Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:54, контрольная работа
Предметом науки о финансах является определенная система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и
использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих
субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие «финансы». Их необходимость…………………………….……..5
2. Отличия финансов от денег и кредита …………………………….…...........9
3. Функции финансов…………………………………………….……………..16
Заключение……………………………………………………………….………20
Список литературы……………………………………………………….……..22
Практическое задание…………………
3. Функции финансов.
Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Сущность финансов как экономической категории находит практическое проявление через функции, которые финансы выполняют в обществе. Функции финансов показывают, каким образом реализуется общественное назначение финансов как инструмента мобилизации и использования централизованных фондов денежных средств. Финансы обеспечивают непрерывный процесс воспроизводства, включающий четыре стадии: производство, обмен, распределение, потребление.
Если
говорить о финансах в целом, то,
видимо, следует считать, что они
выполняют две основные функции:
распределительную и
С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-денежной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного производства.
Распределительная функция охватывает три последовательные ступени:
1.
Формирование фондов денежных
средств. На микроуровне
2.
Распределение денежных фондов
через финансовые инструменты.
На микроуровне образуются
3.
Использование денежных фондов
призвано обеспечить на
В результате распределения ВВП и НД создаются доходы общества.
Активно
участвуя в распределении и
Далее приведены диаграммы по доходам и расходам федерального бюджета, на которых можно увидеть каких масштабов может достигать перераспределение финансов, т.е. выполняться распределительная функция на самом высоком уровне.
Контрольная функция. Финансы, связанные с движением денежной формы стоимости ВВП, обладают свойством количественно через финансовые ресурсы отображать воспроизводственный процесс. Сущность финансового контроля – сообщать обществу обо всех неполадках в экономико-денежных отношениях. Контрольная функция, наглядно представляющая воспроизводственный процесс, сигнализирует о возникающих отклонениях в пропорциях распределения ВВП и НД, в своевременном и полном образовании целевых денежных фондов, в обеспеченности необходимыми ресурсами производственного процесса.
Контрольная функция финансов проявляется:
1.
До наступления
2.
В процессе использования
3.
В процессе проведения итогов,
составления оценок
Контрольная функция реализуется через:
1.
Финансово-хозяйственный
2. Финансово-бюджетный контроль, при выполнении налоговых платежей и выполнения финансирования из бюджетных ресурсов;
3.
Кредитно-банковский контроль, при
использовании принципов
Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов – это только контроль реального денежного оборота.
Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Их контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходами, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.
Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.
Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам. Предприятия и организации, своевременно
Регулирующая функция. Она тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.
На
микроуровне (предприятие) – эта
функция стимулирует его
На макроуровне (государство) – эта функция, используя государственные расходы, налоги, кредит, достигает таких же результатов.
В другом учебнике, а именно «Финансы» Г.Б. Поляка (3-е изд., 2008г.) предлагается следующая трактовка функции финансов.
Существует позитивная теория, отвечающая на вопрос, как это происходит, и нормативная теория, отвечающая на вопрос, как должно быть. В рамках позитивной теории функции финансов состоят в следующем:
1. перераспределяют доход общества в пользу одного из хозяйствующих субъектов за счет другого;
2. способствуют формированию фонда денежных средств государства или хозяйствующих субъектов;
3. обеспечивают выполнение соответствующими хозяйствующими субъектами функций, в которых общество нуждается.
Можно сказать, что с помощью финансов в хозяйственной деятельности сохраняются только те общественные институты, которые способствуют поступательному движению общества.
С позиций нормативной теории функции финансов представляют собой механизм, с помощью которого государство может воздействовать на поведение хозяйствующих субъектов. В этом случае сущность финансов проявляется в следующих функциях:
1. перераспределительной, меняющей структуру национального дохода общества;
2. регулирующей, меняющей мотивацию хозяйствующих субъектов с целью достижения целей общества на том или ином этапе его развития;
3.
контролирующей, оценивающей и сопоставляющей
эффективность использования перераспределенных
денежных средств с целью изменения параметров
такого перераспределения.
Заключение
В экономических системах хозяйствующие субъекты всегда делают выбор при формировании своих расходов в условиях ограниченных доходов. Другими словами, планируя те или иные покупки, любой хозяйствующий субъект, например население, соответствующим образом распределяет свои доходы: приобретение какой-то вещи означает упущенную возможность купить другую нужную вещь.
Государственные доходы с точки зрения налоговых платежей хозяйствующих субъектов и бюджетные расходы на удовлетворение их потребностей в определенных (общественных) товарах и услугах могут существенно скорректировать выбор отдельных хозяйствующих субъектов. Речь идет о том, что в силу ограниченности ресурсов (доходов, производственных мощностей, природных факторов в стране и т.п.) ничто, имеющее определенную ценность, не может быть приобретено без потери возможности иметь что-то другое. Следовательно, расходуя определенную часть своего дохода на выплату налогов, население и предприятия теряют часть своих доходов, которые могли бы быть израсходованы на приобретение чего-то, необходимого им, — каких-то товаров или услуг. В этой связи возникает правомерный вопрос: равноценны ли, по мнению налогоплательщиков, те жертвы, которые связаны с их налогообложением (содержанием государства) и соответствующими потерями в покупательной способности.
В конечном итоге, исходя из макроэкономического тождества, можно с определенностью заключить, что эффективны лишь те финансовые взаимосвязи, в результате которых осуществляется расширенное воспроизводства ВВП и НД в реальном выражении, то есть физический объем произведенных товаров и услуг возрастает в текущем году по сравнению с предыдущим с учетом инфляции.
Список
литературы:
1. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. В. В. Ковалева. – 2-е изд., перераб. и доп.– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007
2. Финансы.: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2006.
3. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2001.
4. Финансы: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
5. Миляков Н.В. Финансы: Учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2004.
6. Финансы и кредит: Учеб. пособие / Под ред. проф. А. М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2005.
7. Бюджетная система России:
Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
Интернет – ресурсы:
www.minfin.ru – Министерство финансов РФ
Приложение 8 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2007 год (в редакции ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2007 год»»)».
www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики РФ
http://base.consultant.ru/
www.wikipedia.org- свободная энциклопедия.
Информация о работе Финансовые отношения в системе экономических отношений