Фонды обязательного медицинского страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ - один из видов внебюджетных фондов; создан для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.

Оглавление

Введение.


1. Фонды обязательного медицинского страхования, их цели, задачи и система организации……………………………………………………………...3

1.1. Система обязательного медицинского страхования России (ОМС)……..4
1.2. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования…………...5
1.3. Территориальные фонды ОМС………………………………………………9
2. Особенности деятельности фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации…………………………………………16
2.1. Особенности доходов и расходов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации…………………………………………16


2.2. Анализ доходной и расходной части бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 1 полугодие 2009 года……….24


2.3. Плановые показатели доходов и расходов фонда медицинского страхования на 2010 – 2012 год…………………………………………………36


3. Перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации………………………………………………………….38

Заключение……………………………………………………………………….45

Тесты……………………………………………………………………………...46

Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая финансы.docx

— 36.14 Кб (Скачать)

Финансовые  средства территориального фонда обязательного  медицинского страхования подразделяются на две основные группы:

1) фонды и  резервы, обеспечивающие функционирование  системы ОМС, в том числе  фонд финансовых средств ОМС,  направляемых на финансирование  территориальной программы ОМС  и нормированный страховой запас;

2)  фонды и средства целевого назначения, формируемые за счёт средств, направляемых на содержание исполнительной дирекции территориального фонда ОМС.

Финансовые  средства территориального фонда образуются за счёт:

  • страховых взносов предприятий на обязательное медицинское страхование;
  • платежей, предусматриваемых органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на ОМС неработающего населения;
  • сумм, принимаемых в счёт погашения задолженности по уплате страховых взносов на основании взаимозачётов;
  • доходов, получаемых от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса территориального фонда;
  • финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, страховых медицинских организаций, медицинских учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления им регрессных, штрафных и иных требований; добровольных взносов юридических и физических лиц и других поступлений.

Финансовые  средства Территориального фонда, как  и Федерального, являются целевыми, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Выравнивание  финансовых ресурсов, предназначенных  для проведения обязательного медицинского страхования, производится путём перераспределения  средств Территориального фонда  филиалам в размере, обеспечивающем достижение установленного по территории среднедушевого норматива. Норматив устанавливается  исполнительным директором по согласованию с правлением Территориального фонда.

Руководство деятельностью Территориального фонда  осуществляется правлением и его  постоянно действующим исполнительным директором. Состав правления утверждается законодательным (представительным) органом  власти субъекта РФ, председатель избирается правлением. Исполнительный директор утверждается исполнительным органом  власти субъекта РФ по согласованию с  правлением Территориального фонда.

Контроль  за деятельностью Территориального фонда осуществляет ревизионная комиссия. Правление Территориального фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку фонда. Отчёт о доходах и расходах Территориального фонда, а также о результатах его деятельности ежегодно заслушивается соответствующими органами законодательной (представительной) и исполнительной власти.

Для выполнения своих задач и функций Территориальный  фонд может создавать в городах  и районах свои филиалы. Эти филиалы осуществляют контроль за сбором страховых взносов со всех страхователей-плательщиков, передают финансовые средства в соответствии с дифференцированным подушевым нормативам страховщикам (страховым медицинским организациям), осуществляющим медицинское страхование местных граждан, в установленном порядке производят отчисления финансовых средств в Территориальный фонд [1, стр. 206].

К началу 2001 года в системе обязательного медицинского страхования действовали 1129 филиалов территориальных фондов в 71 субъекте РФ, из них 516 выполняют функцию страховщиков. Для выполнения своих задач Территориальный фонд может создавать в городах и районах филиалы, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с положением, утверждаемым исполнительным директором Территориального фонда. 
По состоянию на 1 января 2011 года  в систему обязательного медицинского страхования Российской Федерации входят 84 территориальных фонда обязательного медицинского страхования.

2. Особенности деятельности фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации. 
 
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Введение обязательного  медицинского страхования означало для государственного здравоохранения  переход к смешанной системе  финансирования - бюджетно-страховой. Бюджетные средства обеспечивают финансирование в части неработающего населения (пенсионеры, домохозяйки, учащиеся и  т. п.), а внебюджетные средства - работающих граждан. Страхователями соответственно выступают исполнительные органы субъектов  РФ, местного самоуправления (они уплачивают взносы на неработающее население) и  хозяйствующие субъекты (организации), а также граждане-предприниматели, не имеющие статуса юридического лица.

Фонды обязательного  медицинского страхования являются самостоятельными государственными некоммерческими  финансово-кредитными учреждениями. Они  предназначены для аккумулирования  финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечение  финансовой стабильности государственной  системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.

Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной  собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

 
 
2.1. Особенности доходов и расходов  обязательного медицинского страхования  в Российской Федерации.  

Основным доходным источником является единый социальный налог. кроме того,  доходы бюджета ФОМС составляют поступления от единого налога, взимаемого в связи с применениям упрощенной системы налогообложения; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельность и др.

Основную часть  расходов ФОМС составляют расходы на выравнивание финансовых условий территориальных  фондов обязательного медицинского страхования, которым принадлежит  основная роль в финансовом обеспечении  здравоохранении территорий. В число основных функций территориальных фондов входят аккумулирование средств на обязательное медицинское страхование, учет страховых взносов и платежей, контроль за их полным и своевременным перечислением плательщикам, финансирование программ обязательного медицинского страхования на территории. 
 
 

В 2010 году в медицинские  организации поступило 515,9 млрд. рублей (в 2009 г.- 491,5 млрд. рублей), в т.ч. на оплату медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования 509,8 млрд. рублей. Структура системы обязательного медицинского страхования представлена 84 территориальными фондами медицинского страхования, 100 страховыми медицинскими организациями (СМО) и 261 филиалам СМО.  

Численность граждан,  застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, составила 141,4 млн. человек; в том числе 57,9 млн. работающих граждан и 83,5 млн. неработающих граждан.   

Страховые медицинские организации осуществляли обязательное медицинское страхование  в 83 субъектах Российской Федерации  и г. Байконур. В Чукотском автономном округе страховые медицинские организации не работают.  

Из общей численности  застрахованных страховыми медицинскими организациями, на долю 14 наиболее крупных страховых медицинских организаций приходится свыше 70 % застрахованных, из которых страховой компанией ЗАО МАСК «МАКС-М» застраховано 20,5 млн. человек или 14,5% от общей численности застрахованных, СМК ОАО «РОСНО-МС» – 15,7млн. человек (11,9%), ОАО СК «СОГАЗ – Мед» – 12,97 млн. человек  (9,2%).  

В структуре  поступлений средств основную долю составляют страховые платежи – 477,2 млрд. рублей или 97,6 %. Из них на ведение дела поступило 7,4 млрд. рублей, или 1,5 %. В общей сумме расходов страховых медицинских организаций 476,5 млрд. рублей (97,2%) израсходовано на оплату медицинской помощи, оказанной гражданам в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования.   

Расходы на ведение дела составили 8,24 млрд. рублей, что на 0,3 млрд. рублей больше, чем в 2009 году.   

При росте  расходов средств на ведение дела в абсолютном выражении, их доля в  структуре расходов по сравнению  с уровнем 2009 года снизилась и  составила 1,68%.   

Основными источниками доходов бюджетов ТФОМС  являются налоги, в том числе единый социальный налог в части, зачисляемой  на счета ТФОМС, и страховые взносы на обязательное медицинское страхование  неработающего населения.  

В 2009 году в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования поступило 551,5 млрд. рублей, что на 14,5 млрд. рублей (2,7%) больше, чем в 2008 году. Поступления налоговых платежей составили 162,3 млрд. рублей (в том числе единого социального налога – 153,1 млрд. рублей), что на 140 млн. рублей меньше, чем в 2008 году. Поступление средств на обязательное медицинское страхование неработающего населения (с учетом пеней и штрафов) по сравнению с 2008 годом возросло на 11,9 % и составило 200,9 млрд. рублей.  

В 2009 году поступление налоговых платежей в среднем по Российской Федерации  на одного работающего гражданина составило 2 682,6 рубля (без учета районного коэффициента – 2315,6 рубля, или 57,0% подушевого норматива финансирования 4059,6 рубля на 2009 год); страховых взносов на одного неработающего - 2445,7 рубля (без учета районного коэффициента - 2111,1 рубля, или 52,0% подушевого норматива финансирования 4059,6 рубля, утвержденного   Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2008 №913 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год).

 

 

 

Список  использованной литературы

Законодательные и нормативные  документы

1. Конституция  Российской Федерации. 
2. Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.91 г. № 1499-1. 
3. Федеральный закон от 24 марта 2001 года № 33-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»).

Учебники  и монографии

4. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное  обращение. Кредит: Учебник. –  М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. 
5. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. 
6. Основы страховой деятельности: Учебник / Отв. ред. проф. Т.А. Фёдорова. – М.: Издательство БЕК, 2002. 
7. Самсонов И.Ф., Баранникова Н.П., Строкова И.И. Финансы на макроуровне: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2000. 
8. Теория и практика страхования. – Учебное пособие –М.: Анкил, 2003. 
9. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалёвой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001.

10.  Финансы: Учебное пособие. М.: Издательский Дом «Социальные отношения», 2003.

Материалы периодических изданий

11.  Дрошнев В.В. Развитие обязательного медицинского страхования в России: история и современность // Страховое дело. - 2004. - N 2. - С.57-64.

12.  Итоги работы системы обязательного медицинского страхования Российской Федерации за 2001 год // Мед. газ. - 2002. - 19 июля. - С.4-11.

13.  Зиборова И.В. Обязательное медицинское страхование и его роль в решении экономических проблем здравоохранения // Вестник Московского Университета. Сер. 6. Экономика. 2000, №1.

14.  Мелянченко Н. Российская система обязательного медицинского страхования: иллюзии и реальность // Деловая жизнь. - 2003. - N 3-4. - С.25-36.

15.  Наумова Н. Обязательное медицинское страхование: мнения профессионалов // Экономика и жизнь. Июнь 2002, №11.

16.  Папырина Г. ОМС позволило выстоять российскому здравоохранению: Итоги науч. - практ. конф., посвященной 10-летию системы обязат. мед. страхования // Мед. газ. - 2003. - N 44 (июн.). - С.4-5.

Информация о работе Фонды обязательного медицинского страхования