Финансовая система, ее звенья

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 12:05, реферат

Краткое описание

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений.
По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем
распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты
формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую
роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными
его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют
государственное регулирование.

Файлы: 1 файл

док.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной

системы РФ. Федеральный  бюджет - основной финансовый план государства,

утверждаемый Федеральным  Собранием в виде федерального закона. Именно

федеральный бюджет является основным орудием перераспределения  национального

дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для

регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики

на территории всей России. При составлении проекта  бюджета учитываются не

только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых

государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости

осуществления избранной  экономической политик доходов, можно говорить о

финансовой состоятельности  местного самоуправления в России.

                       - Внебюджетные фонды                      

Государственный внебюджетный фонд - форма образования  и расходования денежных

средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской

Федерации. Государственные  внебюджетные фонды предназначены  для реализации

конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное

страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и

медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение. Расходы и доходы

(бюджет) государственных  внебюджетных фондов утверждаются законодательными

(представительными)  органами в форме закона (решения)  аналогично закону

(решению) обутверждении  государственного бюджета. Формируются  государственные

внебюджетные фонды  в основном за счет обязательных отчислений,

уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных

внебюджетных фондов находятся в государственной  собственности.

Ранее (до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации  внебюджетные фонды

не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом

российской финансовой системы (общегосударственные финансы). С принятием БК

РФ федеральные  внебюджетные фонды были включены в  первый уровень бюджетной

системы,

фонды субъектов  Федерации - во второй. В настоящее  время принципы

формирования, расходования, управления внебюджетными фондами  регламентируются

БК РФ; порядок  составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных

фондов, составления  и утверждения отчетов

об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение

бюджетов государственных  внебюджетных фондов осуществляется Федеральным

казначейством Российской Федерации. БК РФ включает в число  государственных

внебюджетных фондов РФ:

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального  страхования Российской Федерации;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Государственный фонд занятости населения Российской Федерации,

следовательно, целевые  федеральные бюджетные фонды, средства которых

консолидируются в федеральном бюджете это:

Федеральный дорожный фонд Российской Федерации;

Федеральный экологический  фонд Российской Федерации;

Государственный фонд борьбы с преступностью;

Фонд воспроизводства  минерально-сырьевой базы;

Фонд развития Федеральной пограничной службы Российской Федерации;

Фонд Министерства Российской Федерации по атомной  энергии;

Фонд развития таможенной системы Российской Федерации;

Федеральный фонд Государственной налоговой службы и Федеральной  службы

налоговой полиции  Российской Федерации,

новым законодательством  не включаются в состав государственных внебюджетных

фондов. Причина  состоит в том, что в настоящее  время средства большинства

целевых фондов консолидируются  в бюджет и сами фонды утрачивают

самостоятельность. Например, Постановлением КМ РТ от 26.11.97 № 850 "О

формировании департамента по управлению целевыми (внебюджетными) фондами при

Министерстве финансов Республики Татарстан" Министерство финансов РТ признано

правопреемником Экологического фонда, фонда НИОКР, Фонда воспроизводства

запасов минеральных  ресурсов и повышения эффективности добычи полезных

ископаемых РТ, Республиканской больничной кассы, Фонда газификации, Фонда

безопасности дорожного  движения ГИБДД МВД, Фонда приватизации РТ в связи с их

консолидацией в  республиканском бюджете РТ.

Таким образом, реформирование системы внебюджетных фондов РФ идет в двух

направлениях: часть  внебюджетных фондов утрачивают свою самостоятельность, их

средства включаются в состав бюджета, а сами фонды  передаются в состав

финансовых органов, вторая часть фондов сохраняет юридическую

самостоятельность, но включается в состав бюджетной  системы Российской

Федерации. Таким  образом происходит процесс централизации  финансовых средств

в руках государства, устраняется излишняя полицентричность финансовой

системы.

                     3.Государственный кредит.                    

Государственный кредит - это урегулированная нормами  финансового права

деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы,

денег от юридических  лиц и граждан, а также других государств на условиях

возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В  порядке исключения

может быть использован  и беспроцентный заем денежных средств.

В отношении других государств Российская Федерация может  выступать как

должником, так  и кредитором. В правоотношениях по государственному кредиту

стороны не могут  изменять предписаний государства.

Взятые в займы  денежные средства у населения,  хозяйствующих субъектов и

других государств поступают в распоряжение органов  государства, превращаясь в

дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы просто как

планируемый бюджетный  ресурс, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на

специальные цели, инвестиционный ресурс, но как правило, государственные

займы в разных формах используются особенно интенсивно для покрытия

бюджетного дефицита.

Источником погашения  государственных займов и выплаты  процентов по ним выступают

средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную сроку1

. Однако в условиях  нарастания бюджетного дефицита  государство может прибегнуть

к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную

задолженность путем  выпуска новых займов. В сферу  государственно-кредититных

отношений попадают временно свободные средства населения  и хозяйствующих

субъектов, но не предназначенные для текущего потребления. Конечно при

определенных условиях население может сознательно  идти на ограничение

потребления,  как  было  в годы Великой отечественной  войны. В условиях

тоталитарного государства  ограничение текущих расходов часто происходило

принудительно, и  население должно было подписываться  на государственные займы в

размере нескольких зарплат в ущерб себе.

В 1956 году поступления  по займам составили около 33 млрд. рублей, которые в

основном, были направлены на развитие тяжелой индустрии.

Следует отдельно рассмотреть Государственный 3%-ный  внутренний выигрышный

заем 1982 г. Это был  свободно обращающийся заем. Он размещался в порядке

индивидуальной  покупки за наличный расчет. Продажа  облигаций проводилась по

установленному (несколько повышенному) курсу, а покупка - без ограничений по

нарицательной стоимости  облигаций.

Реальная доходность облигаций эмитента определяется курсовой разницей,

которая зависит  от многих причин, в том числе  от величины номинального

процента по облигациям, насыщенности рынка ценными бумагами, от состояния

хозяйственной конъюнктуры, степени доверия населения правительству.

Применительно к  настоящему моменту в сложившемуся нашей стране, практически

при полном отсутствии доверия к правительству, облигации должны продаваться

по цене ниже номинала.

Таким образом, кредитным  ресурсом в области государственного кредита могут

служить средства населения, юридических лиц, заемные  средства других

государств.

К государственным  займам могут быть отнесены и казначейские ссуды. Они

выражаются в  оказании финансовой помощи предприятиям и организациям, а также

органам государственной  власти и управления за счет бюджетных  средств,

которые в данном случае являются кредитным ресурсом, на условиях срочности,

платности и возвратности. В государственной экономической деятельности  все

время возникает  необходимость оказывать финансовую помощь для налаживания

стабильной деятельности тех предприятий и отраслей промышленности, в которых

государство заинтересованно  и по этому  использование казначейской ссуды в

дальнейшем не исключено. Казначейская ссуда отличается от банковской тем, что

она выдается на льготных условиях, не имеет коммерческой цели, а является

средством поддержки  важных для государства экономических  или властных

структур.

Иногда правительство  может гарантировать безусловное  погашение займа,

выпущенного нижестоящим  органом власти или управления, и  даже выплаты

процентов по нему. Здесь правительство несет гарантированную  ответственность

в случае неплатежеспособности плательщика. Однако для каждого случая эмиссии

нижестоящими государственными органами или отдельными структурами  каких-либо

процентных или  беспроцентных ценных бумаг вопрос их погашения должен

согласовываться с Министерством финансов или  Правительством РФ. Если

эмитентом является не государственная а коммерческая структура, то за эмиссию

впускаемых ею денежных обязательств независимо от их названия - ценные это

бумаги или нет, государство ответственности не несет, даже если на

деятельность этих коммерческих структур ЦБ РФ выдана лицензия В этом случае

лицензия только удостоверяет, что данная коммерческая финансовая или

хозяйствующая структура  получила разрешение на выпуск таких  обязательств и

Информация о работе Финансовая система, ее звенья