Финансовый рынок и тенденции его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 12:12, курсовая работа

Краткое описание

Рынок ценных бумаг является сегодня одним из важнейших направлений развития экономики страны. На фоне мощного рынка государственных ценных бумаг рынок акций в Казахстане пока развит недостаточно. Одна из основных проблем рынка ценных бумаг – отсутствие акций в свободном обращении, несмотря на большое количество акционерных обществ.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретическая глава «Финансовый рынок»…………………………...5

Финансовый рынок……………………………………………………..5
Тенденции развития финансовых рынков…………………………...10
Глава 2. Практическая глава «Рынок государственных ценных бумаг»…….14

2.1 Структура рынка государственных ценных бумаг на ММВБ……...14

2.2 Инструменты – лидеры рынка………………………………………..16

2.3 Государственные сберегательные облигации………………………..20

2.4 Перспективы развития рынка ГЦБ…………………………………...21

Заключение……………………………………………………………..23

Библиографический список…………………………………………...24

Файлы: 1 файл

Мой курсач.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

          В структуре оборотов по сделкам  с ОФЗ, заключавшимся на рынке  РЕПО (включая операции обратного  РЕПО с Банком России) в течение  прошедших 9 мес. 2006 г., также преобладают  облигации, являющиеся эталонными выпусками (рис. 2). Как свидетельствуют данные, приведенные на рис. 2, наибольший оборот в течение рассматриваемого временного интервала (более 12% суммарного оборота по сделкам с ОФЗ на рынке РЕПО) приходился на облигацию ОФЗ 25060 со сроком до погашения 3 года, на втором месте – 5-летняя облигация с номером выпуска ОФЗ 25057 (более 11% оборота).

Рис. 2. Изменение  среднедневного спрэда по некоторым  эталонным выпускам ОФЗ в 2006 г.

      

      Результатом эмиссионной политики, проводимой Минфином России в 2006 г., стало дополнительное размещение указанных выше эталонных выпусков (в объеме от 21 до 32 млрд. руб. каждый), что в целом соответствует представленному "Плану размещения в 2006 г. облигаций федерального займа со сроками обращения 3, 5, 10, 15 и 30 лет". Проведение такой эмиссионной политики осуществляется в рамках реализации Министерством финансов РФ программы по построению ликвидного внутреннего рынка госдолга и замещения внешнего долга нашей страны внутренними заимствованиями.

      О повышении ликвидности рынка  государственных ценных бумаг свидетельствует значительное снижение величины среднедневного спрэда по эталонным выпускам облигаций, рассчитываемого как разница между максимальной и минимальной ценой сделок с облигациями, заключавшихся в рамках одного торгового дня, по сравнению с началом года (рис. 2).

      Так, в соответствии с приведенными данными, величина среднедневного спрэда по 10-летней ОФЗ 46017 сократилась с 1,47% цены облигации  в январе до 0,21% в сентябре 2006 г. Величина среднедневного спрэда по 15-летней ОФЗ 46018 сократилась в течение 2006 г. с 0,70 до 0,15%, в то время как спрэд по ОФЗ 25057 со сроком до погашения 5 лет, составлявший 0,2% цены облигации в начале года, сократился еще больше, составив в сентябре текущего года менее 0,14%. Увеличение величины спрэда в течение рассматриваемого периода наблюдалось только по ОФЗ 25058, что связано в первую очередь с проведением Министерством финансов РФ политики по замещению среднесрочных ОФЗ 25058 и ОФЗ 25057, первое размещение которых состоялось в 2005 г., на новые выпуски ОФЗ 25060 и ОФЗ 25059 сроком на 3 и 5 лет соответственно.

      Другим  направлением эмиссионной политики Минфина России в 2006 г. стало увеличение срока заимствования на внутреннем рынке госдолга, о чем свидетельствует  дополнительный выпуск 30-летней ОФЗ 46020.

      Проводимая  Минфином политика по увеличению эмиссии  эталонных инструментов приводит к  концентрации внутреннего долга  в нескольких особо крупных выпусках, способных поддержать высокую активность на вторичных торгах и рынке РЕПО. Политика Минфина направлена на то, чтобы, несмотря на отсутствие острой потребности в дополнительных заимствованиях, использовать потенциал рыночной микроструктуры для повышения ликвидности рынка госдолга. В результате, рынок регулярно снабжается новыми выпусками с доходностью, отражающей стоимость кредита разной продолжительности, формируя, таким образом, предпосылку для построения эталонной кривой безрисковой доходности как основы определения цен на бумаги корпоративных эмитентов и цен производных инструментов. 

      Таблица 1. Торги по наиболее ликвидным бумагам в режиме на 16 октября 2009 г.

Наименование Доходность, % годовых Изменение Время
ОФЗ 46021 9,7100 +9,22% 15:45
ОФЗ 46017 9,4700 +9,16% 15:59
ОФЗ 25069 8,8400 +8,69% 15:56
ОФЗ 25070 8,5900 +8,52% 15:58
 

      Как видно из таблицы 1 все облигаций федерального займа укрепили свои позиции, т.е. имело место увеличение доходности по сравнению с предыдущей точкой отсчета. Данные торги ведутся в режиме он-лайн. 

      2.3 Государственные  сберегательные облигации 

      Первое  размещение государственных сберегательных облигаций (ГСО) по закрытой подписке было проведено Министерством финансов РФ в июле 2006 г., его объем составил 5 млрд. руб. ГСО первого выпуска имеют 32 полугодовых купона. По первым двум ставка купона составила 8,55% годовых, по двум следующим - 8% годовых, у последующих трех пар - 7,5%, 7%, 6%, соответственно, а далее - 6% годовых. В настоящее время Министерством финансов РФ размещено по закрытой подписке ГСО на общую сумму 19 млрд. руб. Планируется, что в IV кв. 2006 г. Министерство финансов РФ проведет первичное размещение ГСО на аукционе с использованием Системы электронных торгов ЗАО ММВБ, выступающего в качестве организатора торговли. К участию в аукционе будет допущен широкий круг инвесторов, для которых нормативными документами, регулирующими порядок проведения операций с ГСО, предусмотрено право приобретать данные ценные бумаги, а именно: страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды, Пенсионный фонд России, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации и управляющие компании, осуществляющие доверительное управление средствами пенсионных накоплений.

          Отличительной особенностью ГСО  по сравнению с другими государственными  ценными бумагами является фиксированная  процентная ставка и отсутствие вторичного обращения. Таким образом, ГСО представляют собой нерыночные ценные бумаги, предназначенные для институциональных инвесторов, созданные по аналогии c выпускаемыми в ряде развитых стран инструментами.

          В качестве основной цели размещения ГСО выступает снижение негативного влияния на рынок госбумаг действий "пассивных" институциональных инвесторов, покупающих государственные бумаги на средства пенсионных накоплений, выводя тем самым значительный объем облигаций из обращения, что в итоге приводит к снижению ликвидности рынка ГКО-ОФЗ. Кроме того, для инвесторов ГСО представляет собой безрисковый инструмент для инвестирования средств без необходимости дальнейшей переоценки вложений при изменении рыночной цены, что, безусловно, добавляет привлекательности этому новому инструменту.

          Выпуск ГСО, планируемый для  размещения на аукционе в 2006 г., будет аналогичен обращающемуся  выпуску ОФЗ 25059. Выпуск ГСО  осуществляется в соответствии  с Генеральными условиями эмиссии  и обращения государственных сберегательных облигаций, в которых предусмотрена также возможность проведения операций выкупа и обмена ГСО на ОФЗ, на реализацию которой будет направлена совместная деятельность Министерства финансов РФ, ЗАО ММВБ и Сбербанка России, выполняющего функции агента и депозитария, в целях предоставления институциональным инвесторам, разместившим средства в ГСО, минимального уровня ликвидности на данном секторе рынка. 

      2.4 Перспективы развития  рынка ГЦБ 

      В качестве основных направлений политики Министерства финансов РФ в 2007 г. в разработанной программе фигурируют:

  • снижение государственного долга к ВВП;
  • замещение государственного внешнего долга внутренними заимствованиями;
  • сохранение и развитие национального рынка государственных ценных бумаг.

      При этом Минфин России исходит из необходимости  одновременного развития двух сегментов  рынка государственных ценных бумаг - рынка ГКО-ОФЗ и рынка ГСО. Такая политика Министерства финансов РФ обеспечит последовательное развитие рыночной части долга, выраженного в государственных ценных бумагах, и инвестирование части пенсионных накоплений в государственные сберегательные облигации. Минфин РФ считает возможным увеличить в 2007 г. объем привлечения на внутреннем рынке на 60-70 млрд. руб. по сравнению с 2006 г. за счет размещения государственных ценных бумаг при сохранении действующего в настоящее время порядка эмиссии государственных облигаций. В 2007 г. за счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке планируется привлечь 305,94 млрд. руб. при погашении государственных ценных бумаг в размере 80,11 млрд. руб., в результате чего чистое сальдо по привлечению государственных ценных бумаг в 2007 г. составит 225,83 млрд. руб.

      Для проведения эффективной политики по замещению внешних заимствований внутренними необходим стабильный и ликвидный внутренний рынок госдолга, на основании чего можно прогнозировать дальнейший рост ликвидности операций с государственными ценными бумагами, который будет поддерживаться в рамках проводимой Минфином России политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

     Выпуск  государственных ценных бумаг –  важный источник привлечения средств  для мобилизации дополнительного  капитала для уже существующих предприятий, а также пополнения государственного и местного бюджета. Это своеобразный канал финансирования.

     Следует отметить, что введение различного  вида государственных ценных бумаг  в финансово-денежный оборот позволяет  без увеличения общей денежной массы  повысить мобильность финансовых ресурсов, сосредоточить их на более важных участках производства, обращение, потребление продукции, товаров и услуг. Направление инвестирования, то есть вложения средств, определяется на рынке спросом и предложением, возможностью получения для инвесторов большей прибыли при равном риске вложений. Выпуск государственных ценных бумаг чаще всего и сосредоточен в тех областях и сферах, которые обещают принести большой доход.

     Знание  видов государственных ценных бумаг, возможностей их приобретения и продажи, правил обращения, выгод и опасностей их покупки сегодня крайне необходимо не только хозяйственным руководителям и предпринимателям, но членам трудовых коллективов просто человеку, желающему стать обладателем акции, облигации, сертификата. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Библиографический список 

    1. Гальперин В.М. Макроэкономика – М.: Колос, 2004, 398 с.
    2. Видяпин В.П., Журавлёв П.П. Экономическая теория – М.: 2004 – 560 c.
    3. ММВБ – www.micex.ru
    4. РТС – www.rts.ru
    5. Серебрякова Л. А. Мировой опыт регулирования ценных бумаг – Финансы 2004, № 1, с.10-16. 
    6. Сидорова Е.В. О тенденциях развития мировых финансовых рынков – Финансы 2004, №12, с 65-66.
    7. Фельман А.Б. О производных финансовых инструментов –Финансы 2004, №11, с . 45-48.
    8. Хмыз О. Теории состояния рынка ценных бумаг – Финансовый бизнес. – 2004, №1, с. 60-63.
    9. Чалдаева Л. К вопросу об определении понятия "фондовая биржа" – Финансовый бизнес - 2002, №1 с. 19-27.
    10. Центральный банк России – www.cbr.ru
    11. Шевченко И.Г. Этапы развития фондового рынка России / Консалтинговая компания "Эдвайзер" / Новости, обзоры, статьи /  http: // www.advisergroup.ru.

Информация о работе Финансовый рынок и тенденции его развития