Финансовое планирование и прогнозирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:51, реферат

Краткое описание

Целью реферата является усвоение таких понятий, как финансовое планирование и финансовое прогнозирование. Для этого будут рассмотрены разновидности планов, цели, этапы и методы их осуществления.

Оглавление

Введение Стр.3
1. Финансовое планирование Стр.4
1.1 Этапы планирования Стр.5
1.2 Виды финансового планирования и финансовых планов. Классификация. Стр.6
2. Финансовое прогнозирование Стр.10
3. Взаимосвязь планирования и прогнозирования Стр.11
Заключение Стр.13
Список литературы

Файлы: 1 файл

Финансовое планирование и прогнозирование1.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

       По  содержанию отображаемой информации финансовые планы различают:

       1) Статические  - содержат один уровень  представляемой информации

       2) Динамические (гибкие)  - несколько  уровней

       Поясним это на примере.

       В ООО «Статик» был составлен финансовый план, в котором закреплены определенные плановые показатели. Данный финансовый план не предусматривает изменение показателей в связи с изменением каких-то внешних или внутренних условий. Такой финансовый план будет статическим.

       В ООО «Динамик» финансовый план содержит различные варианты значений показателей в зависимости от того, какая ситуация будет фактически реализована. То есть при росте реализации продукции на 20 %  запланированы одни показатели и вариант развития, при росте свыше 40 % - другие показатели и варианты развития и т. д. По сути, динамический финансовый план данного предприятия будет представлять совокупность статических финансовых планов.

       По  объему информации планы могут быть

       1) Единичными  (отображают стратегию  по одной компании)

       2) Сводными (консолидированными) (стратегия  действий для целой группы  компаний). Такие финансовые планы  чаще всего составляются, когда  речь идет о группе компаний, подконтрольных одному лицу или группе лиц.

       По  целям составления финансовые планы можно подразделить на пробные и окончательные.

       Пробные планы составляются в целях реализации контрольных, аналитических процедур. Как правило,  пробные планы  не передаются заинтересованным пользователям, так как являются документами внутреннего контроля и анализа. Окончательные планы являются официальными документами компании и служат для различных заинтересованных пользователей источниками для изучения финансовых планов компании.

       Пользователи  финансовых планов могут быть различны - налоговые органы, органы статистики, кредиторы, инвесторы, акционеры (учредители) и т.п.

       Выделяют  также:

       1) Централизованные финансовые планы (общегосударственные, отдельных регионов).

       Важнейшим централизованным финансовым планом, распространенным во всех странах мира, является  государственный бюджет.

       2) Децентрализованные финансовые планы. Количество их значительно больше и разнообразней по форме и содержанию чем централизованных. Это финансовые планы многочисленных, разных по своей деятельности, типу организации, методам управления и финансирования предприятий, организаций, учреждений, ведомств. 

       Финансовое  планирование является органической частью социально-экономического планирования. Поскольку планируются отношения, возникающие во всех звеньях финансовой системы, то можно говорить о системе финансовых планов: бюджетных, внебюджетных, страховых и др. При этом выделяются следующие разрезы финансовых планов: общегосударственный, отраслевые, территориальные, финансовые планы отдельных предприятий и организаций.

       Система финансовых планов построена иерархически. Центральным звеном системы является бюджетный план. Государственные  социальные внебюджетные фонды также  разрабатывают финансовые планы по своим доходам и расходам. В плановом порядке мобилизуются и используются страховые фонды для возмещения потерь и устранения рисков различных участников страховых отношений. Иными словами, финансовые планы составляются на всех уровнях финансовой системы и всеми субъектами финансовых отношений.

       Для практического построения финансовых планов используется целый набор  методов планирования, главными из которых являются экономический анализ, нормативный и балансовый методы.

       Экономический анализ – это один из важнейших инструментов получения информации, необходимой для принятия управленческих решений в области финансов. От качества экономического анализа во многом зависит рациональность финансовых решений, а следовательно, эффективность деятельности участников финансовых отношений. Предметом экономического анализа является финансово-хозяйственная деятельность названных участников, а точнее, ее изучение с целью оценки результатов и выявления резервов совершенствования их деятельности.

       Метод экономического анализа представляет собой комплексное, взаимосвязанное изучение различных сторон деятельности субъектов финансовых отношений на базе системы текущего учета и отчетности. Он использует следующие приемы:

       -использование  системы абсолютных и относительных показателей; 

       -сравнительный  анализ;

       -метод группировки;

       -индексные  расчеты;

       -экономико-математические  методы;

       -балансовый  метод. 

       Нормативный метод предполагает, что финансовое планирование строится на нормативной  базе, состоящей из научно и практически обоснованных норм и нормативов. При помощи этих норм и нормативов регулируются финансовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов с государством.

       В качестве примеров финансовых нормативов можно рассматривать ставки налоговых  и других обязательных платежей в бюджет, внебюджетные фонды и в другие финансовые институты. Механизм квотирования или присоединения ставок налогов – еще один пример нормативного распределения федеральных налогов.

       При квотировании налоги остаются в определенной процентной доле в распоряжении той административной единицы, на территории которой они собраны (например, разделение НДС, некоторых акцизов и др.)

       Балансовый  метод в планировании – метод  планомерного установления и соблюдения материально-вещественных и стоимостных  пропорций, а также пропорций в распределении трудовых ресурсов. В практике планирования используется система балансов: натуральные (материальные), стоимостные (денежные), трудовые, баланс народного хозяйства и межотраслевой баланс. Важнейшей чертой планомерного развития экономики является сознательно устанавливаемая пропорциональность.  

       2. Финансовое прогнозирование. 

       Под финансовым прогнозированием понимается процесс оценки некоторых будущих  финансовых событий или условий  функционирования.

       Прогнозирование заключается в том, чтобы определенными методами с использованием специального инструментария количественных оценок обработать имеющуюся на данный момент информацию о финансах, закономерностях их изменения, конкретных условиях их функционирования в данный момент и получить представление о направлениях их развития и состоянии в будущем.

       В условиях рыночной экономики прогнозирование  является научно-аналитической стадией  планирования, исследовательской основой  для подготовки плановых решений  и заданий плана.

       Прогнозирование включает три основных этапа:

       1. Выявление специфических финансовых  показателей, определяющих наиболее  вероятностный прогноз.  Обычно  объем продаж и величина реализационного  дохода являются первыми показателями, так как  реализационный доход  - один из важнейших элементов финансового планирования.

       2. Выбор приемлемого метода прогнозирования. 

       Методы  финансового прогнозирования широко варьируются используемыми допущениями  и используемыми данными. Не всегда сильно формализованные методы обеспечивают наилучший результат. Выбор осуществляется не по степени учета всех факторов, а по приемлемости применительно к конкретной ситуации, потребностям и возможностям финансового менеджера. Методы прогнозирования могут быть разбиты на два принципиальных класса: субъективные и объективные.

       Субъективные  методы базируются на интуиции и мнениях. Например, объем продаж и реализационный доход могут быть оценены на основе мнения одного высококвалифицированного эксперта или на основе оценок множества  менеджеров по продажам.  Объективные методы базируются на конкретных показателях и проведении анализа. Среди объективных  методов:

       -трендовое прогнозирование,

       -метод доли реализационного дохода (percent of sales method),

       -статистические методы (регрессионные модели, модели средних показателей, метод «затраты - выпуск»).

       3. Проверка предположений, используемых  при прогнозировании. Все прогнозы  базируются на тех или иных  предположениях. Например, наиболее  часто используется предположение,  что финансовые показатели по  прошлым годам являются верными индикаторами будущих показателей. Финансовый менеджер должен оценить корректность выбранных предположений и провести анализ чувствительности финансовых результатов к изменению предположений. Необходимо также включить в рассмотрение внешние и внутренние факторы, выпавшие из поля зрения в используемых методах прогнозирования.

       Прогноз очерчивает области и возможности, в рамках которых могут быть поставлены реальные задачи и  цели, выявляет проблемы, которые должны стать объектом разработки в плане. В нем рассматриваются  варианты активного воздействия на объективные факторы будущего развития финансов.

       Финансовый  прогноз – это такое исследование перспективного развития, которое не ограничено принятым конкретным экономическим  и политическим решением, а потому имеет предварительный, вариантный характер, горизонты его не ограничены рамками планируемого периода.  

       3. Взаимосвязь планирования и прогнозирования. 

       Разработка  прогноза и формирование плана –  взаимосвязанные стадии плановой работы, которые, однако, имеют специфику. Различие между ними состоит в том, что план – отражение и воплощение уже принятого хозяйственно-политического решения, а прогноз – поиск возможного реалистического, экономически верного решения. План как итог всех видов и этапов плановой работы должен быть качественно однозначным, направленным на достижение уже выбранных целей. Прогноз обнаруживает возможность различных вариантов развития, анализирует и обосновывает их. В прогнозе можно рассмотреть различные принципы финансовой политики и сочетания объективных и субъективных, экономических и внеэкономических факторов.

       Отличие финансового прогнозирования от финансового планирования заключается  в том, что при прогнозировании  оцениваются возможные будущие  финансовые последствия принимаемых решений и  внешних факторов, а при планировании фиксируются финансовые показатели, которых компания стремится достичь в будущем.

       Финансовое  прогнозирование представляет собой  основу для финансового планирования на предприятии (т.е. составления стратегических, текущих и оперативных планов). Отправной точкой финансового прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих им расходов; конечной точкой и целью - расчет потребностей во внешнем финансировании.

 

        Заключение. 

       Изучив  теоретические основы финансового планирования, можно заключить, жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, "слепое" стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Рассмотрев цели и сущность финансового планирования, а также различные аспекты практики составления финансовых планов, можно сделать заключение, что финансовый план является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования, одним из важнейших документов, разрабатываемых на предприятии.

       Разработка финансовых планов должна проводиться на постоянной основе. Необходимо учитывать, что они быстро устаревают, поскольку ситуация на рынке меняется динамично. В связи с этим рабочие версии должны постоянно обновляться. В компании должны иметься варианты финансовых планов, предназначенные для различных адресатов в зависимости от целей, например, для банка, для соинвестора, для совместной деятельности и пр. Финансовый план, ориентированный на определенный тип инвестора (или даже конкретную фирму), дает больший шанс на успех, чем массовая рассылка.

Информация о работе Финансовое планирование и прогнозирование