Финансовые законы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 02:05, курсовая работа

Краткое описание

В Белоруссии, России и других государствах бывшего СССР идёт коренная ломка прежнего механизма управления экономикой, подготавливающая переход к рыночным методам хозяйствования, дополненным государственным регулированием. Решающую роль как в самой структуре рыночных отношений, так и механизме их регулирования со стороны государства играют финансы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2

1. Обзор литературы…………………………………………………………….4

2. Взаимосвязь финансов с экономическими законами………………………8

3. Финансы и цена………………………………………………………………12

4. Финансы и заработная плата…………………………………………………16

5. Финансы и кредит…………………………………………………………….19

Заключение……………………………………………………………………….24

Список использованной литературы…………………………………...………25

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 42.57 Кб (Скачать)

В системе  финансовых отношений находит воплощение один из важнейших принципов действия закона стоимости - эквивалентность  обмена . На уровне отдельного предприятия  она выражается в достижении необходимой  рентабельности производства, а также  установлении связи между конечными  результатами и размерами средств, выделяемых на расширение производства.  
Эквивалентность предъявляет также определение требования и к бюджетным отношениям, являющимся частью финансовых отношений. Бюджетные ассигнования на развитие производственной сферы подчиняются тем же законам, что и собственные средства: они возмещаются через кругооборот основных доходов и обеспечивают определенную рентабельность.

Закон стоимости диктует необходимость  соблюдения определенных соотношений  при распределении фонда потребления. Из закона стоимости вытекает целесообразность ограничения предоставления дотаций, потому что в масштабах всего общества это обязательно связано с предварительным получением из производственной сферы или из других источников соответствующих средств. Дотации, устанавливаемые по товарам, создаваемым в производственной сфере, свидетельствуют о том, что часть затрат не учтена и не нашла отражения в ценах конечной реализации этих товаров. В результате в процессе потребления этих товаров не принимается во внимание их реальная стоимость. Возникает необоснованная дешевизна, что ведет к отрыву спроса и потребления этих товаров от достигнутого объема их производства. В наиболее синтетическом, количественно определенном виде действие закона стоимости проявляется в объеме и источниках роста финансовых ресурсов как у государства, так и у субъектов хозяйствования.

Тесные  взаимосвязи существуют между законом  стоимости и законом денежного обращения. Они, в свою очередь, предопределяют основные взаимоотношения денежного обращения с финансами. Весь процесс производства, распределения и перераспределения ВВП и НД опосредуется движением денег, которые выполняют функции меры стоимости, средства обращения, средства платежа, накопления, сбережения, мировых денег.

Закон денежного обращения в обобщающем виде в соответствии с функциями  денег определяет их качество, необходимое для оборота ВВП и его отдельных частей. Из этого закона следуют определенные количественные соотношения между стоимостью ВВП и совокупной денежной массой. При нарушении этих соотношений происходит обесценение денег, и они не могут в полной мере выполнять свою функцию меры стоимости, что осложняет возможности их использования для регулирования народного хозяйства. Для обеспечения стабильности финансовых отношений особое значение имеет то, что закон денежного обращения определяет экономически целесообразные пределы денежной эмиссии и в случае выхода за эти рамки эмиссия превращается из фактора, способствующего перераспределению НД и финансовому обеспечению экономики, в фактор, снижающий реальную покупательную способность денег.

Таким образом, взаимосвязь финансов с  денежным обращением следует рассматривать  в том смысле, что закон денежного  обращения как бы подытоживает действие всех других экономических законов и закона стоимости. Это обусловлено тем, что основным объектом действия экономических законов является ВВП и все законы в той или иной мере связаны с его движением в денежной форме. Соблюдение требований этого закона обеспечивает более полное проявление функций денег, ведь сумма денег, находящихся на счетах предприятий, в известной мере, наряду с показателями прибыли, рентабельности, характеризует его успехи в хозяйственной и финансовой деятельности.

В этой связи следует учитывать, что  в определенных пределах существует известная альтернативность в механизме  использования экономических законов  и таких рычагов, как деньги, финансы, кредит.

Опыт  показывает, что все они используются для решения экономических и социальных задач. Однако на каждом конкретном этапе приоритет может отдаваться тому или иному методу. 
 

3. Финансы и цена.

Процесс стоимостного распределения общественного  продукта, в ходе которого созданная  в производстве стоимость делится  между субъектами хозяйствования, является одним из самых сложных в экономической  теории.

Определение границ действия, форм и механизма  взаимосвязи финансовых отношений  и цены – теоретическая проблема из разряда важнейших в финансовой науке.

Появление финансовых отношений связано с  процессом первичного распределения  стоимости на её составляющие, экономическим  инструментом и основой которого является цена. В ней изначально заложены и отражены основные элементы стоимости: фонд возмещения израсходованных  средств производства (С), необходимый  продукт (V) и прибавочный продукт (М). уже в процессе производства государство или рынок определяют цену с учётом всех затрат. Фактически цена является количественной мерой создаваемой в производстве стоимости, и именно на производственной стадии осуществляется стоимостное распределение в соответствии с основными элементами.

В этом смысле финансы выражают содержательную часть цены, так как чистый доход  одновременно является основным финансовым инструментом и составным элементом  цены, который закладывается в  неё в процессе производства. Цену можно рассматривать и как  конкретную форму выражения финансовых отношений, и как категорию, через  которую происходит первичное распределение  ВВП и национального дохода. В  данном виде она выступает в двух функциях по отношению к финансам.

В достижении высоких конечных народнохозяйственных результатов, обеспечении сбалансированности экономики, усилении действенности экономических рычагов и стимулов важное значение имеет согласованность финансовой и ценовой политики государства. Для этого необходимо выяснить особенности взаимодействия цен и финансов и определить области преимущественного использования каждого экономического инструмента. Цена есть основа и начало распределительного процесса, поскольку в ней отражены основные элементы стоимости. Финансы такой всеобъемлемостью не обладают.

Цена предопределяет всю совокупность макроэкономических показателей, так как государство и рынок " просчитывают " ВВП, НД, прибыль, добавленную стоимость в стоимостном выражении, а цена, как известно, есть денежное выражение стоимости.

Цена  позволяет количественно определить размер финансовых ресурсов, так как  одним из элементов цены является чистый доход, являющийся объектом финансового распределения. Если через цены происходит первичное распределение стоимости ВВП, то через финансы происходит распределение части стоимости ВВП: чистого дохода. Однако и совокупность распределительных и перераспределительных отношений, присущих финансам, так же реализуется через цену и ее структурообразующие элементы: налоги, амортизацию, начисления на заработную плату, страхование, находящие выражение в себестоимости и прибыли. Таким образом, механизм ценообразования объективно включается в систему финансовых отношений как форма их проявления.

Под влиянием цен происходит в основном формирование стоимостных пропорций первичного распределения ВВП и НД. Вместе с тем через механизм отклонения цен товаров от их стоимости цены используются и для перераспределения НД. Однако их влияние на процессы перераспределения ограниченно, поскольку зависит от реализации товаров. Поэтому финансы являются более универсальным и гибким средством перераспределения, чем цены, поскольку на их основе осуществляется безвозмездное перераспределение ресурсов из одного звена хозяйственной системы в другое.

Теснейшая взаимосвязь финансов и цены предопределяет зависимость размера финансовых ресурсов от ценового механизма, однако и финансы способны оказывать  на цены определенное воздействие. Так, при уменьшении или увеличении размера налоговых ставок происходит соответствующая корректировка цены. Возьмем банальный пример. В цене на водку 80 процентов составляет акциз. Значит, путем изменения ставки можно воздействовать на цену водки. От цены зависит реализация этого любимого народом напитка, а, следовательно, и доходы государства.

Цена  и финансы являются важнейшими инструментами  регулирования экономики. Во многих странах государство компенсирует производителям потери в связи со своим вмешательством в ценообразование. Интересен в этом отношении опыт США, где с помощью государственного регулирования цен, займов и бюджетных ассигнования поддерживается стабильность сельскохозяйственного сектора и вместе с рынком достигается сбалансированность спроса и предложения на зерно и хлопок.

Министерство  сельского хозяйства США разрабатывает на каждый год программу. В ней указана цена на зерно, которую министерство готово уплатить фермерам. Фермеры решают, участвовать или не участвовать в программе. Фермер, согласившийся участвовать в программе, получает от министерства как займ всю стоимость будущего урожая по указанной цене. Если осенью рыночные цены окажутся выше цен программы, фермер может продать зерно на рынке, выплатить займ с процентами. Если рыночные цены которых часть доходов населения привлекается в порядке распределения и перераспределения для формирования финансовых ресурсов государства. Конкретными формами привлечения доходов населения выступают налоги с населения, платежи обязательного и добровольного страхования; некоторые другие каналы мобилизации средств населения.

Таким образом, платежи населения в  финансовую систему оказывают влияние на доходы населения, величину его платежеспособного спроса, с одной стороны, и на доходы бюджета - с другой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Финансы и заработная плата

Следом  за ценой, внутри финансового распределения, начинает функционировать заработная плата. Финансы создают условия  для нормирования фонда заработной платы и других фондов оплаты труда. Эти категории создают предпосылки  для воспроизводства рабочей  силы; во взаимодействии стимулируют  воспроизводственный процесс.

Имея  определенные схожие родовые признаки, финансы и заработная плата вместе с тем существенно различаются. Во-первых, заработная плата является источником формирования индивидуальных денежных фондов, финансы - государственных денежных фондов. Во-вторых, сфера действия финансов в распределительных отношениях шире, чем заработной платы. В-третьих, заработная плата привязана к количеству и качеству труда, финансы такой предопределенности не имеют. В-четвертых, заработная плата участвует в воспроизводстве индивидуальной рабочей силы, посредством же финансов осуществляется воспроизводство рабочей силы в общегосударственном масштабе.

Ещё некоторые  различия заработной платы и финансов:

1. Границы  финансового распределения значительно  шире; заработная плата касается  только компенсации затрат.

2. Финансы  участвуют в одностороннем движении  стоимости, а заработная плата  во встречном ее движении. С помощью заработной платы мы полностью распределяем (V) и частично (M). С помощью финансов формируется множество фондов, а с помощью заработной платы - фонд заработной платы и премиальный фонд. Они составляют фонд оплаты труда.

 Заработная  плата - основа для уплаты налогов.  Источником заработной платы  являются финансовые ресурсы,  а фонд заработной платы при  его экономии сам становится  источником финансовых ресурсов.

Для выплаты  заработной платы должен быть сформирован  соответствующий целевой фонд. Обособление  части стоимости в виде фонда  заработной платы осуществляется с  помощью финансов. В материальном производстве фонд заработной платы  образуется за счёт выручки от реализации, в непроизводственной сфере –  за счёт бюджета. Таким образом,  понятия заработная плата и финансы  всё же тесно связаны между  собой. С одной стороны, финансы  создают условия для отношений, составляющих содержание заработной платы (недостаточность финансовых ресурсов приводит к нарушению сроков выплаты  начисленной заработной платы; в  таких случаях определённые границы  количества и качества труда отдельных  работников не могут материализоваться  в денежном эквиваленте).

С другой стороны, заработная плата, начисление которой по времени не совпадает  с выплатой, выступает одним из источников формирования финансовых ресурсов предприятия. Средства, предназначенные для выплаты заработной платы, постоянно находятся в обороте предприятий в составе устойчивых пассивов и направляются на пополнение оборотного капитала. В результате заработная плата, будучи самостоятельной категорией товарного производства, втягивается в финансовые отношения на время разрыва ее начислением и передачей в руки владельцев.

Взаимосвязь между финансами и заработной платой проявляется также в процессе стимулирования общественного производства. И та, и другая категории направлены на рост эффективности производства, но сферы их воздействия различаются. Заработная плата используется для  создания личной и коллективной (через  бригадные формы оплаты труда) материальной заинтересованности работников в результатах  своего труда. Финансы способствуют росту эффективности предприятия  в целом через различные денежные фонды и финансовые инструменты.

Информация о работе Финансовые законы