Финансовый контроль и его роль в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:03, контрольная работа

Краткое описание

В условиях современной рыночной экономики значение финансового контроля в России возрастает по сравнению с прежней административной экономикой последующим причинам:
- во-первых, финанcовыe отношения стали более разнообразными и сложными;
- во-вторых, потенциальные нарушители финансового законодательства (частные организации и лица) теперь располагают более значительными финансовыми и интеллектуальными ресурсами, более совершенными техническими средствами, что требует адекватного усиления финансового контроля.

Оглавление

Теоретическая часть: «Финансовый контроль и его роль в условиях рыночной экономики»……………………………………………………….
Практическая часть………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Финансы и кредит контрольная работа.doc

— 45.00 Кб (Скачать)

Содержание

Стр.

 

 

Теоретическая часть: «Финансовый  контроль и его роль в условиях рыночной экономики»……………………………………………………….

Практическая часть………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть

Финансовый контроль и его роль в условиях рыночной экономики

 

Финансовый контроль на предприятии представляет собой  совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных  с ним вопросов деятельности субъектов  хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.2

В условиях современной рыночной экономики  значение финансового контроля в России возрастает по сравнению с прежней административной экономикой последующим причинам:

- во-первых, финанcовыe отношения стали более разнообразными и сложными;

- во-вторых, потенциальные нарушители финансового законодательства (частные организации и лица) теперь располагают более значительными финансовыми и интеллектуальными ресурсами, более совершенными техническими средствами, что требует адекватного усиления финансового контроля. 1

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции  финансов, которая определяет назначение и содержание финансового контроля.

При финансовом контроле проверяют:

- соблюдение требований закона и целевого характера использования средств;

- пропорций распределения и  перераспределения стоимости валового  общественного продукта, национального  дохода и доходов хозяйствующих  субъектов;

- разработку и использование бюджетов (бюджетный контроль);

- финансовое состояние,  в том числе платежеспособность;

- эффективность использования  трудовых материальных и финансовых  ресурсов хозяйствующих субъектов  и бюджетных учреждений;

- правильность исчисления, уплаты налогов и другое.2

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных принципов, важнейшими из которых являются:

- принцип законности, который предполагает, во-первых, проведение контроля только органами и должностными лицами, наделенными соответствующими полномочиями, в соответствии с соблюдением требований нормативных правовых актов в области финансового контроля; во-вторых, проверку законности финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования, органа государственной власти или органа местного самоуправления;

- принцип объективности, подразумевающий оценку операций субъектов хозяйствования и органов власти исходя из стандартов учета и контроля, а так же требований делового оборота и нормативных правовых актов;

- принцип ответственности, требующий установления и реализации мер ответственности по отношению как к проверяемым субъектам хозяйствования, органам власти, так и к должностным лицам и органам, осуществляющим финансовый контроль.

Основными задачами финансового контроля являются:

- соблюдение законности  при формировании финансовых ресурсов субъектами хозяйствования, органами государственной власти и местного самоуправления;

- полное и своевременное выполнение органами власти, организациями и гражданами финансовых обязательств, установленных нормативными правовыми актами и договорами (контрактами);

- обеспечение законности и эффективности использования финансовых ресурсов;

- предупреждение и выявление финансовых правонарушений;

- защита финансовых интересов и безопасности государства, субъектов хозяйствования, граждан (акционеров, инвесторов, пенсионеров и т.д.).

Необходимо различать объект и сферу действия финансового контроля. В качестве объекта финансового контроля выступают: процессы формирования и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Сферой действия финансового контроля могут стать любые стороны и показатели финансовой, хозяйственной, производственной и иной деятельности проверяемой организации или гражданина (например, потребительские свойства товаров или имущества особенности технологического процесса и т.д.). Сфера действия финансового контроля всегда шире объекта финансового контроля.

Субъектами финансового контроля являются уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и органов местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также специалисты, осуществляющие контрольную деятельность (например, аудиторы, осуществляющие свою деятельность самостоятельно). Состав субъектов финансового контроля, их полномочия и границы ответственности определяются нормативными актами. Так в Российской Федерации перечень, органов государственного и муниципального финансового контроля установлен Бюджетным кодексом Российской федерации.

При проведении финансового контроля выполняются следующие этапы:

- планирование контрольного  мероприятия (составление плана  работы, программы проверки);  

- организация и проведение контрольного мероприятия;

- подготовка акта (если выявлены нарушения) или справки (если нарушений не обнаружено) по результатам контрольного мероприятия;

- реализация материалов  контрольного мероприятия (устранение выявленных нарушений, мониторинг мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков и т.д.). 1

В зависимости от субъекта контроля выделяют следующие виды финансового контроля: государственный и муниципальный контроль, негосударственный контроль.

Государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется законодательными (представительными) органами и органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и имеет следующие направления:

1) контроль за формированием государственных и муниципальных финансовых ресурсов;

2) контроль за целевым и эффективным использованием государственных и муниципальных финансовых ресурсов;

3) контроль за использованием  и сохранностью государственной и муниципальной собственности.

К субъектам государственного и муниципального финансового контроля, относятся:

- законодательные (представительные) органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления, а также контрольные органы, создаваемые законодательными (представительными) органами для, осуществления внешнего финансового контроля бюджета;

- органы исполнительной власти.

Негосударственный финансовый контроль включает: внутрихозяйственный финансовый контроль, аудиторский контроль.

Организация внутрихозяйственного контроля зависит от ряда факторов: формы собственности, организационно-правовой формы организации, качественных параметров субъектов хозяйствования, (размер уставного капитала, численность работающих, объем оборотов и операций и т.д.), отраслевой специфики деятельности, особенностей системы управления в организации. В этой связи внутрихозяйственный финансовый контроль может осуществляться: руководителем организации (директором) или коллегиальным органом управления (правлением), специализированными подразделениями (отделами, внутреннего контроля), бухгалтерией.

Необходимость совершенствования финансового контроля о6условлена все возрастающими требованиями повышения его эффективности и результативности. Основным направлением является совершенствование законодательства, регулирующего осуществление финансового контроля. В частности, необходимо устранение существующих: противоречий между отдельными законодательными актами; между законом и подзаконными актами, разъясняющими положения закона. Особое значение имеет повышение стабильности законодательства (особенно налогового), поскольку из-за частого внесения изменений в законы возникает большое количество неумышленных нарушений законодательства налогоплательщиками.

Совершенствование государственного финансового контроля предполагает необходимость усиления последующего контроля за выполнением мероприятий, связанных с реализаций результатов проверок и ревизий. В настоящее время наблюдается низкий процент возврата бюджетных средств по результатам проверок. Это связано с тем, что действующее законодательство не предусматривает мер ответственности к руководителям организаций, не обеспечившим возврат бюджетных средств.

Совершенствование финансового контроля тесным образом связано с улучшением кадрового состава органов финансового контроля (особенно государственного), привлечением на работу высокопрофессиональных специалистов.

Для повышения эффективности  финансового контроля большую актуальность приобретает использование последних достижений научно-технического прогресса. Кроме того, повышения действенности финансового контроля необходима разработка более совершенной системы показателей оценки эффективности деятельности контрольных органов и проводимых контрольных мероприятий.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Лаврушин О.И. «Финансы  и кредит» учебное пособие.  – М.: Кнорус, 2008г

2. Ковалев А.П. «Финансы и кредит». – М. Феникс, 2003г.


Информация о работе Финансовый контроль и его роль в условиях рыночной экономики