Финансовая политика, ее цели, задачи и принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 06:30, реферат

Краткое описание

Потребность в разработке и систематическом проведении финансовой политики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к составлению и осуществлению программ финансовой политики дал экономический кризис 1929 - 1933гг., поставивший под сомнение способность рыночной системы к саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую жизнь. Свое теоретическое обоснование принципы финансовой политики получили в работах Джона Мейнарда Кейнса и его последователей.

Оглавление

Введение
2. Финансовая политика, цели и задачи
3. Принципы финансовой политики
4. Виды финансовой политики и механизм ее реализации
5. Типы и формы государственной финансовой политики
6. Заключение
7. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат .doc

— 75.00 Кб (Скачать)

Неоконсервативная стратегия

В 70-х годах XX века в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.

Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.

Следует отметить, что различные разновидности регулирующей финансовой политики тесно взаимосвязаны. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового механизма применяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции.

Планово - директивная финансовая политика

Планово - директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Управление финансами осуществляется из единого центра - Министерства финансов, которое занимается  всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало.

Планово - директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.д.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.

Финансовая стратегия и тактика

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией.

В этот период прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы ограничения финансовых отношений (налоговая политика), решается вопрос о необходимости концентрации финансовых ресурсов на тех направлениях экономики, которые разработаны и приняты экономической политикой. Следовательно, финансовая политика, как составная часть экономической политики, решает задачи изыскания, концентрации и аккумуляции финансовых ресурсов и их распределения по направлениям развития, которые вырабатываются экономической политикой. Финансовая стратегия тесно взаимосвязана с финансовой тактикой.

Финансовая тактика  направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна быть более гибкой, так как она определяется подвижностью экономических условий и социальных факторов. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.
Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества (или определенной его части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач. Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно - исторические условия и особенности жизни.

 

Заключение

В реальной действительности финансовая политика последнего десятилетия была направлена на быстрое изменение социального строя общества. Цель эта, в основном, достигнута. Возврат к централизованно распределительной системе уже невозможен. Проведение такой политики потребовала, в первую очередь, основополагающих теоретических разработок, анализа и учёта действующей практики при проведении реформ с целью оперативного внесения соответствующих коррективов. Однако, к началу проведения реформ такие разработки по финансово бюджетным вопросам были сформулированы на декларативном уровне и фактически реформы стали проводиться методом проб и ошибок.

Использование финансовой политики только как средства (инстру­мента) выполнения функций государства неизбежно ведет к конфликту интере­сов государственных органов власти, органов местного самоуправления с други­ми субъектами финансовой системы, а именно с хозяйствующими субъектами и населением страны.

По мнению С. Ю. Витте, ключевая особенность финансовой политики со­стоит в том, что она «...должна быть направлена на всемерное содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая полити­ка может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственных доходов».
Итак, совокупность государственных мероприятий по использования финансовых отношений для выполнения государством своих функции представляет собой финансовую политику.

Из изложенного выше можно сделать два вывода. Во-первых, государственная финансовая политика должна выступать средством решения социально-экономических задач  общества, а не быть инструментом  достижения целей тех или иных органов власти, преследующих собственные интересы. Во-вторых, финансовая политика государства должна учитывать интересы всех субъектов финансовой системы, а не только органов государственной власти.

 

Список используемой литературы

1.                    Балабанов И.В. "Финансы и государство". 2007

2.                    Ковалев В.В. "Финансы. Учебник". 2004

3.                    Макконнелл К.Р., Брю С.Л. "Экономикс". 1993

4.                    Павлов В.С. "Оздоровление финансов - задача общая. Финансы СССР". 1990

5.                    Пархачев А.Г. "Финансы государства". 2007

6.                    Самойлова П.П. "Финансирование и кредитование". 2007

7.                    Самуэльсон П. "Экономика". 1992

8.                    Сергеев А.С. "Финансы и право". 2008

 

 



Информация о работе Финансовая политика, ее цели, задачи и принципы