Финансирование социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы. Ни в одной из областей экономической стратегии государства ломка социалистической системы не оказалась такой болезненной и чреватой потрясениями, как в перестройке социальной сферы. Падение объемов производства, структурные дисбалансы в экономике и кризис государственных финансов резко сократили возможности маневра в социальной политике и объемы ресурсов, которые можно перераспределять между ее отдельными направлениями. Это привело к замедлению реформ социальной сферы, что опасно серьезными последствиями для стабильности общества в целом.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………................3
Глава 1. Социальная сфера……………………………………………………..........5
1.1.Характеристика социальной сферы……………………………………...5
1.2.Основные направления государственной социальной политики и социального обеспечения…………………………………………….............8
1.3.Управление финансами в отраслях социальной сферы……………….13
Глава 2. Основные источники финансирования социальной сферы……………18
2.1.Финансирование соц. сферы из местных бюджетов…………………..18
Заключение…………………………………………………………………………..26
Список литературы………………………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

финансирование социальной сферы.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно- коммунальное хозяйство — примерно треть всех расходов. Сле­дует отметить, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на жилищно- коммунальное хозяйство сред­ства местных бюджетов составляют 70%, на образование — 67% (на дошкольное воспитание — 83%, начальное и общее среднее образование — 87%), на здравоохранение и физическую культуру — 55%, социальную политику — 49%, культуру и искусство — 45%.

Местным органам подведомственна подавляющая часть со­циально-культурных учреждений и в первую очередь учрежде­ний народного образования и здравоохранения. Поэтому в рас­ходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, по­селковых и сельских бюджетах — от 60 до 80%.

 

Бюджетные расходы на образование.

    Финансирование образования - обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление образовательного процесса. Предполагает целевое и безвозвратное использование средств.
Финансирование образования может осуществляться как государством, так и

домохозяйствами, фирмами.

Государственное финансирование образовательной деятельности осуществляется в различных формах:

1.Финансирование образовательных организаций:

-прямое: сметное финансирование, блоковые субсидии, заказы, подушевые нормативы

- косвенное: налоговые льготы

2.Финансирование учащихся:

- прямое: образовательные ваучеры, гранты, кредиты

- косвенное: налоговые льготы, гарантии кредитов

Различные типы образовательных учреждений находятся в ведении различных бюджетов. Муниципалитеты отвечают за общее образование: детские дошкольные учреждения и школы; региональные бюджеты - за внешкольное образование, а в некоторых субъектах за среднее и начальное профессиональное образование; федеральный бюджет отвечает за высшее образование и 75% учреждений начального и среднего профессионального образования.

В 2008-2010 годах финансирование образования происходит под влиянием изменений в структуре учащихся и с учетом завершения, начиная с 2009 года, приоритетного национального проекта «Образование» (см.таблицу 2).

Распределяемые средства позволяют реализовывать меры по обеспечению государственных гарантий прав граждан на общедоступность и бесплатность начального профессионального и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в федеральных государственных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

                                                                                                               Таблица 2

Рост финансирования в сфере образования в 2007-2010гг.

 

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

Общий объем, млрд. руб.

277,9

308,9

315,5

341,1

Доля в бюджетных ассигнованиях федерального бюджета, %

5,1

4,7

4,2

4,,2

Прирост к предыдущему году, млрд. руб.

 

31,0

6,6

25,6

Прирост к предыдущему году, %

 

11,2

2,1

8,1

Рост к уровню 2007 года, %

100,0

111,2

113,5

122,7

 

 На развитие образования должны повлиять демографические процессы, в результате которых численность детей в дошкольных учреждениях возрастет в 2010 году на 8,3% по сравнению с2006 годом, а численность учащихся в школе снизилась на 6% (с 14,8 млн.человек в 2006 году до 13,9 млн. человек в 2010 году). За этот период численность студентов в вузах увеличится на 5,1%, а в системе среднего профессионального образования снизится на 1,8%.

Государственное финансирование образования является важнейшей статьей госбюджетов развитых стран. Приемлемая ориентация российских государственных расходов на образование (с учетом мировых тенденций) -6% ВВП, по сравнению с выделяемыми 3,8% ВВП в 2008 году.   Недостаточное государственное финансирование образования приводит к устойчивой тенденции увеличения платности образования в России за счет расходов населения. Основное место в структуре расходов занимают бюджетные ассигнования на высшее профессиональное образование: 77,7% -в2008 году, 77,8- в 2009, 74,9 – в 2010 году ( см.таблицу 3.).

                                                                                                              Таблица 3 Структура расходов федерального бюджета в сфере образования в   период 2008-2010 гг., в % к общему объему расходов по разделу.

 

2008г.

2009г.

2010г.

Дошкольное образование

1,0

1,0

1,0

Общее образование

1,0

1,2

4,6

Начальное профессиональное образование

3,9

3,9

3,4

Среднее профессиональное образование

9,6

9,9

9,9

Переподготовка и повышение квалификации

1,3

1,4

1,4

Высшее профессиональное образование

77,7

77,8

74,9

Молодежная политика и оздоровление детей

0,1

0,1

0,1

Прикладные научные исследования в области образования

0,5

0,5

0,5

Другие вопросы в области образования

4,9

4,2

4,2

Итого по разделу

100,0

100,0

100,0

 

Расходы бюджета на поддержку отраслей культуры, искусства, кинематографии и средств массовой информации.

К полномочиям Российской Федерации в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации относятся:

- содержание федеральных государственных учреждений и проведение мероприятий общественного характера в указанных сферах;

- сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия;

-  охрана и сохранение особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

Расходы на культуру, кинематографию и средства массовой информации на 2008 год и на период 2009 и 2010 годов характеризуются снижающейся динамикой.

                                                                                                             Таблица 4

Структура расходов бюджетных ассигнований раздела «Культура, кинематография и средства массовой информации»,
в % к общему объему расходов.

 

2008г.

2009г.

2010г

Культура

54,0

55,0

53,0

Кинематография

4,6

5,4

5,6

Телевидение и радиовещание

29,3

33,0

34,7

Периодическая печать и издательства

4,2

1,2

1,3

Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии и средств массовой информации

0,4

0,7

0,7

Другие вопросы в области культуры, кинематографии и средств массовой информации

7,5

4,7

4,7

Итого по разделу

100,0

100,0

100,0

 

Расходы бюджета на здравоохранение и физическую  культуру.

    В настоящее время модель финансового обеспечения здравоохранения включает бюджетные ресурсы, ресурсы фондов обязательного медицинского  страхования (ОМС), фондов медицинских страховых организаций, ресурсы ведомств и организаций, благотворительные источники, финансирование научных исследований медицины. Расходы федерального бюджета по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» на период 2008-2010 годы по сравнению с 2007 годом возрасли на 33%.

Основное место в структуре ассигнований по данному разделу занимают расходы на здравоохранение, в которых, в свою очередь, наибольшая доля приходится на оказание стационарной медицинской помощи(Таблица 5).

 

                                                                                                              

                                                                                                               Таблица 5

Структура бюджетных ассигнований проекта федерального бюджета по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» на 2008-2010 годы, в % к общему объему расходов по разделу.

 

2008г.

2009г.

2010г.

Стационарная медицинская помощь

62,2

64,8

70,6

Амбулаторная помощь

5,1

5,2

4,8

Скорая медицинская помощь

0,2

0,2

0,1

Санаторно-оздоровительная помощь

7,2

7,1

6,4

Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов

1,1

1,1

1,0

Санитарно-эпидемиологическое благополучие

3,3

3,3

3,6

Физическая культура и спорт

6,2

5,6

3,2

Прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта

1,5

1,4

1.2

Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта

13,2

11,3

9,1

Итого по разделу

100,0

100,0

100,0

Информация о работе Финансирование социальной сферы