2 ФИНАНСОВАЯ
СИСТЕМА ЯПОНИИ
Бюджетный
год в Японии продолжается
с 1 апреля по 31 марта.
Доходы
и расходы бюджета
имеют определенную
группировку, включающую
разделы, статьи и
параграфы. Доходы подразделяются
на 7 разделов, 11 статей
и 43 параграфа, расходы
- на 13 разделов, 41 статью
и 242 параграфа. Подготовка
проекта бюджета осуществляется
министерством финансов
и его департаментами.
Другие министерства
и ведомства готовят
предложения относительно
объема и структуры
своих бюджетов, а также
по некоторым другим
финансовым вопросам
и не позднее 31 августа
направляют соответствующие
документы в бюджетный
департамент министерства
финансов.
С
сентября по декабрь
бюджетный департамент
рассматривает поступившие
материалы и на
их основе разрабатывает
проект бюджета. Проект
направляется для согласования
в Управление экономического
планирования, а затем
- на рассмотрение кабинета
министров.
После
внесения поправок,
в январе правительство
представляет проект
бюджета на рассмотрение
парламента. После
обсуждения в бюджетной
комиссии парламент
утверждает бюджет в
виде закона.
Согласно
Конституции Японии
парламенту принадлежит
исключительное право
распоряжаться государственными
финансами.
Исполнение
бюджета осуществляется
министерством финансов
и иными министерствами
и ведомствами.
Кассовое
обслуживание бюджета
производят Японский
банк и его отделения.
Министерства и ведомства
в пределах установленных
им расходов представляют
в Министерство финансов
свои платежные сметы,
которые министерством
рассматриваются
и утверждаются. Далее
копии смет направляются
в Японский банк, и последний
осуществляет соответствующие
операции. Контроль
за расходованием утвержденных
ассигнований проводится
поквартально в форме
отчетов министерств
и ведомств. Контролеры
министерства финансов
изучают полученные
отчеты, проверяют данные
и составляют общий
отчет об исполнении
бюджета по доходам
и расходам.
Общий
отчет представляется
правительству, которое,
в свою очередь, отправляет
его на рассмотрение
ревизионного бюро.
После того. как
ревизионное бюро
даст заключение, отчет
утверждается правительством
и передается на рассмотрение
и утверждение в парламент.
Доходная
часть бюджета
Японии состоит из
налоговых и неналоговых
поступлений. По сравнению
с другими странами
доля неналоговых
поступлений в
Японии достаточно высока.
Сюда входят доходы
от арендной платы, продажи
земельных участков
и другой недвижимости,
пени. штрафы, доходы
от лотерей, займы и
т.п.
Налоговая
система Японии характеризуется
множественностью налогов.
Их имеет право
взимать каждый орган
территориального управления.
Но все налоги страны
зафиксированы в законодательных
актах. Всего государственных
налогов в Японии двадцать
пять.
Налоги
взимаются прямые
и косвенные. Основу
бюджета составляют
прямые налоги.
Рождение
банковской системы
Японии (БСЯ) датируется 1868
г. После окончания добровольной
изоляции Японии была
введена в обращение
иена как национальная
валюта. В качестве одной
из важнейших частей
экономической системы
страны, которая могла
обеспечить защиту от
экспансионистских
устремлений колониальных
властей, должна была
послужить банковская
система, создававшаяся
по образцу европейских.
При этом использовались
элементы банковских
систем различных стран.
Создаваемые
банки использовались
как инструмент государственной
экономической политики.
В тот период группы
предприятий находились
во владении семенных
кланов (zaibatsu), и в рамках
каждой группы координирующие
функции и функции финансирования
выполнял один банк.
Предпринятая по окончании
Второй мировой войны
попытка американских
оккупационных властей
расчленить эти хозяйственные
группы в соответствии
с Антимонопольным актом 1947
г. оказалась неудачной.
После
распродажи части
пакетов акций, которые
находились в руках
отдельных семей,
через многосторонние
участия возникли
новые хозяйственные
группы (keiretsu), ядро которых
опять-таки составлял
банк. При восстановлении
своей экономики японцами
была взята за основу
американская сегментированная
банковская система
с некоторыми модификациями.
Секторы «коммерческие
банки», «инвестиционные
банки», «банки долгосрочного
кредитования» и «банки,
осуществляющие доверительные
операции», были разделены.
Однако в период изменения
банковского законодательства
в 1981 г. границы между
институциональными
группами стали размываться.
С апреля 1993 г. институты,
действующие в отдельных
секторах, имеют право
создавать дочерние
структуры, которые
осуществляют функции
институтов из других
секторов либо присоединяют
подобного рода институты.
В отдельных случаях
требуется все же получение
лицензии в министерстве
финансов.
В
результате так называемого
периода «экономики
мыльных пузырей» (Bubble Economy)
в японской банковской
системе возник кризис,
который привел к
процессам концентрации
и изменения структуры
в пользу крупных
финансовых институтов.
Законом о реформировании
финансовой системы
были инициированы слияния
банков долгосрочного
кредитования и Банка
Токио.
Банк
Японии и государственные
финансовые институты.
Банк Японии был образован
в 1882 г. по образцу
Банка Бельгии, а
его современная
структура сформировалась
в 1949 г. Эмиссионное
право было закреплено
за ним в 1884 г. Наряду
с кредитно-денежной
и валютной политикой
он ответствен за осуществление
оперативного банковского
надзора и функционирует
в качестве эмиссионного
банка страны. Интерес
представляет состав
Совета Банка - высшего
его органа, в который
наряду с управляющими,
представителями министерства
финансов и плановых
органов входят также
представители крупных
и региональных банков,
а также из отраслей
торговли, промышленности
и сельского хозяйства.
Государственные
финансовые институты
принимают участие в
реализации государственных
инвестиционных программ
и программ кредитования.
Почтовый банк в правовом
отношении не считается
банком. Его функции
были расширены в 1988
г. в процессе смягчения
налогообложения определенных
видов вкладов (maruyu).
Он принимает денежные
взносы по депозитным
ставкам, превышающим
уровень регулировавшихся
прежде минимальных
уровней ставок, и в
основном предоставляет
эти средства другим
финансовым институтам,
государственным предприятиям
через Бюро трастового
фонда (Trust Fund Bureau).
Институты
и группы институтов.
Помимо Банка Японии
и государственных финансовых
институтов в банковскую
систему Японии входят
коммерческие банки,
банки долгосрочного
кредитования, инвестиционные
банки, трастовые банки
и кооперативные банки.
Наряду с названными
институтами и группами
институтов к японской
финансовой системе
причисляют, при более
широком определении,
общества страхования
жизни, общества мелкого
кредита, общества финансирования
ценных бумаг, а также
общества финансирования
жилищного строительства
и некоторые другие.
В целом структуру японской
финансовой системы
можно представить следующим
образом (рис.2).
Характерные
особенности современной
финансовой и банковской
системы Японии заключаются
в следующем:
1.
Коммерческие банки
подразделяются на
два основных класса:
городские банки
и локальные. Они
различаются размером
и клиентурой. Городские
банки в основном обслуживают
крупные предприятия
краткосрочными кредитами
и имеют широкую филиальную
сеть. Свои ресурсы они
также формируют за
счет крупных вкладчиков.
Локальные банки, напротив,
ведут деятельность
в определенных регионах (префектурах),
обслуживая в основном
мелкие и средние предприятия,
коммунальные службы.
Пассивы этих банков
образуются преимущественно
за счет частных лиц.
2.
В Японии особенно
развиты крупные
конгломераты банков
и предприятий. Наиболее
известные из них входят
в группы keiretsu. Во главе
этих групп стоит городской
банк, объединяя вокруг
себя крупные промышленные
предприятия.
Взаимоотношения
между банком и
предприятиями строятся
па кооперативной
основе. Банк предоставляет
большинство видов финансовых
услуг и выполняет координирующие
функции. Следует заметить,
что существовавшие
до Второй мировой войны
группы zaibatsu были построены
по холдинговому типу,
т. е. банк не только
выполнял указанные
выше роли, но и осуществлял
управление акциями
всей группы.
3.
В Японии слабо
представлены финансовые
институты из других
стран, что связано
с особенностями
японского национального
менталитета и,
как следствие,
с жесткими правилами
допуска нерезидентов
на национальные
рынки. В то
же время японские
банки широко представлены
на мировых финансовых
рынках, создали дочерние
структуры во многих
странах мира.
4.
Следует отметить
также высокий
уровень концентрации
и централизации
японской банковской
системы, который
продолжает повышаться
благодаря слияниям
крупных банков. В результате
этого процесса несколько
японских банков входит
в десятку самых крупных
кредитных институтов
мира.
5.
Сегментированный
характер японской
финансовой системы
ярко проявляется
на примере банков
долгосрочного кредитования,
инвестиционных домов
и трастовых банков.
Банкам долгосрочного
кредитования разрешается
проводить долгосрочные
операции пассивного
и активного характера.
Первые заключаются
в предоставлении долгосрочных
кредитов крупным предприятиям,
а вторые - в формировании
ресурсов в основном
за счет выпуска долгосрочных
долговых обязательств.
В
то же время банки
долгосрочного кредита
ограничены в осуществлении
купли-продажи цепных
бумаг на вторичных
рынках. Последнее
является прерогативой
инвестиционных домов,
которые также сами
эмитируют ценные бумаги.
Наиболее известные
инвестиционные дома Nomura, Nikko, Daiwa, Yamaichi
являются активными
участниками мировых
финансовых рынков,
господствуя, в частности,
на рынках еврооблигаций.
Трастовые
банки возникли в 50-х
годах XX в. в основном
путем «отпочкования»
от коммерческих банков.
Они осуществляют доверительное
управление имуществом,
а также управление
средствами пенсионных
касс, долгосрочным
кредитованием мелких
и средних предприятий.
Банковская система
Японии, если рассматривать инвестиционную
деятельность банков, во многом была построена
по американскому образцу. В отличие от
других стран мира действующие в Японии
законы четко разделяют полномочия между
банками и фондовыми компаниями, не позволяя
им вторгаться в сферу операций друг друга.
Японские коммерческие банки могут: выступать
владельцами части акционерного капитала
корпораций (не свыше 5% общего капитала
корпораций) и быть представлены в советах
компаний, в которых они имеют собственность;
выполнять трастовые операции, связанные
с выпуском ценных бумаг, но не имеют права
самостоятельно эмитировать или размещать
ценные бумаги.
В разных странах организационные
структуры государственных органов,
осуществляющих функцию банковского
надзора, различны. В Японии существует
смешанная система, при которой центральные
банки разделяют обязанности по контролю
и надзору с иными органами государства
В Японии нет большого
числа законодательных предписаний
для банков, и в этом состоит
особенность банковского дела в
этой стране. Система коммерческих банков
руководствуется в своей деятельности
так называемыми направляющими указаниями,
т.е. устными предписаниями министерства
финансов. Хотя эти указания не имеют силы
закона, все коммерческие банки их четко
придерживаются.
Представления о кредитной
системе Японии будут неполными, если
не отметить почтово-сберегательные кассы,
которые призваны аккумулировать мелкие
сбережения населения. Этой же сферой
деятельности занимаются и гигантские
городские банки, местные банки и др. Однако
японские сберкассы при почтовых отделениях
предоставляют индивидуальным клиентам
гораздо больший набор услуг, чем частные
банки, позволяют на более выгодных условиях
человеку среднего достатка получать
кредиты и хранить сбережения. Благодаря
этому государственные почтово-сберегательные
кассы, административно подчиняясь почтовому
ведомству, смогли привлечь крупные финансовые
ресурсы.