Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 17:25, курсовая работа
ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ - один из видов внебюджетных фондов; создан для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.
Введение.
1. Фонды обязательного медицинского страхования, их цели, задачи и система организации……………………………………………………………...3
1.1. Система обязательного медицинского страхования России (ОМС)……..4
1.2. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования…………...5
1.3. Территориальные фонды ОМС………………………………………………9
2. Особенности деятельности фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации…………………………………………16
2.1. Особенности доходов и расходов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации…………………………………………16
2.2. Анализ доходной и расходной части бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 1 полугодие 2009 года……….24
2.3. Плановые показатели доходов и расходов фонда медицинского страхования на 2010 – 2012 год…………………………………………………36
3. Перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации………………………………………………………….38
Заключение……………………………………………………………………….45
Тесты……………………………………………………………………………...46
Список использованной литературы………………………………………
Финансовые средства территориального фонда обязательного медицинского страхования подразделяются на две основные группы:
1) фонды и
резервы, обеспечивающие
2) фонды и средства целевого назначения, формируемые за счёт средств, направляемых на содержание исполнительной дирекции территориального фонда ОМС.
Финансовые средства территориального фонда образуются за счёт:
Финансовые средства Территориального фонда, как и Федерального, являются целевыми, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Выравнивание финансовых ресурсов, предназначенных для проведения обязательного медицинского страхования, производится путём перераспределения средств Территориального фонда филиалам в размере, обеспечивающем достижение установленного по территории среднедушевого норматива. Норматив устанавливается исполнительным директором по согласованию с правлением Территориального фонда.
Руководство
деятельностью Территориального фонда
осуществляется правлением и его
постоянно действующим
Контроль за деятельностью Территориального фонда осуществляет ревизионная комиссия. Правление Территориального фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку фонда. Отчёт о доходах и расходах Территориального фонда, а также о результатах его деятельности ежегодно заслушивается соответствующими органами законодательной (представительной) и исполнительной власти.
Для выполнения
своих задач и функций
К началу
2001 года в системе обязательного медицинского
страхования действовали 1129 филиалов территориальных
фондов в 71 субъекте РФ, из них 516 выполняют
функцию страховщиков. Для выполнения
своих задач Территориальный фонд может
создавать в городах и районах филиалы,
которые осуществляют свою деятельность
в соответствии с положением, утверждаемым
исполнительным директором Территориального
фонда.
По состоянию
на 1 января 2011 года в систему обязательного
медицинского страхования Российской
Федерации входят 84 территориальных фонда
обязательного медицинского страхования.
2. Особенности деятельности
фондов обязательного медицинского страхования
в Российской Федерации.
Обязательное медицинское
страхование является составной частью
государственного социального страхования
и обеспечивает всем гражданам Российской
Федерации равные возможности в получении
медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой
за счет средств обязательного медицинского
страхования в объеме и на условиях, соответствующих
программам обязательного медицинского
страхования.
Введение обязательного
медицинского страхования означало
для государственного здравоохранения
переход к смешанной системе
финансирования - бюджетно-страховой.
Бюджетные средства обеспечивают финансирование
в части неработающего
Фонды обязательного
медицинского страхования являются
самостоятельными государственными некоммерческими
финансово-кредитными учреждениями. Они
предназначены для
Финансовые средства
фондов обязательного медицинского
страхования находятся в
2.1. Особенности доходов и
Основным доходным источником является единый социальный налог. кроме того, доходы бюджета ФОМС составляют поступления от единого налога, взимаемого в связи с применениям упрощенной системы налогообложения; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельность и др.
Основную часть
расходов ФОМС составляют расходы на
выравнивание финансовых условий территориальных
фондов обязательного медицинского
страхования, которым принадлежит
основная роль в финансовом обеспечении
здравоохранении территорий. В число
основных функций территориальных фондов
входят аккумулирование средств на обязательное
медицинское страхование, учет страховых
взносов и платежей, контроль за их полным
и своевременным перечислением плательщикам,
финансирование программ обязательного
медицинского страхования на территории.
В 2010 году в медицинские
организации поступило 515,9 млрд. рублей
(в 2009 г.- 491,5 млрд. рублей), в т.ч. на оплату
медицинской помощи в рамках территориальных
программ обязательного медицинского
страхования 509,8 млрд. рублей. Структура
системы обязательного медицинского страхования
представлена 84 территориальными фондами
медицинского страхования, 100 страховыми
медицинскими организациями (СМО) и 261
филиалам СМО.
Численность
граждан, застрахованных по обязательному
медицинскому страхованию, составила
141,4 млн. человек; в том числе 57,9 млн. работающих
граждан и 83,5 млн. неработающих граждан.
Страховые
медицинские организации
Из общей численности
застрахованных страховыми медицинскими
организациями, на долю 14 наиболее крупных
страховых медицинских организаций приходится
свыше 70 % застрахованных, из которых страховой
компанией ЗАО МАСК «МАКС-М» застраховано
20,5 млн. человек или 14,5% от общей численности
застрахованных, СМК ОАО «РОСНО-МС» –
15,7млн. человек (11,9%), ОАО СК «СОГАЗ – Мед»
– 12,97 млн. человек (9,2%).
В структуре
поступлений средств основную долю
составляют страховые платежи – 477,2 млрд.
рублей или 97,6 %. Из них на ведение дела
поступило 7,4 млрд. рублей, или 1,5 %. В общей
сумме расходов страховых медицинских
организаций 476,5 млрд. рублей (97,2%) израсходовано
на оплату медицинской помощи, оказанной
гражданам в рамках территориальных программ
обязательного медицинского страхования.
Расходы
на ведение дела составили 8,24 млрд. рублей,
что на 0,3 млрд. рублей больше, чем в 2009 году.
При росте
расходов средств на ведение дела
в абсолютном выражении, их доля в
структуре расходов по сравнению
с уровнем 2009 года снизилась и
составила 1,68%.
Основными
источниками доходов бюджетов ТФОМС
являются налоги, в том числе единый
социальный налог в части, зачисляемой
на счета ТФОМС, и страховые взносы
на обязательное медицинское страхование
неработающего населения.
В 2009 году
в бюджеты территориальных фондов обязательного
медицинского страхования поступило 551,5
млрд. рублей, что на 14,5 млрд. рублей (2,7%)
больше, чем в 2008 году. Поступления налоговых
платежей составили 162,3 млрд. рублей (в
том числе единого социального налога
– 153,1 млрд. рублей), что на 140 млн. рублей
меньше, чем в 2008 году. Поступление средств
на обязательное медицинское страхование
неработающего населения (с учетом пеней
и штрафов) по сравнению с 2008 годом возросло
на 11,9 % и составило 200,9 млрд. рублей.
В 2009 году поступление налоговых платежей в среднем по Российской Федерации на одного работающего гражданина составило 2 682,6 рубля (без учета районного коэффициента – 2315,6 рубля, или 57,0% подушевого норматива финансирования 4059,6 рубля на 2009 год); страховых взносов на одного неработающего - 2445,7 рубля (без учета районного коэффициента - 2111,1 рубля, или 52,0% подушевого норматива финансирования 4059,6 рубля, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2008 №913 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год).
Список использованной литературы
Законодательные и нормативные документы
1. Конституция
Российской Федерации.
2. Закон РФ «О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации»
от 28.06.91 г. № 1499-1.
3. Федеральный закон
от 24 марта 2001 года № 33-ФЗ «О введении в
действие части второй Налогового кодекса
Российской Федерации и внесении изменений
в некоторые законодательные акты Российской
Федерации о налогах»).
Учебники и монографии
4. Бабич А.М.,
Павлова Л.Н. Финансы.
5. Дадашев А.З., Черник
Д.Г. Финансовая система России: Учебное
пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000.
6. Основы страховой
деятельности: Учебник / Отв. ред. проф.
Т.А. Фёдорова. – М.: Издательство БЕК, 2002.
7. Самсонов И.Ф., Баранникова
Н.П., Строкова И.И. Финансы на макроуровне:
Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая
школа, 2000.
8. Теория и практика
страхования. – Учебное пособие –М.: Анкил,
2003.
9. Финансы: Учеб. пособие
/ Под ред. проф. А.М. Ковалёвой. – 4-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика,
2001.
10. Финансы: Учебное пособие. М.: Издательский Дом «Социальные отношения», 2003.
Материалы периодических изданий
11. Дрошнев В.В. Развитие обязательного медицинского страхования в России: история и современность // Страховое дело. - 2004. - N 2. - С.57-64.
12. Итоги работы системы обязательного медицинского страхования Российской Федерации за 2001 год // Мед. газ. - 2002. - 19 июля. - С.4-11.
13. Зиборова И.В. Обязательное медицинское страхование и его роль в решении экономических проблем здравоохранения // Вестник Московского Университета. Сер. 6. Экономика. 2000, №1.
14. Мелянченко Н. Российская система обязательного медицинского страхования: иллюзии и реальность // Деловая жизнь. - 2003. - N 3-4. - С.25-36.
15. Наумова Н. Обязательное медицинское страхование: мнения профессионалов // Экономика и жизнь. Июнь 2002, №11.
16. Папырина Г. ОМС позволило выстоять российскому здравоохранению: Итоги науч. - практ. конф., посвященной 10-летию системы обязат. мед. страхования // Мед. газ. - 2003. - N 44 (июн.). - С.4-5.
Информация о работе Фонды обязательного медицинского страхования