Формирование и использование средств бюджета Пенсионного фонда РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование деятельности, анализ формирования и использования средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и разработка рекомендаций по его усовершенствованию.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- проследить историю возникновения и развития пенсионного страхования в России;
- рассмотреть характеристику деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации;
- провести анализ формирования и использования средств бюджета пенсионного фонда РФ;

Оглавление

Введение ......................................................................................................................3
Глава I. Пенсионный фонд Российской Федерации: его становление и задачи
деятельности................................................................................................................5
1.1.История возникновения и развития пенсионного страхования в России...........................................................................................................................5
1.2.Характеристика деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации………………………… …………………………………………...…..12
Глава II. Формирование и использование средств бюджета Пенсионного фонда РФ................................................................................................................................16
2.1.Анализ источников формирования средств Пенсионного Фонда РФ в 2007-2009гг..........................................................................................................................16
2.2.Анализ направления использования средств Пенсионного Фонда РФ в 2007-2009гг..........................................................................................................................23
2.3.Перспективы развития Пенсионного фонда в российской экономике….….30
Заключение.................................................................................................................32
Список используемой литературы..............................

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансам.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

Рассмотрим расходную часть бюджета Пенсионного фонда на 2009 год.

Законопроект бюджета Фонда на 2009 год и на период до 2011 года сформирован по расходам: в 2009 году - в сумме 2099895,2 млн. рублей, в 2010 году - соответственно, в сумме 2464817,1 млн. рублей, в 2011 году - в сумме 2877786,8 млн. рублей.[17]

Расходы Законопроекта определены в соответствии с нормами действующего законодательства, указами Президента Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, прогнозными показателями социально-экономического развития Российской Федерации. Общий объем бюджетных ассигнований, направляемых ПФР на исполнение публичных нормативных обязательств, составит на 2008 год 2034251,3 млн. рублей (96,9 % от общего объема расходов бюджета Фонда), на 2010 год - 2391414,2 млн. рублей (96,7 %), на 2011 год - 2795460,4 млн. рублей (97,1 %). Перечень публичных нормативных обязательств, исполнение которых возложено на Фонд, содержит 27 позиций, при этом должен быть обеспечен широкий спектр выплат.

Расходы на ДЕМО в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» составят в 2008 году 13018,4 млн. рублей, в 2009 году - 11684,4 млн. рублей, в 2010 году - 10485,4 млн. рублей; в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 года № 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы» в 2008 году - 642,7 млн. рублей, в 2009 году - 610,6 млн. рублей в 2010 году - 580,1 млн. рублей. Данные рассчитаны исходя из среднегодового числа получателей и среднегодового размера выплаты.

Общая сумма расходов в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Законопроектом предусмотрена в размере 1638931,4 млн. рублей на 2009 год, 1952634,6 млн. рублей - на 2010 год и 2269700,3 млн. рублей - на 2011 год. Данные показатели соответствуют динамике роста численности пенсионеров. Прогнозные показатели среднегодовой численности пенсионеров - получателей трудовых пенсий составляют: на 2009 год - 36709,4 тыс. человек, на 2010 год - 36890,1 тыс. человек, на 2011 год - 37077,3 тыс. человек. Среднегодовой рост численности предполагается 100,7 %. Динамика расходов соответствует динамике роста численности пенсионеров и учитывает индексацию пенсий.

На выплату базовой части трудовой пенсии предполагается направить (рис.2): в 2009 году 707722,2 млн. рублей (33,7%), в 2010 году - 876619,7 млн. рублей (35,5%), в 2011 году - 1033019,9 млн. рублей (35,8%). На выплату страховой части пенсии, соответственно, 929213,5 млн. рублей (44,2%), 1073048,0 млн. рублей (43,5%), 1232617,4 млн. рублей (43,8%). Расходы на выплату правопреемникам умерших застрахованных лиц предусмотрены: на 2009 год - в сумме 1995,7 млн. рублей (0,12%), в 2010 году - в сумме 2966,9 млн. рублей (0,15%), и в 2011 году - в сумме 4063,0 млн. рублей (0,17%).[18]

 

Рис.2. Выплата базовой части трудовой пенсии

 

Общая сумма расходов, предусмотренных в Законопроекте на осуществление ЕДВ отдельным категориям граждан, составляет на 2009 год 251747,6 млн. рублей (11,9%), на 2010 год - 266542,3 млн. рублей (10,8%), на 2011 год - 282167,6 млн. рублей (9,8%).

Расходы на оказание мер социальной поддержки Героев предусмотрены на 2009 год в сумме 10,7 млн. рублей (0,0005%), на 2010 год - в сумме 11,9 млн. рублей (0,0004%), в 2011 году - в сумме 12,7 млн. рублей (0,0004%).

Расходы, регламентированные Законом об инвестировании, предусмотрены: на 2009 год - 18274,0 млн. рублей (0,87%), на 2010 год - 23765,6 млн. рублей (0,96%), на 2011 год - 32662,3 млн. рублей (1,13%).Запланированные расходы обоснованы произведенными расчетами.

Расходы на выплату досрочно назначенных пенсий гражданам, признанным безработными, пособий в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» Законопроектом предполагаются в 2009 году в сумме 1871,8 млн. рублей, в 2010 году - 2099,8 млн. рублей, в 2011 году - 2468,7 млн. рублей. Расходы сбалансированы с предполагаемым поступлением средств федерального бюджета на эти цели.

Расходы на международное сотрудничество в 2009-2011 годах определены с учетом уплаты взносов в Международную ассоциацию социального обеспечения (МАСО) и Международную ассоциацию пенсионных и социальных фондов и составляют в 2009 году 5,5 млн. рублей, в 2010 году - 5,7 млн. рублей, в 2011 году - 6,0 млн. рублей.

Законопроектом на финансирование мероприятий в области социальной политики предусмотрено на 2009 год 500,0 млн. рублей, на 2010 год - 527,2 млн. рублей, на 2011 год - 554,1 млн. рублей. Из этих средств планируется направить на финансирование информационно-разъяснительной работы в 2009 году 400,0 млн. рублей, в 2010 году - 427,2 млн. рублей, в 2011 году - 454,1 млн. рублей, расходы на уплату государственной пошлины, судебные издержки (оплата услуг представителей, проведение экспертизы, возмещение морального вреда) - в сумме до 100,0 млн. рублей ежегодно.

Расходы, связанные с ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, формированием средств пенсионных накоплений, на 2009 год предусмотрены в сумме 884,9 млн. рублей, или 91,1 %, на 2010 год - в сумме 981,3 млн. рублей, или 110,9 % , на 2011 год - в сумме 1072,9 млн. рублей, или 109,3 %. Расходы по передаче средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды на 2009 год предусмотрены в сумме 17389,0 млн. рублей (0,8%),в 2010 году - в сумме 22784,3 млн. рублей (0,9%), в 2011 году - в сумме 31589,4 млн. рублей (1,09%). Рост передаваемых средств обусловлен прогнозом увеличения численности застрахованных лиц, реализующих право на формирование накопительной части трудовой пенсии через негосударственные пенсионные фонды.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что в структуре расходов бюджета пенсионного фонда России преобладают расходы на выплату трудовой пенсии (80%), социальные пенсии (10%), пенсии пенсионерам, досрочно вышедшим на пенсию (8%), пенсии пенсионерам за пределами России (2%). Что касается доли базовой, страховой и накопительной части в расходах Пенсионного Фонда, то складывается тенденция к уменьшению расходов на выплату базовой части пенсии, в то время как расходы на страховую и накопительную части имеют тенденцию к увеличению. В структуре пенсии большую часть занимает страховая составляющая, далее базовая и накопительная части.

 

  

     2.3. Перспективы развития Пенсионного фонда в российской экономике

 

    С точки зрения Всемирного Банка существует три основных варианта реформы.  Первый вариант заключается в реформировании распределительной системы. Второй состоит в быстром и практически полном переходе к обязательной системе. Третий - постепенный переход к многоуровневой системе, представляющей сочетание распределительного и накопительного принципа, которое будет зависеть от условий и в стране и ограничений в плане финансирования перехода. Как и ожидалось в ходе реформ возникли проблемы, которые обнародованы в докладе Всемирного банка. Проблемы связанные с:

1. Пенсионным возрастом - объем поступлений в пенсионную систему с каждым разом снижается, а пенсионеров тем временем становится больше.

2. Нехватка средств для рационального функционирования накопительной системы. Для успешной работы накопительного механизма, планируемого в рамках реформирования, необходимо иметь развитую структуру фондовых и финансовых рынков. В России же нет даже бесперебойного рынка государственных ценных бумаг. Таким образом, на сегодняшний день основным источником финансирования взносов остаются налоговые отчисления, которых не хватает. Более того, размеры взносов практически никак не связаны с размером пенсий, а значит, стимулов для их отчисления у населения нет. Для укрепления связи между размерами взносов и пенсиями необходимо повысить пенсионный возраст, а во-вторых, включить пенсионную формулу в фактически ожидаемую продолжительность жизни. Спасти реформу от провала могли бы и частные пенсионные фонды, а также инвестирование пенсионных активов за рубеж. Осторожность или некоторое воздержание от инвестиций в негосударственный пенсионный фонд в России в данный момент может быть полностью оправданным и объясняется как ограниченным количеством акций предприятий, доступных населению, так и недостаточной проработанностью специализированного законодательства о торговле ценными бумагами и инвестировании. Мы живем во времена быстрых экономических перемен. Понятия частной собственности, реституции, приватизации, акционерного капитала, фондовой биржи, торговли акциями и многие другие еще совсем недавно не были общеупотребительными. По мере перехода к рыночной экономике индивидуальные инвесторы стали участвовать в приватизации и торгах, но все еще недостаточное количество индивидуальных вкладчиков (составляющих значительную долю субъектов рынка в развитых странах) дерзнули играть на фондовой бирже, являющейся источником дохода и любимым занятием жителей развитых государств.

     Государство не может гарантировать прибыль или даже сохранение покупательной способности пенсионных накоплений, управляемых частными компаниями. По закону они обязаны страховать только профессиональную ответственность, а при падении котировок финансовых рынков или кризисе ответственность не несут. Риск можно минимизировать только ограничением структуры портфеля. Следовательно, консервативный инвестор выберет государственную инвестиционную компанию, а желающий получать высокий доход и согласный рискнуть средствами - частную.

     В целом можно сделать вывод, что при проведении реформ в пенсионной системе придется столкнуться еще со многими проблемами несовершенства Российского Законодательства, а также различных проблем социально-экономического характера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, проанализировав формирование и использование средств Пенсионного Фонда России, можно сделать следующие выводы. Все проекты федеральных законов «О Бюджете пенсионного фонда» на 2007, 2008, 2009 года разработаны на основании Бюджетного кодекса, законодательных и иных нормативных правовых актов по пенсионному и социальному обеспечению, Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2007, 2008, 2009-2011 годах, других нормативных правовых актов и методических документов. Рассмотрим подробнее современное состояние, т.е Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на период до 2011 года», а также на основании его анализа выявим существующие проблемы в области реализации этого закона и пути их решения.

Основные характеристики проекта бюджета ПФР на 2009 год и на период до 2011 года ориентированы на дальнейшее повышение уровня материального положения пенсионеров, увеличение размеров пенсий. Проект бюджета сбалансирован по доходам и расходам с учетом финансирования его дефицита за счет средств федерального бюджета.

В то же время без учета средств федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда в распределительной составляющей постоянно увеличивается дефицит средств: в 2009 году - 157007,9 млн. рублей (7,5 % от общей суммы расходов по распределительной составляющей бюджета), в 2010 году - 189700,8 млн. рублей (7,8 %), в 2011 году - 235024,4 млн. рублей (12,1 %). Широкое распространение льготных пенсий, отсутствие отдельного источника их финансирования, предоставление льготных пенсий в рамках единых для всех работодателей ставок социального налога увеличивает дефицит распределительной составляющей бюджета Фонда. Увеличение доли средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы, как и в прежние годы, свидетельствует о сохранении в 2009-2011 годах тенденции отхода от страховых принципов.

Следует отметить, что Правительством Российской Федерации в нарушение статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» величина прожиточного минимума на душу населения не устанавливается с I квартала 2005 года. В связи с этим в настоящее время не представляется возможным дать оценку соответствия величины пенсий размеру прожиточного минимума. Не принят федеральный закон, определяющий статус ПФР с учетом современного состояния пенсионной системы и перспектив ее развития. Как следствие, в последние годы имеет место тенденция увеличения количества выполняемых ПФР функций, которые не относятся к его полномочиям страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

Особое внимание необходимо обратить на разработку и принятие нормативных правовых актов в части:

1) определения статуса ПФР с учетом современного состояния системы пенсионного обеспечения;

2) расширения перечня инструментов при инвестировании средств пенсионных накоплений управляющими компаниями, включая государственную управляющую компанию, и изменения порядка инвестирования средств пенсионных накоплений, формируемых в пользу застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании);

3) стимулирования добровольных пенсионных накоплений;

4) определения порядка финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии, а также порядка выплаты средств пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц;

5) введения базовой пенсии вместо базовой части трудовой пенсии и доведения размера социальных пенсий до уровня не ниже прожиточного уровня пенсионера;

6) скорейшего введения профессиональных пенсионных систем;

7) возложения функций контроля за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение и взыскания недоимки и пеней по указанным платежам на один администрирующий орган;

8) разработки правового механизма работы органов ПФР со страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в случае непредставления страхователями сведений персонифицированного учета;

9) законодательного определения механизма администрирования страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей - организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;

10) разработки порядка возмещения из федерального бюджета ПФР затрат, связанных с включением в специальный трудовой стаж работников летно-испытательного состава времени военной службы в должностях летного состава;

Информация о работе Формирование и использование средств бюджета Пенсионного фонда РФ