Философия
Нового Времени
Особенности
философии нового времени
В 17 веке определилась
просветительско - модернистская философская
парадигма, формируется вера в неограниченные
возможности разума.В Новое Время
в отличие от античности и Средневековья
сформировалось новое представление о
науке. Наукой стали заниматься ради практической
пользы. Появилось стремление познать
природу. Природа стала пониматься как
практическое бытие и поэтому главной
наукой стало естествознание. Происходит
"очищение" философии от гуманизма
и ориентация на познание объективной
природы, осмысление и обобщение результатов
науки, утверждение философского материализма.
Особенностью
науки Нового Времени является, с
одной стороны, опора на опытно-экспериментальное
знание как средство достижения истины,
свободное от авторитетов и догматов и,
с другой стороны, успехи математики. Лидером
естествознания среди наук стала механика
(наука о движении тел, наблюдаемых непосредственно
или с помощью инструментов).
Формируется
механическая и метафизическая картина
мира. С позиции данной картины мира трактуются
все явления природы (машины, созданной
Творцом). В данной картине мира роль Бога
сведена к минимуму - создание материи
и ее первотолчка. Далее - развитие мира
подчиняется законам причинно-следственных
связей.
Развитие
науки побуждает философов постоянно
согласовывать свои представления
с достижениями науки. Философия
перенимает у естествознания стиль
мышления, идеалы, ценности. Акцент философов
17 в. - на методологических проблемах. Познание
рассматривается как зеркальное действительности
в сознании человека. Разуму отводится
роль стороннего наблюдателя.
17 в. - время
критики Средневековой схоластики.
Наиболее ярый критик схоластики
- Рене Декарт. Френсис Бекон и
Томас Гобс утверждали, что построить
надежное здание истинной философии можно
только опираясь на опытно-экспериментальное
естествознание. Именно они заложили фундамент
эмпиризма (источник познания - в опыте).
Для эмпиризма характерно взаимодействие
2-х источников получения знания - органов
чувств человека и разума. Рене Декарт,
Барух Спиноза, Лейбниц видели в математике
проявление "естественного света человеческого
разума, который способен проникнуть в
любую тайну и постичь истину".