Финансовый рынок региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретического материала по заданной теме, а также анализ состояния и тенденций развития основных сегментов российского финансового рынка.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
Рассмотреть понятие, роль и функции финансового рынка;
Рассмотреть структуру финансового рынка, основных участников и их функции;
Определить причины мирового финансового кризиса и меры, предпринимаемые Государством по преодолению его последствий;
Рассмотреть современные тенденции развития финансового рынка на примере рынка ценных бумаг.

Оглавление

Введение
I. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК РЕГИОНА.
1.1. Финансовый рынок, роль и его функции
1.2. Структура финансового рынка
1.3. Участники финансового рынка и их функции
1.4. Механизм функционирования финансового рынка
II. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА.
2.1. Причины мирового финансового кризиса. Меры,
предпринимаемые Государством по преодолению его последствий
2.2. Обзор финансового рынка (февраль 2011 года)
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ФДОК курсач.docx

— 60.70 Кб (Скачать)

      4. Цены на финансовом рынке очень  динамичны, подвержены влиянию  многих объективных факторов, проявляющихся  как на макро-, так и на микроуровне,  поэтому

их уровень  меняется практически ежедневно. Такой  высокий уровень динамики цен  является характерной особенностью финансового рынка в сравнении  с рынком товарным, где факторы  ценообразования носят более  стабильный характер.

      5. Высокая роль информации об  уровне цен на отдельные финансовые  инструменты как в осуществлении  управления финансовой деятельностью  предприятия, так и в управлении  экономическими процессами развития  страны в целом определяют  не только оперативность, но  и открытость их установления. Информация о состоянии цен  на основных финансовых рынках  поступает не только с региональных  и национального, но и мирового  рынка, оказывая существенное  влияние на управление финансово-экономическими  процессами на разных уровнях.  Профессиональные участники финансового  рынка, осуществляющие на нем  спекулятивные операции, при наличии  современных электронных средств  связи получают информацию об  уровне цен на отдельные интересующие  их финансовые инструменты практически  на любой момент.

      6. Публичное установление уровня  цен на основные финансовые  инструменты осуществляется в  процессе их биржевой котировки  в зависимости от складывающегося

соотношения объема спроса на них и их предложения. Биржевая котировка цен осуществляется на основе заявок клиентов брокерам на покупку или продажу отдельных  финансовых инструментов.

      7. Цен, складывающихся на национальном  рынке, от соответствующего его  уровня на мировом рынке. Эта  зависимость характерна не только  для валютного рынка (где она  проявляется в наибольшей степени), но и для других видов финансовых  рынков. По мере интегрированности  в мировой финансовый рынок  эта зависимость будет усиливаться, формируя как позитивные, так и негативные последствия в экономическом развитии страны.

      8. Высокая степень влияния динамики  цен на финансовом рынке на  экономические процессы в стране  определяет активные формы осуществления  государственного регулирования этих цен с помощью соответствующих механизмов. Такими механизмами являются установление уровня учетной ставки, нормирование резервов коммерческих банков, регулирование денежного оборота путем эмиссии денег, регулирование объема эмиссии и доходности государственных ценных бумаг (в первую очередь, — облигаций) и другие. Механизм такого регулирования осуществляется во всех странах с развитой рыночной экономикой.

      9. Объективность формирования цен  на финансовом рынке определяет  не только необходимость учета  в процессе ценообразования всех  необходимых факторов, влияющих  на их уровень, но и информированность  участников этого рынка об  основных из этих факторов. Такая  информационная обеспеченность  участников финансового рынка  (в первую очередь, рынка капитала) характеризуется понятием "эффективность  рынка". Эффективным считается  финансовый рынок, на котором уровень цен на отдельные финансовые инструменты быстро реагирует на внешнюю информацию при полном доступе к ней всех участников этого рынка.

     Эти положения характеризуют не только механизм функционирования финансового рынка в целом, но и отдельных его видов. 
 
 

II. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА. 

2.1. Причины мирового финансового кризиса.

Меры, предпринимаемые Государством по преодолению его последствий. 

      2008 год однозначно войдет в экономическую  историю России благодаря возникшему  финансовому кризису и множеству  сопутствующих ему негативных последствий.

      Причины российского финансового кризиса 2008-2009 годов лежат далеко за пределами  страны. Экономическая ситуация ухудшилась не за один день, этому предшествовал  ряд других процессов, последствия  которых постепенно накапливались  и просто не могли не привести к  тому, что мы имеем сейчас.

      Впервые громко и много о финансовом кризисе  заговорили в сентябре 2008 года, когда  средства массовой информации начали освещать банкротство одного за другим банков США. Именно эту крупную державу  экономисты сегодня считают виновницей всех бед. По мнению экспертов, причина  кроется в ипотечном кризисе, возникшем в США вследствие безудержного стремления банков выдать как можно  больше жилищных кредитов и получить тем самым огромную прибыль. Стремление – абсолютно естественное, но при  этом договора ипотеки заключались  зачастую с людьми, чьи финансовые доходы не позволяли совершать регулярные выплаты по кредитам. В итоге, все  больше и больше квартир отходило в собственность банков, а покупателей  на них оказывалось все меньше и меньше. Результатом этого явились  ипотечный кризис и банкротство  кредитных организаций, на руках  у которых оказались миллиарды  долларов неликвидной недвижимости.

      Неблагоприятная ситуация в экономике США не могла  не отразиться на всем остальном деловом  мире, и Россия не стала исключением. Наиболее сильно по экономике страны ударила невозможность дальнейшего  получения дешевых иностранных  кредитов на межбанковском рынке, а  также снижение объемов экспорта продукции. Кроме этого причиной возникшего в нашей стране финансового  кризиса считается также падение  цен на нефть – молниеносное и  значительное – со 150$ до 40$ за 1 баррель. Энергоносители (газ и нефть) имеют  первостепенное значение для богатой  ими России, поэтому снижение цен  на сырье резко снизило и доходы от его экспорта.

      Помимо  внешних причин финансового кризиса  нельзя оставлять без внимания и  причины внутренние. Начиная с  мая 2008 года, рост биржевых индексов РТС  и ММВБ не только остановился, но и  начал свое падение. Свою ложку дегтя  в августе 2008 года внес и грузино-осетинский конфликт, породивший противостояние России и стран Запада и повлекший  за собой отток иностранного капитала из страны. Но многие западные экономисты склонны видеть причину этого  не столько в военных действиях, сколько в возникших чуть ранее  скандалах вокруг энергетических компаний ТНК-ВР и Мечел, когда западные и  российские менеджеры также разошлись  во взглядах на управление. И хотя большая  часть этих конфликтов уже урегулирована, отношение Запада к нашей стране во многом изменилось, а фондовый рынок  потерпел немало убытков.

      Некоторые последствия финансового кризиса  налицо уже сейчас, а с некоторыми России еще только предстоит столкнуться.

      Сегодня помимо упадка фондового рынка мы имеем снижение курса рубля по отношению к главным мировым  валютам – доллару и евро. То есть девальвация рубля - уже реальность, хотя она и не такая резкая как  в 1998 году. В целом, ожидается общее  снижение доходов населения на фоне роста цен на товары и услуги.

      Влияние финансового кризиса в России на себе ощутили практически все предприятия, особенно работающие на экспорт. Даже самые крупные компании сворачивают многие инвестиционные программы, всеми возможными путями сокращают расходную часть своего бюджета, что, в свою очередь, влечет за собой массовое увольнение и сокращение рабочих мест.

      Что касается банковской системы, то здесь  можно отметить ужесточение требований банков к потенциальным заемщикам, повышение ставок по вновь выдаваемым кредитам, свертывание многих ипотечных  и потребительских программ (например, беззалоговых и беспроцентных кредитов).

      Государство сегодня всеми силами поддерживает сферу банковских услуг, понимая  ее большую значимость для страны, но все же некоторым мелким региональным банкам не удастся избежать краха. Основные силы Правительства направлены на поддержание  наиболее крупных и значимых кредитных  организаций. Поэтому больным вопросом у россиян сегодня является сохранность  их сбережений. На этот счет особых причин для беспокойства быть не должно, так  как если банк входит в систему  страхования вкладов, то все сбережения в сумме до 700 тыс.руб. гарантировано  будут сохранены.

        Общей целью системы мер, предпринимаемых  Правительством России и Центральным  банком, является минимизация масштабов  экономического кризиса и смягчение  его последствий для населения  и экономики. 

      В рамках обеспечения устойчивости финансовой системы Правительство действует  по трем основным направлениям. Первое - расширение ресурсной базы и повышение  ликвидности всей финансовой системы, второе - повышение доступности банковского  кредитования для предприятий реального  сектора и третье - обеспечение  санации банков, испытывающих трудности, но важных с точки зрения общей  устойчивости банковской системы.

      Правительство совместно с Банком России реализует  меры по рефинансированию банковской системы с тем, чтобы финансовые средства доходили до конкретных предприятий. В 2008 году на эти цели уже направлено на возвратной основе из всех источников, включая бюджет, средства госкорпораций и рефинансирование со стороны Центрального Банка, более 2 триллионов рублей, в 2009-м поддержка продолжена, в основном, за счет ресурсов Центрального Банка.

      В 2009 году, в дополнение к уже выделенным коммерческим банкам, банкам с государственным  участием и Внешэкономбанку субординированным  кредитам, Правительство направило  200 млрд. руб. ВТБ, 130 млрд. руб. Внешэкономбанку,  225 млрд. руб. коммерческим банкам на обеспечение целевого финансирования реального сектора экономики.

      На  увеличение ресурсной базы банков направлен  ряд решений Банка России. Расширен ломбардный список Банка России для  обеспечения дополнительных возможностей рефинансирования кредитных организаций. В него включены 27 субфедеральных и  корпоративных ценных бумаг. Увеличены  сроки предоставления кредитов, обеспеченных нерыночными активами (векселя, поручительства, права требования). Установлено, что  по кредитам на срок от 181 до 365 календарных  дней, обеспеченным активами, в том  числе "нерыночными активами",  процентная ставка составляет 13 процентов  годовых.

      Усилен контроль за реализацией мероприятий по предупреждению банкротства и ходом процедур банкротства небанковских финансовых организаций в целях создания возможности для сохранения активов и максимизации удовлетворения требований кредиторов, включая физических лиц.

      Срок  исполнения обязательств по биржевым облигациям продлен с одного года до трех лет. Разрешен выпуск биржевых облигаций не только открытыми акционерными обществами, но и другими хозяйственными обществами, а также госкорпорациями.

      В целях повышения доступности  банковского кредитования для предприятий  реального сектора Правительство  предприняло целый ряд мер. Так, усилен контроль за работой органов управления банков, получивших средства государственной поддержки, включая субординированные кредиты. В такие банки назначены уполномоченные представители Банка России. Контроль осуществляется по вопросам размера кредитования, предоставления гарантий, управления активами и пассивами, вознаграждения органов управления кредитной организации.

      Упрощена  процедура предоставления государственных  гарантий. Предусмотрена возможность  делегирования Правительством Российской Федерации Минфину России права  принятия решения о предоставлении государственных гарантий по кредитам отдельных организаций в размере, до 10 млрд. рублей по каждой гарантии.  Увеличен максимальный размер государственных  гарантий Российской Федерации для  оказания поддержки экспорта промышленной продукции (с 50 до 150 млн. долларов США), право принятия решения о предоставлении которых Правительство Российской Федерации может делегировать Минфину  России.

      Специальные меры предпринимаются по обеспечению  доступности кредитов (субсидирование процентной ставки) для приоритетных секторов экономики - сельского хозяйства, автомобилестроения и транспортного  машиностроения. В рамках государственной  программы поддержки малого бизнеса  субсидируются процентные ставки по кредитам малым предприятиям.

      Отдельное направление поддержки финансовых рынков - обеспечение санации «проблемных» банков, важных с точки зрения общей  устойчивости банковской системы, снижение воздействия на банковскую систему  банкротств отдельных банков. Банку  России предоставлено право заключать  с банками соглашения, в соответствии с которыми Банк России компенсирует им часть убытков по кредитам, выданным организациям, у которых отозвана банковская лицензия.

Информация о работе Финансовый рынок региона