Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 06:42, курсовая работа
Краткое описание
Скрытая сторона понятия финансов связана с обменными и распределительными отношениями, которые возникают во время формирования, распределении и перераспределении имеющегося валового внутреннего продукта. финансы - это совокупность объективно обусловленных связей, экономических отношений, имеющих распределительный характер, особую денежную форму выражения, материализуются в денежных совокупных доходах и накоплениях, которые накапливаются и сосредотачиваются в государственных структурах и субъектах хозяйствования с целью расширенного воспроизводства, а так же материального стимулирования работников, удовлетворение различных социальных потребностей общества.
Оглавление
Введение 3 1 Финансовая система. 4 2 Управление финансовой системой 10 3 Финансовая система России 11 4 Финансово кредитная система 13 5 Звенья финансовой системы 15 6 Система финансового контроля 21 7 Система финансового анализа 26 8 Структура финансовой системы 31 Заключение 34 Список используемой литературы 35
Финансовая система
РФ представляет собой совокупность различных
сфер финансовых отношений, каждая из
которых характеризуется особенностями
в формировании и использовании фондов
денежных средств, различной ролью в общественном
воспроизводстве. Финансовая система
РФ включает следующие звенья финансовых
отношений; государственный бюджет, внебюджетные
фонды, государственный кредит, фонды
страхования, финансы предприятий различных
форм собственности. Все вышеперечисленные
финансовые отношения можно разбить на
две подсистемы. Это общегосударственные
финансы, обеспечивающие потребности
расширенного воспроизводства на макроуровне,
и финансы хозяйствующих субъектов, используемые
для обеспечения воспроизводственного
процесса денежными средствами на микроуровне.
Разграничение финансовой системы на
отдельные звенья обусловлено различиями
в задачах каждого звена, а также в методах
формирования и использования централизованных
и децентрализованных фондов денежных
средств. Общегосударственные централизованные
фонды денежных ресурсов создаются путем
распределения и перераспределения национального
дохода, созданного в отраслях материального
производства. Децентрализованные фонды
денежных средств образуются из денежных
доходов и накоплений самих предприятий.
Несмотря на разграничение сферы деятельности
и применения особых способов и форм образования
и использования денежных фондов в каждом
отдельном звене, финансовая система является
единой, т.к. базируется на едином источнике
ресурсов всех звеньев данной системы.
Основой единой финансовой системы являются
финансы предприятий, поскольку они непосредственно
участвуют в процессе материального производства.
Источником централизованных государственных
фондов денежных средств является национальный
доход, создаваемый в сфере материального
производства. Общегосударственным финансам
принадлежит ведущая роль: 1) в обеспечении
определенных темпов развития всех отраслей
народного хозяйства; 2) перераспределении
финансовых ресурсов между отраслями
экономики и регионами страны, производственной
и непроизводственной сферами, формами
собственности, отдельными группами и
слоями населения. Общегосударственные
финансы органически связаны с финансами
предприятий. С одной стороны главным
источником доходов бюджета является
национальный доход, создаваемый в сфере
материального производства. С другой
- процесс расширенного воспроизводства
осуществляется не только за счет собственных
средств предприятий, но и с привлечением
общегосударственного фонда денежных
средств в форме бюджетных ассигнований
и использования банковских кредитов.
При недостатке собственных средств предприятие
может привлекать на акционерной основе
средства других предприятий, а также
на базе операций с ценными бумагами -
заемные средства. Посредством заключения
договоров со страховыми компаниями осуществляется
страхование предпринимательских рисков.
Взаимосвязь и взаимозависимость составных
звеньев финансовой системы обусловлены
единой сущностью финансов. Через финансовую
систему государство воздействует на
формирование централизованных и децентрализованных
денежных фондов, фондов накопления и
потребления, используя для этого налоги,
расходы государственного бюджета, государственный
кредит. Государственный бюджет является
главным звеном финансовой системы. Он
представляет собой форму образования
и использования централизованного фонда
денежных средств для обеспечения функций
органов государственной власти.
4 Финансово кредитная
система
Финансово-кредитная
система включает в себя совокупность
отдельных, но взаимосвязанных элементов
финансовой и кредитной системы. Как финансовая,
так и кредитная система имеют свои механизмы
образования и особенности функционирования.
В доперестроечный период финансово-кредитная
система являлась в основном проводником
принятых решений. В настоящее время формируется
финансовый рынок как сфера обращения
(купли- продажи) денежных ресурсов, ценных
бумаг, иностранных валют. Он предоставляет
субъектам предпринимательства многовариантную
возможность получения источников финансирования
или выгодного вложения временно свободных
средств. Банки, страховые организации
и другие финансово-кредитные учреждения,
а также эмитенты оказывают финансовые
услуги, привлекают и предоставляют на
коммерческой основе средства. Предприятия
имеют возможность делать вклады в банк
на рублевые или валютные счета, на депозиты,
приобретать или продавать ценные бумаги
и т. д. Каждое предприятие на основе глубокого
изучения конъюнктуры финансового рынка
с учетом действующего законодательства
по его регулированию формирует оптимальный
портфель финансовых вложений и заимствований.
При выборе вариантов операций на финансовом
рынке его субъектами учитываются различия
между ценами продаж и покупок, ставками
привлечения и предоставления кредитов,
которые определяются как законами рынка,
так и мерами государственного регулирования
в лице органов законодательной и исполнительной
власти РФ, Центрального банка России,
а также органов экономического управления
в регионах.
По своей структуре
финансовый рынок делится на несколько
сегментов:
1. рынок кредитов.
Общие принципы современной кредитной
политики устанавливаются законодательством
о банках и банковской системе,
указами Президента РФ. Непосредственно
рынок кредитов регулируется Центральным
банком РФ;
2. фондовый рынок.
Федеральным органом исполнительной
власти по проведению государственной
политики в области РЦБ до
недавнего времени являлась Федеральная
комиссия по рынку ценных бумаг;
3. валютный рынок.
Рассмотрение экономической
политики указывает на необходимость
контроля за финансовой и банковской системой
страны, так как все экономические процессы,
с одной стороны, влияют на состояние этой
системы, а с другой стороны – сами находятся
под ее влиянием благодаря значительной
экономической мощи, как правило, сосредоточенной
в финансовых и банковских кругах.
В этих условиях обычно
создается государственное учреждение
– центральный банк – с уставом, предоставляющим
ему значительную независимость от правительства.
Этот факт призван оградить центральный
банк от попыток использовать денежную
эмиссию для финансирования бюджетного
дефицита. Изучение взаимоотношений правительства
и центрального банка основано на сопоставлении
прав и функций последнего с учетом того,
что статус центрального банка значительно
варьируется в зависимости от рассматриваемой
страны.
5 Звенья финансовой
системы
Под финансовой системой
в узком смысле слова, т.е. исключая кредитные
отношения, деятельность других финансовых
посредников и фондовый рынок, принято
понимать совокупность финансовых отношений,
охватывающих формирование и использование
первичных, производных и конечных денежных
доходов.
С точки зрения структуры
финансовую систему можно рассматривать
как совокупность сфер, звеньев, опосредующих
формирование и использование доходов,
а также как систему финансовых учреждений.
Финансы властных структур — это государственные
и муниципальные финансы. Они показывают
формирование доходов и расходов органов
государственной власти — федеральной
и субъектов — и местного самоуправления
для решения задач соответствующего уровня.
В соответствии с Конституцией РФ местное
самоуправление отделено от государственного.
Исходя из структуры федерального устройства
России, государственные финансы, будучи
двухуровневыми, включают финансы федеральных
органов власти и финансы органов власти
субъектов Российской Федерации (региональные
финансы). Местные финансы составляют
низовое звено и выделены в самостоятельный
структурный уровень. В целом же финансовую
систему РФ с учетом федеральных, региональных
и местных (муниципальных) финансов можно
рассматривать как трехуровневую. Государственные
финансы каждого уровня включают бюджет,
внебюджетные фонды, кредит и финансы
государственных и муниципальных предприятий
соответствующего уровня подчиненности.
Общность государственных и муниципальных
финансов состоит в единстве их доходных
источников и в тесном взаимодействии
при достижении сбалансированности бюджетов
разных уровней. Федеральный бюджет (или
бюджет РФ) — важнейшее звено финансовой
системы страны. В сущности, это финансовые
ресурсы федерального государства. Федеральный
бюджет включает доходы и расходы, органически
связанные с макроэкономическими показателями,
объемом налогов и задачами финансовой
политики государства. Федеральный бюджет
как финансовый план государства взаимосвязан
с финансами предприятий и некоммерческих
организаций, денежными доходами и расходами
населения. Финансовый план предприятия
как баланс доходов и расходов включает
раздел «Взаимоотношения с бюджетом».
В этом разделе отражаются платежи в бюджет
и ассигнования из бюджета. Финансовые
планы бюджетных организаций, находящихся
в государственном или муниципальном
ведении, основываются на смете расходов,
утверждаемой вышестоящим ведомством.
В случае, если у бюджетной организации
появляется возможность проведения коммерческой
деятельности, появляются и доходы. Они
образуют дополнительный источник средств
для развития данной организации. Бюджет
субъекта РФ — это региональный бюджет,
включающий республиканский, краевой,
областной бюджеты и бюджеты крупных городов
(например, таких, как Москва и Санкт-Петербург).
Местные бюджеты охватывают бюджеты городов,
не имеющих районного деления, и районов
с включением бюджетов районного центра.
Основную часть доходов составляют поступления
от федеральных налогов (более 70% всех
налогов), от налогов субъекта РФ и местные
налоги. В общем объеме расходов преобладают
расходы по эксплуатации объектов жилищно-коммунального
хозяйства, на образование, здравоохранение.
Внебюджетные фонды создаются федеральными
и региональными органами государственной
власти и органами местного самоуправления
для аккумуляции в них денежных средств,
расходуемых по строго целевому назначению.
Важнейший из них — Пенсионный фонд. Средства
этого фонда формируются за счет страховых
взносов, дотаций из федерального бюджета
и ресурсов, получаемых от собственных
инвестиций фонда, Средства Пенсионного
фонда используются на выплату пенсий
по возрасту, инвалидности, в связи с потерей
кормильца, за выслугу лет, пособий на
детей. Вторым по объему аккумулируемых
средств является Фонд социального страхования
РФ. Он предназначен для целевого финансирования
выплат социальных пособий и компенсаций
(все виды социальной помощи семьям, имеющим
детей, социальная помощь в период временной
нетрудоспособности работника и в отпускной
период и т.д.). Фонд обязательного медицинского
страхования — база развития относительно
новой формы социального страхования
в отечественной практике. С 1 января 1993
г. введен в действие Закон РФ «О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации».
Нормы обязательного медицинского страхования
распространяются на работающих граждан
с момента заключения с ним и трудового
договора. Обязательное медицинское страхование
гарантирует гражданам медицинскую помощь.
Базовая программа обязательного медицинского
страхования определяет объем и условия
оказания медицинской помощи. Добровольное
медицинское страхование осуществляется
на основе программ обязательного медицинского
страхования за счет доходов предприятий
и личных средств граждан. Оно обеспечивает
гражданам получение дополнительных медицинских
и иных услуг сверх установленных программами
обязательного медицинского страхования.
Источниками финансирования фонда обязательного
медицинского страхования наряду с бюджетными
служат обязательные страховые взносы
работодателей. Государственный кредит
— это кредитные отношения между государством,
юридическими и физическими лицами, при
которых государство выступает в основном
заемщиком. Государственный заем .осуществляется
путем продажи физическим и юридическим
лицам государственных ценных бумаг. Таким
образом, формируется государственный
долг. С 1995 г. проводится политика отказа
от прямого кредитования Центральным
банком РФ дефицита бюджета и перехода
на использование займов на внутреннем
и внешнем финансовых рынках. При государственном
кредите государство выступает не только
заемщиком, но и кредитором. Правительство
может предоставлять кредиты резидентам
{в основном в виде краткосрочной бюджетной
ссуды)- Предприятиям агропромышленного
комплекса, районов Крайнего Севера (и
приравненных к ним местностям) предоставляются
товарный и льготный кредиты. Государственный
кредит может предоставляться нерезидентам.
Государственный кредит может выступать
также в форме гарантированных обязательств
федерального правительства под кредиты,
получаемые органами исполнительной власти
субъектов РФ, хозяйствующими субъектами.
Финансы самодеятельных субъектов экономической
сферы представляют вторую часть финансовой
системы РФ и включают финансы коммерческих
организаций, т.е. хозяйствующих субъектов,
финансы некоммерческих организаций и
финансы населения (или домашних хозяйств).
Деление предприятий на коммерческие
и некоммерческие определено в законодательном
порядке Гражданским кодексом РФ.
Коммерческие организации
— это организации, цель и основная деятельность
которых сводится к получению прибыли.
Коммерческие организации именуются также
предприятиями. Коммерческие предприятия
функционируют как хозяйственные общества
и хозяйственные товарищества, а также
как частные и индивидуальные (семейные)
предприятия. Финансы коммерческих предприятий
(или коммерческих организаций) служат
основой всей системы финансовых отношений.
Преобладающая часть первичных финансовых
ресурсов в условиях рыночного хозяйства
сконцентрирована у предприятий, поэтому
от устойчивости их финансового положения
зависит стабильность финансовой системы
страны в целом. Финансовые ресурсы предприятия,
работающего на принципах коммерции, состоят
в основном из собственных средств (денежные
доходы и накопления), а также из примеченных
и заемных средств. В зависимости от организационно-правовой
формы предприятия источниками его финансовых
ресурсов могут быть бюджетные средства,
долевые средства учредителей, паевые
взносы членов кооперативов, средства
акционеров. Финансовые средства предприятий
используются для производства и реализации
товаров и услуг, воспроизводства капитала
во всех формах. Финансы некоммерческих
организаций — это доходы и расходы тех
юридических лиц, которые не ставят своей
целью получение (к, соответственно, распределению)
прибыли. Отсутствие такой цели, однако,
не означает, что данная категория организаций
на практике никогда прибыль не получает.
Они могут получать прибыль от реализации
своей продукции и услуг, но это — не их
цель. К числу этих организаций относятся,
например, потребительские кооперативы,
благотворительные и религиозные организации,
различные добровольные союзы, функционирующие
за счет сбора взносов, и др. Некоммерческие
организации именуются просто организациями.
В этих организациях широко используется
самообложение как способ получения финансовых
ресурсов. Финансы домохозяйстве (финансы
населения) — совокупные доходы и расходы
населения с учетом его структуры (отдельные
социальные группы, семьи и т.д.), . К основным
финансовым поступлениям домохозяйств
относятся:
1) доходы от предпринимательской
деятельности, участия в прибылях
предприятий, операций с личным
имуществом, кредитно-финансовых операций;
2) оплата труда
наемных работников, премии, надбавки
к заработной плате, социальные
и другие выплаты, осуществляемые
работодателем;
3) государственные
выплаты: заработная плата в бюджетных
учреждениях, пенсии, пособия, стипендии
и другие социальные платежи.
Роль перечисленных
доходных источников с развитием рыночных
отношений существенно меняется. Растет
доля доходов от предпринимательской
деятельности, уменьшается доля социальных
выплат. Как свидетельствует российская
практика, меняется не только структура,
но существенно меняется общий объем и
уровень доходов населения (при сохранении
значительной их дифференциации). В специфических
российских условиях финансы населения
выступают одним из главных факторов организации
экономического подъема. Это проявляется
в следующем:
1) население формирует
большую часть конечного спроса в хозяйстве,
без роста доходов населения не будет
подъема производства;
2) за счет доходов
населения образуется большая
часть сбережений в обществе.
В условиях рынка именно денежные
сбережения становятся источником
инвестиций. Рост инвестиций —
главная предпосылка экономического
подъема.
Финансовая система
— это не только совокупность сфер, звеньев,
опосредующих формирование и использование
доходов, но также и система финансовых
учреждений. Совокупность финансовых
ведомств представляет собой аппарат
управления финансовой системой. Структура
его в РФ укрупненно следующая. На общегосударственном
уровне финансовые учреждения — это комитеты
и комиссии в Государственной Думе и Совете
Федерации, Министерство финансов РФ,
Центральный банк РФ, Государственный
таможенный комитет РФ, Министерство РФ
по налогам и сборам, Федеральная комиссия
по рынку ценных бумаг РФ, исполнительные
дирекции (правления) внебюджетных фондов.
Министерство РФ по налогам и сборам было
создано вместо прежней Государственной
налоговой службы РФ в целях совершенствования
структуры федеральных органов исполнительной
власти, более успешной реализации налоговой
политики, усиления государственного
контроля за своевременным поступлением
в бюджеты всех уровней и внебюджетные
фонды налогов и других обязательных платежей
в полном объеме. Важнейшее направление
деятельности руководящих органов финансовой
системы — выработка и осуществление
налоговой политики. В настоящее время
разработку и осуществление налоговой
политики реально проводят два ведомства
— Министерство финансов РФ и Министерство
по налогам и сборам. В составе Министерства
финансов РФ действует Федеральное казначейство,
имеющее свои подразделения в субъектах
Федерации. На уровне субъекта РФ аппарат
управления финансовой системой включает
комиссию по бюджету и финансам в законодательном
(представительном) органе и соответствующие
структуры исполнительной власти, подобные
тем, что есть на федеральном уровне вышеназванных
федеральных органов исполнительной ил
астм. Принципиально такая же схема аппарата
управления финансами на местном (муниципальном)
уровне. Имеется и специальная система
органов финансового контроля. На уровне
хозяйствующих субъектов аппарат управления
финансами обычно представлен финансовой
службой в форме финансового отдела, дирекции
по финансам и департаментом финансов.
6 Система финансового
контроля
В соответствии с Бюджетным
кодексом РФ и другими законодательными
и нормативными актами государственный
финансовый контроль осуществляют законодательные
органы власти, органы исполнительной
власти и местного самоуправления. Органы
государственного финансового контроля
в РФ, создаваемые обеими ветвями публичной
власти, наделяются определенными контрольными
полномочиями и образуют целостную систему.
Законодательные (представительные) органы
публичной власти осуществляют финансовый
контроль как непосредственно (в процессе
их законотворческой и управленческой
деятельности), так и через создаваемые
ими контролирующие органы: Счетную палату
Российской Федерации, контрольные палаты
и другие специализированные органы. Счетная
палата РФ осуществляет контроль использования
федеральных средств и имущества, в том
числе контроль исполнения бюджетов государственных
внебюджетных фондов, оценку эффективности
и результативности расходования государственных
средств, использования федеральной собственности
и имущества, оперативный контроль исполнения
федерального бюджета, проводит комплексные,
ревизии и тематические проверки, экспертизу
проектов федерального бюджета, федеральных
законов и нормативных актов, обследование
бюджетного процесса и т.д. Законодательные
(представительные) органы субъектов РФ
создают свои региональные контрольно-счетные
органы. Они осуществляют контроль исполнения
региональных бюджетов, в том числе контроль
законного и эффективного использования
средств, использования региональных
имущества и собственности и т.д. Контрольное
управление Президента РФ выполняет функции
контроля (включая проверки) исполнения
федеральными органами исполнительной
власти и организациями федеральных законов,
касающихся полномочий Президента РФ,
его указов и распоряжений, а также контроля
реализации бюджетных посланий Президента
РФ Федеральному Собранию. Однако основным
органом государственного финансового
контроля федеральной исполнительной
власти является Министерство финансов
Российской Федерации. Оно разрабатывает
и утверждает методологию и методическое
обеспечение государственного финансового
контроля, включая порядок его организации,
осуществления контроля исполнения федерального
бюджета, применения мер ответственности
за правонарушения в финансово-бюджетной
сфере, финансового мониторинга денежных
доходов населения и т.д. Минфин России
осуществляет общее руководство, координацию
и контроль входящих в его структуру Федеральной
налоговой службы, Федеральной службы
финансово-бюджетного надзора, Федеральной
службы страхового надзора, Федерального
казначейства. Федеральная налоговая
служба (ФНС) и ее территориальные подразделения
осуществляют контроль соблюдения налогового
законодательства, учет налогоплательщиков
и объектов облагаемого имущества, камеральные
и выездные проверки правильности исчисления,
полноты и своевременности уплаты налогов
и сборов. ФНС разрабатывает и контролирует
реализацию налоговой политики, а также
осуществляет контроль выполнения плановых
налоговых назначений (плана сбора налоговых
платежей) и собираемости налогов по стране
в целом и через свои территориальные
управления. При осуществлении контрольной
деятельности налоговые органы ФНС взаимодействуют
таможенными органами по налоговым платежам,
взимаемым на таможенной границе, и с Федеральной
службой по экономическим и налоговым
преступлениям МВД России. Последняя осуществляет
финансовые и налоговые расследования,
а также совместно с налоговыми органами
(по их запросу) участвует в проведении
налоговых проверок. Основы организации
и проведения налогового контроля органами
ФНС, а также перечень налоговых правонарушений,
налоговых санкций и порядок их применения
налоговыми органами установлены в первой
части НК РФ. Федеральная служба по экономическим
и налоговым преступлениям руководствуется
нормами уголовного права. Федеральная
служба финансово-бюджетного надзора
выполняет функции по надзору и контролю
в финансово-бюджетной сфере и в области
валютных отношений. Контрольные полномочия
этой службы достаточно широки. Она осуществляет
проверки и ревизии законности и эффективности
использования средств федеральных бюджета,
внебюджетных фондов и имущества, надзор
за соблюдением законодательства о финансово-бюджетном
контроле и надзоре органов публичной
власти, проводит контроль валютных операций
(за исключением операций, проводимых
кредитными организациями и валютными
биржами) и соблюдения норм валютного
регулирования и контроля, формирует единую
информационную систему контроля и надзора
в финансово-бюджетной сфере, решает другие
контрольные задачи. Федеральная служба
страхового надзора осуществляет контрольно-надзорную
деятельность на рынке страховых услуг.
Она проводит контроль соблюдения участниками
страхового рынка страхового законодательства,
обеспечения страховщиками своей финансовой
устойчивости и платежеспособности, соблюдения
установленных норм и правил формирования
страховых резервов, структуры активов
и т.д. Кроме того, эта федеральная служба
обязана осуществлять сбор и анализ отчетности
профессиональных участников страхового
рынка, обобщать практику страхового надзора
и работать над совершенствованием надзорного
законодательства в области страхового
дела. Важным органом государственного
финансового контроля выступает Федеральное
казначейство. Оно осуществляет учет бюджетных
средств на единых счетах, предварительный
и текущий контроль операций по счетам
главных распорядителей, распорядителей
и получателей бюджетных средств, а также
коммерческих банков, производящие операции
с бюджетными средствами, и других участников
бюджетного процесса в ходе исполнения
бюджетов, а также бюджетов государственных
внебюджетных фондов. В случае выявления
фактов нецелевого использования бюджетных
средств и других нарушений Федеральной
казначейство вправе приостановить расходные
операции по единым счетам распорядителей
и получателей бюджетных средств, требовать
соблюдения бюджетного законодательства
непосредственно или при взаимодействии
с другими федеральными органами исполнительной
власти, включая силовые. Федеральное
казначейство производит операции и осуществляет
контроль средств не только федерального,
но и региональных бюджетов. Главные распорядители
и распорядители бюджетных средств выступают
не только контролируемым, но и контролирующим
субъектом по отношению к получателям
бюджетных средств. В БК РФ установлено,
что главные распорядители и распорядители
бюджетных средств осуществляют контроль
целевого использования средств, своевременного
возврата бюджетных кредитов и предоставления
отчетности об использовании бюджетных
средств бюджетополучателями. Главные
распорядители бюджетных средств выступают
инициаторами проведения финансовых проверок
подведомственных бюджетных учреждений,
государственных и муниципальных унитарных
предприятий, которые непосредственно
осуществляются специализированными
органами государственного финансового
контроля. Банк России осуществляет контроль
денежной массы в обращении и банковский
надзор. Банк России осуществляет жесткий
контроль наличных денег в обращении,
а также валютных операций коммерческих
банков и валютной биржи. Надзорная деятельность
Банка России в отношении коммерческих
банков заключается в их государственной
регистрации, в выдаче и отзыве лицензий
банкам и небанковским кредитным организациям,
в контроле соблюдения ими банковского
и кредитного законодательства, установленных
правил, норм и нормативов, в мониторинге
финансовой устойчивости и платежеспособности
банков, а также их возможности участия
в системе страхования вкладов населения,
в контроле незаконной легализации банками
денежных доходов юридических и физических
лиц, полученных преступным путем, и в
других контрольно-надзорных действиях.
В случае выявленных нарушений Банк России
имеет право лишать коммерческие банки
лицензий или приостанавливать их действие.