Финансовый механизм бюджетных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 17:00, статья

Краткое описание

Создание и реформирование модели финансового механизма бюджетных учреждений рассматривается как общая закономерность развития финансовых отношений в финансовой политике государства. Преобразования финансового механизма позволяют обеспечить достаточную ресурсную базу бюджетным учреждениям для достижения должного объема и качественного уровня обеспеченности потребностей населения.

Файлы: 1 файл

хррр.docx

— 38.07 Кб (Скачать)

 

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

Создание и реформирование модели финансового механизма бюджетных учреждений рассматривается как общая закономерность развития финансовых отношений в финансовой политике государства. Преобразования финансового механизма позволяют обеспечить достаточную ресурсную базу бюджетным учреждениям для достижения должного объема и качественного уровня обеспеченности потребностей населения.

 

Ключевые слова: финансовый механизм, элементы финансового механизма, бюджетное учреждение, смета бюджетного учреждения.

 

 

FINANCIAL MECHANISM OF THE BUDGET ORGANIZATIONS

 

Creation and reforming of model of the financial mechanism of the budget organizations is considered as general regularity of development of the financial relations in financial policy of the state. Transformations of the financial mechanism allow to provide sufficient resource base to the budget organizations for achievement of due amount and high-quality level of security of requirements of the population.

 

Keywords: financial mechanism, elements of the financial mechanism, budget organization, estimate of the budget organization

 

В национальной экономике важным условием ее эффективного функционирования является экономное и рациональное использование денежных средств бюджета. В бюджетных учреждениях управление финансами, а именно доходами и расходами, осуществляется с помощью финансового механизма.

Финансовый механизм – это система управления финансовыми ресурсами, совокупность форм и методов, с помощью которых учреждение обеспечивает себя необходимыми денежными средствами, достигает максимального уровня стабильности.

По мнению Николаевой Т.П., финансовый механизм – это инструмент реализации финансовой политики. Он является составной частью хозяйственного механизма. Представляет собой совокупность видов и методов организации финансовых отношений и используется для оказания воздействия на экономику и социальную сферу, проведение единой финансовой политики. Финансовый механизм нацелен на решение конкретных задач, достижение реального эффекта и удовлетворение потребностей общества. [3]

В структуру финансового механизма входят такие функциональные элементы, как мобилизация финансовых ресурсов, стимулирование, финансирование. Он воздействует на производство через финансовое обеспечение и регулирование, приводит в движение финансовые ресурсы.

В соответствии с финансовой политикой осуществляется построение финансового механизма через нормы финансового права, которые отражаются в финансовом законодательстве.

Практическое использование финансового механизма осуществляется такими специальными организационными структурами, которые создаются для управления всеми финансами. Процесс управления содержит в себе ряд функциональных факторов: прогнозирование, оперативное управление, планирование, контроль и регулирование.

В политике финансов именно финансовый механизм является наиболее динамичной составляющей. Если происходят изменения, связанные с решением различных задач, финансовый механизм реагирует на все особенности текущей социально-экономической сферы. И одно и то же решение государство может организовать по-разному. К примеру, если у юридического лица и государства возникают отношения по формированию бюджета, то решение может возникнуть на основе взимания налогов или неналоговых платежей.

Существует два вида финансового механизма. Первый – директивный – вырабатывается для финансовых отношений, где может участвовать государство. К нему относится расход бюджета, бюджетное финансирование, финансовое планирование. Такой вид финансового механизма подразумевает обязательность для всех субъектов финансовых отношений.

Второй вид финансового механизма – это регулирующий. Он определяется основными средствами финансов, где государство не вмешивается. К данному виду можно отнести организацию внутрихозяйственных отношений на частных предприятиях. Тогда будет устанавливаться только общий порядок использования финансовых ресурсов, которые остаются после уплаты налогов.

Финансовый механизм является системой, которая обеспечивает действие финансовых рычагов и выражается в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов учреждений.

Финансовый механизм делится на следующие элементы:

 

 

Рис.1. Элементы финансового механизма.

 

Данные составляющие элементы финансового механизма связаны между собой.

К нормативному обеспечению относят тарифные ставки, инструкции, нормы и нормативы. То есть определяют наличие норм и нормативов финансовых отношений.

Правовое обеспечение – это наличие законодательно-правовых актов, которые регламентируют финансовую деятельность. Например, приказы, постановления, правовые документы учреждения.

Под информационным обеспечением понимается разного рода финансово-экономическая информация, которая представляет собой сбор целенаправленных информативных показателей, необходимых для принятия финансовых решений.

Финансовые методы представляют собой способы воздействия финансовых отношений на формирование и использование денежных средств, или на экономику в целом. Составной частью являются кредиты и займы, дивиденды, процентные ставки.

Если финансовые методы – это способы воздействия финансов, то финансовые рычаги – это инструменты воздействия, под которым понимается одновременное прибавление активов одного учреждения и обязательств другого. Сюда можно отнести цену, доходы, арендную плату и др.

Все данные элементы являются составной частью единого целого, но функционируют они относительно самостоятельно. И важным условием функционирования внутренних связок структурных подразделений финансового механизма определяется необходимостью постоянного согласования деятельности элементов.

Наибольшая значимая сложность становления и развития финансового механизма бюджетных  состоит из целого ряда нерешенных проблем в области изменившегося финансового аппарата и инструментов обеспечения действенности финансового механизма. Без этого невозможно целостное построение модели на основе двойственного процесса: государственного и рыночного регулирования финансового обеспечения бюджетных учреждений, где могут применятся конкретные финансовые метода, инструменты или элементы.

 В финансовом механизме  бюджетных учреждений, Бюджетный  Кодекс Российской Федерации, являясь  основным нормативным актом, регламентирует  финансовые отношения между главными  распорядителями и распорядителями  финансов, учреждениями, ведомствами и министерствами.

Согласно БК РФ, бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, которая создана Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. [1]

Бюджетное учреждение должно характеризоваться такими признаками, как:

- учредитель или собственник  имущества. Им могут являться  органы государственной власти  Российской Федерации, органы государственной  власти субъектов Российской  Федерации или органы местного  самоуправления;

- деятельность финансируется  из соответствующего бюджета.

Обязательное условие к отнесению организации к бюджетному учреждению является финансирование по смете и ведение по бюджетному плану счетов в порядке, которое предусмотрено инструкцией № 107н. Наличие данной сметы обеспечит строгое и целевое использование выделенных денежных средств, и обеспечит эффективное бюджетное планирование.

Источниками формирования и использования финансовых ресурсов в бюджетных учреждениях органов государственной власти и разных отраслей любой сферы однотипны. Однако они имеют такую специфику, которая обусловлена особенностями деятельности учреждений или взаимодействием применяемых методов хозяйствования. Этим может оказаться как полная, так и частичная самоокупаемость или сметное финансирование.

В бюджетном учреждении смета – это такой вид плана финансово-хозяйственной деятельности, в основу которой предполагается определение величины расходов, которые, соответственно, финансируются из бюджета.

До того, как Российская Федерация перешла к рыночному типу отношений, в данной смете отображался раздел расходов, который был разделен на отдельные виды в соответствии с бюджетной классификацией расходов. Но с переходом изменились и структура и методы расчета статей. Это связано с развитием социально-культурной отрасли, где появились новые источники покрытия расходов.

Смета бюджетного учреждения состоит из двух разделов, к которым прилагаются и расчеты.

Первый раздел – это доходы и поступления. В нем предусматривается возможность бюджетного учреждения в получении прибыли по своей производственной деятельности. Сюда могут относиться поступления из бюджета по нормативам или поступления от платы за выполнение работ и услуг; целевые доходы в виде ассигнований на неплановые мероприятия; добровольные взносы.

Второй раздел – расходы и направления. К нему относятся: трансферты населению, стипендии, материальные затраты, оплата услуг связи или коммунального хозяйства. Также включаются расходы за счет фонда производственного и социального развития, например, приобретение инвентаря или капитальный ремонт.

Также существует третий, но неофициальный раздел сметы, который включает в себя приложение в виде расчетов статей данной сметы, состоящих из ряда таблиц: распределение расходов; расчет расходов на оплату труда и производственные показатели.

Содержательная часть сметы представляется в виде таблице, которая содержит коды строк, наименования направлений расходов и соответствующие коды классификации расходов бюджетной классификации Российской Федерации, и суммы по каждому направлению.

В оформляющей части сметы содержатся подписи с расшифровкой должностных лиц, которые ответственны за данные, содержащиеся в смете.

Бюджетные учреждения – это организационно-правовая форма функционирования некоммерческих организаций. По своей природе они могут относиться к государственным учреждениям и функционируют на рынке, что отражается на организации их функциональной деятельности. С преобразованием и развитием финансовой политики, бюджетные учреждения эффективно выполняют свои функции только при соответствующей аккумуляции достаточного объема и умелом использовании денежных средств, где приоритетом являются бюджетные ассигнования.

Изменения, которые привели к формированию на рынке предпринимательской среды, подвергают бюджетные учреждения использовать новые источники финансирования, которые не свойственны бюджетным учреждениям. Главное, чтобы задействованные государственные и рыночные элементы финансовой политики имели высокий потенциал согласования и взаимодействия. Тогда будет конструктивный результат – это увеличение объема предоставляемых услуг на современном и качественном уровне. Это и выполняет финансовый механизм бюджетных учреждений. В таких условиях особую актуальность приобретает вопрос о формировании новой модели финансового механизма бюджетных учреждений.  

Финансовый механизм бюджетных учреждений имеет свои особенности, которые обусловлены законодательством, инструкцией, утвержденными нормативно-правовыми документами по учету бюджетных учреждений. К таким особенностям можно отнести: формирование финансовых результатов, а именно, контроль исполнения сметы расходов и доходов; организация управления оборотным капиталом.

Недостатком финансового механизма бюджетных учреждений является то, что эти учреждения находятся в режиме административного ограничения бюджета и инвестиционных средств. Ведь существует очень жесткая система, которая ограничивает внутренний бюджет и инвестиции. Превысить показатели невозможно, так как они установлены и распределены между разными бюджетными учреждениями. Поэтому идет недофинансирование каких-либо определенных направлений социально-культурной сферы. Еще сохраняется разрыв между законодательно установленных государственных обязательств и объемом фактически имеющихся финансовых ресурсов. И такая неэффективность финансового механизма бюджетных учреждений не способствует повышению качества бюджетных услуг и созданию конкурентной среды в сфере их предоставления.

 

Список литературы:

  1. Бюджетный кодекс Российском Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон :  [от 08.05.2010 N 83-ФЗ] // СПС Консультант-Плюс : Законодательство.
  2. Галицкая, С. В. Деньги. Кредит. Финансы. [Текст] : учебное пособие / С. В. Галицкая. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЭКСМО, 2008. – 736с. – ISBN  978-5-699-18174-2
  3. Грязнова, А. Г. Финансы. [Текст] : учебник / А. Г. Грязнова, Е. В. Маркина, М. Л. Седова и др. – 2-е изд., перераб. и до. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 496с. – ISBN  978-5-279-03455-0
  4. Николаева Т. П. Финансы и кредит. [Текст] : учебно-методический комплекс / Т. П. Николаева. – М. : Евразийский открытый институт, 2011. – 387с. – ISBN  978-5-374-00030-6

 


Информация о работе Финансовый механизм бюджетных учреждений