Финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 02:50, реферат

Краткое описание

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

         Целью управления государственным долгом является оптимизация затрат, связанных с финансированием дефицита государственного бюджета.

    В управлении государственным долгом страны можно выделить следующие  основные принципы:

    * безусловности -- обеспечение режима  безусловного выполнения государством  всех обязательств перед инвесторами и кредиторами, которые государство, как заемщик, приняло на себя при заключении договора заимствования средств;

    * единства -- учет в процессе управления  государственным долгом всех  видов обязательств, эмитированных  как сувереном, так и субъектами РФ;

    * снижения рисков -- размещение и  погашение займов таким образом,  чтобы максимально снизить влияние  колебаний конъюнктуры мирового  рынка капиталов и спекулятивных  тенденций рынка ценных бумаг  на рынок государственных обязательств;

    * оптимальности структуры -- поддержание  оптимальной структуры долговых  обязательств по срокам обращения  и погашения;

    * сохранения финансовой независимости  -- поддержание оптимальной структуры  долговых обязательств государства  между инвесторами-резидентами и инвесторами-нерезидентами;

    * прозрачности -- соблюдение открытости  при выпуске займов, обеспечение  доступа международных рейтинговых  агентств к достоверной информации  об экономическом положении в  стране для поддержания высокой  кредитной репутации и рейтинга страны-заемщика. 

    2.3. Налоговая политика

         Важнейшей частью финансовой политики является налоговая политика. Более чем за 500 лет современная финансовая наука четко определилась в отношении к налогам.

    * Без налогов государство не  может существовать.

    * Налоговые изъятия имеют твердую  тенденцию к росту. При переходе  оптимального налогового порога  нарушается естественный воспроизводственный  процесс -- экономика саморазрушается.

    * В период кризиса налоги должны  быть установлены на минимально  возможном уровне. Высокий налоговый порог приводит к утечке капитала.

    * Государственное регулирование  экономики необходимо. Однако при  суммарной величине изъятия чистого  дохода выше 30% экономический рост  страны приостанавливается. Налоговые  льготы должны носить открытый характер и быть равными для всех субъектов воспроизводственного процесса.

    * Налоговая система не должна  носить конфискационный характер.

    * Суммарная величина налогов имеет  устойчивую тенденцию роста только  в экономической системе, в  которой государство гарантирует стабильность законов и правил. Как только государство нарушает свои обязательства гаранта стабильности, капитал начинает уходить в теневую экономику или за рубеж, сужая доходную базу бюджета.

    * Налоговая система должна быть  простой, открытой и эффективной. Увеличение числа налогов, объектов обложения, введение многоступенчатых налогов приводит к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов и, в конечном счете, к разрушению экономики путем ареста имущества, объявления неплательщика банкротом и т.д.

    * Превалирование косвенной системы  налогообложения, наиболее удобной  с позиции формирования доходов  бюджета, приводит к дальнейшему  обнищанию основной массы населения  страны, поскольку бремя таких  налогов падает на конечного  потребителя товаров и услуг, т.е. на 80--90% населения, имеющих доходы на уровне прожиточного минимума или даже на уровне социального выживания.

    * Опасность косвенной системы  налогов заключается в том,  что у основной части населения  изымаются накопления, что, в свою очередь, разрушает базу кредитной системы и системы вторичного финансового рынка. Опыт США, которые практически отказались от косвенных налогов, лучшее тому подтверждение.

    * Косвенные налоги необходимо  вводить для ограничения потребления  товаров, вредных для здоровья, на предметы роскоши, иногда на импортные товары и услуги и в ряде других специфических случаях.

    * Основной налоговой базой должны  выступать налоги на доходы  и имущество. Их следует строить  на принципах пропорционального  налогообложения. Без резкого и принципиального изменения налоговой политики Россия не сможет восстановить свою экономику. Надо понимать, что без личной инициативы и эффективного труда всех членов общества, экономику трудно восстановить. Налоги отнимают главную мотивацию труда при рыночной экономике -- труд должен приносить доход. Влияние налоговой политики на экономику страны проявляется непосредственно -- высокий налоговый порог сужает инвестиционные возможности воспроизводственного процесса, уменьшает уровень потребления в обществе, что, в свою очередь, снижает базу роста производственного сектора и сектора услуг. 

    2.4. Ценовая политика

         Ценовая политика государства выражается в корректировке цен и тарифов на монопольные товары и услуги. В монопольном владении государства сохранились недра, земля, водные пространства, железные дороги, электропередающие сети, нефте- и газопроводы. Рост цен на товары и услуги этих отраслей приводит к повышению цен во всех остальных секторах народного хозяйства. Корреляция здесь настолько очевидна, что комментарии излишни. Если к этим процессам добавить сохранившуюся за государством недвижимость в городах, цена за аренду которой устанавливается местными органами власти бесконтрольно, то ожидать в ближайшее время создания условий, благоприятствующих росту экономики, не приходится. Попытки органов власти регулировать цены на жизненно важные товары и услуги административными методами не приводят к желаемым результатам, поскольку в этом случае товары и услуги из легальной экономики уходят в теневую.

         Из-за постоянного дефицита бюджета государство не может обеспечить населению те минимальные социальные гарантии, которые узаконены. Речь идет о льготных лекарствах и льготах за проезд в общественном транспорте. В реальной действительности предложение этих льготных товаров и услуг все время сокращается. Ценовая политика является важнейшим фактором регулирования экономики. От величины тарифов на транспорт и электроэнергию, а также цен на сырье фактически зависят цены на всю совокупность товаров и услуг. Эту возможность государство пока недостаточно использует для повышения потенциала отечественной экономики, делая неконкурентными отечественные товары и услуги. 

    2.5. Таможенная политика

         Таможенную политику можно рассматривать как часть налоговой и ценовой политики, поскольку таможенные сборы и налоги оказывают прямое воздействие на цену товаров и услуг. В то же время, таможенная политика имеет и свой специфический способ влияния на экономику страны, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг и сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны. Так, если на импорт технологического оборудования, не имеющего аналогов в стране, установить таможенный сбор в размере 20%, то это уменьшит инвестиционные возможности отечественных производителей, снизит темпы роста внутреннего производства и увеличит долю импортной продукции. Такие ставки у нас действовали до последнего времени, сдерживая развитие отечественной экономики. Объяснялось это необходимостью пополнения доходов бюджета и созданием условий для роста отечественных производителей.

         Таможенная политика любой страны имеет действие бумеранга -- введение ограничительных или поощрительных ставок обложения вызывает аналогичные ответные меры. Выбор направления таможенной политики должен соответствовать экономическому состоянию страны. Если мы сегодня зависим от импорта продовольствия и товаров повседневного спроса, это должно учитываться таможенными ставками. Но если эти ставки будут поощрительными, то отечественный товаропроизводитель не сможет конкурировать с западными товарами. Классическим примером стала ситуация с нашим некогда мощнейшим Птицепромом -- дешевые «ножки Буша» (куриные окорочка) стали причиной его полного разорения. 

    Заключение

         В финансовой политике необходимо единство действий исходя из взаимообусловленности динамики стоимостных и натурально-вещественных потоков товаров и услуг, обеспечения основной народнохозяйственной пропорции расширенного воспроизводства - между производством, текущим потреблением и накоплением общественного продукта.

         Следует изменить воспроизводственную сущность финансовой политики, которая ныне направлена на всемерное стимулирование сферы обращения в ущерб развитого производства потребительских и инвестиционных товаров. В результате, за истекшие годы произошел весьма значительный прирост количества рыночных структур в сфере коммерции, продажи и перепродажи, оказания финансовых услуг и т.д., тогда как число непосредственных производителей увеличилось в несравненно меньшей степени. Объемы коммерческих услуг возросли в десятки раз, а производство продукции из года в год весьма значительно уменьшалось при гипертрофированном повышении цен.

         Дальнейшее сохранение протекционизма в финансовой политике по отношению к сфере распределения не допустимо со всех позиций. В экономическом смысле оно не дает реального выигрыша, ибо капиталы используются не на увеличение товарного наполнения рынка, а на воспроизводство все тех же финансовых структур. В социально-психологическом плане такая политика усиливает напряженность в обществе, способствую расширению слоя рантье и углублению социальных противоречий.

         Реформирование финансовой политики должно затронуть всю систему регуляторов- ценностные, налоговые, кредитные, эмиссионные и другие инструменты регулирования экономики. Эти регуляторы должны реализовывать новые методы финансирования и кредитования экономики, управления структурной и инвестиционной политикой, доходом и накоплением, вовлечения финансовых средств в бюджет, организовывать их обращение не только по отраслевым и ведомственным вертикалям, но и по горизонтали между предприятиями, их ассоциациями, регионами.

         Ступенчатая система экономических реформ, применяемая сейчас может дать эффективный результат лишь тогда, когда реформирование финансового механизма будет окончательно завершено. Это не означает, что отрицается целесообразность ступенчатого характера реформирования финансового механизма (налоговая реформа, кредитно-банковская реформа, создание банковской системы, реформа ценообразования), который неизбежен. Главным недостатком нынешней реформы является то, что ее мероприятия не имеют в должной мере целостного характера и проводятся достаточно медленно.

         Финансовая политика должна быть органически вписана во все мероприятия структурной реформы, воспроизводственного процесса - по преобразованию экономической, социальной, материально-вещественной, организационной структур общественного производства. Ближайшие цели структурной политики - это преодоление спада производства, падения жизненного уровня наиболее активной части трудоспособного населения, восстановление инвестиционной деятельности. 
     
     

Информация о работе Финансовая политика