Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 21:37, контрольная работа
Денежное обращение – это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей, в наличной и безналичной форме обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве. Объективной основой денежного обращения является товарное производство, где товарный мир разделяется на два вида товаров: собственно товары и товар – деньги. С помощью денег в наличной и безналичной формах осуществляется процесс обращения товаров, а также движение ссудного и фиктивного капиталов.
Важное значение в системе бюджетных отношений отводится местным бюджетам. В последнее время они развиваются быстрыми темпами в связи с повышением роли и влияния местных органов власти: растут масштабы местного хозяйства, расширяются и усложняются функции местных органов власти. Местные бюджеты все больше используются для регулирования экономических процессов, влияют на размещение производительных сил, способствуют повышению конкурентоспособности продукции, выпускаемыми местными предприятиями, созданию территориальной инфраструктуры, финансированию затрат по воспроизводству трудовых ресурсов. Важную роль играют местные бюджеты в реализации социальных программ, финансировании возрастающего объема социальных расходов, обусловленных повышением требований к росту качества жизни.
Отдельное звено в составе государственных финансов образуют внебюджетные фонды. Они хотя и управляются федеральными, республиканскими и местными властями, тем не менее организационно отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. К внебюджетным фондам относятся: фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятости населения, другие целевые фонды государственного и регионального значения (инновационный, природоохранительный, регионального развития и т.д.). Главное назначение внебюджетных фондов любого уровня – финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений и других источников. Значение обособленного функционирования внебюджетных фондов особенно возрастает в условиях экономической и финансовой нестабильности в стране. Автономный статус внебюджетных фондов позволяет гарантировать своевременное финансирование важнейших социальных мероприятий. В отличие от федерального, республиканских и местных бюджетов внебюджетные фонды подлежат значительно меньшей регламентации и меньшему контролю со стороны органов государственной власти.
Внебюджетные фонды довольно разнообразны как по функционально-целевому назначению, так и по уровням управления. В соответствии с функциональным назначением их можно подразделить на фонды, имеющие либо экономический, либо социальный, либо природоохранный характер. По уровням управления внебюджетные фонды подразделяются на фонды общественного, республиканского и регионального значения.
Специфической частью государственных финансов выступают денежные отношения, составляющие содержание государственного кредита. Государственные кредитные отношения возникают в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и их передачей во временное пользование органам государственной власти для обеспечения финансирования государственных расходов. Привлечение государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц осуществляется путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Основными формами государственного кредита являются займы и казначейские ссуды. Государственный кредит играет важную роль в укреплении экономики и ее финансовом оздоровлении.
С его помощью ресурсы, аккумулируемые на финансовом рынке, направляются на финансирование потребностей экономического и социального развития. Государственные кредитные ресурсы позволяют цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит. Способствуя оттоку денег из обращения, государственный кредит смягчает остроту проблеем в сфере денежного обращения.
Рецензия на статью
«Об основных тенденциях в уровне жизни и сберегательном поведении населения России»
Суринов А.Е., Шашнов С.А.
Развитие российской экономики в последнее десятилетие по мнению большинства аналитиков, характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны экономический подъем способствовал улучшению финансового состояния предприятий и организаций, что в свою очередь привело к восстановлению докризисного уровня доходов населения, и даже к некоторому превышению уровня этого показателя, наблюдавшегося в 1998 г. С другой стороны системные дисбалансы российской экономики продолжают оказывать существенное влияние на формирование сбережений населения и структуру их использования.
Изменение потребительских предпочтений, что отразилось в переключении спроса с импортных на отечественные товары, непосредственно после кризиса 1998 г. было в первую очередь связано с серьезным падением доходов населения. Как показало последующее развитие событий, с восстановлением доходов объем импортных товаров вновь стал расти, что не способствует переходу к устойчивому экономическому росту. Это связано с недостаточным объемом инвестиций в российскую экономику в последние годы. Однако, результаты статистических обследований показывают, что за девять месяцев 2002 года объем инвестиций в российскую экономику вырос, при этом за счет внутренних источников его увеличение превысило 50%.
Последние тенденции сформировались во многом за счет изменения структуры сбережений, в том числе сбережений населения.
Статья Суринова А.Е. и Шашнова С.А. стала важным шагом в исследованиях, посвященных анализу доходов, уровня жизни и сберегательного поведения населения. В работе исследована динамика сбережений населения в 1996 – 2001 гг. и воздействие финансового кризиса 1998 г. на изменение их объемов и структуры. Подробно проанализированы особенности сберегательного поведения домохозяйств с разным уровнем благосостояния на основе материалов выборочных обследований.
Непосредственно после кризиса 1998 г., как отмечают авторы, произошло резкое падение уровня жизни населения. В тоже время уменьшилась и доля сбережений. Выделив эти тенденции, авторы подробнейшим образом проводят анализ причин и последствий углубления дифференциации в уровне доходов и объемов сбережений населения.
В статье рассматривается распределение населения по квантильным группам. Авторы делают выводы о факторах, обуславливающих динамику и структуру доходов населения и домохозяйств. Важным сдвигом, который обозначился в динамике доходов во второй половине 1999 года и получивший развитие в 2000 году, связывается с укреплением политической стабильности, улучшением инвестиционного климата, внешнеэкономической конъюнктурой, что через макроэкономические индикаторы отразилось на материальном положении населения. Экономический подъем связывается с ростом экономического производства, базирующегося на активизации процессов импортозамещения. Этот и другие позитивные факторы привели к увеличению финансовой устойчивости предприятий, а следовательно, сокращению долгов по зарплате.
Резюмируя факторы авторы подчеркивают, что рост реальных располагаемых доходов населения в 2000 году по сравнению с 1999 годом на 9% был связан с повышением заработной платы работников бюджетной сферы, индексацией пенсий и увеличением предпринимательских доходов.
В 2001 году реальные располагаемые доходы населения увеличились на 6%. Опережающим темпом росла начисленная заработная плата и социальные трансферты от органов государственного управления. Важно отметить, что в 2000-2001 годах происходил перевод части теневых доходов, получаемых в качестве скрытой оплаты труда, в официальные доходы, что было связано с уменьшением ставки налогообложения для физических лиц.
Начавшийся в 2000-2001 годах рост фиксированных источников доходов привел к некоторому снижению уровня дифференциации населения по доходам, несмотря на сохранение в целом высокого уровня социально-экономической дифференциации в обществе.
Вторым по значимости источником доходов стали предпринимательские доходы, что является особо острой проблемой, влияющей на социальную ситуацию и затрудняющую реформирование экономики.
Крайне острой проблемой, по мнению авторов, является увеличение дифференциации населения по уровню сбережений. Авторы приводят оценку нормы сбережения, рассчитываемую на основе балансов денежных доходов и расходов населения, а также как прирост нормы сбережений и финансовых активов к доходам на основе проведенных обследований.
В результате проведенного исследования, авторы приходят к выводу, что сберегательное поведение населения можно охарактеризовать целой системой различных показателей.
Экономический рост, по мнению авторов, продолжится в 2002 году и в последующие годы, будет сопровождаться увеличением реальных доходов населения. Однако значительного роста сберегательных возможностей населения можно ожидать лишь при преодолении деформации в структуре доходов.
В целом можно отметить, что данная статья является иллюстрацией практического анализа проблем российской экономики. Статья может быть исследователям в области данной проблематики, а также широкому кругу читателей, интересующимися проблемами доходов и уровня жизни населения.
Список литературы
15.11.2013
Подпись________
Информация о работе Денежный оборот: понятие, структура, показатели