Финансовые отношения в системе экономических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:54, контрольная работа

Краткое описание

Предметом науки о финансах является определенная система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и
использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих
субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие «финансы». Их необходимость…………………………….……..5
2. Отличия финансов от денег и кредита …………………………….…...........9
3. Функции финансов…………………………………………….……………..16
Заключение……………………………………………………………….………20
Список литературы……………………………………………………….……..22
Практическое задание…………………

Файлы: 1 файл

кр фик.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

3. Функции финансов.

     Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Сущность финансов как экономической категории находит практическое проявление через функции, которые финансы выполняют в обществе. Функции финансов показывают, каким образом реализуется общественное назначение финансов как инструмента мобилизации и использования централизованных фондов денежных средств. Финансы обеспечивают непрерывный процесс воспроизводства, включающий четыре стадии: производство, обмен, распределение, потребление.

  Если  говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они  выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, выполняет не только распределительную и контрольную, но и регулирующую функцию (формирование денежных доходов).

  С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-денежной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного производства.

     Распределительная функция охватывает три последовательные ступени:

     1. Формирование фондов денежных  средств. На микроуровне создаются  финансовые ресурсы хозяйствующих  субъектов, необходимые для кругооборота  капитала, и денежные средства  домохозяйств, а на макроуровне – централизованные средства государства;

     2.   Распределение денежных фондов  через финансовые инструменты.  На микроуровне образуются обособленные  фонды предприятия (уставный, оплаты  труда, амортизаций) и домашнего  хозяйства для конкретного потребления; на макроуровне возникают бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;

     3. Использование денежных фондов  призвано обеспечить на микроуровне  расширенное производство и существование  отдельных членов общества, на  макроуровне – улучшение народнохозяйственных пропорций, общегосударственных потребностей страны.

     В результате распределения ВВП и  НД создаются доходы общества.

  Активно участвуя в распределении и перераспределении  национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его использования. Все это приводит к развитию производительных сил, созданию рыночных структур экономики, укреплению государства и обеспечению высокого качества жизни населения.

       Далее приведены диаграммы по доходам и расходам федерального бюджета, на которых можно увидеть каких масштабов может достигать перераспределение финансов, т.е. выполняться распределительная функция на самом высоком уровне.

        

     Контрольная функция. Финансы, связанные с движением денежной формы стоимости ВВП, обладают свойством количественно через финансовые ресурсы отображать воспроизводственный процесс. Сущность финансового контроля – сообщать обществу обо всех неполадках в экономико-денежных отношениях. Контрольная функция, наглядно представляющая воспроизводственный процесс, сигнализирует о возникающих отклонениях в пропорциях распределения ВВП и НД, в своевременном и полном образовании целевых денежных фондов, в обеспеченности необходимыми ресурсами производственного процесса.

     Контрольная функция финансов проявляется:

     1.   До наступления  распределительного  процесса, когда составляются программы,  прогнозы, бюджеты;

     2. В процессе использования фондов  денежных средств, при исполнении  намеченных программ,  планов, смет;

     3.    В процессе проведения итогов, составления оценок использования  денежных фондов.

     Контрольная функция реализуется через:

     1.    Финансово-хозяйственный контроль  на отдельных предприятиях, на  основе выполнения хозяйственных  договоров, осуществления коммерческого расчета;

     2.  Финансово-бюджетный контроль, при  выполнении налоговых платежей  и выполнения финансирования  из бюджетных ресурсов;

     3.  Кредитно-банковский контроль, при  использовании принципов кредитования  и денежных расчетов.

  Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов – это только контроль реального денежного оборота.

  Финансы осуществляют контроль на всех стадиях  создания, распределения и использования  общественного продукта и национального дохода. Их контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходами, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.

  Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.

  Одна  из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности  и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам. Предприятия и организации, своевременно

     Регулирующая  функция. Она тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

     На  микроуровне (предприятие) – эта  функция стимулирует его деятельность, создавая различные фонды, которые  способствуют улучшению качества производственного  процесса, увеличению его объема, улучшению материального положения работающих людей.

     На  макроуровне (государство) – эта  функция, используя государственные  расходы, налоги, кредит, достигает  таких же результатов.

     В другом учебнике, а именно «Финансы» Г.Б. Поляка (3-е изд., 2008г.) предлагается следующая трактовка функции финансов.

      Существует  позитивная теория, отвечающая на вопрос, как это происходит, и нормативная  теория, отвечающая на вопрос, как должно быть. В рамках позитивной теории функции  финансов состоят в следующем:

     1. перераспределяют доход общества в пользу одного из хозяйствующих субъектов за счет другого;

     2.  способствуют формированию фонда денежных средств государства или хозяйствующих субъектов;

     3. обеспечивают выполнение соответствующими хозяйствующими субъектами функций, в которых общество нуждается.

      Можно сказать, что с помощью финансов в хозяйственной деятельности сохраняются только те общественные институты, которые способствуют поступательному движению общества.

      С позиций нормативной теории функции  финансов представляют собой механизм, с помощью которого государство может воздействовать на поведение хозяйствующих субъектов. В этом случае сущность финансов проявляется в следующих функциях:

     1.  перераспределительной, меняющей структуру национального дохода общества;

     2.  регулирующей, меняющей мотивацию хозяйствующих субъектов с целью достижения целей общества на том или ином этапе его развития;

     3.  контролирующей, оценивающей и сопоставляющей эффективность использования перераспределенных денежных средств с целью изменения параметров такого перераспределения. 
 

Заключение 

      В экономических системах хозяйствующие  субъекты всегда делают выбор при формировании своих расходов в условиях ограниченных доходов. Другими словами, планируя те или иные покупки, любой хозяйствующий субъект, например население, соответствующим образом распределяет свои доходы: приобретение какой-то вещи означает упущенную возможность купить другую нужную вещь.

      Государственные доходы с точки зрения налоговых  платежей хозяйствующих субъектов и бюджетные расходы на удовлетворение их потребностей в определенных (общественных) товарах и услугах могут существенно скорректировать выбор отдельных хозяйствующих субъектов. Речь идет о том, что в силу ограниченности ресурсов (доходов, производственных мощностей, природных факторов в стране и т.п.) ничто, имеющее определенную ценность, не может быть приобретено без потери возможности иметь что-то другое. Следовательно, расходуя определенную часть своего дохода на выплату налогов, население и предприятия теряют часть своих доходов, которые могли бы быть израсходованы на приобретение чего-то, необходимого им, — каких-то товаров или услуг. В этой связи возникает правомерный вопрос: равноценны ли, по мнению налогоплательщиков, те жертвы, которые связаны с их налогообложением (содержанием государства) и соответствующими потерями в покупательной способности.

      В конечном итоге, исходя из макроэкономического  тождества, можно с определенностью  заключить, что эффективны лишь те финансовые взаимосвязи, в результате которых осуществляется расширенное воспроизводства ВВП и НД в реальном выражении, то есть физический объем произведенных товаров и услуг возрастает в текущем году по сравнению с предыдущим с учетом инфляции.

      Список  литературы: 

1. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. В. В. Ковалева. – 2-е изд., перераб. и доп.– М.: ТК  Велби, Изд-во Проспект, 2007

2. Финансы.: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2006.

3. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов /  Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2001.

4. Финансы: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

5. Миляков Н.В. Финансы: Учебник. 2-е изд.М.: ИНФРА-М, 2004.

6. Финансы и кредит: Учеб. пособие / Под ред. проф. А. М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2005.

7. Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 

Интернет  – ресурсы:

www.minfin.ru Министерство финансов РФ

Приложение 8 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2007 год (в редакции ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2007 год»»)».

www.gks.ru Федеральная служба государственной статистики РФ

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=73345;fld=134;dst=4294967295;from=72291-4327

www.wikipedia.org- свободная энциклопедия. 
 
 
 
 

Информация о работе Финансовые отношения в системе экономических отношений