Финансовые рынки:понятие, сущность, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 10:57, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - раскрытие сущности и понятия финансового рынка, рассмотрение видов финансовых рынков, осуществление анализа финансовой деятельности РФ, определение перспектив развития финансового рынка РФ.
Исходя из поставленной цели, основными задачами работы являются:
- раскрыть понятие и сущность финансового рынка;
- рассмотреть виды финансовых рынков;
- проанализировать финансовую деятельность РФ;
- определить перспективы развития финансового рынка РФ.

Оглавление

Введение
1. Финансовый рынок
1. Понятие и сущность финансового рынка
2. Виды финансовых рынков
2. Анализ финансовой деятельности РФ
3. Перспективы развития финансового рынка РФ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ.docx

— 35.47 Кб (Скачать)

     Страховой рынок является наиболее динамичным среди других видов финансовых рынков. Объектом купли-продажи на нем является специфический товар - страховая защита или так называемое "страховое покрытие" в форме различных предлагаемых страховых продуктов.

Основные функции  страхового рынка сводятся к следующему:

  1. обеспечение страховой защиты или иных сделок, ценных бумаг, валют и т.д., а также здоровья граждан и их имущества;
  2. аккумуляция и эффективное перераспределение капитала посредством использования его в инвестиционных целях;
  3. диверсификация различных видов риска и др.

Страховой рынок  подразделяется по отраслям страхования и по территориальному признаку: международный, национальный, региональный и пр.

Наиболее распространенной формой страхования выступает хеджирование, страхование от ценового риска.

Оно осуществляется с помощью форвардных покупок  или продаж товаров, ценных бумаг  или валюты на форвардном рынке, а  также с помощью опциона, который дает право выбора способа, формы, объема, техники исполнения обязательства, которое предоставляется одной из сторон условиями договора (контракта), или право отказа от исполнения обязательства при определенных обстоятельствах, предусмотренных договором. Как правило, опцион предоставляется за плату.

     Рынок золота и других драгоценных  металлов является рынком, на котором объектом купли-продажи выступают золото, серебро, платина. Особое место среди драгоценных металлов принадлежит золоту.

Обладая уникальными  физическими свойствами, оно выполняет  следующие основные функции:

  1. используется как компонент во многих отраслях народного хозяйства;
  2. служит средством накопления и сохранения стоимости;
  3. является средством обеспечения национальных валют и резервным активом центральных банков;
  4. выступает в качестве одного из основных индикаторов возникновения инфляционных ожиданий наряду с увеличением денежного предложения и повышением ставок рефинансирования центральных банков.

Уникальность  золота определяет многофункциональность  его рынка. К числу выполняемых  рынком золота функций относятся:

  1. страхование финансовых активов;
  2. обеспечение резервирования финансовых активов для приобретения иностранной валюты при международных расчетах;
  3. удовлетворение потребности в промышленно-бытовом использовании золота, в частной тезаврации;
  4. осуществление финансовых спекулятивных сделок и др.
 
 
 
 
 
 
  1. Анализ  финансовой деятельности РФ.

     Деятельность  государства в области финансов, реализуется прежде, всего при  выполнении им следующих функций:

  1. распределительной, которая на государственном уровне связана с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах большей эффективности и рационального использования национального дохода;
  2. перераспределением доходов между различными социальными группами населения (малоимущие, многодетные и т.д.).
  3. контрольной, которая проявляется в контроле за распределением ВВП и национального дохода. Реализуется эта функция через систему органов исполнительной власти.
  4. стимулирующей - состоит в том, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов и методов может оказать воздействие на развитие предприятия, целых отраслей и экономики в целом.

     Финансы это экономическая и правовая категория, т.е. конкретную форму им придает государство, вырабатывая конкретные финансовые отношения между различными субъектами воспроизводства, элементами которых выступают ставки, нормы, тарифы, платежи, отчисления и т.д.

     Государство использует фонды денежных средств  также для погашения своих  задолженностей как внутри страны, так и за рубежом.

     Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти - Федеральное Собрание и его две палаты - Государственная Дума и Совет Федерации, финансовые, налоговые, кредитные учреждения, министерства и ведомства, отделы местных органов власти. Важнейшей функцией законодательных органов является контроль за состоянием финансов, за расходованием государственных средств. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

     Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные  отделы министерств, ведомств. Эти органы проводят проверки финансово-хозяйственной  деятельности подведомственных предприятий, учреждений.

     Счетная палата осуществляет контроль за своевременным  исполнением доходных и расходных  статей федерального бюджета, законностью  и своевременностью движения средств  бюджета в Центральном банке  и иных финансово-кредитных учреждениях  РФ. В ее задачу входит определение  эффективности и целесообразности расходов государственных средств  и использования федеральной  собственности, проведение финансовых экспертиз проектов федеральных  законов. Осуществляя контроль в  процессе исполнения федерального бюджета, Счетная палата проводит анализ выявленных отклонений от установленных показателей  федерального бюджета и подготовку предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование  бюджетного процесса в целом.

     В обязанности Счетной палаты входит регулярное представление Совету Федерации  и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета  и результатах проводимых контрольных  мероприятий.

     Контрольные положения Счетной палаты распространяются на все государственные органы и  учреждения в РФ, на федеральные  внебюджетные фонды.

     На  региональном уровне финансовый контроль производится как органами региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами.

     Контроль  за состоянием республиканского бюджета  в Российской Федерации и его  исполнением осуществляет созданный  при высшем законодательном органе Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы РФ. В его задачу входит проведение экспертно-аналитической работы и подготовка заключений по материалам бюджетных посланий, вносимых в Государственную Думу Президентом Российской Федерации.

     Важную  роль в осуществлении финансового  контроля играют Министерство финансов РФ и его органы на местах.

     В структуре аппарата Министерства финансов функционирует контрольно-ревизионное  управление, а в территориальных финансовых органах - аппарат главного контролера-ревизора.

     Министерством финансов и его органами осуществляется контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным  обеспечением федерального бюджета  финансовыми ресурсами, рациональным их использованием на развитие народного  хозяйства, социально-культурные и  иные мероприятия.

     Финансовые  органы разрабатывают проекты нормативов, отчислений от федеральных налогов, сборов и других платежей, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов  Российской Федерации, составляют консолидированный  бюджет РФ, а также проекты бюджетов и представляют их в исполнительные органы.

     Задача  контроля за поступлением, целевым  и экономным использованием государственных  средств возложена на органы Федерального казначейства.

     Главное управление Федерального Казначейства и его территориальные органы призваны организовывать, осуществлять и контролировать исполнение республиканского бюджета, управлять доходами и расходами  этого бюджета на счетах Казначейства в банках.

     Финансовый  контроль со стороны кредитных учреждений производится при выдаче, проверке обеспеченности и возврате ссуд. Весьма эффективным является контроль, осуществляемый налоговой службой. Главной задачей  налоговой службы является контроль за соблюдением законодательства о  налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты.

     Налоговая служба - это орган оперативного финансового контроля. Он осуществляет проверку денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, в различных министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и, организациях с разными формами собственности. Одновременно налоговые службы могут требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках (за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну); обследовать любые помещения предприятий (производственные, складские, торговые), используемые для извлечения доходов.

     В случаях непредставления (или отказа представить) бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением  и уплатой налогов и иных обязательных платежей, налоговые инспекции имеют  право приостанавливать операции предприятий, учреждений и организаций по расчетным  и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях; могут  изымать документы, свидетельствующие  о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения; применять финансовые санкции и  штрафы. В случае несогласия предприятий  или граждан с принятым решением действия должностных лиц государственных  налоговых инспекций могут быть обжалованы в арбитражном или  гражданском суде.

     Федеральная служба России по валютному и экспортному  контролю призвана обеспечить координацию деятельности агентов валютного и экспортного контроля по осуществлению единой государственной политики в области валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций; организацию единой системы контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами нормативных актов, регулирующих валютные операции; выполнение резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, включая обязательства по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке; обоснованность платежей по внешнеторговым операциям и переводов капитала за границу; осуществление операций с ценными бумагами в иностранной валюте, а также другие операции, относящиеся к сфере внешнеэкономической деятельности.

     Финансовая  деятельность государства сводится к выполнению трех основных функций: это, во-первых, формирование в том  или ином виде денежных фондов государства, во-вторых, использование этих фондов для реализации своих задач и, в-третьих, регулирование финансовых взаимоотношений между различными звеньями финансовой системы РФ. При  этом основная роль государственных  финансов заключается в перераспределении  и контроле финансовых потоков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Перспективы развития финансового рынка РФ

     Прошлый год продемонстрировал шаткость национальной финансовой системы как  ввиду ее неизбежной спекулятивности (в силу кризиса инвестиционной деятельности), так и вследствие непредсказуемости основного субъекта фондового рынка - государства в лице Министерства финансов и Центрального банка.

     Отток рублевых средств инвесторов с фондового  рынка, слухи о введении фиксированного курса доллара и замораживании  валютных вкладов привели к хроническому кризису денежного предложения  на рынке ГКО, что повлекло их чрезмерную доходность (от 300% годовых и выше). Этот уровень доходности сделал невозможным  построение Минфином «финансовой пирамиды», а саму эмиссию ГКО из скрытой  формы денежной эмиссии превратил  в непосредственную денежную эмиссию.

     Кроме того, сама идея «пирамиды» на эмиссии  государственных ценных бумаг имела  несколько существенных концептуальных изъянов.

     Во-первых, в мировой практике создание «финансовой  пирамиды» только в том случае для государства- эмитента не заканчивалось  катастрофически, если последнее использовало максимальное количество привлеченных капиталов на инвестиции в реальное производство с тем, чтобы в короткие сроки успеть подвести под эмитированные  ценные бумаги имущественное и товарно-финансовое обеспечение. Но деятельность Минфина, как и государства в целом, практически не связана с инвестициями в реальный сектор экономики (по крайней  мере на прибыльной и возвратной основе).

     Во-вторых, руководство Министерства финансов РФ своей целью декларировало  создание благоприятных условий  для частных инвестиций в национальную экономику (через поддержание стабильности национальной экономики). Столь активная деятельность Минфина на рынке ценных бумаг своим следствием могла  иметь лишь окончательную минимизацию  значения частного капитала в роли инвестора отечественного производства.

     В-третьих, сейчас широкомасштабные частные инвестиции в национальное производство вообще представляются мало возможными ввиду  некоммерческого характера такой  деятельности. Нынешний уровень банковского  процента за пользование кредитом позволяет  рентабельно функционировать лишь крупной оптовой торговле, а также  производственным предприятиям, полностью  ориентированным на экспорт. Инвестиционная деятельность в отношении столь низкорентабельного и высокорискованного объекта инвестиций, как российская промышленность, в мировой практике признается либо невозможной, либо осуществляется непосредственно самим государством. Центробанк, несмотря на все усилия своего руководства, все в большей степени превращается в нормального субъекта финансового рынка, озабоченного привлечением значительных финансовых ресурсов и извлечением дохода от собственной деятельности. Поставленная перед Центральным Банком России задача контроля курса рубля по отношению к другим валютам вынуждает его ориентироваться на максимальную концентрацию у себя рублевых и иных денежных средств, необходимых для успешных операций на валютном денежном рынке.

Информация о работе Финансовые рынки:понятие, сущность, виды