Финансовая система, ее состав и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

Развитая финансовая система – основа успешного функционирования рыночной экономики и стабильности экономики в целом. Как любая система, финансовая система – это целостное множество взаимосвязанных между собой элементов, совокупность отношений и связей между которыми подчинено единой цели. Финансовая система представляет собой совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых звеньев и элементов, сгруппированных по сферам финансовых отношений, посредством которых осуществляется формирование, распределение и использование фондов денежных средств, денежных доходов и накоплений для достижения целей финансовой политики и финансового обеспечения материальных интересов всех участников общественного воспроизводства

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3Глава 1. Национальная финансовая система: ее состав и структура……….….5 1.1 Понятие финансовой системы…………………….………………………….5 1.2 Состав и структура финансовой системы……….…………………………..6 Глава 2. Характеристика основных элементов финансовой системы…………9 2.1 Характеристика государственных и муниципальных финансов…………9 2.2 Финансы хозяйствующих субъектов………………………………………10 2.3 Характеристика финансов домашних хозяйств…………………………. 14 2.4 Страхование………………………………………………………………….17 2.5 Государственный кредит……………………………………………………19 Глава 3. Особенности российской финансовой системы и перспективы ее развития…………………………………………………………………………..223.1Особенности российской финансовой системы……………………………22 3.2Перспективы развития российской финансовой системы………………...24 Заключение………………………………………………………………………29Список использованных источников…………………………………………31

Файлы: 1 файл

курсовая работа по финансам с флешки.docx

— 68.78 Кб (Скачать)

2.3. Характеристика  финансов домашних хозяйств.                  Финансы домашних хозяйств, представляют собой денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта в связи с формированием и использованием денежных ресурсов домашних хозяйств.  Финансовые  взаимосвязи домашних хозяйств: с работодателями; между членами хозяйства; с другими домашними хозяйствами; с кредитными и страховыми организациями; с органами государственной власти и органами местного самоуправления и др.      Домашние  хозяйства неоднородны по своему внутреннему составу.   
По данным последних переписей населения в России насчитывается примерно 50 млн. домашних хозяйств, в том числе 40 млн. семейных и около 10 млн. домашних хозяйств лиц, не имеющих семьи или утративших с нею связь. [13,ст. 356]            По  занятости выделяют следующие домашние хозяйства:    - получателей нетрудовых доходов (социальных и прочих трансфертов, доходов от собственности с трансфертов);       - наемных работников;           - самостоятельно занятых работников.       По  признаку обеспеченности выделяют следующие домашние хозяйства:             - бедные первого уровня – со среднедушевым доходом не более размера минимальной заработной платы;         - бедные второго уровня – со среднедушевым доходом между минимальной заработной платой и бюджетом прожиточного минимума;                                      - малообеспеченные - со среднедушевым доходом между бюджетом прожиточного минимума и минимальным потребительским бюджетом;  - состоятельные – со среднедушевым доходом между оценками одного и двух минимальных потребительских бюджетов;      - богатые – со среднедушевым доходом выше удвоенного минимального потребительского бюджета.         Члены домашнего хозяйства могут составлять семью, находиться   
в родственных отношениях или не иметь таковых. Доходы домашних хозяйств характеризуется посредством различных показателей:             – совокупные доходы: денежные и натуральные доходы; стоимости бесплатных и льготных услуг, предоставляемых за счет социальных фондов;    – располагаемые доходы определяются исключением из совокупных доходов населения налогов и обязательных платежей;              – реальные доходы: денежные доходы, скорректированные на индекс потребительских цен.         Выделяют следующие виды доходов по источникам их формирования: -оплата труда – основная форма доходов домашних хозяйств;    -социальные трансферты: пенсии, пособия и т.д.;      -доходы от предпринимательской деятельности без образования юридического лица;           -доходы от собственности – от продажи излишков продукции подсобных хозяйств без организации их производства с целью регулярной реализации; от долевого участия в организации; от вложений в банковские вклады и ценные бумаги; от продаж или аренды имущества, принадлежащего членам домашнего хозяйства и т.п.;           -другие доходы.          Классификация расходов домашних хозяйств:      -на покупку товаров, оплату услуг: текущие и капитальные расходы. Текущие расходы – это затраты, связанные с первоочередными нуждами. Капитальные расходы: приобретение непродовольственных товаров длительного пользования, капитальное обустройство жилья и т.п.;   -обязательные платежи и разнообразные взносы: налоги и т.п.;    -приобретение недвижимости;         -на прирост финансовых активов. [17,ст.58]      Важнейшей задачей ближайших лет является существенное изменение роли финансов домашних хозяйств в финансовой системе страны. В развитых государствах с рыночной экономикой финансы домашних хозяйств являются главным ресурсом, определяющим финансовый потенциал страны и, в конечном счете, характер ее экономического развития в целом.

2.4 Страхование

Страхование – особая форма  перераспределительных отношений  по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц  и возмещения им материального ущерба при наступлении страхового случая.             Страхование жизни, здоровья, трудоспособности и материального благосостояния граждан реализуется пятью отраслями страховых отношений: социальным, имущественным, личным, страхованием ответственности, страхованием предпринимательских рисков.   Социальное страхование – система отношений, формирующих   
и расходующих фонды денежных средств для материального обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать ее по различным причинам.          Имущественное страхование – объектами страховых отношений выступает имущество.         Личное страхование – форма социальной защиты населения. Его объекты – жизнь, здоровье, трудоспособность граждан.    Страхование ответственности защищает интересы как самого страхователя, поскольку ущерб за него возмещает страховая организация,  так и других (третьих) лиц, которым гарантируются выплаты за ущерб, причиненный вследствие действия или бездействия страхователя: страхование деловой ответственности, страхование ответственности работодателей, страхование ответственности от экологических рисков, страхование ответственности за качество продукции и т.д. Актуально страхование ответственности заемщика за непогашение кредита: договор страхования заключается между страховой компанией (страховщиком) и предприятиями – заемщиками (страхователями); объектом страхования является ответственность заемщика перед банком, выдавшим кредит. Страхование предпринимательских рисков – объектом страхования выступает предпринимательская деятельность страхователя: инвестирование денежных и материальных ресурсов в производство, бизнес с целью получения прибыли. Этот вид страхования начали проводить альтернативные страховые общества (акционерные, кооперативные, взаимные, ведомственные). Покрытие предпринимательских рисков осуществляется при помощи:                     – страхования от потери прибыли вследствие нарушения процесса производства, простоя, повреждения или кражи имущества и иных потерь, связанных с прерыванием основной деятельности;                – страхования от невыполнения договорных обязательств по поставке   
и реализации продукции.         На  страховом рынке действуют две  формы страхования: обязательное  и добровольное, а также два вида страховых организаций:             1. Различные внебюджетные фонды (пенсионного, медицинского, социального) страхования, финансы которых являются составной частью государственных и муниципальных финансов. [14,ст.245]           2. Финансовые коммерческие организации – юридические лица.  Рыночные отношения, развитие предпринимательства, расширение круга товарных и обменных операций, взаимных договорных обязательств между хозяйствующими субъектами требуют надежной системы гарантий, предоставляемой страхованием. На основе страхования становится возможной защита общественных и личных интересов, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.            Страхование правомерно выделять в самостоятельное звено, так как оно действительно играет большую роль в перераспределительных отношениях по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств.

2.5 Государственный кредит

       Как звено государственных финансов позиционируется государственный кредит.        Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора, гаранта. В первом случае, органы власти привлекают на добровольной основе денежные средства юридических и физических лиц для финансирования дефицитов бюджетной системы. Данная деятельность реализует фискальную функцию государственного кредита и ведет к образованию государственного внутреннего и внешнего долга и необходимости его обслуживать. Такой государственный кредит называется внутренним.      Во  втором случае, органы власти кредитуют: нижестоящие уровни бюджетной системы; юридических лиц; другие иностранные государства. Такие отношения называются внешним государственным кредитом.  В третьем случае, органы власти предоставляют  государственные   
и муниципальные гарантии, поручительства нижестоящим уровням бюджетной системы и юридическим лицам под долгосрочные кредиты, займы и др. Необоснованная выдача гарантий и поручительств может вести к увеличению государственного долга, т.к. это пролонгированные финансовые обязательства. Такие отношения называются условным государственным кредитом.              Как экономическая категория госкредит обслуживает формирование и использование государственных централизованных денежных фондов. Его специфическими чертами являются: добровольность; возвратность и платность; на общегосударственном уровне не имеет конкретного целевого характера.            Как финансовая категория госкредит выполняет три функции финансов:                      – распределительная функция госкредита: формирование централизованных денежных фондов государства. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита;        – регулирующая функция госкредита: вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов,   
на производство и занятость. Используя госкредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство снижает платежеспособный спрос;    – контрольная функция госкредита органически вплетается   
в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности:1) очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; 2) охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность привлечения средств; 3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.  Вывод: Проанализировав элементы финансовой системы, можно сказать, что страхование правомерно выделять в отдельное самостоятельное звено, так как оно действительно играет большую роль в перераспределительных отношениях по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств. Как звено государственных финансов позиционируется государственный кредит   В составе сферы финансов субъектов хозяйствования выделяются три основных звена: финансы коммерческих предприятий, финансы некоммерческих предприятий и финансы индивидуальных предпринимателей. Остальные элементы, такие как финансы домохозяйств, финансы общественных объединений, финансы посредников, финансы государственных, муниципальных, частных, акционерных, арендных, общественных субъектов хозяйствования хотя и существуют, но являются не отдельными звеньями, а лишь входят в состав трёх основных.   В структуре сферы государственных и муниципальных финансов выделяются такие основные звенья как: финансы государственного бюджета, финансы внебюджетных фондов, федеральные финансы, финансы субъектов федерации, местные финансы, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок. Подробный анализ всех этих звеньев показывает, что в состав муниципальных финансов входят два звена: финансы государственного бюджета и финансы внебюджетных фондов, а остальные элементы являются лишь составляющими этих основных двух звеньев.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности российской финансовой системы  и перспективы ее развития

3.1 Особенности  российской финансовой системы  и основные тенденции её развития.

 

Современная финансовая системы  РФ состоит в целом из двух укрупненных  подсистем: государственных и муниципальных  финансов; финансов хозяйствующих субъектов. В РФ действуют более двух десятков внебюджетных социальных и экономических  фондов: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного  медицинского страхования населения, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости  населения РФ , Федеральный и территориальные дорожные фонды и др.    История развития отечественной финансовой системы, как и экономики  в целом, показывает, что критерии её эффективности зачастую были  не удачными, вследствие неверной постановки задач, что не могло не привести к системному кризису 2008 года.      В результате, в такой важной (основной) сфере финансовой системы,   
как «Финансы хозяйствующих субъектов» наблюдался рост числа убыточных организаций, снижение объёмов производства, рост недоимки по платежам  в бюджет. Отвлечение ресурсов из реального сектора экономики не было компенсировано ни увеличением объёмов государственного финансирования, ни льготным налогообложением, ни созданием возможностей для более широкого использования банковских кредитов. Восстановление российских финансовых рынков после системного кризиса в 2008г. произошло лишь к 20011г. – основные рыночные показатели именно тогда достигли предкризисных уровней. Состояние национальной экономики, в первую очередь реального сектора, выдвинуло уже новые, более высокие требования к российской банковской системе  и финансовым рынкам – с точки зрения формирования сбережений основных экономических агентов, возможностей банковской системы предоставлять кредиты (средне - и долгосрочные) предприятиям реального сектора, эффективности функционирования финансовых рынков, в том числе   
и с позиции регулирования процентных ставок в экономике.   Следствием стабилизации экономики стал увеличивающийся сальдированный финансовый результат организаций. При этом доля чистой прибыли, являющейся сегодня одним из двух основных источников финансирования инвестиций, в ВВП в среднем составляла всего немногим более 10%, тогда как доходы федерального бюджета составляли более 20% ВВП. Темпы роста доли доходов в ВВП такого базового звена финансовой системы, как финансы предприятий, должны быть хотя бы такими же, как у государственных финансов. Плачевное состояние основных фондов во многих отраслях (физический износ около 50%, а в некоторых отраслях более 70%) требует 7-10 трлн. руб. ежегодных инвестиций в основной капитал. Прибыль и амортизационные отчисления предприятий не дают таких сумм, а эффективность трансформационного механизма финансовой системы для перелива сбережений в инвестиции крайне низка, что не позволяло развиваться звеньям основной сферы финансовой системы на должном уровне. [12, ст. 68]         Развитие  современной российской экономики  после общемирового финансового кризиса характеризуется устойчивыми темпами роста основных показателей (в связи с ростом цен мирового рынка на нефть и прочие сырьевые ресурсы), а также девальвацией национальной валюты и сравнительно низкими ценами на продукцию естественных монополий. В результате были достигнуты положительные темпы роста произведенного ВВП и выпуска промышленной продукции, объема капитальных инвестиций, роста реальных доходов населения и улучшение прочих экономических показателей. Это связано (взаимосвязано) с общим  улучшением финансового состояния  российской финансовой системы. Так, в  качестве основных тенденций в российской банковской системе в пост кризисный период можно выделить следующие:        - банковская система самостоятельно восстановилась и по большинству параметров достигла предкризисного состояния;      - выход банковской системы на предкризисный уровень не означает ликвидацию банковского кризиса, поскольку потребности в поддержании положительных темпов роста реального сектора предъявляют к банковскому сектору новые требования;          - прослеживается тенденция к укрупнению банковской системы как за счет усиления роли государства, так и посредством привлечения внешних инвесторов.           Финансовые рынки являются ключевым компонентом национальной экономики: несмотря на незначительность его вклада в объем произведенного ВВП – 0.5-1.5% ВВП, именно финансовые посредники обеспечивают привлечение средств в реальных сектор и их распределение между различными секторами экономики и отдельными предприятиями. Поэтому доля доходов финансового сектора в ВВП является принципиальным показателем, характеризующим эффективность финансовой системы.          Развитие  финансовой системы невозможно без  адекватной оценки её состояния и формирования действенных рекомендаций по целенаправленному развитию всех её звеньев.

3.2. Перспективы  развития российской финансовой  системы

Сегодня финансовая система России недостаточно развита, чтобы обеспечить значительный экономический рост финансовыми ресурсами.            В совместном проекте Ассоциации региональных банков «Россия»   
и рейтингового агентства «Эксперт РА» при поддержке Общественной палаты РФ «О концепции развития финансовой системы России: мощь, открытость, суверенитет» был проведён анализ российской финансовой системы.              К основным недостаткам финансовой системы были отнесены её зависимость от внешних рынков, несоразмерность масштабам экономики, ложные финансовые цели, нерациональная аллокация финансовых ресурсов, дефицит долгосрочных финансовых ресурсов. Действительно, совокупные активы финансового сектора составляют немногим более 60% ВВП, что недостаточно для эффективного обслуживания экономики даже по меркам развивающихся стран. В большинстве развитых стран этот показатель превышает 300% ВВП. При этом более 90% активов финансовых институтов составляют активы банковского сектора, но и этот сектор по уровню развития отстаёт от развитых стран. По-прежнему недостаточно развиты долгосрочное кредитование, ипотека, страхование и другие финансово-кредитные услуги.          Даже  при высоких темпах роста производства отдельных отраслей, банковской сферы, рынка ценных бумаг, инвестиций финансовая система страны растет медленно, поскольку  на нее действуют другие факторы. К числу главных из них следует  отнести высокий уровень инфляции и размеры «теневой экономики». При этом если инфляция «съедает» ежегодно как минимум 10% увеличения ВВП, то «теневая экономика», которая «растет» вместе с официальной экономикой или даже опережая ее, уменьшает его еще на 10-30%.       К числу других факторов, негативно влияющих на формирование финансовой системы страны, можно отнести: «утечка» денежного капитала  за рубеж; «уход» от уплаты налогов, таможенных пошлин, акцизов и т.п.; «отмывание» средств, полученных незаконным путем, через банки; хищение и нецелевое использование бюджетных средств; недооценка стоимости национального богатства; экспансия «дешевых» кредитных средств  из-за рубежа; поглощение российских компаний и целых отраслей иностранными корпорациями; нерациональное использование золотовалютных резервов, средств общегосударственных финансовых фондов. [15, ст. 21]    Развитие финансовых рынков в среднесрочной перспективе будет происходить также под воздействием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы в настоящий момент в значительной степени определяют развитие национальной экономики и финансовой системы – их воздействие является экзогенным и в настоящий момент правительство РФ не в состоянии ему противодействовать (именно из-за слабости национальной банковской системы и финансовых рынков). Реализация же внутренней экономической и финансовой политики может улучшить состояние национальной экономики – но при проведении интенсивных реформ банковской системы и финансовых рынков. Перспективы сохранения экономического роста в значительной степени зависят от возможностей финансовой системы России содействовать дальнейшему поступательному развитию экономики, а также противостоять воздействиям внешних факторов.            В силу перечисленных выше причин разработка среднесрочных сценариев развития российских финансовых рынков сопряжена со следующими принципиальными проблемами:       - неопределенностью состояния мировой экономики, темпы развития которой диктуют, в частности, спрос на энергоресурсы на мировом рынке – последний показатель превышает 50% от общего российского экспорта. Кроме того, уровень процентных ставок в развитых экономиках определяет объем потенциальных прямых и процентных инвестиций в развивающиеся экономики, в том числе и в российскую;        - состоянием развитых финансовых рынков. Данный показатель напрямую воздействует на развивающиеся рынки – посредством политики международных инвестиционных фондов;       -развитием внутренней политической обстановки. Так, например, результаты выборов оказывают воздействие на приток внешних инвестиций, уровень процентных ставок и цены на акции российских компаний.  Развитие национальных финансовых рынков в среднесрочной перспективе будет достаточно противоречивым. Так, если ситуация   
на фондовом рынке (рынке акций российских производственных компаний) будет напрямую зависеть от состояния российской экономики и благоприятных внешних факторов (высоких цен на нефть, кредитных рейтингов и прочих), то связь рынка российских долговых обязательств (федеральных, муниципальных и корпоративных облигаций) с состоянием национальной экономики будет противоположной. Это означает, что наибольшее развитие рынок долговых обязательств получит при реализации пессимистичного сценария.        Действительно, при ухудшении внешних условий (падении цен на нефть, сохранении низких темпов роста производства в развитых экономиках  и стагнации на развитых финансовых рынках) состояние государственного бюджета и предприятий реального сектора России ухудшится – следовательно, возрастет и спрос на заемные ресурсы. При этом наибольшее развитие получит рынок федеральных облигаций, тогда как объем рынка муниципальных облигаций сократится – в силу меньшей конкурентоспособности последних по сравнению с федеральными облигациями и больших рисков. Потенциально более высокие риски снизят также темпы роста объемов рынка корпоративных облигаций, но рост последнего сегмента будет все же значительным. Рынок внешних долговых облигаций (государственных и частных) также расширится, но и доходность данных облигаций (или стоимость заимствований для федерального правительства и частных предприятий) на мировом рынке капитала существенно возрастет.           В конечном итоге именно при инерционном сценарии состояние российских финансов представляется наиболее устойчивым, но и наименее благоприятным. В рамках данного сценария экономика России будет  по-прежнему существенно зависеть от внешних условий, темпы экономического роста будут позитивными, но низкими, а финансовая сфера развиваться лишь за счет внутренних ресурсов при минимальном участии государства и внешнего капитала. Пограничные сценарии (оптимистичный и пессимистичный) окажут неоднозначное воздействие на экономику и финансы России, но будут представлять собой некий вызов для внутреннего развития, в результате чего национальная банковская система, состояние  и структура национальных финансовых рынков, уровень инвестиционной активности могут кардинально измениться – в сторону содействия экономическому росту. При этом оптимистичный сценарий предоставляет финансовые ресурсы для проведения структурных преобразований, тогда как пессимистичный – вынуждает их проводить. В обоих случаях преобразования  в национальной финансовой сфере будут принципиальным образом зависеть от политики властей, участие которых в расширении российских финансовых рынков, росте капитализации банковской системы, а также снижении различного рода рисков видится в качестве первоочередной задачи.[17ст.335]           Вывод: В данной главе отмечена сущность финансовых отношений как экономических  денежных отношений, а так же их значимость в финансовой системе нашего государства. Рассмотрены изменения, которые проходили в финансовой системе и перспективы ее развития, функции и аспекты финансовой политики. Представлены особенности финансовой политики Российской Федерации. 

Информация о работе Финансовая система, ее состав и структура