Финансы и кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 19:50, контрольная работа

Краткое описание

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.
Кредит - стоимостная экономическая категория, неотъемлемый элемент товарно-денежных отношений. При кредитных отношениях временно свободный капитал предприятий, физических лиц, государства аккумулируется и передается во временное пользование за плату.

Оглавление

Введение 2
1 Сущность, функции и задачи управления в системе финансового механизма 2
1.1 Финансовый механизм его состав и структура 2
1.2 Управление финансами 3
2 Денежные доходы организаций, предприятий, их состав, структура и пути увеличения 4
3 Фонд государственного социального страхования РФ, его формирование и использование 9
Литература 12

Файлы: 1 файл

финансы и кредит.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

      Обеспечение денежных поступлений, которые нужны  для возмещения затрат производства и оборота, своевременное выполнение финансовых обязательств перед государством, банками и другими субъектами хозяйствования, формирование доходов и прибыли является важнейшей стороной деятельности предприятий.

      Входящие  денежные потоки предприятий по их источникам можно поделить на внутренние и внешние. Если средства поступают из любых источников на самом предприятии, их относят к внутренним. Поступление средств за счет ресурсов, которые мобилизуются на финансовом рынке, свидетельствуют об использовании внешних источников. Структура входящих денежных потоков зависит от сферы деятельности и организационно-правовой формы предприятия. В странах с развитой рыночной экономикой 60-70 % финансовых ресурсов поступает на предприятия за счет внутренних источников.

      Внутренние  денежные поступления в соответствии с действующей практикой учета  и отчетности включают:

1) выручку  от реализации продукции, товаров,  работ, услуг;

2) выручку  от другой реализации;

3) доходы  от финансовых инвестиций;

4) доходы  от других внереализационных  операций.

      При командно-административной экономике, когда еще не было реального финансового рынка, введение в классификацию денежных поступлений дохода от внереализационных операций было целиком оправданно. Тогда предприятия почти не имели доходов от ценных бумаг, кроме государственных облигаций, которые имели совсем незначительный удельный вес в общих денежных поступлениях.

      В основном доходы от внереализационных  поступлений формировались за счет штрафов и пени, прибыли минувших лет, выявленной в отчетном году, списанной прежде дебиторской задолженности, которая считалась безнадежной, но которая, тем не менее, была погашена в отчетном периоде. Однако при рыночной экономике, когда функционирует и развивается финансовый рынок, а предприятия осуществляют финансовые инвестиции, явилось целесообразным ввести в классификацию денежных поступлений «Доходы от финансово-инвестиционной деятельности», отделив их от «Доходов от внереализационных операций».

      Трансформация рыночных отношений требует создание необходимой инфраструктуры. Развивается  финансово-кредитная система, создается  и функционирует финансовый рынок. При таких условиях много предприятий наряду с основной занимается и финансово-инвестиционной деятельностью: куплей и продажей ценных бумаг, вложением временно свободных средств на депозитные счета, лизингом; валютными и другими операциями с целью получения дополнительных доходов.

      Доходы  от этой деятельности имеют значительный удельный вес во входящих денежных потоках предприятий и являются мерой развития рыночной инфраструктуры, в особенности финансового рынка. Доходы от финансовых операций оказывают прямое, непосредственное влияние на формирование общей прибыли.

Денежные  поступления предприятий сегодня включают:

- доходы от основной (операционной) деятельности - выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг.

- доходы от другой операционной деятельности (реализация оборотных активов, иностранной валюты; от операционной аренды, операционных курсовых различий; полученные пени, штрафы, неустойки; от списания кредиторской задолженности; полученные гранты, субсидии, другие доходы).

- доходы от финансовых операций: от общей деятельности, инвестиций в ассоциированные и дочерние предприятия, полученные дивиденды, полученные проценты по облигациям, другие доходы.

- доходы от другой обычной деятельности: реализации финансовых инвестиций, основных средств, нематериальных активов, других необратимых активов; ликвидации необратимых активов; неоперационных курсовых разниц; безвозмездно полученных оборотных активов; уценки необратимых активов и финансовых инвестиций.

- доходы от чрезвычайных событий: возмещение убытков от чрезвычайных событий; другие чрезвычайные доходы.

      Процесс производства завершается доведением продукции к потребителю. Реализация продукции (Т - Д') - это конечная стадия кругооборота средства предприятия (Д - Т... В... Т' - Д'), которая является его важным показателем. Движение товаров и средств создает основу экономических отношений между производителями, поставщиками, посредниками и покупателями.

      Для предприятия-производителя реализация продукции является свидетельством, что она по потребительским свойствам, качеством и ассортиментом отвечает потребностям покупателей и общественному спросу.

      Таким образом, результат реализации продукции  принимает денежную форму - форму выручки от реализации произведенных товаров, которая должна поступить на расчетный счет предприятия. Выручка за минусом налогов - это предпринимательский доход, и является источником возмещения затраченных на производство продукции средств и формирования денежных фондов и финансовых резервов предприятия. В результате использования выручки из нее выделяются качественно разные составные части созданной стоимости.

      Стоимость произведенной продукции (выполненных  работ, оказанных услуг) может быть выражена через цену реализации. При  этом реализацией называют и соответствующий бухгалтерский счет, а также определенный юридический параметр: реализация - процесс передачи прав собственности за проданную продукцию, товары услуги на возмездной или безвозмездной основе. Под реализацией продукции понимается не только продажа произведенных товаров, имеющих натурально-вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг.

      Выручкой  от реализации продукции (работ, услуг) называются денежные средства, поступившие  на расчетный счет предприятия за отгруженную покупателю продукцию. По международным стандартам момент реализации считается «по отгрузке».

      Предприятия могут использовать один из двух методов  учета выручки, а, соответственно, и  ее планирования в зависимости от того, что считается моментом реализации продукции - поступление денег на расчетный счет (в кассу предприятия) за отгруженную покупателю продукцию или отгрузка продукции и предъявление расчетных документов покупателю.

      В первом случае, если выручка планируется  по поступлению денег на расчетный  счет (в кассу предприятия), остатки нереализованной продукции на начало планируемого периода включают в себя следующие элементы:

- готовая продукция на складе;

- товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил;

- товары отгруженные, не оплаченные в срок покупателем;

- товары на ответственном хранении у покупателей.

      Денежные  средства в рублях, полученные предприятием в результате обязательной продажи  валютной выручки, зачисляются на его  расчетный счет.

      Выручка, поступающая на расчетный счет предприятия, сразу же используется на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, запасных частей, топлива, энергии. Из выручки производятся отчисления налогов в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды, выплата заработной платы в установленные сроки, возмещается износ основных производственных фондов, финансируются расходы, предусмотренные финансовым планом и не включаемые в себестоимость продукции.

      Планирование  выручки необходимо для определения  плана прибыли и плановых платежей в бюджет. От обоснованности расчета плановой выручки во многом зависит реальность всех других финансовых показателей.

      Плановая  выручка может быть рассчитана несколькими  способами:

- путем прямого по ассортиментного счета (метод прямого счета);

- исходя из общего объема выпуска товарной продукции, скорректированного на изменение остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода (расчетный метод);

- по-факторный метод;

- метод суммарного расчета (экстраполяции).

      Планирование  выручки от реализации продукции может осуществляться на предстоящий год, квартал и оперативно. Годовое планирование выручки возможно при стабильной экономической ситуации. В нестабильной ситуации оно затруднено и неэффективно, поэтому приходится использовать квартальное планирование. Оперативное планирование выручки преследует конкретную цель - контроль за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на счет предприятия. Общая выручка от основной деятельности предприятия включает в себя выручку от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг промышленного и непромышленного характера. Для определения выручки от реализации продукции надо знать объем реализации продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов и экспортных тарифов для экспортируемой продукции.

      Первый  метод используется на предприятиях с небольшой номенклатурой продукции  и коротким циклом производства, когда  нет переходящих остатков готовой  продукции на складе или эти остатки  по периодам времени меняются незначительно. Здесь большое значение имеет уровень разработки номенклатуры продукции по видам, маркам, сортам и согласование с заказчиками их объема и цен на планируемый период. Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов. Это наиболее достоверный метод планирования выручки, когда план выпуска и объем реализации продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известны необходимый ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены. При этих условиях выручку от реализации можно определить путем умножения объема реализуемой продукции на цену за единицу продукции.

      В условиях рыночных отношений большинство  предприятий не имеет гарантированного спроса на весь объем произведенной продукции, предприятия вынуждены проводить ежедневную работу по расширению рынка для своей продукции. В этих условиях для планирования выручки применяется расчетный метод. По этому методу необходимо учитывать:

- на планируемый год: объем производства продукции, работ и услуг;

- на начало нового периода: ожидаемые остатки готовой продукции на складе, товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, товаров отгруженных, не оплаченных в срок, товары, находящиеся на ответственном хранении у покупателей;

- на конец периода: рассчитанные по нормативам остатки готовой продукции на складе, товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил.

      Количество  ожидаемых остатков готовой продукции  на начало периода берется из отчетных данных или прогноза исходя из реального положения дел. По бухгалтерскому учету остатки нереализованной продукции показываются по производственной или полной себестоимости, поэтому для пересчета в оптовые цены используются коэффициенты перевода.

      При определении переходящих остатков готовой продукции на конец периода на складе предприятия необходимо провести анализ факторов, их формирование, определить причины сверхнормативных остатков, установить ожидаемые изменения условий реализации (изменения местоположения потребителей, транспорта, порядка безналичных расчетов). Эти расчеты делаются при планировании величины собственных оборотных средств под запасы готовой продукции по нормативам. Расчеты остатков готовой продукции отгруженной, срок оплаты которой не наступил, или продукции на ответственном хранении у покупателей делается через анализ и планирование дебиторской задолженности.

      При высоких темпах инфляции необходимо учитывать изменение цен через  инфляционные коэффициенты. Если отпускные  цены не совпадают с оптовыми ценами предприятия, при составлении товарного баланса необходимо учитывать разницу между отпускными и оптовыми ценами для расчета выручки от реализации продукции.

      Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует  о получении прибыли.

      Прибылью  называют ту часть чистого дохода общества, которая создается на данном предприятии и непосредственно зависит от уровня  его  производственно-хозяйственной  деятельности. Иными словами, прибыль - это денежное выражение части  стоимости  прибавочного  продукта,  создаваемого в отраслях материального производства, которая принимает форму чистого дохода.

      Прибыль является важнейшей экономической  категорией и основной целью деятельности любого коммерческого предприятия.

Информация о работе Финансы и кредит