Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:19, курсовая работа
Финансовая система страны является одной из основных характеристик государства. Наравне с политическим строем, географическим расположением и наполненностью различными ресурсами финансовая система определяет темп развития страны, благосостояние общества и место государства на макроэкономической карте мира. Различная структура финансовой системы способна влиять не только на экономические показатели, но и поощрять или подавлять развитие различных наук, отраслей производства, различных социальных институтов. Финансовые системы разных стран накладывают свой отпечаток и на ведение домашнего хозяйства через различную систему сбережения накопленных средств, их страхования и т.д.
Введение
1. Институциональная структура финансовой системы страны
2. Сегментированные финансовые системы
2.1. Финансовая система США
2.2. Финансовая система Великобритании
2.3. Финансовая система Японии
3. Универсальные финансовые системы
3.1. Финансовая система Франции
3.2. Финансовая система Германии
Заключение
Библиография
Коммерческие банки, как и в других странах, нацелены на максимизацию прибыли. В то же время кооперативные банки ориентированы на содействие своим членам, прежде всего в сфере кредита и сбережений. Сберегательные институты обязаны кредитовать население регионов, в рамках которых они действуют, на более выгодных условиях, чем коммерческие банки.
Важно отметить, что деятельность кредитных институтов, принципы их организации меняются с течением времени. Так, кредитные кооперативы Германии возникли в Европе одними из первых в середине XIX в. (кооперативы Ранффайзена и Шульце — Делича) и послужили прототипом многих учреждений кооперативного кредита в мире, включая Россию. Однако первоначально они не имели права осуществлять большинство банковских операций, а могли лишь кредитовать своих членов, преимущественно из сельской местности (кооперативы Райффайзена) либо из числа торговцев и ремесленников (народные банки Шульце - Делича). Однако в период после Второй мировой войны произошло постепенное превращение кредитных кооперативов в универсальные банки, были сняты ограничения на выполнение ими банковских операций. Более того, им разрешили расширить свою клиентуру, не ограничивая ее только членами кооператива. В результате возникли кооперативные банки, отличием которых от обычных коммерческих банков остается лишь преимущественная ориентация на удовлетворение потребностей своих членов в кредитах и сбережениях, а также то, что в руководстве этих банков преобладают группы лиц, представляющие интересы их членов. Кроме того, кооперативные банки имеют, как правило, существенно меньший размер капитала, чем коммерческие. Последнее обстоятельство во многом обусловило создание, кооперативными банками своего Центрального банка кооперативного кредита, благодаря которому появилась возможность конкурировать с системой коммерческих банков, привлекать капитал с финансовых рынков.
Жироцентрали — разновидность кредитных учреждений, которые выполняют функции центральных банков для коммунальных (муниципальных) сберегательных касс. Они осуществляют межрегиональный платежный оборот сберегательных касс, управление их ликвидными средствами, ценными бумагами и другие функции.
Еще одну группу институтов представляют специализированные организации, которые ограничены в своих функциях. Их число значительно меньше числа универсальных банков. К тому же длительное время наблюдается уменьшение удельного веса специализированных институтов на финансовом рынке. Основную роль среди них играют институты «реального» кредита. Под последними в Германии понимают кредиты с различными формами реального обеспечения, т. е. залога (включая ипотеку), заклада недвижимости, товаров, ценных бумаг и т. д.
Особую группу институтов составляют кредитные институты, предоставляющие кредиты в рассрочку (основное «тело» кредита погашается по частям). Они возникли в Германии в 20—30-х годах XX в. В то же время в США такие институты существовали уже до Первой мировой войны. Кредиты с рассрочкой платежа предоставляются в основном населению (потребительские кредиты), часто в наличной форме, а также мелким предприятиям. Кредиты в рассрочку используют в своей деятельности также сберегательные кассы.
Бундесбанк в его современном виде возник в 1957 г.. С этого момента Бундесбанк представляет собой единую структуру, в которой центральные банки земель выполняют роль Главных управлений. Бундесбанк имеет максимально широкие полномочия среди европейских центральных банков и в осуществлении кредитно-денежной политики независим от федеральных органов. Принципы деятельности Бундесбанка были положены в основу модели функционирования Европейского центрального банка. Вместе с тем Бундесбанк обязан проводить кредитно-денежную политику, которая не противоречит экономической политике государства в целом. Независимость Бундесбанка ограничена также тем, что представители федерального правительства входят в его руководящие органы. Наконец, за федеральными органами остается исключительное право принимать законы в кредитно-денежной сфере.
Банковская система Германии представляет собой образец универсальной финансовой системы, в которой финансовые институты практически не ограничены в ассортименте предоставляемых банковских услуг.
Заключение
Из приведенного выше анализа финансовых систем экономически развитых стран становится понятно основное их разделение на сегментированные и универсальные по широте полномочий, которыми наделены финансовые институты страны. В основном, в сегментированной финансовой системе жестко отделяют банковские финансовые организации принимающие вклады и выдающие кредиты от инвестиционных компаний, работающих на различных торговых площадках: товарные, фондовые и валютные рынки. Основная суть данного разделения заключается в запрете использования средств вкладов депозитных и сберегательных банках в рискованных биржевых операциях. Потенциальная возможность таких рисков является большой угрозой для стран, использующих универсальную финансовую систему. Так при ослаблении государственного контроля или пробеле в законодательстве существует потенциальная опасность, что значительная часть денежных ресурсов, хранящихся в банках, будет использована для биржевых операций, подверженных значительному риску. В существующей, на данный момент мировой, экономической модели следует отдавать предпочтение жестко сегментированной финансовой системе, как наиболее стабильной и безопасной для развития страны.
В европейских странах, где правительства имеют значительный контроль над финансовой системой, до сих пор удавалось избежать негативных событий. В США, где финансовые корпорации активно лоббируют свои интересы, отклонение от жесткого разделения банковских функций послужило одной из причин для начала финансового кризиса.
Отчасти произошло повторение событий прошлого века. «Черный четверг» 24 октября 1929 г., когда резко обрушились курсы акций на Нью-йоркской фондовой бирже, вверг многие банки в кризис. Главной причиной послужили распространенные тогда кредиты на покупку ценных бумаг (составляли свыше 35% всего кредитного портфеля банков), погашение которых после обвала рынка стало проблематичным. Одним из следствий кризиса в экономике было массовое изъятие вкладов и последующие банкротства. Президент Рузвельт даже внес в 1933 г. законодательную инициативу о закрытии всех банков, но согласие Конгресса США на нее получено не было. Затем последовала великая депрессия, после которой законодательно были разделены функции банков и инвестиционных компаний. Однако “в конце ХХ века Ален Гринспен, бывший руководитель Федеральной резервной системы США, разрешил американским банкам играть на бирже, что было строжайше запрещено со времен Великой депрессии в 30-х годов”, что практически сместило характер финансовой структуры США в сторону универсальной. Банки США сразу же воспользовались открывшимися возможностями и стали не только привлекать заемные финансовые средства для торговли на биржах, но и выпускать различные производные финансовые инструменты на основе выданных кредитов. Последующая за этим неправильная оценка рисков финансовых вложений потянула к краху всю систему банков плотно связанную между собой взаимными долговыми обязательствами и обязательствами перед своими вкладчиками, спешившими спасти свои сбережения.
Библиография
1. Долан Э. Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика/ Долан Э. Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р.Дж. / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ.ред. В. Лукашевича.- М.: Туран, 1996.
2. Казимагомедов А.А. Деньги, кредит, банки. Курс лекций: учебное пособие для вузов – М.: Экзамен, 2008.
3. Деньги. Кредит. Банки Учебник для вузов. Под ред. Жукова Е.Ф. – М.: ЮНИТИ, 2001.
4. Финансы. Под ред. Ковалева В.В. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Велби, Проспект, 2006.
5. Экономическая теория: Учебное пособие / Под ред. Н.Н.Соловых, – М.: Талант, 1998.
6. Финансы: Учебник. под ред. Архипова – М.: Проспект, 2008.
7. Вахитов К.И. История потребительской кооперации России: Учебник. – 2е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008.
8. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007.
9. Рэнди Чарльз Эппинг, Путеводитель по мировой экономике – М.: Международные отношения, 2006 г.
10. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношении: Учебник / Научн. ред. д-р. эконом. наук, профессор В.В. Круглов. – М.: ИНФРА-М, 1998.
11. Басовский Л.Е., Международные финансы - М.: Инфра-М, 2007.
12. Крылова Л.В., Деньги, кредит, банки – М.: АТиСО, 2008.
13. Терещенко Ю.В. Современная экономика Японии: общая характеристика и особенности развития. – М.: Изд-во Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова, 2006.
Тема 10. Особенности финансовых систем развитых стран
1. Государственные финансы
В этом разделе курсовой работы следует рассмотреть состав и структуру финансовых систем развитых стран, определить их общие черты и отличия. Материал этого раздела целесообразно готовить на примере нескольких произвольно выбранных развитых стран таких, как США, Великобритания, Франция, Япония, ФРГ, Канада или некоторых других, отличающихся между собой государственным устройством, типом построения бюджетных систем, налоговых систем и т.д.
2. Государственный бюджет
Отвечая на второй вопрос данной темы, нужно осветить особенности симметричной и асимметричной моделей бюджетных систем, классическую и кооперативную модели бюджетного федерализма, горизонтальное и вертикальное бюджетное выравнивание, применяемое при регулировании бюджетных отношений в развитых странах. Показать особенности государственного бюджета как основного финансового плана государства, специфику его разработки и исполнения. Следует рассмотреть также особенности налоговых систем развитых стран и систем расходов государственного бюджета.
Внебюджетные фонды в развитых странах в настоящее время имеют важное значение в перераспределении финансовых ресурсов. Следует подтвердить цифровыми данными их роль в перераспределении национального дохода и объяснить необходимость и значение таких финансовых процессов. При подготовке этого вопроса целесообразно обратить внимание на финансовую систему Франции. Необходимо раскрыть принципы построения системы социальных внебюджетных фондов, а также роль и значение экономических и научно-исследовательских внебюджетных формирований.