безналичных форм счетов также связана с высокой
Хотелось
бы также отметить, что за последнее время в России
всё большими темпами увеличивается число