Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:03, контрольная работа
В условиях современной рыночной экономики значение финансового контроля в России возрастает по сравнению с прежней административной экономикой последующим причинам:
- во-первых, финанcовыe отношения стали более разнообразными и сложными;
- во-вторых, потенциальные нарушители финансового законодательства (частные организации и лица) теперь располагают более значительными финансовыми и интеллектуальными ресурсами, более совершенными техническими средствами, что требует адекватного усиления финансового контроля.
Теоретическая часть: «Финансовый контроль и его роль в условиях рыночной экономики»……………………………………………………….
Практическая часть………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………….
Содержание
Стр.
Теоретическая часть: «Финансовый
контроль и его роль в условиях
рыночной экономики»……………………………………………………
Практическая часть………………………………………………………….
Список литературы…………………………………
Теоретическая часть
Финансовый контроль и его роль в условиях рыночной экономики
Финансовый контроль на предприятии представляет собой совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ним вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.2
В условиях современной рыночной экономики значение финансового контроля в России возрастает по сравнению с прежней административной экономикой последующим причинам:
- во-первых, финанcовыe отношения стали более разнообразными и сложными;
- во-вторых, потенциальные нарушители финансового законодательства (частные организации и лица) теперь располагают более значительными финансовыми и интеллектуальными ресурсами, более совершенными техническими средствами, что требует адекватного усиления финансового контроля. 1
Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов, которая определяет назначение и содержание финансового контроля.
При финансовом контроле проверяют:
- соблюдение требований закона и целевого характера использования средств;
- пропорций распределения и
перераспределения стоимости
- разработку и использование бюджетов (бюджетный контроль);
- финансовое состояние,
в том числе
- эффективность использования
трудовых материальных и
- правильность исчисления, уплаты налогов и другое.2
Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.
Финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных принципов, важнейшими из которых являются:
- принцип законности, который предполагает, во-первых, проведение контроля только органами и должностными лицами, наделенными соответствующими полномочиями, в соответствии с соблюдением требований нормативных правовых актов в области финансового контроля; во-вторых, проверку законности финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования, органа государственной власти или органа местного самоуправления;
- принцип объективности, подразумевающий оценку операций субъектов хозяйствования и органов власти исходя из стандартов учета и контроля, а так же требований делового оборота и нормативных правовых актов;
- принцип ответственности, требующий установления и реализации мер ответственности по отношению как к проверяемым субъектам хозяйствования, органам власти, так и к должностным лицам и органам, осуществляющим финансовый контроль.
Основными задачами финансового контроля являются:
- соблюдение законности при формировании финансовых ресурсов субъектами хозяйствования, органами государственной власти и местного самоуправления;
- полное и своевременное выполнение органами власти, организациями и гражданами финансовых обязательств, установленных нормативными правовыми актами и договорами (контрактами);
- обеспечение законности и
- предупреждение и выявление финансовых правонарушений;
- защита финансовых интересов и безопасности государства, субъектов хозяйствования, граждан (акционеров, инвесторов, пенсионеров и т.д.).
Необходимо различать объект и сферу действия финансового контроля. В качестве объекта финансового контроля выступают: процессы формирования и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Сферой действия финансового контроля могут стать любые стороны и показатели финансовой, хозяйственной, производственной и иной деятельности проверяемой организации или гражданина (например, потребительские свойства товаров или имущества особенности технологического процесса и т.д.). Сфера действия финансового контроля всегда шире объекта финансового контроля.
Субъектами финансового контроля являются уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и органов местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также специалисты, осуществляющие контрольную деятельность (например, аудиторы, осуществляющие свою деятельность самостоятельно). Состав субъектов финансового контроля, их полномочия и границы ответственности определяются нормативными актами. Так в Российской Федерации перечень, органов государственного и муниципального финансового контроля установлен Бюджетным кодексом Российской федерации.
При проведении финансового контроля выполняются следующие этапы:
- планирование контрольного
мероприятия (составление
- организация и проведение контрольного мероприятия;
- подготовка акта (если выявлены нарушения) или справки (если нарушений не обнаружено) по результатам контрольного мероприятия;
- реализация материалов
контрольного мероприятия (
В зависимости от субъекта контроля выделяют следующие виды финансового контроля: государственный и муниципальный контроль, негосударственный контроль.
Государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется законодательными (представительными) органами и органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и имеет следующие направления:
1) контроль за формированием государственных и муниципальных финансовых ресурсов;
2) контроль за целевым и эффективным использованием государственных и муниципальных финансовых ресурсов;
3) контроль за использованием и сохранностью государственной и муниципальной собственности.
К субъектам государственного и муниципального финансового контроля, относятся:
- законодательные (представительные) органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления, а также контрольные органы, создаваемые законодательными (представительными) органами для, осуществления внешнего финансового контроля бюджета;
- органы исполнительной власти.
Негосударственный финансовый контроль включает: внутрихозяйственный финансовый контроль, аудиторский контроль.
Организация внутрихозяйственного контроля зависит от ряда факторов: формы собственности, организационно-правовой формы организации, качественных параметров субъектов хозяйствования, (размер уставного капитала, численность работающих, объем оборотов и операций и т.д.), отраслевой специфики деятельности, особенностей системы управления в организации. В этой связи внутрихозяйственный финансовый контроль может осуществляться: руководителем организации (директором) или коллегиальным органом управления (правлением), специализированными подразделениями (отделами, внутреннего контроля), бухгалтерией.
Необходимость совершенствования финансового контроля о6условлена все возрастающими требованиями повышения его эффективности и результативности. Основным направлением является совершенствование законодательства, регулирующего осуществление финансового контроля. В частности, необходимо устранение существующих: противоречий между отдельными законодательными актами; между законом и подзаконными актами, разъясняющими положения закона. Особое значение имеет повышение стабильности законодательства (особенно налогового), поскольку из-за частого внесения изменений в законы возникает большое количество неумышленных нарушений законодательства налогоплательщиками.
Совершенствование государственного финансового контроля предполагает необходимость усиления последующего контроля за выполнением мероприятий, связанных с реализаций результатов проверок и ревизий. В настоящее время наблюдается низкий процент возврата бюджетных средств по результатам проверок. Это связано с тем, что действующее законодательство не предусматривает мер ответственности к руководителям организаций, не обеспечившим возврат бюджетных средств.
Совершенствование финансового контроля тесным образом связано с улучшением кадрового состава органов финансового контроля (особенно государственного), привлечением на работу высокопрофессиональных специалистов.
Для повышения эффективности финансового контроля большую актуальность приобретает использование последних достижений научно-технического прогресса. Кроме того, повышения действенности финансового контроля необходима разработка более совершенной системы показателей оценки эффективности деятельности контрольных органов и проводимых контрольных мероприятий.1
Список литературы
1.Лаврушин О.И. «Финансы и кредит» учебное пособие. – М.: Кнорус, 2008г
2. Ковалев А.П. «Финансы и кредит». – М. Феникс, 2003г.
Информация о работе Финансовый контроль и его роль в условиях рыночной экономики